Использование информационных систем и технологий в области физической культуры и спорта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 18.05.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Ступин, М. Д. Использование информационных систем и технологий в области физической культуры и спорта / М. Д. Ступин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 195-198. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114140/ (дата обращения: 18.07.2024).



Одной из основных проблем, связанных с использованием информационных систем и технологий в области физической культуры и спорта, является неравномерность доступа к передовым технологиям среди спортивных организаций и тренеров. Неравномерность в оснащенности спортивных комплексов, клубов и тренировочных баз современными информационными системами может привести к неравным условиям подготовки спортсменов разных уровней и создать неравные стартовые условия для участия в соревнованиях. Недоступность современных технологий для всех участников спортивного процесса может препятствовать их профессиональному росту и достижению высоких спортивных результатов. Таким образом, вопрос равного доступа к информационным технологиям становится одной из ключевых проблем в области использования ИТ в физической культуре и спорте.

Цели. Комплексное авторское исследование проблемы использования информационных систем и технологий в области физической культуры и спорта. Изучить перспективы развития информационных технологий в физической культуре и спорте и их влияние на профессиональное развитие спортсменов.

Методология . В процессе исследования проблемы использования информационных систем и технологий в области физической культуры и спорта использовались методы логического и статистического анализа.

Результаты. Использование информационных систем и технологий в области физической культуры и спорта становится все более важным аспектом современного спорта. Эти системы и технологии могут значительно улучшить эффективность тренировок, анализ результатов, мониторинг состояния здоровья спортсменов и даже организацию соревнований. Важно разрабатывать инновационные информационные системы, способствующие оптимизации процесса тренировок и повышению спортивных достижений. Эффективное использование таких технологий может помочь тренерам и спортсменам в более глубоком анализе данных о физической подготовке, питании, соне и восстановлении после тренировок. Чтобы успешно реализовать потенциал информационных систем и технологий в физической культуре и спорте, необходимо проводить образовательные программы для спортсменов и тренеров, чтобы повысить осведомленность об эффективном использовании этих инструментов. Такой подход позволит сделать спортивные занятия более эффективными, безопасными и доступными для всех участников.

Выводы

Сделан вывод о том, что внедрение информационных систем и технологий в область физической культуры и спорта представляет собой ключевой момент в улучшении современной спортивной деятельности. Эти инновационные решения имеют потенциал сильно увеличить эффективность тренировочных процессов, обеспечить более глубокий анализ результатов, следить за здоровьем спортсменов и оптимизировать организацию соревнований.

Повышение качества физического воспитания остро нуждается в разработке новых методов обучения, основанных на применении современных информационных технологий. И хотя существует большой интерес к созданию и использованию компьютерных программ в образовательном процессе, задачи их разработки и внедрения остаются достаточно сложными. Это связано с состоянием развития информационно-коммуникационных технологий, а также необходимостью приведения системы образования, в том числе в сфере физического воспитания, в соответствие с требованиями времени и научно-технического прогресса. [1]

В области спортивных компьютерных технологий можно выделить несколько направлений:

— Инструменты обучения, которые улучшают качество образования. Информационные технологии активно используются в физическом воспитании в образовательных целях. Существует множество образовательных технологий, которые позволяют людям изучать различные виды спорта и боевые искусства, предоставляя достаточно подробную информацию для обучения. Широкое распространение получили программы, позволяющие визуализировать процессы на мониторе. Пользователи могут детально изучать объекты, учитывая временные и пространственные особенности процесса. Благодаря этим технологиям можно в короткие сроки повысить эффективность тренировок и тренировок [2].

— Программы проверки и контроля тренировочного процесса по различным направлениям спорта. Эти программы позволяют выбрать оптимальную программу тренировок и составить специализированную спортивную диету.

— Рекламные и издательские инструменты, которые помогают размещать рекламные материалы таким образом, чтобы привлечь наибольшую целевую аудиторию.

— Приложения для обработки информации в различных областях. Компьютерные технологии широко используются на спортивных мероприятиях. [2]

Для оценки уровня физической подготовки спортсменов часто используются экспертные системы, которые сегодня широко используются. Исследования выявили основные тенденции использования современных информационных технологий в профессиональной деятельности специалистов физкультуры и спорта. К ним относятся:

— Создание и использование программ контроля знаний по спортивно-педагогическим дисциплинам.

— Образовательные мультимедийные системы.

— Создание и использование баз данных.

— Компьютерное моделирование соревнований и тактических действий.

— Использование информационных технологий для обслуживания соревнований.

— Применение информационных технологий в рекламе, издательском деле и бизнесе.

— Использование информационных технологий в научных исследованиях.

— Автоматизированные методы психодиагностики и спортивно-педагогической деятельности.

— Развертывание дистанционного обучения и другие.

Процесс интеграции информационных технологий в образовательный процесс в области физического воспитания начался недавно и считается недостаточно завершенным из-за ограничений: ограниченной материально-технической базы в учебных заведениях, постоянных обновлений программного обеспечения и недостаточной компьютерной грамотности преподавателей и учащихся [3].

По мнению ученых, компьютер не станет основным инструментом в работе будущих специалистов до тех пор, пока преподаватели физкультурных вузов и факультетов физической культуры не овладеют им полностью. Поэтому важным качеством учителя физической культуры и спорта является умение работать с компьютером как во время обучения, так и в профессиональной деятельности (рис. 1).

Модель методического использования информационных компьютерных технологий в процессе физического воспитания

Рис. 1. Модель методического использования информационных компьютерных технологий в процессе физического воспитания

Проблема выбора оптимального программного обеспечения и возможности использования НИТ в различных областях физического воспитания остаются актуальными. При решении этого вопроса необходимо учитывать перспективы использования информационных технологий в общей системе высшего образования. На сегодняшний день компьютерные программы и автоматизированные диагностические системы уже используются в учебном процессе по физическому воспитанию. Их использование способствует повышению эффективности профессиональной подготовки студентов вузов с использованием современных информационных технологий [4].

Также были разработаны компьютерные программы для контроля самостоятельной работы студентов, что позволяет индивидуализировать контроль учебной деятельности независимо от количества студентов. Использование компьютерного контроля позволило:

— Индивидуализировать контроль самостоятельной учебной деятельности для всех студентов.

— Способствовать активному самообучению студентов и эффективному контролю за этим процессом.

— Создать оптимальный темп работы над материалом для каждого студента с постоянным контролем уровня понимания и усвоения информации.

— Автоматизировать учет результатов контроля готовности каждого студента на протяжении всего курса.

— Получать актуальную информацию об академической активности каждого студента. Использование компьютерных технологий в области физического воспитания позволяет повысить качество учебно-тренировочного процесса и решить следующие задачи:

— Сформировать базу данных группы на основе исходных данных о состоянии здоровья и физической подготовленности каждого обучающегося.

— Отслеживать динамику состояния здоровья студентов на основе актуальных данных, вносимых в базу данных, не реже одного раза в семестр.

— Подбирать индивидуальную программу для каждого студента на весь период обучения или корректирующие программы.

— Разрабатывать индивидуальные планы учебы, отдыха, тренировок и питания.

— Подготовить профессиональные и прикладные программы для студентов выпускных курсов с учетом их будущей трудовой деятельности.

— Осуществлять оперативный медицинский и психологический контроль за студентами, обучающимися по специальным программам.

— Следить за посещаемостью и успеваемостью студентов как индивидуально, так и в группе.

— Оценивать уровень теоретических знаний с помощью специализированных компьютерных тестов.

— Создавать веб-сайты спортивных факультетов для обмена информацией и новыми разработками.

В заключение можно сказать, что в контексте нашего исследования развитие информационной поддержки обучения студентов в области физической культуры будет осуществляться в двух направлениях информатизации образования: повышение эффективности образовательной деятельности и совершенствование учебно-педагогического управления процессом обучения студентов.

В заключение следует отметить, что современная жизнь все больше подвергается воздействию IT-технологий. В результате использование этих технологий в сфере физического воспитания имеет множество преимуществ — скорость, надежность, возможность оптимизации уже накопленных знаний и создания эффективных программ, адаптированных под конкретного пользователя.

Литература:

1. Жбанков О. В. Информационно-методическая система — инструмент формирования информационного пространства процесса физического воспитания /Матер. междунар. конф. 2019.

2. Бахарева, А. А. Ахматгатин // Наука и образование: традиции, опыт, проблемы и перспективы: материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти отличника физической культуры РФ, выдающегося тренера-преподавателя Веры Ивановны Пантюх, Благовещенск, 29 марта 2023 года. Том 1. — Благовещенск: Дальневосточный государственный аграрный университет, 2023. — С. 163–168. — DOI 10.22450/9785964205166_1_164. — EDN HRAIOJ.

3. А. А. Ахматгатин, И. С. Лысевский // Медико-биологическое сопровождение занятий физической культурой и спортом: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Иркутск, 07–08 сентября 2017 года. — Иркутск: ООО «Мегапринт», 2017. — С. 18–24. — EDN XPYNJJ.

4. Бекетова Д. А., Савкина Н. В. Информационные технологии в физической культуре и спорте // Наука-2020. 2019. № 2 (27).

5. Рациональное планирование учебно-тренировочного процесса на основе параметров функциональной диагностики спортсменов в циклических видах спорта / С. М. Струганов, А. А. Ахматгатин, М. П. Агафонов, А. В. Балашов // Педагогика и просвещение. — 2018. — № 4. — С. 85–94. — DOI 10.7256/2454–0676.2018.4.28052. — EDN VVGYZP.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, физическое воспитание, область, система, программа, спорт, студент, образовательный процесс, организация соревнований, эффективное использование.


Похожие статьи

Задать вопрос