Введение
Современная система образования находится в состоянии перманентного реформирования, отвечая на вызовы быстро меняющегося мира. Одной из ключевых задач, обозначенных в государственных образовательных стандартах, является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Однако парадокс заключается в том, что сам образовательный процесс зачастую выступает фактором, негативно влияющим на здоровье учащихся. Интенсификация учебной деятельности, стрессогенная обстановка, массовая компьютеризация досуга, приводящая к гиподинамии, — все это формирует комплекс проблем, с которыми сталкивается школьник.
В этом контексте предмет «Физическая культура» приобретает особое, стратегическое значение. Традиционно он рассматривается как дисциплина, направленная преимущественно на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости) и обучение двигательным действиям. Однако его потенциал гораздо шире. Урок физической культуры может и должен стать основной платформой для формирования целостной культуры здоровья, где физическое развитие является не самоцелью, а средством достижения гармоничного состояния личности.
Актуальность данного исследования обусловлена наличием противоречия между объективной потребностью общества в здоровых, физически активных гражданах и недостаточной эффективностью существующей системы физического воспитания в решении задач сохранения здоровья. Проблема заключается в необходимости переосмысления методологических и методических основ урока физической культуры, наполнения его здоровьесберегающим содержанием и технологиями.
Цель статьи — теоретически обосновать и раскрыть сущность интеграции здоровьесберегающих технологий в процесс физического воспитания школьников.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- Проанализировать современное состояние здоровья школьников и выявить основные угрозы.
- Раскрыть понятие и классификацию здоровьесберегающих технологий в педагогике.
- Определить структурные компоненты здоровьесберегающей технологии на уроке физической культуры.
- Обосновать эффективность системного подхода к сохранению здоровья в рамках физического воспитания.
1. Современное состояние здоровья школьников: основные риски и вызовы
По данным многочисленных исследований, проводимых НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, отмечается устойчивая негативная динамика в состоянии здоровья детей и подростков. За последнее десятилетие значительно сократилось число абсолютно здоровых детей (I группа здоровья), тогда как возросло количество учащихся с хроническими заболеваниями и различными функциональными нарушениями (II и III группы здоровья).
К числу основных «школьных» патологий относятся:
Нарушения опорно-двигательного аппарата: сколиозы, кифозы, плоскостопие, распространенность которых достигает 60–70 % среди выпускников школ. Это прямое следствие гиподинамии и длительного пребывания в статической, зачастую неправильной, позе.
Расстройства нервно-психической сферы: неврозы, астенические состояния, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Вызваны информационными перегрузками, стрессами, связанными с учебной деятельностью и социальным взаимодействием.
Снижение функциональных резервов организма: падение показателей мышечной силы, жизненной емкости легких, общей выносливости. Организм школьника хуже адаптируется к физическим и психоэмоциональным нагрузкам.
Нарушения зрения, связанные с повышенной зрительной нагрузкой.
Гиподинамия, или низкая двигательная активность, стала настоящим бичом современного детства. Нормы СанПиН рекомендуют для школьников не менее 2 часов двигательной активности в день, однако реальный показатель у большинства учащихся не превышает 30–40 минут. Дефицит движения приводит к задержке развития, снижению иммунитета, нарушению обмена веществ и, как следствие, к ожирению.
Таким образом, школа сталкивается с необходимостью не просто обучать, но и активно заниматься сохранением здоровья своих воспитанников. Урок физической культуры, являясь практически единственной организованной формой двигательной активности для многих детей, обязан взять на себя эту функцию.
2. Здоровьесберегающие технологии: сущность, классификация, принципы
В педагогической науке и практике под здоровьесберегающими технологиями понимается система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Это не просто набор отдельных методов и приемов, а целостная, организационно выстроенная система, которая:
— создает условия для сохранения и укрепления здоровья.
— формирует у учащегося культуру здоровья и мотивацию к ведению здорового образа жизни.
— обучает знаниям, умениям и навыкам, необходимым для поддержания здоровья.
Применительно к уроку физической культуры здоровьесберегающие технологии можно классифицировать следующим образом:
1. Организационно-педагогические технологии: определяют структуру учебного процесса, способствующую предотвращению переутомления и стресса.
Рациональное распределение нагрузки (построение урока с учетом кривой физиологической нагрузки: постепенное нарастание, пик, снижение).
Использование дифференцированного и индивидуального подхода (учет группы здоровья, пола, физической подготовленности).
Создание благоприятного психологического климата, атмосферы сотрудничества и взаимопомощи.
Оптимальное использование материально-технической базы (проветривание зала, наличие инвентаря, безопасность покрытия).
2. Психолого-педагогические технологии: связаны с воздействием учителя на ученика на личностном уровне.
Технологии личностно-ориентированного обучения.
Создание ситуаций успеха для каждого ребенка.
Использование приемов мотивации и положительного подкрепления.
Элементы психогимнастики и релаксации в заключительной части урока.
3. Учебно-воспитательные технологии: включают программы по формированию культуры здоровья и компетенций ЗОЖ.
Включение в урок теоретических сведений о физиологии, гигиене, питании, режиме дня.
Обучение самоконтролю (умение считать пульс, оценивать свое состояние).
Воспитание ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
4. Физкультурно-оздоровительные технологии: направлены непосредственно на физическое развитие и совершенствование функций организма.
Применение профилактических и коррекционных упражнений (например, для осанки, зрения).
Внедрение элементов дыхательной гимнастики, аэробики, йоги.
Использование подвижных игр и игровых технологий для повышения эмоционального фона и мотивации.
Основополагающими принципами здоровьесберегающей деятельности на уроке являются: «Не навреди!», приоритет заботы о здоровье, непрерывность и преемственность, субъект-субъектное взаимодействие учителя и ученика, соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям.
3. Структура и содержание здоровьесберегающей технологии на уроке физической культуры
Реализация здоровьесберегающего подхода требует перестройки традиционного урока. Его структура должна быть гибкой и соответствовать задачам сохранения здоровья. Можно выделить три основных блока технологии:
1. Диагностический блок.
Цель: сбор информации о состоянии здоровья и физической подготовленности учащихся.
Методы: анализ медицинских карт (беседа с школьным врачом о группе здоровья, противопоказаниях); входное тестирование физических качеств; анкетирование для выявления интересов и мотивации учащихся; наблюдение за состоянием детей в процессе урока (цвет лица, потливость, координация, жалобы).
Результат: формирование «паспорта здоровья» класса и индивидуальных карт учащихся, на основе которых строится дальнейшая работа.
2. Содержательно-процессуальный блок.
Цель: непосредственная организация здоровьесберегающей деятельности на уроке. Этот блок реализуется через все части урока:
Подготовительная часть (8–10 минут). Задачи: организация учащихся, подготовка организма к предстоящей нагрузке. Помимо традиционных строевых упражнений и бега, здесь уместно использовать:
Коррегирующие упражнения (например, на осанку у гимнастической стенки).
Дыхательные упражнения.
Профилактические упражнения для профилактики плоскостопия (ходьба на разных частях стопы).
Элементы самомассажа.
Основная часть (25–30 минут). Задачи: обучение двигательным действиям, развитие физических качеств. Ключевые аспекты:
Дифференциация нагрузки: для основной группы здоровья — выполнение упражнений в полном объеме; для подготовительной — облегченные условия (меньшее количество повторений, сниженная амплитуда, дополнительный отдых); для специальной группы — индивидуальные комплексы ЛФК.
Чередование видов деятельности для предотвращения монотонии и переутомления отдельных мышечных групп.
Использование игрового и соревновательного методов как мощных мотивационных и эмоциональных стимулов.
Обучение самоконтролю: умение оценивать свое состояние по ЧСС, ощущениям.
Теоретические вставки: краткие пояснения о пользе выполняемого упражнения, его влиянии на организм.
Заключительная часть (3–5 минут). Задачи: приведение организма в относительно спокойное состояние, подведение итогов.
Обязательное использование упражнений на расслабление, дыхательных упражнений для восстановления ЧСС.
Элементы аутогенной тренировки, релаксации.
Спокойная ходьба.
Анализ урока вместе с учащимися, акцент на положительных моментах, похвала.
3. Оценочно-результативный блок.
Цель: оценка эффективности проведенной работы и коррекция дальнейшей деятельности.
Критерии оценки: не только выполнение нормативов, но и динамика функциональных показателей (например, скорость восстановления пульса), улучшение осанки, снижение количества пропусков по болезни, повышение уровня учебной мотивации и активности на уроке.
Методы: повторная диагностика, наблюдение, беседы с учащимися и родителями.
Результат: корректировка рабочих программ и индивидуальных маршрутов для учащихся.
4. Эффективность системного подхода к здоровьесбережению в физическом воспитании
Системное, а не эпизодическое применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры приводит к комплексным положительным результатам:
- В сфере физического здоровья: укрепление мышечного корсета, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышение устойчивости к заболеваниям, коррекция имеющихся функциональных нарушений.
- В сфере психического здоровья: снижение уровня тревожности и невротизации, снятие эмоционального и мышечного напряжения, получение положительных эмоций, формирование «стрессоустойчивости».
- В социально-личностной сфере: развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде, формирование волевых качеств, ответственности, повышение самооценки.
- В образовательной сфере: повышение познавательной активности, улучшение концентрации внимания на других уроках, снижение утомляемости.
Ученик перестает быть пассивным объектом воздействия учителя и становится активным субъектом процесса сохранения собственного здоровья. Он не просто выполняет упражнения, а понимает, для чего он это делает, и как это влияет на его организм. Формируется та самая культура здоровья, которая является конечной целью модернизации физического воспитания.
Заключение
Интеграция здоровьесберегающих технологий в процесс физического воспитания школьников является не модным трендом, а объективной необходимостью, продиктованной сложной медико-социальной обстановкой. Проведенный анализ позволяет утверждать, что традиционная модель урока физической культуры, ориентированная в основном на нормативы и развитие двигательных качеств, исчерпала свой потенциал в решении задач сохранения здоровья.
Переход к здоровьесберегающей парадигме требует от педагога не только высокой профессиональной компетентности, но и пересмотра своей роли: из инструктора, демонстрирующего упражнения, он должен превратиться в наставника, организатора среды, способствующей укреплению здоровья. Это предполагает владение широким арсеналом организационных, психолого-педагогических и физкультурно-оздоровительных технологий, умение проводить диагностику и выстраивать индивидуальные траектории развития.
Реализация предложенной трехблочной модели (диагностика — содержание — оценка) позволяет систематизировать работу учителя и сделать ее максимально эффективной. В результате урок физической культуры трансформируется в интегративный, личностно-ориентированный процесс, который вносит существенный вклад не только в физическое, но и в психическое и социальное благополучие школьника, закладывая прочный фундамент для его здоровой и успешной жизни в будущем.
Дальнейшие исследования в этой области могут быть связаны с разработкой конкретных методик для работы с различными нозологиями, созданием цифровых инструментов мониторинга здоровья на уроке, а также с изучением вопросов подготовки и переподготовки педагогических кадров в контексте здоровьесбережения.
Литература:
- Бальсевич, В. К. Здоровьесберегающая функция образования — приоритет национальной политики / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. — 2019. — № 7. — С. 2–5.
- Казин, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. — М.: Владос, 2018. — 192 с.
- Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии в школе: 1–4 классы / В. И. Ковалько. — М.: Вако, 2019. — 296 с.
- Лубышева, Л. И. Спортизация в общеобразовательных организациях: монография / Л. И. Лубышева, А. А. Осипов. — М.: Советский спорт, 2020. — 180 с.
- Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н. К. Смирнов. — М.: АРКТИ, 2018. — 320 с.
- Соломенникова, Н. М. Формирование культуры здоровья школьников на уроках физической культуры / Н. М. Соломенникова // Физическая культура в школе. — 2021. — № 5. — С. 15–19.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287). — Режим доступа: [https://edu.gov.ru/](https://edu.gov.ru/) (дата обращения: 15.10.2023).
- Чупаха, И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе / И. В. Чупаха, Е. З. Пужаева, И. Ю. Соколова. — М.: Илекса, 2020. — 400 с.

