Специфика самосовершенствования и самореализации тренера-преподавателя по регби
Авторы: Криулькин Иван Вячеславович, Петухова Надежда Александровна, Козырева Ольга Анатольевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2013)
Статья просмотрена: 518 раз
Библиографическое описание:
Криулькин, И. В. Специфика самосовершенствования и самореализации тренера-преподавателя по регби / И. В. Криулькин, Н. А. Петухова, О. А. Козырева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3589/ (дата обращения: 17.12.2024).
- Современные возможности получения образования любым
субъектом свободного образовательного пространства подразумевают
определенные условия подготовки к построению и реконструкции
моделей самосовершенствования и самореализации. В данном
ракурсе можно определить особенности построения педагогического
взаимодействия тренера-преподавателя в структуре системы
принципов педагогического взаимодействия, согласованно регулирующих
возможность тренера-преподавателя по регби осуществлять процессы
познания и преобразования внутреннего мира личности и внешней
окружающей среды, данные особенности выражаются в таких
феноменах, как самоопределение, самовоспитание, самообучение,
саморазвитие, самообразование, самосовершенствование,
самореализация, педагогическое взаимодействие, обучение, воспитание,
социализация и пр., рассматриваемых нами как процессы,
результаты и механизмы объектной педагогической реальности.
- Мы ограничимся в нашей работе возможностями самореализации и самосовершенствования тренера-преподавателя по регби в структуре его профессионально-педагогической деятельности и общения.
- Под самосовершенствованием тренера-преподавателя по регби будем понимать процесс самостоятельного, неустанного, ситуативного развития личности педагога в структуре ведущей деятельности и профессионально-педагогического общения, фасилитирующих включение личности-педагога или преподавателя в систему воспитания, обучения, социализации, самоопределения, саморазвития, самосовершенствования и пр. в согласованном, ступенчатом или концентровом росте качеств личности, ценностей, компетенций и моделей познания, преобразования объективной реальности, предопределяющих и основу деятельности, и ее результат, где специфика игры в регби определяет составную профессионального мастерства регбиста, а уровень знаний и компетенций педагогической науки в согласованном действии со знанием специфики игры в регби — профессионально-педагогическую культуру и профессионализм педагога или тренера-преподавателя.
- Под профессионально-педагогической культурой тренера-преподавателя будем понимать результат и уровень сформированности компетенций и мастерства по ретрансляции социального, социально-педагогического и профессионально-педагогического знания в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах и средах как основы и базиса распространения/передачи социального и социально-профессионального опыта, определяющегося в наличии собственных наработок, трудов, высот и достижений в области педагогической науки и практики, где физическая культура и спорт (ФК и С) являются предметной составляющей и вектором выявления противоречий, отражения традиционных способов решения их, а также моделирования и внедрения инноваций в систему ФК и С.
- Под ведущей деятельностью тренера-преподавателя по регби мы понимаем научно-методическую работу в осуществлении и поиске оптимальных способов, форм, методов и средств обучения спортсменов-регбистов правилам, тактике игры в регби, где результаты соревнований являются показателем профессионально-педагогического мастерства педагога/тренера преподавателя по регби.
- Под самореализацией тренера-преподавателя по регби будем понимать процесс самостоятельного, ситуативного поиска и осуществления его в оптимальных условиях профессионально-педагогического или педагогического взаимодействия тренера-преподавателя по регби и спортсменов-регбистов, определяющих и получающих в совместной деятельности и индивидуально свои и групповые наивысшие достижения в игре регби.
- Под моделью самореализации тренера-преподавателя по регби мы понимаем идеальную форму представления и отображения перспектив и достижений тренера как педагога-профессионала в структуре обучения игры в регби.
- Под моделью самосовершенствования тренера-преподавателя по регби мы понимаем идеальную форму представления и отображения перспектив личностного, педагогического, профессионального роста в структуре самопознания и взаимодействия с субъектами и объектами микро-, мезо-, макро- и мегагрупповых отношений, определяющих нормы, правила, эталоны, проблемы и допустимые границы-варианты решений определяемых противоречий, дилемм, проблем и задач современной педагогической теории и практики.
- Попытаемся выделить модели самореализации и самосовершенствования в контексте формирования культуры самостоятельной работы (КСР) и профессионально-педагогической культуры (ППК) тренера-преподавателя по регби.
- Первый уровень — объектный уровень сформированности КСР и ППК. Определяется способностью тренера-преподавателя владеть традиционными формами, способами, методами и технологиями создания оптимальных условий для становления личности спортсмена-регбиста в системе межличностных и межгрупповых отношений в структуре игры в регби. В описании модели данного уровня тренер-преподаватель хорошо владеет различными способами фиксации информации, поисковыми знаниями, умениями, навыками и компетенциями, которые определяют неустанный поиск и переход на следующий — индивидуальный уровень сформированности КСР и ППК, и, как следствие, уровень сформированности самореализации и самосовершенствования тренера-преподавателя по регби. На объектном уровне процесс самореализации и самосовершенствования определяются традиционными способами в модели «делай как я», «так делали до меня, я делаю также» и пр.
- Второй уровень — индивидуальный уровень сформированности КСР и ППК. Определяется способностью тренера-преподавателя моделировать и уточнять, дополнять и модернизировать, систематизировать и трансформировать научно-педагогическое знание в различном контексте его использования в структуре тренировочного процесса и соревнований по регби. В описании модели данного уровня тренер-преподаватель хорошо владеет различными способами фиксации информации, поисковыми знаниями, умениями, навыками и компетенциями, способностью моделировать продукты, связанные с непосредственной профессионально-педагогической деятельностью тренера-преподавателя по регби. Данные особенности познания и преобразования объективной реальности определяют переход на следующий — субъектный уровень сформированности КСР и ППК, и, как следствие, уровень сформированности самореализации и самосовершенствования.
- Третий уровень — субъектный уровень сформированности КСР и ППК. Определяется способностью тренера-преподавателя внедрять моделируемые и апробируемые продукты деятельности и общения в систему обучения и профессионально-педагогического взаимодействия. В описании модели данного уровня тренер-преподаватель хорошо владеет различными способами фиксации информации, поисковыми ЗУН-ами и компетенциями, способностью моделировать и внедрять продукты, связанные с непосредственной профессионально-педагогической деятельностью тренера-преподавателя по регби. Данные особенности познания и преобразования объективной реальности определяют переход на следующий — заключительный (итоговый) — личностный уровень сформированности КСР и ППК, и, как следствие, уровень сформированности самореализации и самосовершенствования.
- Четвертый уровень — личностный уровень сформированности КСР и ППК. Определяется способностью тренера-преподавателя создавать условия для внедрения его инноваций в микро-, мезо-, макро- и мегагруппы в структуре занятий, связанных с игрой в регби. На данном уровне появляется своя школа с системой начинаний учеников строить отношения по типу выше перечисленных трех. Данный уровень не имеет пределов, его тактика и мастерство никогда не заканчиваются в рамках традиционного знания, а любое его авторское, традиционное знание всегда имеет перспективы для преобразования, преломления, трансформации, ситуативного видоизменения.
- Попытаемся сформулировать систему принципов педагогического взаимодействия спортсменов-регбистов и тренера-преподавателя по регби в структуре тренировочного процесса и тренировочных занятий:
- I. Принцип научного, целостного, оптимального, гуманно-личностного построения тренировочного процесса и тренировочных занятий в согласованном выборе условий и моделей самосовершенствования и самореализации спортсмена-регбиста:
- Мы ограничимся в нашей работе возможностями самореализации и самосовершенствования тренера-преподавателя по регби в структуре его профессионально-педагогической деятельности и общения.
- принцип последовательности, системности, систематичности в планировании и организации педагогического взаимодействия тренера-преподавателя и спортсмена-регбиста;
- принцип прочности, гибкости, вариативности получаемых знаний и опыта в структуре взаимодействия;
- принцип культуросообразности и природосообразности в определении акмеперспектив спортсмена-регбиста, а также условий и специфики самореализации и самосовершенствования;
- принцип учета субъектного и многофакторного анализа получаемых результатов и прогнозируемых перспектив в структуре занятий регби и соревновательного периода;
- принцип рационального сочетания форм, методов и средств педагогического взаимодействия в структуре тренировочного процесса и тренировочных занятий;
- принцип ценностно-целевых ориентаций в решении определяемых противоречий и проблем самореализации, самосовершенствования и взаимодействия в коллективе.
- II. Принцип определения самостоятельного и коллективного в структуре тренировочного процесса и тренировочных занятий:
- принцип учета общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП) в построении и реализации модели взаимодействия, самореализации и самосовершенствования;
- принцип дихотомического начала в определении личностного и коллективного в игре регби;
- принцип субъектного контроля и объективности средств и форм оценки результатов в структуре взаимодействия и участия в соревнованиях;
- принцип ситуативного и личностного в реализации моделей формирования культуры самостоятельной работы спортсмена-регбиста;
- принцип единства целей и ценностей тренера-преподавателя и спортсменов-регбистов команды.
- III. Принцип диалектического и синергетического начала в построении тренировок и участия в соревнованиях:
- принцип единства теории и практики планирования и организации педагогического взаимодействия;
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип справедливости трех законов диалектики в структуре занятий регби;
- принцип синергетической подстройки в системе межличностных отношений в коллективе спортсменов-регбистов;
- принцип сохранения свободы выбора и ответственности за свой выбор в структуре занятий спортом и досуга.
- IV. Принцип непрерывности профессионального образования у спортсмена-регбиста в личностном и мультисредовом определении перспектив самореализации и самосовершенствования:
- принцип создания и реализации условий для получения качественного образования по индивидуальному учебному плану;
- принцип циклического обучения, повышения квалификации и расширения кругозора, неустанного повышения общей и профессиональной культуры;
- принцип конкурентоспособности на рынке образовательных услуг будущего педагога/тренера-преподавателя по регби, включенного в систему непрерывного профессионального обучения, а также построение, уточнение и дополнение элементов в модели самореализации и социализации спорт-наука-искусство.
- В дальнейших работах мы раскроем практические
основы построения и апробации моделей самореализации
и самосовершенствования тренера-преподавателя по регби, а также
педагогические условия самореализации и самосовершенствования
тренера-преподавателя по регби, включенного в условиях
непрерывного профессионального образования в поиск оптимальных
возможностей выбора и коррекции условий самореализации
и самосовершенствования, которые осуществляются в контексте
идей гуманно-личностной педагогики и здорового образа жизни как
критерия и показателя истинности в получении результатов
самореализации, саморазвития, самосовершенствования
и социально-профессионального взаимодействия.
- Литература:
- Козырева, О. А. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 217 с. — [+приложение на CD]. — ISBN 978–5–85117–495–7.
- Козырева, О. А. Управление образовательными системами: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 97 с. [+приложение на DVD]. — ISBN 978–5–85117–552–7.