В статье автор разбирает педагогические технологии.
Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, соревновательные технологии, технология личностно-ориентированного обучения, технология уровневой дифференциации, информационно-коммуникативные технологии, метод проектов.
Образование в современном обществе — это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи знаний и социально значимого опыта, в ходе которого происходит становление личности. Цель современного образования имеет как внешнюю, так и внутреннюю направленность.
Как известно, система российского образования обновляется, что требует перестройки самого процесса обучения и физического воспитания.
Физическое воспитание — это педагогический процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности, формирования положительного отношения к физической культуре, выработка ценностных ориентации, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей.
Физическая культура — система дисциплины спортивной деятельности, направленная на гармоничное развитие духовных и физических сил человека.
Эффективное качественное образование предполагает использование учителем физической культуры современных образовательных технологий, обеспечивающие активную творческую способность обучающихся. Технологии, которые использует учитель физической культуры:
— Здоровьесберегающие технологии. Цель — обеспечить обучающемуся сохранения своего здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в сфере жизни. Эта технология является самой значимой из всех технологий по степени влияния на здоровье обучающегося, она основана не только на возрастных особенностях, но и физиологических. Главное направление этой технологии — создание комфортного психологического климата для обучающегося.
— Игровые технологии — технология основана на учете возрастных особенностей обучающегося. Каждому возрасту соответствуют свои игры. Игры всегда были и будут делать урок интересным, увлекательным, запоминающим для обучающихся разных возрастов. Игра помогает получить навыки социального поведения. Игровая деятельность на занятиях дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям.
— Соревновательные технологии являются неотъемлемой частью занятия для проявление двигательной активности. Для каждого занятия применяются элементы соревновательной технологии: эстафеты, волейбол, баскетбол, футбол, сдача нормативов. Соревновательный метод очень эффективен в привлечении обучающихся к занятиям физической культурой и спортом.
— Технология личностно ориентированного обучения — это обучение, где личность ребенка ставится на первое место, её самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Если в традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых эталонов познания, то личностно ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуально жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании, в учении.
— Технология уровневой дифференциации — это методы и подходы, которые используются в образовательном процессе для индивидуализации обучения обучающихся с учетом их индивидуальных способностей и уровня физической подготовки. Они позволяют адаптировать содержание, методы и темп обучения для каждого обучающегося, чтобы обеспечить максимальное освоение материала и достижение личностных и образовательных целей.
Элементы технологии уровневой дифференциации: давать задания с учетом уровня физической подготовки, развития, особенности мышления и познавательного интереса к физической активности; при оценивании учитывать не только достигнутый результат, но и рост физической подготовленности обучающегося; распределение на медицинские группы с учетом состояния здоровья; для обучающегося специальной медицинской, а так же освобожденных от занятия по состоянию здоровья, разработаны и утверждены темы рефератов; обучающиеся среднего уровня привлекаются на игровые видами спорта (волейбол, футбол, настольный теннис) и внутришкольные соревнования; активные обучающиеся успешно участвуют в соревнованиях муниципального и областного уровней.
— Информационно-коммуникативные технологии.
Компьютер в настоящее время, уже не роскошь, а средство для поиска информации, общения, учебы, работы. Разве совместимо ИКТ и урок физической культуры? Ведь физкультура = движение. Ответ — да! Совместимо.
Использование презентаций на уроках позволяет более подробно и наглядно представлять теоретический материал по отдельным дисциплинам, что делает процесс образования наиболее эффективным. С помощью презентации также можно доступно объяснить правила спортивных игр, технические действия игроков, эффектно преподнести правила. Наличие визуального ряда информации позволяет закрепить в памяти. Создание флеш-презентаций и видеороликов с комплексами общеразвивающих упражнений (ОРУ) могут стать подсказками учителю, а музыка для упражнений или в начале урока, поможет поднять настроение и направить на активное сотрудничество обучающихся и учителя.
Одним из видов домашнего задания может быть создание презентации по темам «Здоровый образ жизни и я». На уроках возможно проведение тестирования с целью проверки и закреплении знаний обучающихся, а также не оставить без дела освобожденных от физической нагрузки детей.
— Метод проектов позволяет решать сразу несколько задач:
- развитие личностных компетентностей обучающихся;
- интегрированность процесса обучения;
- экономия времени на самом уроке.
Проектная технология на уроке физической культуры позволяет строить обучение на активном фоне, через целенаправленную деятельность обучающего, сообразуясь с его личным интересом. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. Такая работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально. Применение технологии проектного обучения сделает учебный процесс более увлекательным для учащихся: самостоятельный сбор обучающимися материала по теме, теоретическое обоснование необходимости выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования, воспитания волевых качеств обучающегося.
— Технология успеха предполагает создание ситуации успеха на занятии. Первое обязательное условие — атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока. Второе условие — снятие страха — авансирование успеха (объявить о положительных результатах до того, как они получены, это увеличивает меру уверенности в себе обучающегося и повышает активность.). Ключевой момент — высокая мотивация предлагаемых действий: Зачем? Для чего? Мотив заводит механизм. Реальная помощь в продвижении к успеху — скрытая инструкция деятельности, посылаемая обучающемуся для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения.
Краткое экспрессивное воздействие — педагогическое внушение, собранное в яркий фокус (За дело! Вперед! Приступаем!).
Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (похвала).
Использование игровых и соревновательных методов: повышается эмоциональное состояние, элемент соревнований всегда создает приподнятое настроение, воспитываются воля к победе и коллективизм.
Использование мультимедийных презентаций при создании проектов, обучение в коллективе, беседы, обсуждение, что обеспечило более эффективное соприкосновение физической культуры и внешних информационных потоков, взаимодействие с обучающимися.
Перечисленные образовательные технологии помогают укреплению здоровья, развитию физических качеств, развитию двигательной активности на уроках физической культуры, а также формированию здорового образа жизни у обучающихся.
Двигательная активность является главным средством физической культуры. Виды двигательной активности, которые используются на занятиях физической культурой, объединяют информацию и энергию. Это можно объяснить тем, что работа мышц — это процесс их сокращения, при котором они производят механическую работу, перемещая кости, к которым прикреплены. Каждое действие мышц (сокращение волокон, натяжение связок и т. п.) является источником нервных импульсов, которые поступают в центральную нервную систему. Из этого следует, что работа мышц является источником информации, которую воспринимает каждый орган и система, вследствие чего улучшается метаболизм. Помимо вырабатываемой мышцами информации, их деятельность представляет собой преобразователь энергии. Это связано с тем, что активная работа мышц предполагает расход энергии, которая поступает в организм с углеводами. Это процесс характеризуется тем, что энергия, которая поступает в организм с пищей, расщепляется в организме и позволяет мышцам осуществлять конкретную работу.
В заключение хочется подвести итог, что использование современных технологий в физическом воспитании — это в первую очередь творческий подход к педагогическому процессу с целью повысить интерес к занятиям физической культурой и спортом. Это главная цель, к которой мы стремимся в связи с задачей повышения уровня процесса обучения для сохранения здоровья.
Литература:
- Асмолов А. Г. Чтение в составе универсальный учебных действий/Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя под ред. А. Г. Асмолов. — М.:Просвящение, 2019.
- Ахутина Т. В. Здоровье сберегающие технологии обучения: индивидуально ориентированный подход. — Школа здоровья, 2020.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. — М.: Народное образование, 2021.
- Лукьяненко В. П. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Просвещение, 2020