Роль педагогических технологий в подготовке спортсменов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (521) май 2024 г.

Дата публикации: 30.05.2024

Статья просмотрена: 173 раза

Библиографическое описание:

Николаев, Д. А. Роль педагогических технологий в подготовке спортсменов / Д. А. Николаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 595-596. — URL: https://moluch.ru/archive/521/114956/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье рассматривается роль педагогических технологий в подготовке спортсменов. Авторы статьи анализируют теоретические основы применения педагогических технологий в спорте, современные педагогические технологии, используемые в подготовке спортсменов, а также особенности применения педагогических технологий на разных этапах подготовки спортсменов. Кроме того, в статье представлены перспективные направления использования педагогических технологий в спорте.

Ключевые слова : педагогические технологии, подготовка спортсменов, спортивная тренировка, физическое воспитание, игровые технологии, кейс-метод, личностно-ориентированное обучение.

Педагогические технологии представляют собой совокупность методов, приемов и средств, объединенных общей целью и направленных на достижение определенных педагогических результатов. Использование педагогических технологий в подготовке спортсменов позволяет повысить эффективность тренировочного процесса, оптимизировать нагрузку, сократить сроки подготовки, а также улучшить качество подготовки спортсменов.

Традиционные педагогические технологии, основанные на преимущественно репродуктивном обучении, уже не в полной мере отвечают современным требованиям. Необходимы новые подходы к подготовке спортсменов, которые бы учитывали индивидуальные особенности каждого спортсмена, его психофизиологические возможности, а также специфику вида спорта.

Цель исследования: определить роль педагогических технологий в подготовке спортсменов.

Педагогическая технология — это система последовательных действий педагога, направленных на достижение образовательных целей с использованием оптимального набора методов, форм и средств обучения.

Педагогическая технология в спорте — это совокупность методов, приемов и средств, объединенных общей целью и направленных на достижение определенных спортивных результатов. Она представляет собой систему целенаправленных действий тренера, обеспечивающих оптимальный процесс подготовки спортсмена с использованием современных методов и средств обучения и воспитания.

Существует множество классификаций педагогических технологий. Наиболее распространенной является классификация по уровню применения [1, 2]:

— Общедидактические технологии — это технологии, которые могут быть использованы при обучении и воспитании в любой области. К ним относятся, например, проблемное обучение, модульное обучение, проектная деятельность.

— Предметные технологии — это технологии, которые используются при обучении и воспитании в конкретной области знаний. К ним относятся, например, технологии обучения физике, технологии обучения математике, технологии обучения истории.

— Локальные технологии — это технологии, которые используются при обучении и воспитании в рамках конкретного учебного предмета или темы. К ним относятся, например, технологии проведения урока, технологии проведения лабораторной работы, технологии проведения семинара.

Особенности применения педагогических технологий можно рассмотреть на разных этапах подготовки спортсменов [2, 3, 4]:

1. Начальный этап подготовки спортсменов (с 7–8 до 11–12 лет) направлен на общефизическую подготовку, развитие основных двигательных качеств, формирование основ техники вида спорта. На этом этапе целесообразно использовать следующие педагогические технологии:

— Игровые технологии. Игры позволяют сделать тренировочный процесс более интересным и увлекательным, что повышает мотивацию детей к занятиям.

— Проблемное обучение. Проблемное обучение стимулирует самостоятельную деятельность детей, развивает их творческое мышление и способность решать проблемы.

— Личностно-ориентированное обучение. Личностно-ориентированное обучение направлено на развитие личности ребенка, его индивидуальных качеств и потенциала.

2. Этап углубленной специализации (с 12–13 до 15–16 лет) направлен на совершенствование техники вида спорта, развитие специальных физических качеств, формирование тактических навыков. На этом этапе целесообразно использовать следующие педагогические технологии:

— Модульное обучение. Модульное обучение позволяет индивидуализировать процесс подготовки спортсменов, учитывая их индивидуальные особенности и уровень подготовки.

— Кейс-метод. Кейс-метод позволяет спортсменам развить навыки анализа и решения проблемных ситуаций, которые могут возникнуть на соревнованиях.

— Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ активно используются в спорте для обучения, контроля и управления тренировочным процессом, анализа результатов соревнований, создания спортивных симуляторов.

3. Этап совершенствования мастерства (с 16–17 лет и старше) направлен на достижение высоких спортивных результатов, участие в соревнованиях различного уровня. На этом этапе целесообразно использовать следующие педагогические технологии:

— Проектное обучение. Технологии проектного обучения позволяют спортсменам развить навыки самостоятельной работы, планирования и реализации проектов.

— Личностно-ориентированное обучение. Личностно-ориентированное обучение направлено на развитие личности спортсмена, его индивидуальных качеств и потенциала.

— Психологические технологии. Психологические технологии позволяют спортсменам повысить свою стрессоустойчивость, концентрацию внимания, мотивацию к достижениям.

Важно отметить, что применение педагогических технологий на разных этапах подготовки спортсменов должно быть взаимосвязано и последовательно.

Таким образом, в современном спорте педагогические технологии играют важную роль в подготовке спортсменов. Они позволяют повысить эффективность тренировочного процесса, оптимизировать нагрузку, сократить сроки подготовки, а также улучшить качество подготовки спортсменов.

Литература:

  1. Палий, В. И. Анализ педагогических технологий в спортивной деятельности / В. И. Палий, С. А. Носков, Е. П. Хмелева // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения: Материалы научно-практической конференции с международным участием, Москва, 21 февраля 2013 года / Московский городской педагогический университет, Педагогический институт физической культуры и спорта. — Москва: Московский городской педагогический университет, 2013. — С. 204–206. — EDN UFPGWV.
  2. Бахтамова, Н. Г. Роль психолого-педагогического сопровождения спортсмена / Н. Г. Бахтамова // Актуальные вопросы современной науки и образования: Сборник статей XXI Международной научно-практической конференции. В 3-х частях, Пенза, 27 июля 2022 года. Том Часть 2. — Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2022. — С. 171–173. — EDN WHLLWK.
  3. Паршина, Н. А. Роль педагогических технологий в повышении качества подготовки будущих учителей физической культуры / Н. А. Паршина, А. В. Филюк, М. С. Соломанин // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма, психологического сопровождения и оздоровления различных категорий населения: Сборник статей XVIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Сургут, 15–16 ноября 2019 года / Под редакцией С. И. Логинова, Ж. И. Бушевой. — Сургут: Россиздат (ИП Казаченко Л. Ю.), 2019. — С. 306–308. — EDN EFHAFL.
  4. Технологии в физическом воспитании и спортивной тренировке / А. Д. Скрипко, Л. Лямха, А. Яняк, П. Шевчик // Научно-методическое обеспечение физического воспитания и спортивной подготовки студентов вузов: Материалы международной научно-практической конференции, Минск, 01–02 ноября 2018 года. — Минск: Белорусский государственный университет, 2018. — С. 31–35. — EDN PQAYXV.
Основные термины (генерируются автоматически): подготовка спортсменов, личностно-ориентированное обучение, тренировочный процесс, модульное обучение, проблемное обучение, этап подготовки спортсменов, качество подготовки спортсменов, общая цель, педагогическая технология, проектное обучение.


Похожие статьи

Педагогический инструментарий преподавания правовых дисциплин, критерии эффективности (на примере кейс-технологии)

Данная статья посвящена анализу педагогических технологий и методов обучения в сфере профессионального образования, направленных на изучение правовых дисциплин. Автор анализирует имеющиеся педагогические технологии и методики, отмечая наиболее эффект...

Опыт использования образовательных технологий в современных практиках профессионального образования

Современное профессиональное образование меняется под влиянием образовательных технологий. Цель данной статьи — раскрыть возможности современных образовательных технологий как инструментов профессионального обучения. Выделены характерные черты соврем...

Современные педагогические технологии в обществоведческом образовании в общеобразовательных организациях

Данная статья посвящена педагогической технологии, современным методам и подходам в обществоведческом образовании. В работе рассмотрены и даны отличительные характеристики проектной технологии, кейс-технологии, технологии сотрудничества и проблемного...

Роль мультимедийных образовательных технологий в музыкальной педагогике

Автор статьи раскрывает значение современного направления в музыкальной педагогике, связанное с внедрением мультимедийных образовательных технологий. Проводится анализ понятия «мультимедийные образовательные технологии» и раскрывается их роль в совре...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Развитие функциональной грамотности на уроках биологии с использованием цифровых технологий

В данной статье рассматривается применение педагогом цифровых технологий для развития у обучающихся функциональной грамотности в общем и естественно-научной грамотности в частности. Современные требования к образованию являются отражением к этапу раз...

Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс начальной школы

Статья посвящена вопросам внедрения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс начальной школы. Авторы рассматривают основные принципы здоровьесбережения, а также приводят примеры успешных практик, которые могут быть использованы в работе учите...

Значение игрового метода на занятиях физической культурой

В данной статье рассматривается значимость игровых методов на занятиях физической культурой. Игры являются неотъемлемой частью физкультурных занятий, поскольку они способствуют развитию физических, психологических и социальных навыков у учащихся. В с...

Совершенствование учебного процесса на основе применения новых педагогических технологий в преподавании математики

В данной статье изучены педагогические технологии, в том числе технология дифференцированного обучения, игровые технологии, интегрированные технологии обучения, инновационные технологии. В общеобразовательной средней школе при преподавании математики...

Особенности физической подготовки к лыжным гонкам

В представленной статье рассматриваются особенности физической подготовки лыжников. В работе представлены основные качества, развитие которых необходимо для достижения высоких спортивных результатов. Рассматриваются способы развития силы, выносливост...

Похожие статьи

Педагогический инструментарий преподавания правовых дисциплин, критерии эффективности (на примере кейс-технологии)

Данная статья посвящена анализу педагогических технологий и методов обучения в сфере профессионального образования, направленных на изучение правовых дисциплин. Автор анализирует имеющиеся педагогические технологии и методики, отмечая наиболее эффект...

Опыт использования образовательных технологий в современных практиках профессионального образования

Современное профессиональное образование меняется под влиянием образовательных технологий. Цель данной статьи — раскрыть возможности современных образовательных технологий как инструментов профессионального обучения. Выделены характерные черты соврем...

Современные педагогические технологии в обществоведческом образовании в общеобразовательных организациях

Данная статья посвящена педагогической технологии, современным методам и подходам в обществоведческом образовании. В работе рассмотрены и даны отличительные характеристики проектной технологии, кейс-технологии, технологии сотрудничества и проблемного...

Роль мультимедийных образовательных технологий в музыкальной педагогике

Автор статьи раскрывает значение современного направления в музыкальной педагогике, связанное с внедрением мультимедийных образовательных технологий. Проводится анализ понятия «мультимедийные образовательные технологии» и раскрывается их роль в совре...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Развитие функциональной грамотности на уроках биологии с использованием цифровых технологий

В данной статье рассматривается применение педагогом цифровых технологий для развития у обучающихся функциональной грамотности в общем и естественно-научной грамотности в частности. Современные требования к образованию являются отражением к этапу раз...

Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс начальной школы

Статья посвящена вопросам внедрения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс начальной школы. Авторы рассматривают основные принципы здоровьесбережения, а также приводят примеры успешных практик, которые могут быть использованы в работе учите...

Значение игрового метода на занятиях физической культурой

В данной статье рассматривается значимость игровых методов на занятиях физической культурой. Игры являются неотъемлемой частью физкультурных занятий, поскольку они способствуют развитию физических, психологических и социальных навыков у учащихся. В с...

Совершенствование учебного процесса на основе применения новых педагогических технологий в преподавании математики

В данной статье изучены педагогические технологии, в том числе технология дифференцированного обучения, игровые технологии, интегрированные технологии обучения, инновационные технологии. В общеобразовательной средней школе при преподавании математики...

Особенности физической подготовки к лыжным гонкам

В представленной статье рассматриваются особенности физической подготовки лыжников. В работе представлены основные качества, развитие которых необходимо для достижения высоких спортивных результатов. Рассматриваются способы развития силы, выносливост...

Задать вопрос