Самоактуализация как фактор профессионального развития педагога общеобразовательной школы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шинкоренко, А. В. Самоактуализация как фактор профессионального развития педагога общеобразовательной школы / А. В. Шинкоренко. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 189-192. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/112/ (дата обращения: 16.11.2024).

Проблема самоактуализации имеет в психологии не очень большую историю, но достаточно быстро стала ключевым системообразующим элементом гуманистического направления в современной психологии и педагогике. Исследования по данному вопросу, проводимые такими учеными как Ш. Бюллер, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс. Э.Шостром, В. Франкл, Л.И. Анциферова, доказывают существование необходимости разработки эффективного обеспечения самоактуализации личности педагога, так как только самоактуализирующаяся личность может как успешно развиваться в педагогическом процессе, так и успешно обучать. Эти ученые определяют понятие «самоактуализация» по-разному, например, в психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского данный термин расшифровывается как «стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личных возможностей» [1, с. 349], согласно же А. Маслоу, самоактуализация – «это желание стать всем, чем возможно: это потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. [2, c.354]

Что же мы подразумеваем, когда используем термин «самоактуализирующаяся личность»?

По А. Маслоу, «самоактуализированный человек характеризуется следующим набором свойств, каждое из которых в цивилизованном обществе должно быть принято как положительное и для индивида, и для целого общества: эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с реальностью; приятие (себя, других, природы); спонтанность, простота, естественность; служение; отстраненность, потребность в уединении; автономность, независимость от попкультуры и среды, воля и активность; свежий взгляд на вещи; высшие переживания; братское отношение к людям; верные межличностные отношения; демократичность; умение отличать средство от цели, добро от зла; философское чувство юмора; творчество; сопротивление культурному влиянию» [3, с. 27]

Самоактуализирующиеся люди, все без исключения, вовлечены в какое-то дело, во что-то находящееся вне их самих. Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них – это своего рода призвание, в старом, проповедническом смысле слова. Они занимаются чем-то, что является для них призванием судьбы и что они любят так, что для них исчезает разделение «труд – радость». Один посвящает свою жизнь закону, другой – справедливости, еще кто-то – красоте или истине. Все они тем или иным образом посвящают свою жизнь поиску «бытийных» ценностей, то есть поиску определенных ценностей, которые являются подлинными, и не могут быть сведены к чему-то более высокому. Имеется около четырнадцати таких Б-ценностей: истина, красота, добро, совершенство, простота, всесторонность и т. д.

Несмотря на то, что необходимость в самоактуализации является фактом, е требующим доказательств, лишь небольшой процент личностей можно назвать самоактуализировавшимися (по разным данным от 1 до 5%), хотя самоактуализационное стремление свойственно всем людям, начиная с первого детского «Я сам!».

Исследования показывают, что развитие самоактуализации личности педагогов должно начинаться уже на этапе профессиональной подготовки, в период, когда формируются необходимые педагогические умения и навыки, так как знание основных потребностей ученика может указать педагогу на особенности тех педагогических условий, которые педагог должен создавать для последовательного и успешного развития личности ребенка. Следовательно, необходимо так проектировать педагогически процесс, чтобы у будущих специалистов была возможность осознанно проявлять самостоятельность, самоанализ, самокритику, самооценку и другие качества, являющиеся частью самовоспитания личности.

Проблема формирования потребности в самоактуализации в педагогическом процессе в силу наличия большого количества разноплановых факторов относится к числу наиболее сложных, тем не менее, согласно А. Маслоу, существует восемь путей самоактуализации [4, с. 102].

Во-первых, самоактуализация означает полное, живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью, то есть переживание без подростковой застенчивости. В момент самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком. Это момент, когда «Я» реализует само себя. В настоящее время мы можем видеть, как в молодых людях, которые хотят казаться жестокими, циничными и умудренными опытом, вновь появляется что-то от детского равнодушия; что-то невинное и свежее отражается в их лицах, когда они полностью посвящают себя переживанию момента. Ключом к этому является бескорыстие. Наши молодые люди страдают от недостатка бескорыстия и переизбытка застенчивости и самомнения.

Во-вторых, само слово «Самоактуализация» подразумевает наличие «Я», которое может актуализироваться. Человек – это не податливый воск. Он всегда уже есть нечто, по меньшей мере, некоторая стержневая структура. Человеческое существо есть уже как минимум определенный темперамент.

В-третьих, необходимо представить себе жизнь как процесс постоянного выбора. В каждый момент имеется выбор: продвижение или отступление. Либо движение к еще большей защите, безопасности, боязни, либо выбор продвижения и роста. Выбрать развитие вместо страха десять раз в день – значит в десять раз продвинуться к самоактуализации. Самоактуализация – это непрерывный процесс; она означает многократные отдельные выборы: лгать или оставаться честным, воровать или не воровать. Самоактуализация означает выбор из этих возможностей возможности роста. Вот что такое движение самоактуализации.

В-четвертых, когда вы сомневаетесь в чем-то, старайтесь быть честными, не защищайтесь фразой: «Я сомневаюсь». Часто, когда мы сомневаемся, мы бывает неправдивы. Обращаясь к самому себе, требуя ответа, - это значит взять на себя ответственность. Это сам по себе огромный шаг к самоактуализации. Всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализируется.

В-пятых, до сих пор мы говорили о переживании без критики, о предпочтении выбора роста выбору страху, о прислушивании к голосу импульса, о честности и о принятии на себя ответственности. Это шаги к самоактуализации, и все они обеспечивают лучший жизненный выбор. Человек, который совершает эти небольшие поступки во всякой ситуации выбора, обнаружит, что они помогают лучше выбрать то, что конституционально ему подходит. Он начинает понимать, что является его предназначением, в чем смысл его жизни. Человек не может сделать хороший жизненный выбор, пока он не начинает прислушиваться к самому себе, к собственному Я в каждый момент своей жизни.

Для того чтобы высказать честное мнение, человек должен быть отличным, независимым от других, должен быть нонконформистом.

В-шестых, самоактуализация – это не только конечное состояние, но также процесс актуализации своих возможностей. Это, например, развитие умственных способностей посредством интеллектуальных занятий. Здесь самоактуализация означает реализацию своих потенциальных способностей. Самоактуализация – это необязательно совершение чего-то из ряда вон выходящего; это может быть, например, прохождение через трудный период подготовки к реализации своих способностей. Самоактуализация – это труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать.

В-седьмых, высшие переживания – это моменты самоактуализации. Это мгновения экстаза, которые нельзя купить, которые могут быть гарантированы и которые невозможно даже искать.

Можно, однако, и наоборот, поставить себя в такие условия, при которых их проявление будет крайне маловероятным. Отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе, понимание того, для чего ты непригоден, что не является твоими потенциальностями, - это также часть раскрытия самого себя, того, чем ты в действительности являешься.

Практически каждый испытывает высшие переживания, но не каждый знает об этом. Некоторые люди отстраняются от этих кратковременных тонких переживаний.

В-восьмых, найти самого себя, раскрыть, что ты собой представляешь, что для тебя хорошо, а что плохо, какова цель твоей жизни – все это требует разоблачения собственной психопатологии. Для этого нужно выявить свои защиты и после этого найти в себе смелость преодолеть их. Это болезненно, так как защиты направлены против чего-то неприятного. Но отказ от защиты стоит того.

Таким образом, с точки зрения теории самоактуализирующейся личности, задача человека – стать тем, чем возможно – самим собой – в обществе, где условия не способствуют этому. Человек – высшая ценность и, в конечном счете, отвечает лишь за то, чтобы состояться.

Также можно выделить ряд условий, при которых достигается эффективность профессиональной самоактуализации педагогов:

  • наличие мотивационной сферы к самопродвижению для профессиональной самоактуализации личности, стимулирование заинтересованности личности педагога в реализации своего творческого потенциала;

  • учет индивидуальных особенностей личности, определяющих творческое самовыражение, ее сущность, степень значимости в профессиональном развитии;

  • осознание значимости гуманистической ценности творческой индивидуальности личности;

  • организация обучения будущих педагогов должна способствовать формированию следующих качеств профессионально-самоактуализирующейся личности: профессионального самоуважения, профессиональной креативности, профессионально-познавательной потребности. профессиональной синергетичности, гибкости профессионального поведения, профессионально-ценностных ориентаций и компетентности во времени.

  • развитие способности студентов к осмыслению результатов своей деятельности и деятельности учащихся, осуществляемое в различных организационных формах обучения, позволяет им отбирать такие способы педагогической деятельности, которые являются «импульсом» для развития креативности;

  • овладение знанием о явлении самоактуализации, путях самоактуализации, о творчестве сочетается с его реализацией в педагогическом процессе.

Таким образом, характерными особенностями самоактуализации личности является, с одной стороны, стремление педагогов и студентов - будущих педагогов - к активному и творческому взаимодействию с окружающим миром (принятие ценностей Истины, Добра, Совершенства и др.), а с другой стороны, отмечаются трудности самопонимания и самовыражения, недоверие к себе, собственным возможностям и природе человека в целом.

В связи с этим в качестве психологического сопровождения с целью самораскрытия, самопознавания, самоосознавания, как важнейших ступеней самоактуализации, в процессе профессиональной подготовки, а также в педагогической деятельности, необходимо организовать (в качестве факультатива) специальный курс, включающий лекционно-практические и тренинговые занятия.


  1. Краткий психологический словарь / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского; ред.-составитель Л. А. Карпенко.— 2-е изд., Ростов-на-Дону: 1998.

  2. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Текст. М.: 1982.
  3. Маслоу А. "Мотивация и личность. СПб.: 1999.
  4. Маслоу А. Психология бытия. М.: 1997.

Основные термины (генерируются автоматически): Самоактуализация, жизнь, момент самоактуализации, педагогический процесс, переживание, Петровское, профессиональная подготовка.

Похожие статьи

Исследовательская деятельность как одна из форм профессиональной самореализации педагога

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Коммуникативность как составная часть методической компетентности педагога профессионального колледжа

Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога

Психологическая компетентность современного педагога как условие качественного освоения образовательной программы

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Проектная деятельность как необходимый компонент профессиональной подготовки будущего учителя

Проектирование технологий обучения как педагогическое условие профессионального развития личности специалиста

Роль инновационного образования при формировании профессиональных знаний

Практика развития субъекта учебной деятельности в системе развивающего обучения как основа реализации современных образовательных стандартов

Похожие статьи

Исследовательская деятельность как одна из форм профессиональной самореализации педагога

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Коммуникативность как составная часть методической компетентности педагога профессионального колледжа

Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога

Психологическая компетентность современного педагога как условие качественного освоения образовательной программы

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Проектная деятельность как необходимый компонент профессиональной подготовки будущего учителя

Проектирование технологий обучения как педагогическое условие профессионального развития личности специалиста

Роль инновационного образования при формировании профессиональных знаний

Практика развития субъекта учебной деятельности в системе развивающего обучения как основа реализации современных образовательных стандартов