Специфика и возможности самореализации и самосовершенствования в боксе
Авторы: Гвоздев Леонид Иванович, Романов Юрий Александрович, Козырева Ольга Анатольевна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, октябрь 2013)
Дата публикации: 20.09.2013
Статья просмотрена: 165 раз
Библиографическое описание:
Гвоздев, Л. И. Специфика и возможности самореализации и самосовершенствования в боксе / Л. И. Гвоздев, Ю. А. Романов, О. А. Козырева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4243/ (дата обращения: 23.11.2024).
Система образования и социально-средовые условия взаимодействия определяют приоритеты формируемых ценностей и способов познания, моделей и механизмов становления личности. Одним из широко пропагандируемых направлений социализации подростков является спорт, в нами рассматриваемом случае — это бокс.
Попытаемся уточнить понятия «самореализация», «социализация», «самосовершенствование», «самореализация в боксе», «социализация в боксе», «самосовершенствование в боксе», выявить педагогические условия самореализации и самосовершенствования в боксе.
Самореализация как категория современной педагогики объективно отражает специфические условия становления личности в структуре ведущей деятельности и общении, предопределяя получение и распределение материальных и идеальных благ, стимулирующих поиск оптимально возвышающих условий сосуществования в русле идей гуманизма, толерантности, здоровьесбережения и продуктивности.
Данные идеи не отрицают народной мудрости, которая сводится в эталоны и модели словесного творчества (пословицы, поговорки, присказки и пр.), отражающие ценности и приоритеты становления личности в унификации идей гармонизации и единства всех составных развития личности (духовного, физического, интеллектуального, трудового, патриотического и пр.).
Так никогда не перестанут быть актуальными пословицы и поговорки нашего народа — «хочешь мира — готовься к войне», «не бей лежачего», «под лежачий камень вода не течет», «с миру по нитке — нищему рубаха», «голод — не тетка», «мал золотник, да дорог», «не то золото, что блестит», «на деле — прав, на дыбе — виноват» и пр. Словесные модели отношений и формирования качеств личности определяются и средой, и сферой отношений, и индивидуальными потребностями и предпочтениями личности.
Под самореализацией будем понимать — циклический субъектно-средовый процесс самостоятельной постановки объективных задач, формируемых и решаемых на основе объективно выявленных противоречий и условий организации познания объективного в различных средах, поэтапно реализуемый личностью в продукте деятельности и общении как формах объективизации единства пространства и времени, бытия и материи, теории и практики.
Под самореализацией в боксе будем понимать — циклический субъектно-средовый процесс самостоятельной постановки объективных задач повышения качества выступлений на соревнованиях различного уровня по боксу, формируемых и решаемых на основе объективно выявленных условиях взаимодействия и противоречий, условий организации познания объективного в различных средах и модификации тактики организации тренировочного и соревновательного периодов, поэтапно реализуемых личностью в продуктах деятельности акместановления личности спортсмена, занимающегося боксом.
Под социализацией будем понимать процесс, акт и результат принятия социальной средой субъекта микро-, мезо-, макро-, мегагрупповых взаимоотношений в структуре оценки продуктивности преобразований и совокупности изменений антропологического генеза, непосредственно связанных с данным субъектом; в системе морально-этических норм и приоритетов личности, отражаемых в продуктах и результатах ведущей деятельности как векторов и матриц преобразования среды и личности, значимости и состоятельности идей гуманизма, здоровьесбережения, продуктивности и востребованности, конкурентоспособности и креативности, устойчивости и гибкости, располагающих систему к выявлению стабильных отношений, оптимизации и акмеологизации норм, ресурсов и механизмов социального регулирования генеральной совокупности единиц мультисредового взаимодействия; в целостном восприятии противоречий и устойчивом условно-бесконфликтном, субъектно-средовом, верифицируемом их решении.
Под социализацией через занятия боксом будем понимать личностно верифицируемый процесс проверки принятия результатов деятельности спортсмена, занимающегося боксом, в микро-, мезо-, макро- и мегагрупповых объединениях и их атрибутах, пьедесталах почета и вершинах отношений как критериев и показателей истинности преобразований и признания заслуг.
Под саморазвитием будем понимать процесс неустанно модифицируемого и верифицируемого становления личности через деятельность и общение, располагающих к самостоятельному поиску личностью (субъектом деятельности, культуры и пр.) оптимальных условий сосуществования и гармонизации внутреннего мира в микро-, мезо-, макро- и мегагрупповых отношениях как формах представления и отображения основ Цивилизации и Культуры.
Под саморазвитием в боксе будем понимать процесс самостоятельной постановки, модификации и верификации особенностей становления личности спортсмена, занимающегося боксом, в дальнейшим обогащающем социально-профессиональное пространство в ресурсах и продуктах, непосредственно и опосредованно связанных с системой микро-, мезо-, макро- и мегагрупповых отношений и преобразований, характерных для определенной культуры и образа научного и взаимодополняющего эзотерического мышления, располагающего личность к построению целостного мира в устойчивом его изменении и оптимизации, НТП и гуманизации.
Под самосовершенствованием будем понимать процесс поиска оптимально выявляемых и корректируемых противоречий достижения вершин личностного самоутверждения в ресурсах самореализации как форме становления и самосохранения личности целостной и уникальной.
Под самосовершенствованием вбоксе будем понимать процесс поиска оптимально выявляемых и корректируемых противоречий достижения вершин личностного самоутверждения спортсмена, занимающегося боксом, в ресурсах его многовариативной и полисистемной самореализации, предопределяющих качество и возможности становления и самосохранения личности целостной и уникальной.
Под самореализацией будем понимать процесс поиска оптимальных условий включения личности в структуру полисубъектных отношений и субъект-объектных преобразований объективной реальности, располагающих личность к верификации истинности модели ведущей деятельности и общения в микро-, мезо-, макро- и мега- масштабах.
Под самореализацией вбоксе будем понимать процесс поиска оптимальных условий включения личности в структуру тренировочного и соревновательного процессов, располагающих оптимальным потенциалом для становления спортсмена, занимающегося боксом, реализующих акметраектории в системе полисубъектных отношений и субъект-объектных преобразований, где личность спортсмена определяет возможности достижения вершин успеха в выбранном виде спорта и осуществляет процесс верификации истинности модели ведущей деятельности и общения в микро-, мезо-, макро- и мега- масштабах в условиях непрерывного профессионального образования, фасилитирующего своевременную смену социально-профессиональных ролей и отношений.
Изучив теоретико-эмпирические основы моделирования и модификации педагогических средств и условий [1–7], выделим педагогические условия самореализации и самосовершенствования в боксе:
1) Определение и верификация особенностей планирования и организации ресурсов тренировочного процесса в боксе как эталонов преобразования способов и форм отношений и реализации идей акместановления личности в структуре значимой деятельности и здоровьесберегающей системе полисубъектных взаимоотношений (общении).
2) Выявление системы и формы педагогического консультирования, оказания психологической и педагогической поддержки личности, включенной в тренировочно-соревновательный процесс на занятиях боксом.
3) Учет социально-педагогических норм, ресурсов, потребностей и возможностей личности и среды, а также нормального распределения способностей, склонностей, предпочтений, целей и прочих полисубъектных характеристик социального и профессионального взаимодействия в социальном континууме (антропосреде).
4) Организационно-педагогическое стимулирование тренеров по боксу администрацией СДЮСШ в повышении квалификации педагогической практики, обеспечивающей верификационное построение акметраекторий спортсменов, занимающихся боксом.
5) Принятие норм и требований современного непрерывного профессионального образования, способствующих многовариативному становлению личности в процессе формирования и роста, развития и самореализации на протяжении всей жизнедеятельности как форме социального и личностного самосохранения спортсмена.
Совокупность отраженных педагогических условий самореализации и самосовершенствования спортсмена в боксе определяют способы и формы, ресурсы и технологии построения тренировочно-соревновательного процесса.
Школа бокса в Кузбассе богата и тренерами, и воспитанниками. Так, тренер Л. И. Гвоздев подготовил и определил направление социализации и саморазвития, самосовершенствования и самореализации в боксе следующих спортсменов:
- Абидов Камран (1998 г.р., 42 кг.) — победитель открытого первенства турнира по боксу, приуроченного празднованию Нового года, г. Новокузнецк, 2013; победитель открытого первенства турнира по боксу, посвященного празднованию 23 февраля, г. Новокузнецк, 2013;
- Миллер Константин (2002 г.р., 27,5 кг.) — победитель открытого первенства турнира по боксу, посвященного празднованию 23 февраля, г. Новокузнецк, 2013; призер открытого первенства по боксу, посвященного празднованию ДНЯ ПОБЕДЫ (9 мая), г. Новокузнецк, 2013;
- Парасков Семен (2000 г.р., 39,5 кг.) — победитель открытого первенства по боксу, посвященного празднованию Нового года, призер открытого первенство по боксу, посвященного празднованию 23 февраля, г. Новокузнецк, 2013;
- Козуваев Али — победитель открытого первенства турнира по боксу, приуроченного празднованию 23 февраля, г. Новокузнецк, 2013 ;
- Никитенко Артем (1999 г.р., 76 кг.) — призер открытого первенства по боксу, посвященного празднованию ДНЯ ПОБЕДЫ (9 мая), г. Новокузнецк, 2013;
- Буланкин Евгений (1998 г.р., 57 кг.) — призер открытого первенства по боксу, посвященного празднованию 23 февраля, г. Новокузнецк, 2013;
- Фогель Дмитрий (2000 г.р., 48 кг.) — призер открытого первенства по боксу, посвященного празднованию 23 февраля, г. Новокузнецк, 2013 и др.
Яркими примерами продолжения идей тренерской работы в структуре непрерывного профессионального образования показывают воспитанники школы по боксу, обучающиеся в Кузбасской государственной педагогической академии на факультете физической культуры (г. Новокузнецк): Голубовский Алексей — к. м. с по боксу, Васина Екатерина — к. м. с по кикбоксингу.
Литература:
1. Ведяпин, К. С. Специфика и продуктивность социализации и самореализации подростков в боксе как результат формирования культуры самостоятельной работы / К. С. Ведяпин, О. А. Козырева // Теория и практика образования в современном мире (III): материалы Международной заочной научной конференции (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С.120–122.
2. Козырева, О. А. Социальная педагогика: учеб.пособ. для студ. пед.вузов /О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 217 с. [+прил. CD]. — ISBN 978–5–85117–495–7.
3. Марініч, Н. В. Вивчення основ соціальної педагогіки як модель формування гуманістичної спрямованості особистості майбутнього педагога / Н. В. Марініч, О. А. Козирєва, Е. Ю. Шварцкопф, А. І. Платоненко // Вісник Луганського національного університету ім. Т.Шевченка. педагогічні науки. — № 13 (272) липень, 2013. Ч. ІІ. — С.261–271.
4. Логачева, Н. В. Исследование особенностей социализации и самореализации обучающихся, занимающихся легкой атлетикой / Н. В. Логачева, О. А. Козырева // Вісник Луганського національного університету ім. Т.Шевченка. педагогічні науки. — За матеріалами VІ Міжнародної науково-практичної конференції „Інноваційні процеси в освітньому просторі: доступність, ефективність, якість”, присвяченої 10-річчю Українського відділення МАНПО. — № 22 (257) листопад 2012. — Ч.VІ. — С.236–238.
5. Редлих, С. М. Специфика формирования культуры самостоятельной работы обучающихся и студентов в контексте идей гуманно-личностной педагогики / С. М. Редлих, А. А. Кошелев, О. А. Козырева // Вісник Луганського національного університету ім. Т.Шевченка. педагогічні науки. — № 5 (264) березень, 2013. Ч.ІІ. — С.216–229.
6. Кошелев, А. А. Портфолио школьника: учебное пособие / А. А. Кошелев, О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2011. — 38 с. [+прил. на DVD]. — ISBN 978–5-85117–615–9.
7. Козырева, О. А. Управление образовательными системами: учеб.пособ. для студ. пед.вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 97 с. [+прил. на DVD]. — ISBN 978–5-85117–552–7.