В данной статье рассматривается роль педагогических технологий в подготовке спортсменов. Авторы статьи анализируют теоретические основы применения педагогических технологий в спорте, современные педагогические технологии, используемые в подготовке спортсменов, а также особенности применения педагогических технологий на разных этапах подготовки спортсменов. Кроме того, в статье представлены перспективные направления использования педагогических технологий в спорте.
Ключевые слова : педагогические технологии, подготовка спортсменов, спортивная тренировка, физическое воспитание, игровые технологии, кейс-метод, личностно-ориентированное обучение.
Педагогические технологии представляют собой совокупность методов, приемов и средств, объединенных общей целью и направленных на достижение определенных педагогических результатов. Использование педагогических технологий в подготовке спортсменов позволяет повысить эффективность тренировочного процесса, оптимизировать нагрузку, сократить сроки подготовки, а также улучшить качество подготовки спортсменов.
Традиционные педагогические технологии, основанные на преимущественно репродуктивном обучении, уже не в полной мере отвечают современным требованиям. Необходимы новые подходы к подготовке спортсменов, которые бы учитывали индивидуальные особенности каждого спортсмена, его психофизиологические возможности, а также специфику вида спорта.
Цель исследования: определить роль педагогических технологий в подготовке спортсменов.
Педагогическая технология — это система последовательных действий педагога, направленных на достижение образовательных целей с использованием оптимального набора методов, форм и средств обучения.
Педагогическая технология в спорте — это совокупность методов, приемов и средств, объединенных общей целью и направленных на достижение определенных спортивных результатов. Она представляет собой систему целенаправленных действий тренера, обеспечивающих оптимальный процесс подготовки спортсмена с использованием современных методов и средств обучения и воспитания.
Существует множество классификаций педагогических технологий. Наиболее распространенной является классификация по уровню применения [1, 2]:
— Общедидактические технологии — это технологии, которые могут быть использованы при обучении и воспитании в любой области. К ним относятся, например, проблемное обучение, модульное обучение, проектная деятельность.
— Предметные технологии — это технологии, которые используются при обучении и воспитании в конкретной области знаний. К ним относятся, например, технологии обучения физике, технологии обучения математике, технологии обучения истории.
— Локальные технологии — это технологии, которые используются при обучении и воспитании в рамках конкретного учебного предмета или темы. К ним относятся, например, технологии проведения урока, технологии проведения лабораторной работы, технологии проведения семинара.
Особенности применения педагогических технологий можно рассмотреть на разных этапах подготовки спортсменов [2, 3, 4]:
1. Начальный этап подготовки спортсменов (с 7–8 до 11–12 лет) направлен на общефизическую подготовку, развитие основных двигательных качеств, формирование основ техники вида спорта. На этом этапе целесообразно использовать следующие педагогические технологии:
— Игровые технологии. Игры позволяют сделать тренировочный процесс более интересным и увлекательным, что повышает мотивацию детей к занятиям.
— Проблемное обучение. Проблемное обучение стимулирует самостоятельную деятельность детей, развивает их творческое мышление и способность решать проблемы.
— Личностно-ориентированное обучение. Личностно-ориентированное обучение направлено на развитие личности ребенка, его индивидуальных качеств и потенциала.
2. Этап углубленной специализации (с 12–13 до 15–16 лет) направлен на совершенствование техники вида спорта, развитие специальных физических качеств, формирование тактических навыков. На этом этапе целесообразно использовать следующие педагогические технологии:
— Модульное обучение. Модульное обучение позволяет индивидуализировать процесс подготовки спортсменов, учитывая их индивидуальные особенности и уровень подготовки.
— Кейс-метод. Кейс-метод позволяет спортсменам развить навыки анализа и решения проблемных ситуаций, которые могут возникнуть на соревнованиях.
— Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ активно используются в спорте для обучения, контроля и управления тренировочным процессом, анализа результатов соревнований, создания спортивных симуляторов.
3. Этап совершенствования мастерства (с 16–17 лет и старше) направлен на достижение высоких спортивных результатов, участие в соревнованиях различного уровня. На этом этапе целесообразно использовать следующие педагогические технологии:
— Проектное обучение. Технологии проектного обучения позволяют спортсменам развить навыки самостоятельной работы, планирования и реализации проектов.
— Личностно-ориентированное обучение. Личностно-ориентированное обучение направлено на развитие личности спортсмена, его индивидуальных качеств и потенциала.
— Психологические технологии. Психологические технологии позволяют спортсменам повысить свою стрессоустойчивость, концентрацию внимания, мотивацию к достижениям.
Важно отметить, что применение педагогических технологий на разных этапах подготовки спортсменов должно быть взаимосвязано и последовательно.
Таким образом, в современном спорте педагогические технологии играют важную роль в подготовке спортсменов. Они позволяют повысить эффективность тренировочного процесса, оптимизировать нагрузку, сократить сроки подготовки, а также улучшить качество подготовки спортсменов.
Литература:
- Палий, В. И. Анализ педагогических технологий в спортивной деятельности / В. И. Палий, С. А. Носков, Е. П. Хмелева // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения: Материалы научно-практической конференции с международным участием, Москва, 21 февраля 2013 года / Московский городской педагогический университет, Педагогический институт физической культуры и спорта. — Москва: Московский городской педагогический университет, 2013. — С. 204–206. — EDN UFPGWV.
- Бахтамова, Н. Г. Роль психолого-педагогического сопровождения спортсмена / Н. Г. Бахтамова // Актуальные вопросы современной науки и образования: Сборник статей XXI Международной научно-практической конференции. В 3-х частях, Пенза, 27 июля 2022 года. Том Часть 2. — Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2022. — С. 171–173. — EDN WHLLWK.
- Паршина, Н. А. Роль педагогических технологий в повышении качества подготовки будущих учителей физической культуры / Н. А. Паршина, А. В. Филюк, М. С. Соломанин // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма, психологического сопровождения и оздоровления различных категорий населения: Сборник статей XVIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Сургут, 15–16 ноября 2019 года / Под редакцией С. И. Логинова, Ж. И. Бушевой. — Сургут: Россиздат (ИП Казаченко Л. Ю.), 2019. — С. 306–308. — EDN EFHAFL.
- Технологии в физическом воспитании и спортивной тренировке / А. Д. Скрипко, Л. Лямха, А. Яняк, П. Шевчик // Научно-методическое обеспечение физического воспитания и спортивной подготовки студентов вузов: Материалы международной научно-практической конференции, Минск, 01–02 ноября 2018 года. — Минск: Белорусский государственный университет, 2018. — С. 31–35. — EDN PQAYXV.