Условия самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (55) август 2013 г.

Дата публикации: 05.08.2013

Статья просмотрена: 2697 раз

Библиографическое описание:

Толочкова, Е. В. Условия самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования / Е. В. Толочкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 8 (55). — С. 436-440. — URL: https://moluch.ru/archive/55/7600/ (дата обращения: 19.11.2024).

Современный социальный запрос на продуктивную личность, способную к «самодостраиванию», принятию самостоятельных решений, определяющую приоритетными потребности духовного, интеллектуального, творческого порядка, озвученный в Законе РФ «Об образовании» [1], дает широкие возможности самореализации личности в разных сферах деятельности и создает необходимость поиска организационно-педагогических условий, активизирующих ее становление через самореализацию. Любительское музицирование является одной из форм самореализации личности, осуществляемой посредством творчества под влиянием внутренней потребности [2].

Феномен самореализации имеет междисциплинарный характер и подробно рассматривается в научных трудах философии, психологии, социологии, педагогики. Анализ литературных источников демонстрирует широкое разнообразие подходов исследователей к определению этого явления. Самореализация определяется разными авторами как:

-          процесс (Л. Н. Коган, Н. А. Бердяев, А. В. Хуторский, Л. М. Митина);

-          деятельность (С. Л. Рубинштейн, Т. А. Ветошкина, Н. Н. Михайлов);

-          творчество (Л. В. Сохань, Г. К. Чернявская);

-          потребность (А. Маслоу, К. Роджерс);

-          механизм (О. С. Газман, Е. И. Горячева, Н. Б. Крылова)

а также рассматривается в контексте категорий:

-           цель (Л. А. Цыренова, В. П. Лаврентьев);

-          индивидуальность личности (Б. Г. Ананьев, В. И. Муляр);

-          возможности и внутренний потенциал личности (И. Ф. Ведин, Л. А. Коростылева, Л. Г. Брылева).

Таким образом, в процессе исследования самореализации личности можно рассматривать это явление как цель, средство, процесс, состояние, результат. В качестве конечной цели самореализация рассматривается в исследованиях самоактуализации личности (А. Маслоу). Как состояние — оценивается в виде показателя удовлетворенности жизнью (Д. А. Леонтьев). В контексте нашего исследования наибольший интерес представляет трактовка самореализации как процесса, связанного с активным воплощением потенциала личности в деятельности, и как результата — определенного уровня личностного развития в творческом процессе. В связи с этим мы опираемся на определение, сформулированное Е. А. Никитиной, представляющее самореализацию в триедином блоке определений: как процесс перехода потенциальных возможностей в актуальные при достаточном обеспечении условий этого перехода; как динамическое саморазвертывающееся взаимодействие человека с миром в деятельностной форме активности, при котором осуществляется выделенный выше переход; как компонент жизнедеятельности, включающий личностное осмысление и решение жизненных задач в системе его взаимодействия с миром путем социально принятых и ситуативно возможных способов поведения личности и проявляющийся в индивидуальном порядке [3].

В исследованиях самореализации нередко можно наблюдать смешение понятий «самореализация», «самоактуализация», «саморазвитие» как близких по значению. Обратимся к уточнению соотношения этих понятий. Часть исследователей рассматривают совместно близкие понятия «самореализация», «самоактуализация», «саморазвитие». Отечественные психологи утверждают, что термин «самореализация» употребляется в качестве более общего по отношению к понятиям «самоактуализация», «самоутверждение», «саморазвитие». В иностранных научных трудах (К. Роджерс, А. Маслоу) термин «самореализация» (self-realization) часто является синонимом термина «самоактуализация» (self-actualization). В них самоактуализация означает реализацию своих потенциальных способностей, что созвучно со многими определениями самореализации. Этимологическое определение терминов «self-actualization» и «self-realization» ведет к небольшому смысловому различию. Реализация («realization») подразумевает осознание, мыслительную (когнитивную) деятельность. Актуализация («actualization») несет значение деятельности как процесса (от лат. «actus» — поступок), имеющего вещественный результат. А. Маслоу акцентирует практический аспект деятельности при самоактуализации, утверждая, что «самоактуализация — это труд … чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать» [4]. Самореализация же представляет работу личности на внутреннем плане, мыслительную активность личности наряду с деятельностным ее проявлением.

Проследим взаимосвязь близких понятий самореализации и саморазвития. А. А. Идинов отмечает параллельное протекание заданных процессов, где саморазвитие является «своеобразным аккумулированием себя, накоплением в себе энергии, умений, навыков и способностей», а самореализация представляет «выделение из себя всего этого, аккумулирование накопленного, выработанного самим человеком для демонстрации своего Я» [5]. В то же время, К. А. Абульханова-Славская определяет самореализацию как «высшую стадию саморазвития (самосовершенствования)» [6], результат личностного роста и развития. Здесь же она приравнивает саморазвитие и самосовершенствование как два взаимообуславливающих процесса, понимая под саморазвитием (самосовершенствованием) процесс приобщения к культуре, постоянного повышения уровня своих знаний и активной реализации себя (самореализации) в жизни. Таким образом, она определяет самореализацию как часть целостного процесса саморазвития.

Мы находим подтверждение этому выводу в подходе Н. Б. Крыловой. Она определяет самореализацию как отдельный функциональный блок в целостном системообразующем процессе саморазвития личности в ряду многих иных связанных целостным образом «само» процессов: самопознания, самоорганизации, самоопределения и других [7]. Это дает нам возможность рассматривать и использовать эти процессы в их сочетании в качестве неотъемлемых атрибутов саморазвития (Рис.1.).

Рис. 1. Взаимозависимость «само»-процессов

Обратимся к определению структуры самореализации. На основе анализа литературных источников были выявлены несколько компонентов, составляющих целостный процесс самореализации личности: мотивационно-деятельностный, когнитивный, организационный, эмоционально-ценностный, коммуникативный. Рассмотрим подробнее каждый из выделенных компонентов самореализации личности.

Мотивационно-деятельностный компонент самореализации личности имеет ключевое значение в качестве побуждающего к активной деятельности. Серьезная внутренняя работа, связанная с самореализацией предполагает наличие сильного побуждающего мотива для личностного роста. Е. П. Ильин отмечает, что «границы мотива определяются, с одной стороны, потребностью, а с другой — побуждением к достижению реальной цели» [8]. Так, он рассматривает потребность как средство побуждения, преобразования состояния нужды в мотивы через обретение предметного содержания — опредмечивания личностного потенциала.

Потребность в самореализации и самоактуализации рассматривается психологами как высшая ступень иерархической структуры потребностей члена цивилизованного общества. В типологии потребностей человека, разработанной Д. А. Леонтьевым, потребность в самореализации относится к потребностям в воплощении предметного вклада в деятельности, которая осуществляется через потребность в творчестве, в социально-преобразовательной деятельности [9]. Внутренняя потребность в творчестве является основой любительского музицирования и способствует самореализации.

Соотношение мотивов и интересов к самореализации в процессе музицирования с возможностями личности будет адекватным только при условии глубокой внутренней оценки собственных способностей, личностных качеств в процессе самопознания и самооценки. Тесная связь когнитивного компонента самореализации с ее глубоким и полным воплощением просматривается в утверждении, что «познавая себя, выясняя свои силы и возможности, человек тем самым создает возможности для реализации своих сущностных сил в процессе деятельности. Чем полнее и адекватнее человек познал себя, тем более полной будет самореализация» [7]. Реализация когнитивного компонента заложена в определении функции самореализации в современном социокультурном пространстве (Крылова Н. Б.) как раскрытии потенциала личности, где потенциал личности представлен способностями, системой знаний, умений и навыков.

Организационный компонент самореализации личности предполагает самоорганизацию, саморегуляцию, самоуправление личности, являющиеся неотъемлемыми составляющими целостного процесса самореализации, посредством которых субъект осуществляет достижение поставленных целей. Коммуникативный компонент выделен на основе определения самореализации, и проявляется в системном, динамическом взаимодействии человека с миром в процессе деятельности. Эмоционально-ценностный компонент самореализации осуществляется через эмоциональную саморегуляцию, ценностное осознание творческого процесса.

Основываясь на выделенных компонентах самореализации, рассмотрим внутренние и внешние условия успешной самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования. Внутренние условия самореализации управляемы и осознанны личностью, исходят из ее внутренних сил и потенций. Часть условий определяется потенциалом личности, уже имеющимся составом личности на определенном этапе развития, который будет задействован в самореализации. Среди них исследователи (Э. Шостром, А. Маслоу) акцентируют внимание на мотивационных характеристиках личности (интерес, потребность), ценностных характеристиках (осознанность, как способность самостоятельно формировать свое мнение о произведениях искусства, о музыке, жизни, общественный интерес), эмоциональных характеристиках (наполненность жизни, искренность в любых чувствах), коммуникативных характеристиках (глубокие межличностные отношения).

Иные внутренние условия связаны с действиями, реализуемыми вовне и самодействиями, направленными вовнутрь личности. Они включают деятельностную реализацию, определение и достижение целей деятельности, «готовность, способность и возможность их осуществления» [2]. Таким образом, самореализация является инициативой личности изнутри, регулируется ею. Здесь мы можем согласиться с выводами Владиславлева А. Н., который обозначает собственную активность личности, включенной в воспитательный процесс в качестве субъекта и соавтора, основным механизмом самореализации как составляющей педагогически управляемого процесса [10].

Успешность самореализации определяется личностными усилиями. В то же время, наличие только внутренних условий и потребностей не всегда приводит к состоявшейся самореализации. Обязательно наличие внешних стимулов и побуждений, которые способны, затрагивая личностную сферу, влиять на корректировку самореализации, ее совершенствование в целях наиболее полного раскрытия личностных потенциалов, способствовать установлению определенного эмоционального фона самореализации, что акцентирует внимание на особой значимости внешних условий эмоционально-ценностного порядка в процессе самореализации личности. Внешними условиями успешной самореализации исследователи (Е. А. Никитина, О. С. Газман) называют:

-          свободу и пространство преобразовательной деятельности и творчества;

-          соизмеримость внешних требований и собственных внутренних возможностей;

-          психологический комфорт;

-          заинтересованность и адекватную оценку достижений личности окружающими;

-          востребованность окружающими качеств личности индивидуально для нее значимых.

Особую сложность составляет сбалансированное сочетание внешних и внутренних условий самореализации, способствующих целостному развитию личности. Педагогическое управление самореализацией с целью создания оптимальных внешних условий может выражаться в помощи и поддержке, и принимать формы педагогической помощи, социально-педагогической защиты, психолого-педагогической коррекции индивидуального развития, стимулировании самореализации. В педагогическом процессе любительского гитарного музицирования создание оптимальных внешних и внутренних условий ведет к проявлению всех структурных компонентов самореализации личности.

Подход Горячевой Е. И. к процессу самореализации как к двум взаимосвязанным аспектам: содержательному, который определяет конкретные способности конкретной личности, и представлен условиями потенциальных возможностей личности; и процессуальному, указывающему на те действия, которые актуализируют, проявляют данные способности [11], позволяет наблюдать проявления различных компонентов самореализации личности в двух направлениях: динамике формирования внутренних качеств и свойств личности и продуктивности деятельности, свободе в выражении потенциала.

Проявление мотивационно-деятельностного компонента самореализации личности в процессе любительского гитарного творчества происходит через высокие показатели сформированности таких качеств и свойств личности, как целеустремленность, инициативность и самостоятельность. Заинтересованность в поиске и применении информации связанной с любительской гитарным музицированием, увлеченность в реализации творческих проектов, устойчивая потребность в деятельном воплощении любительского гитарного музицирования, которая проявляется в постоянном проявлении инициативы и самостоятельности в решении творческих задач, являются показателями успешной самореализации личности участника объединения любительского гитарного музицирования. Продуктивность деятельности также является одним из проявлений мотивационно-деятельностного компонента самореализации личности. Она выражается в регулярном участии в организации творческой деятельности в процессе любительского гитарного музицирования, реализации результата собственной творческой деятельности в публичных выступлениях, наличии наград на мероприятиях гитарного музицирования разного уровня.

Проявлениями когнитивного компонента самореализации личности становятся умелое использование полученных знаний в области теории, истории и технологии гитарного творчества, грамотное применение знаний относительно ситуации. Участник объединения любительского гитарного музицирования заинтересован в реализации знаний и творческих достижений окружающим, способен быстро ориентироваться в новых условиях, создавать собственные способы действий, трансформировать полученные знания в зависимости от условий. Он стремится к пополнению знаний и самостоятельно осуществляет поиск новой информации в сфере гитарного музицирования из разных источников, заинтересован в участии в познавательных творческих мероприятиях.

Успешность организационного компонента самореализации может прослеживаться в наличии таких ярко выраженных качеств и свойств личности, как энергичность, ответственность и дисциплинированность, самостоятельность и развитые лидерские качества. В процессе деятельности участник способен грамотно направлять деятельность коллектива с помощью волевого и эмоционального воздействия, входит в актив объединения, требователен к выполнению поставленных целей от себя и окружающих и проявляет находчивость при их достижении. Творческий подход к выполнению коллективных заданий является ярким проявлением самореализации личности. Продуктивный показатель самореализации проявляется в регулярной организации творческих программ и активном участии в их подготовке, что обуславливает наличие большого опыта организационной деятельности в сфере любительского гитарного музицирования.

Ярко выраженное позитивное отношение к процессу любительского гитарного музицирования, проявляющееся в устойчивости положительного эмоционального восприятия творческого процесса, полном согласии с содержанием и формой деятельности клубного объединения, является проявлением эмоционально-ценностного компонента самореализации личности. Кроме того, показательным будет развитый навык самоконтроля, осознанное и адекватное проявление эмоциональных реакций, грамотное владение проявлениями собственных эмоций в процессе творческой деятельности и общения. Осмысленное ценностное отношение участника к гитарному музицированию, владение критериями оценки результатов гитарного музицирования, способность давать им осмысленную оценку, высоко развитые вкусы в восприятии гитарного творчества говорят о высоком уровне самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования.

Коммуникативный компонент самореализации проявляется в развитом навыке организации общения в соответствии с общепринятыми нормами и правилами, умении доступно, четко, грамотно излагать собственные мысли, налаживать оптимальные связи и взаимодействия ради достижения поставленных творческих целей. Участник способен учитывать индивидуальные особенности собеседника в процессе общения, терпеливо и уважительно относится к собеседникам, быстро находит компромиссы при возникновении конфликта. Показательными являются сроки адаптации в коллективе, налаживания контактов, использование различных форм общения в зависимости от условий, умение привлечь внимание собеседника, в диалоге получить нужную информацию.

Проведенное исследование послужило основой для разработки модели и программы самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования в условиях деятельности учреждений социально-культурной деятельности и дополнительного образования.

Литература:

1.         «Об образовании в Российской Федерации»: федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г.

2.         Хвостова И. А. Любительское музицирование: теория, история, практика. Тамбов, 2004.

3.         Никитина Е. А. Самореализация школьника в учении: теория и практика: автореф. дисс. … канд. пед. наук. Саратов, 2002.

4.         Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности: Тексты. М., 1982.

5.         Идинов А. А. Самореализация личности в непроизводственной сфере общества (онтологический и гносеологический анализ): автореф. дисс. … канд. филос. наук. Фрунзе, 1990.

6.         Абульханова-Славская КЛ.Стратегии жизни. М., 1991.

7.         Новые ценности образования: содержание гуманистического образования / Под ред. О. С. Газмана. М., 1995. С. 67–103.

8.         Ильин Е. П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. М., 1995. Т. 16, № 2, С. 27–41.

9.         Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М., 1997, С. 156–176.

10.     Владиславлев А. Н. В поисках концепции // Вестник высшей школы, 1989, № 6, С. 48–50

11.     Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука. М., 1995. С. 139–149

Основные термины (генерируются автоматически): любительское гитарное музицирование, самореализация, процесс, гитарное музицирование, качество, компонент самореализации личности, потребность, процесс деятельности, свойство личности, творческий процесс.


Похожие статьи

Особенности самореализации и саморазвития личности массажиста в условиях непрерывного профессионального образования

Методы формирования имиджа как индивидуального образа в процессе творческой самореализации личности подростка

Педагогические условия самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби

Мультисредовый подход как вектор социализации и самореализации подростков в структуре занятий легкой атлетикой

Возможности социализации и самореализации молодежи в спорте и модели формирования культуры самостоятельной работы

Педагогические условия самореализации будущего учителя в процессе педагогической практики

Разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированного подходов на уроках хорового пения

Условия профессионально-педагогической самореализации в контексте формирования культуры самостоятельной работы педагога по физической культуре

Модели и условия самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса социализации

Похожие статьи

Особенности самореализации и саморазвития личности массажиста в условиях непрерывного профессионального образования

Методы формирования имиджа как индивидуального образа в процессе творческой самореализации личности подростка

Педагогические условия самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби

Мультисредовый подход как вектор социализации и самореализации подростков в структуре занятий легкой атлетикой

Возможности социализации и самореализации молодежи в спорте и модели формирования культуры самостоятельной работы

Педагогические условия самореализации будущего учителя в процессе педагогической практики

Разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированного подходов на уроках хорового пения

Условия профессионально-педагогической самореализации в контексте формирования культуры самостоятельной работы педагога по физической культуре

Модели и условия самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса социализации

Задать вопрос