The article presents the problem of introduction of health-technology in primary school. The proposed forms and options to promote health of primary school students.
Key words: health, health saving technologies, Junior high school student
Здоровье — это бесценное богатство всего человечества. И чтобы сохранить это богатство нужно прикладывать определенные усилия. В данный момент все очевиднее становится значимость проблемы охраны и укрепления здоровья учащихся.
Исследования авторов (М. В. Антропова, М. М. Безруких, Л. М. Кузнецова, Г. Х. Манке и т. д.) свидетельствуют о том, что уже при поступлении в 1 класс 25–30 % младших школьников имеют отклонения в состоянии здоровья.
По мнению Ведмеш Н. А., большой ущерб здоровью школьников наносит работа за компьютером: ухудшается зрение, нарушается осанка, появляются нервно-психические расстройства, а самое страшное — возникает зависимость, тем самым проявляется агрессия, что не совсем хорошо отражается на психике ребенка.
По данным медиков, менее 20 % приходящих в среднее учебное заведение детей имеют первую группу здоровья [2].
В связи с постоянным увеличением объёма учебного материала, его сложности в современной системе образования, требуется мобилизация психофизических возможностей ребёнка.
Значительные перемены в жизнь младших школьников вносит переход от необязательного, нерегламентированного обучения, присущего дошкольному возрасту, к систематическому обучению, которые при неблагоприятных условиях могут негативно воздействовать на состояние детского организма, и так далёкое от приемлемого.
В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что непосредственно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем медицинский работник, но это вовсе не значит, что он обязан выполнять прямые обязанности врача. Учитель должен работать так, чтобы обучение не наносило в школе ущерба здоровью учащихся.
Таким образом, важнейшей обязанностью системы образования, школы, учителя является забота о сохранении здоровья учащихся, так как школьникам, которые испытывают проблемы со здоровьем, очень сложно учиться. В связи с этим одной из актуальных задач современной школы является внедрение здоровьесберегающих технологий в работу начальной школы.
Здоровьесберегающие технологии — это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, которая предусматривает очень важные характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье [1].
Целью здоровьесберегающих технологий обучения является обеспечение школьнику возможности в сохранении своего здоровья за время обучения в школе, формирование у него требуемых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, а также научить его применять приобретенные знания в повседневной жизни
Негативно влияет на здоровье учащихся их малоподвижность на уроке. Учитывая это, учителя стараются не требовать от учеников сохранения неподвижной позы на протяжении всего урока.
Мы считаем, что организовывать учебный процесс, чтобы ребенок привык к новым условиям и не ухудшил свое здоровье в период обучения в школе следует правильно, а именно:
– по возможности оценивать настроение ребёнка, его эмоциональное состояние;
– подбирать такую учебную нагрузку, которая бы подходила по возрастным и индивидуальным способностям школьников;
– создавать оптимальные условия среды обучения, отвечающие гигиеническим нормативам и требованиям;
– соблюдать рациональный режим труда и отдыха;
– на протяжении всего учебного дня, недели и года организовывать режим учебных занятий с учётом динамики умственной работоспособности учащихся;
– во время учебных занятий поддерживать и обеспечивать правильную рабочую позу и двигательную активность ребёнка;
– •в овладении учебным материалом оказывать различную педагогическую поддержку.
Так же, здоровьесбережению может способствовать проведение внеклассных спортивных мероприятий, в которых главной целью является пропаганда здорового образа жизни, развитие физических качеств, повышение двигательной активности. Данные мероприятия могут включать в себя: организацию дней здоровья, тематических праздников; проведение воспитательных мероприятий, которые способствуют формированию у учащихся представлений о здоровом образе жизни (урок здоровья: «Мы — за здоровый образ жизни», «Фестиваль вредных привычек» и др.); проведение родительских собраний, которые посвящены здоровью детей «Режим дня в жизни первоклассника»)
Большое значение в сохранении здоровья учащихся младших классов имеют физкультминутки. Они являются важным элементом урока в начальных классах, необходимость ее проведения обусловлена физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они могут помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение. Нередко упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Именно физкультминутки дают возможность провести оставшееся время урока значительно интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся [3].
Ниже мы предлагаем упражнения, которые учитель может использовать во время физкультурных пауз, направленных на повышение двигательной активности, снятие общего утомления, повышение умственной работоспособности, стимулирование дыхательной системы.
Упражнение 1
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
Упражнение 2
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
(Подскакивают на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
(Подскакивают на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
(Выполняют бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
(Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем.
(Ходьба на месте.)
Детям очень нравятся физкультминутки в стихотворной форме, со временем они их заучивают и проводят уже без помощи учителя.
В ходе обучения в начальных классах могут проводиться динамические паузы, представляющие собой комплекс упражнений, направленный на физическое воспитание младшего школьника. По продолжительности динамические паузы занимают не менее 40 минут. Они могут быть представлены играми, веселыми стартами, конкурсами. Особенностью динамических пауз является то, что учащиеся могут полностью освободиться от учебных мыслей, наполнить свою голову свежими мыслями, а так же дать отдохнуть и размяться своему тему, что не может дать перемена или физкультминутка.
Именно в начальной школе у учащихся закладывается фундамент представлений о здоровом образе жизни. Если целенаправленно работать с младшими школьниками по здоровьесбережению, то это даст возможность сохранить состояние здоровья, на том уровне, с которым дети поступали в 1 класс, а может даже и улучшить его.
Таким образом, хочется отметить, что образование будет осуществлять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, а здоровье станет образом жизни, а для этого нужно, чтобы пример этого образа жизни демонстрировали учителя, родители и общество, которое нас окружает.
Организация всех профилактических и оздоровительных мероприятий, а также грамотная работа педагога должны проводиться в рамках целостного педагогического процесса, главной целью которого будет стоять задача по укреплению и сохранению здоровья учащихся.
Литература:
- Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4 классы М.: Вако. 2004.-296c.
- Менчинская, Е. А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е. А. Менчинская. — М.: Вентана-Граф, 2008.-112с.
- Симкина, П. Л. Азбука здоровья [текст]: Физкультминутки здоровьесберегающей направленности / П. Л. Симкина, Л. В. Титаровский. — М.: Амрита-Русь, 2006.-240с.