Некоторые условия самореализации и самосовершенствования спортсмена в плавании
Авторы: Елагина Ксения Сергеевна, Миронович Антон Викторович, Козырева Ольга Анатольевна, Шварцкопф Елена Юрьевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 373 раза
Библиографическое описание:
Елагина, К. С. Некоторые условия самореализации и самосовершенствования спортсмена в плавании / К. С. Елагина, А. В. Миронович, О. А. Козырева, Е. Ю. Шварцкопф. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4093/ (дата обращения: 16.11.2024).
Наше общество подвержено различным недугам из-за невнимательного отношения и принятия объективных условий сосуществования, стереотипизации сознания, асоциализации гуманно-личностных отношений, деформации нравственных отношений, и легализации моделей деструктивного поведения, неустанного снижения уровня двигательной активности, потребности в активном отдыхе, и, в конечном счете, ведения и пропаганде здорового образа жизни.
Специфика проблем, определения и модификации условий самореализации и самосовершенствования как основ продуктивной педагогики уникальны, т. к. личность в структуре ведущей деятельности и общения благодаря мультисредовому и внутриличностному изменениям определяет свои акмеперспективы и реализует разнообразными оптимально подобранными способами, средствами, методиками, ресурсами, технологиями цели становления личности в подлинном смысле данного явления и феноменологических аспектах изучения и трансформации объективных процессов, процедур, условий повышения качества и результативности ведущей деятельности и общения.
Не секрет, что самым ранним и массовым (в сравнении с наукой) способом и направлением социализации и самореализации личности является спорт, т. к. повышенная двигательная активность у подрастающего поколения (в норме) предопределяет выбор ее трансформации через различные виды спорта. Не исключение и плавание, в котором личность получает позитивный опыт снятия стресса, развития мышц тела, укрепления опорно-двигательного аппарата, формирование потребности в занятиях спортом, активное формирование в системе разработанных упражнений и методик координации движений и на их основе активизации различных участков коры головного мозга и, как следствие, интеллектуальных способностей, быстроты реакции, силы, выносливости и пр.
Активный образ жизни и его приоритеты закладываются с раннего возраста, — хорошо, если это происходит в семье, но не беда, если этим занимаются педагоги, тренера-преподаватели, инструкторы и прочие подготовленные к педагогическим и профессионально-педагогическим аспектам деятельности лица, т. к. пропаганда и активное создание условий для занятий спортом, многовариативных условий социализации и самореализации личности через спорт (плавание) — одно из приоритетных направлений внешкольной педагогики, педагогики дошкольного, начального обучения и педагогики среднего и старшего звена общеобразовательных учреждений (ОУ).
Попытаемся определить общепедагогические и профессионально-педагогические особенности самореализации и самосовершенствования спортсмена в плавании, для этого уточним дефиниции таких понятий, как «самореализация», «самосовершенствование», «самореализация спортсмена», «самосовершенствование спортсмена», «самореализация спортсмена в плавании», «самосовершенствование спортсмена в плавании», определим из полученного профессионально-педагогического опыта некоторые условия самореализации и самосовершенствования спортсмена в плавании.
Под самореализацией в широком смысле с одной стороны будем понимать процесс и результат ситуативного, личностного, социально ориентированного поиска продуктивного самовыражения личности, своевременно и самостоятельно сводимые личностью в идеальные и материальные продукты ведущей деятельности и общения, опосредованные нюансами постановки и решения основного субъектно-средового противоречия хочу — могу — надо — есть.
Под самореализацией в широком смысле с другой стороны будем понимать процесс верификации истинности моделирования и использования продуктов ведущей деятельности и общения личности в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах.
Под самореализацией в узком смысле будем понимать результат локального создания материального или морального блага с последующим процессом распределения, потребления, сохранения и пр.
Под самореализацией спортсмена в широком смысле с одной стороны будем понимать процесс и результат ситуативного, личностного, социально ориентированного поиска продуктивного самовыражения личности спортсмена, своевременно и самостоятельно сводимые им в идеальные и материальные продукты прямо и опосредованно связанные с ведущей деятельности и общения спортсмена, где спорт определяет перспективы постановки и нюансами решения субъектно-средового противоречия хочу — могу — надо — есть.
Под самореализацией спортсмена в широком смысле с другой стороны будем понимать процесс верификации истинности моделирования и использования продуктов ведущей деятельности и общения личности спортсмена в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, где наивысшие достижения в выбранном виде спорта являются показателями определяемого нами процесса.
Под самореализацией спортсмена в узком смысле будем понимать ситуативно поставленную задачу или выявленное противоречие, которые связаны с результатами локального создания материального или морального блага, достижения определенного результата в тренировочном и соревновательном процессе, способствующие дальнейшему процессу самостоятельного определения и достижения высот в спорте как ведущей деятельности.
Под самореализацией спортсмена в плавании будем понимать процесс оптимизации моделей процесса нахождения наивысших результатов в одном или нескольких направлениях плавания, предопределяющих качественное достижение результатов и, как следствие, самоутверждение через продукты наивысших достижений в плавании и социализацию в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах.
Самосовершенствование — процесс социально, личностно и профессионально опосредованной деятельности субъекта культуры и науки, искусства и спорта, исход которого определяется самостоятельно поставленными и реализованными целями в области интеллектуального, морально-нравственного, физического и пр. развития личности как смысла и ценностей всех преобразований в антропологической среде.
Самосовершенствование спортсмена — процесс включения личности спортсмена в систему активного познания и преобразования внутреннего мира и образа личности-спортсмена в соответствии с системой выбранных им ориентиров и приоритетов, предопределяющих результативность описываемого процесса.
Самосовершенствование спортсмена в плавании — процесс формирования совокупности компетенций, предопределяющих качественно-количественные изменения внутриличностного генеза и продуктов субъектно-профессиональных отношений, располагающих личность к новой постановке и достижения целей ведущей деятельности и общения спортсмена, занимающегося плаванием.
Выделим некоторые условия самореализации и самосовершенствования спортсмена в плавании:
1. Постановка целей, формирование мотивов, ценностей и компетенций спортсмена в плавании — ситуативный процесс, определяющийся в внутриличностном росте и качественно-количественных изменениях в тренировочно-соревновательном процессе, предопределяющих достижение вершины и получения знаков отличия и наград.
Данное положение вытекает из единства сознания и деятельности, справедливости законов диалектики и синергетики.
2. Результативность процесса самореализации и самосовершенствования спортсмена в плавании в генеральной совокупности подчиняется закону нормального распределения (распределение Гаусса).
Данное положение определяется тем, что все процессы и явления в педагогике и психологии распределены условно нормально, т. е. для выборки и генеральной совокупности данных справедлив закон нормального распределения, и чем выше количество испытуемых или опрашиваемых — тем точнее в сборе результатов исследования соблюдение условия нормального распределения.
3. Индивидуальные особенности личности спортсмена уникально сопряжены со спецификой и результативностью становления личности спортсмена-пловца, включенного в активный режим соблюдения требований тренера и определения акмеперспектив становления личности.
Положение определяется возможностью продуктивной социализации, самореализации и самосовершенствования в различных направлениях ведущей деятельности и общения как ресурсам и результатам всех изменений, происходящих в антропосреде и ноосфере.
4. Ресурсы организма спортсмена в плавании определяются тремя показателями сформированности и результативности: 1) генетические возможности и ограничения личности спортсмена, 2) педагогическая поддержка со стороны тренера-преподавателя (инструктора по плаванию), 3) полисистемные (мультисредовые) требования и нормы в структуре планирования и организации занятий и участия в соревнованиях (тренировочного и соревновательного процессов) как основы построения акмеперспектив личности, занимающейся плаванием.
Положение определяется триединой структурой, определяемой направлениями — генетика — воспитание — среда, располагающих уникальной формулой развития личности в контексте определения основ и структуры ведущей деятельности и общения.
5. Система принципов педагогического взаимодействия в структуре организации процессов самореализации и самосовершенствования представляет собой гибкую уникальную матрицу, определяемую нами в контексте следующих положений:
I. Принцип научной организации педагогически варьируемых и контролируемых процессов в структуре занятий плаванием:
- принцип последовательности, активности, сознательности, системности, систематичности, прочности, целенаправленности рассматриваемых и определяемых процессов самореализации и самосовершенствования личности спортсмена в плавании;
- принцип состоятельности и продуктивности личной практики спортсмена, занимающегося плаванием;
- принцип иерархической структуры управления результатами наивысших достижений спортсмена, занимающегося плаванием;
- принцип гуманизма и своевременной трансформации модели самореализации и самосовершенствования личности спортсмена, занимающегося плаванием.
II. Принцип позицирования и модификации потенциала личности спортсмена, занимающегося плаванием:
- принцип единства создания и деятельности, теории и практики, количества и качества;
- принцип единства воспитания, обучения, образования, социализации, адаптации;
- принцип развития и формирования личности в деятельности и общении в контексте структур, определяемых и корректируемых современной педагогикой и психологией;
- принцип формирования позитивной, адекватной самооценки и необходимого уровня притязаний в структуре внутренней мотивации деятельности;
- принцип культивирования позитивных привычек и активизации условий определения и сохранения позитивного психоэмоционального фона жизнедеятельности личности спортсмена, занимающегося плаванием;
- принцип здоровьесбережения в системе постановки и решения проблем акмепроектирования, самосовершенствования и самореализации спортсмена, занимающегося плаванием.
III. Принцип синергетической оптимизации всех звеньев самореализации и самосовершенствования спортсмена, занимающегося плаванием.
Система принципов педагогического взаимодействия в структуре организации процессов самореализации и самосовершенствования спортсмена в плавании определяется как положение в контексте постановки и модификации ресурсов становления и развития личности в направлении формирования ценностей, приоритетов, мотивов, целей, задач, компетенций и пр.
Литература:
1. Артамонова, Е. И. Особенности полисистемного подхода в формировании культуры самостоятельной работы педагога / Е. И. Артамонова, О. А. Козырева // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. — 2011. — № 4 (33). — С.11–19.
2. Козырева, О. А. Моделирование как средство формирования культуры самостоятельной работы / О. А. Козырева // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2010. — № 2. — С. 92–102.
3. Козырева, О. А. Моделирование как метод и средство формирования и развития культуры самостоятельной работы у студентов-педагогов и педагогов-психологов / О. А. Козырева // Вестник Вологодского гос. пед. ун-та. — 2007. — № 2. — С.126–139.
4. Козырева, О. А. Модели формирования культуры самостоятельной работы в структуре профессиональной деятельности/ О. А. Козырева // Современная наука. — 2010. — № 3. — С.118–121.
5. Козырева, О. А. Возможности мультисредового подхода в социальном знании / О. А. Козырева, И. А. Горбунова // Гуманитарная наука сегодня. — 2011. — № 1. — С. 63–73.