Использование инновационных технологий на занятиях физической культурой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 03.02.2016

Статья просмотрена: 934 раза

Библиографическое описание:

Абдукаримов, Н. А. Использование инновационных технологий на занятиях физической культурой / Н. А. Абдукаримов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 1015-1017. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25649/ (дата обращения: 19.11.2024).



 

В современных условиях воспитание творческой и гармонично развитой личности, которая к тому же адаптирована к постоянно меняющимся условиям жизни, личности здоровой и развитой физически — является приоритетной задачей образовательных учреждений Республики Узбекистан. Все это ставит перед учителями новые задачи для поиска совершенных способов для подготовки студентов к жизни в стремительно меняющихся условиях. В настоящее время сложилось немало образовательных концепций и технологий, которые пришли на смену традиционным.

Когда мы слышим фразу «использование компьютера на уроке физкультуры», то у нас обязательно возникает недоумение и соответственно вопрос: разве они совместимы? Ведь прежде всего физкультура — это движение. Современные уроки физического воспитания включают немалый объем теоретического материала, на которые выделяются соответствующее количество часов. Студенты или ученики образовательных учреждений не любят слушать правила техники безопасности и теоретические сведения по тому или иному виду спорта. Именно по этой причине использование современных информационных технологий позволяет нам сегодня эффективно решать эту задачу. Применение этих технологий позволит сделать урок более интересным и наглядным. Изучение данного предмета при помощи компьютерных технологий позволит:

объяснять технику выполнения и разучивать движения того или иного вида спорта;

изучать исторические документы, связанные с физкультурой;

изучать биографии спортсменов;

изучать теоретические вопросы различных направлений спорта.

Сам факт того, что занятие по физической культуре будет проводиться в кабинете, оборудованном компьютерной техникой, мотивирует обучающихся еще больше. А это в свою очередь повышает интерес к данному предмету.

21 век — век высоких информационных технологий и сегодня современная система образования ставит перед педагогами задачи совершенствовать традиционные технологии и находить новые методы для организации продуктивного и результативного учебного процесса. Исходя из этого, формируются основные цели современного образования:

          развитие у учащихся самостоятельных способностей к самоорганизации;

          развитие способности к творческой деятельности, сотрудничеству, воспитание терпимости и толерантности к действиям и мнениям окружающих;

          формирование коммуникативных умений и навыков.

Одним из возможных выходов из данной ситуации является применение современных компьютерных технологий, которые представляют собой накопление информации, ее хранение и переработку, моделирование и прогнозирование.

Не маловажную роль играют и здоровьесберегающие технологии, цель которых обеспечение сохранения здоровья обучаемых за весь период обучения. На сегодняшний день такие технологии являются самыми значимыми по степени влияния на физическое состояние студентов. Среди здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культурой можно выделить следующие:

          чередование видов деятельности;

          благоприятная дружеская обстановка;

          дозировка заданий;

          индивидуальный подход к каждому студенту;

          занятия на свежем воздухе;

          воспитательная направленность каждого занятия.

В этой связи, учителю физкультуры необходимо:

          соблюдение дозированных нагрузок с учетом физического развития каждого студента;

          строгий контроль температурного режима, а также вентиляции, если занятие проводится не на свежем воздухе;

          постоянный контроль и проверка состояния спортивного инвентаря, при необходимости своевременный ремонт;

          контроль за сменной спортивной формой.

Не меньше внимания следует уделять и развитию практических навыков, которые необходимы в разных физических ситуациях. Студенты должны осознавать, что активные и регулярные занятия физическими упражнениями способствуют не только эффективности во время занятий, но и достижения высоких результатов в дальнейшем. Ведь известно всем, что в здоровом теле — здоровый дух. Педагогу в процессе преподавания физической культуры необходимо побуждать учащихся к самостоятельности в решении конкретных задач, опираясь при этом на ранее изученный материал. Сущность данной технологии заключается в личностно-ориентированном подходе к обучению. Индивидуальный подход необходим для формирования гармонично-развитой личности.

В образовательных учреждениях структура каждого предмета разнообразна, но общий принцип, один — задача педагога состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к занятиям физической культурой, можно отметить, что задача преподавателя заключается в выборе таких методов обучения, которые позволили бы каждому обучаемому в полной мере проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность. Специфика самой дисциплины не позволяет использовать информационно-коммуникативные технологии в том объеме, в котором они используются на других уроках, так как основное направление обучения предмету — двигательная активность. Но реалии современной жизни таковы, что студент и преподаватель должны не просто уметь пользоваться компьютером, а органично вписывать работу с ним в урок, процесс подготовки к нему, либо во внеклассное мероприятие. Первоначально одной из форм использования ИКТ для учителя физической культуры — это составление текстовых документов в программе «MS OfficeWord»:

          составление календарно-тематического плана;

          составление личного учебного плана;

          составление учебно-методических комплексов;

          составление учебных и рабочих программ по дисциплинам;

          составление заявок, отчетов о соревнованиях, протоколы соревнований, объявления и многое другое.

Не следует забывать, что использовать ИКТ нужно не только в процессе подготовки к занятиям, но и непосредственно во время занятий. Как и каким именно образом можно использовать компьютер на занятиях физической культурой было сказано выше. Например, преподаватель может подготовить презентацию, которая включала бы в себя большой объем теоретического материала, на который выделяется не так много аудиторных часов. А применение и использование электронных презентаций позволит избавиться от данной проблемы. Презентация представляет собой логически связанную последовательность слайдов, которые объединены одной тематикой и имеют общий принцип. Целью таких презентаций может быть:

          актуализация знаний;

          первичное закрепление теоретического материала;

          сопровождение в ходе объяснения нового материала преподавателем;

          обобщение и систематизация знаний.

Использование в учебном процессе наглядных средств обучения это одна из приоритетных задач современного педагога. Наглядность играет немаловажную роль в развитии полноценной и гармонично-развитой личности. Наглядность материала по той или иной теме позволит студентам усвоить материал более глубоко, так как при этом задействуются все каналы восприятия у студентов:

          зрительный;

          слуховой;

          эмоциональный;

          механический.

Сегодня физическая культура не является погоней за результатами. Это кропотливая работа педагога над укреплением здоровья студентов. На занятиях необходимо учитывать желание, настроение, темперамент каждого студента и каждого обучать саморегуляции, адаптации, релаксации.

Занятия физической культурой необходимо выстраивать, руководствуясь принципами гуманизации и демократизации, воспитания культуры здоровья, используя психолого-физиологические и психолого-педагогические теории обучения гармонично-развитой личности.

 

Литература:

 

  1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.1999г.
  2. Лехтина Л. П. Модели педагогических информационно-коммуникационных технологий (электронный ресурс)
  3. «ИТО — Ростов -2010» — Дядюшкина Т. С. Использование информационных технологий на уроках физической культуры
  4. http://www.slideshare.net/starolaspa/ss-55983747
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, занятие, гармонично-развитая личность, студент, теоретический материал, вид спорта, время занятий, индивидуальный подход, общий принцип, свежий воздух.


Задать вопрос