Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 05.12.2016

Статья просмотрена: 568 раз

Библиографическое описание:

Голышева, И. А. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов / И. А. Голышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 642-644. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36145/ (дата обращения: 16.12.2024).



The article presents the problem of introduction of health-technology in primary school. The proposed forms and options to promote health of primary school students.

Key words: health, health saving technologies, Junior high school student

Здоровье — это бесценное богатство всего человечества. И чтобы сохранить это богатство нужно прикладывать определенные усилия. В данный момент все очевиднее становится значимость проблемы охраны и укрепления здоровья учащихся.

Исследования авторов (М. В. Антропова, М. М. Безруких, Л. М. Кузнецова, Г. Х. Манке и т. д.) свидетельствуют о том, что уже при поступлении в 1 класс 25–30 % младших школьников имеют отклонения в состоянии здоровья.

По мнению Ведмеш Н. А., большой ущерб здоровью школьников наносит работа за компьютером: ухудшается зрение, нарушается осанка, появляются нервно-психические расстройства, а самое страшное — возникает зависимость, тем самым проявляется агрессия, что не совсем хорошо отражается на психике ребенка.

По данным медиков, менее 20 % приходящих в среднее учебное заведение детей имеют первую группу здоровья [2].

В связи с постоянным увеличением объёма учебного материала, его сложности в современной системе образования, требуется мобилизация психофизических возможностей ребёнка.

Значительные перемены в жизнь младших школьников вносит переход от необязательного, нерегламентированного обучения, присущего дошкольному возрасту, к систематическому обучению, которые при неблагоприятных условиях могут негативно воздействовать на состояние детского организма, и так далёкое от приемлемого.

В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что непосредственно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем медицинский работник, но это вовсе не значит, что он обязан выполнять прямые обязанности врача. Учитель должен работать так, чтобы обучение не наносило в школе ущерба здоровью учащихся.

Таким образом, важнейшей обязанностью системы образования, школы, учителя является забота о сохранении здоровья учащихся, так как школьникам, которые испытывают проблемы со здоровьем, очень сложно учиться. В связи с этим одной из актуальных задач современной школы является внедрение здоровьесберегающих технологий в работу начальной школы.

Здоровьесберегающие технологии — это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, которая предусматривает очень важные характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье [1].

Целью здоровьесберегающих технологий обучения является обеспечение школьнику возможности в сохранении своего здоровья за время обучения в школе, формирование у него требуемых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, а также научить его применять приобретенные знания в повседневной жизни

Негативно влияет на здоровье учащихся их малоподвижность на уроке. Учитывая это, учителя стараются не требовать от учеников сохранения неподвижной позы на протяжении всего урока.

Мы считаем, что организовывать учебный процесс, чтобы ребенок привык к новым условиям и не ухудшил свое здоровье в период обучения в школе следует правильно, а именно:

– по возможности оценивать настроение ребёнка, его эмоциональное состояние;

– подбирать такую учебную нагрузку, которая бы подходила по возрастным и индивидуальным способностям школьников;

– создавать оптимальные условия среды обучения, отвечающие гигиеническим нормативам и требованиям;

– соблюдать рациональный режим труда и отдыха;

– на протяжении всего учебного дня, недели и года организовывать режим учебных занятий с учётом динамики умственной работоспособности учащихся;

– во время учебных занятий поддерживать и обеспечивать правильную рабочую позу и двигательную активность ребёнка;

– •в овладении учебным материалом оказывать различную педагогическую поддержку.

Так же, здоровьесбережению может способствовать проведение внеклассных спортивных мероприятий, в которых главной целью является пропаганда здорового образа жизни, развитие физических качеств, повышение двигательной активности. Данные мероприятия могут включать в себя: организацию дней здоровья, тематических праздников; проведение воспитательных мероприятий, которые способствуют формированию у учащихся представлений о здоровом образе жизни (урок здоровья: «Мы — за здоровый образ жизни», «Фестиваль вредных привычек» и др.); проведение родительских собраний, которые посвящены здоровью детей «Режим дня в жизни первоклассника»)

Большое значение в сохранении здоровья учащихся младших классов имеют физкультминутки. Они являются важным элементом урока в начальных классах, необходимость ее проведения обусловлена физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они могут помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение. Нередко упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Именно физкультминутки дают возможность провести оставшееся время урока значительно интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся [3].

Ниже мы предлагаем упражнения, которые учитель может использовать во время физкультурных пауз, направленных на повышение двигательной активности, снятие общего утомления, повышение умственной работоспособности, стимулирование дыхательной системы.

Упражнение 1

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

Упражнение 2

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

(Подскакивают на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

(Подскакивают на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

(Выполняют бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем.

(Ходьба на месте.)

Детям очень нравятся физкультминутки в стихотворной форме, со временем они их заучивают и проводят уже без помощи учителя.

В ходе обучения в начальных классах могут проводиться динамические паузы, представляющие собой комплекс упражнений, направленный на физическое воспитание младшего школьника. По продолжительности динамические паузы занимают не менее 40 минут. Они могут быть представлены играми, веселыми стартами, конкурсами. Особенностью динамических пауз является то, что учащиеся могут полностью освободиться от учебных мыслей, наполнить свою голову свежими мыслями, а так же дать отдохнуть и размяться своему тему, что не может дать перемена или физкультминутка.

Именно в начальной школе у учащихся закладывается фундамент представлений о здоровом образе жизни. Если целенаправленно работать с младшими школьниками по здоровьесбережению, то это даст возможность сохранить состояние здоровья, на том уровне, с которым дети поступали в 1 класс, а может даже и улучшить его.

Таким образом, хочется отметить, что образование будет осуществлять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, а здоровье станет образом жизни, а для этого нужно, чтобы пример этого образа жизни демонстрировали учителя, родители и общество, которое нас окружает.

Организация всех профилактических и оздоровительных мероприятий, а также грамотная работа педагога должны проводиться в рамках целостного педагогического процесса, главной целью которого будет стоять задача по укреплению и сохранению здоровья учащихся.

Литература:

  1. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4 классы М.: Вако. 2004.-296c.
  2. Менчинская, Е. А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е. А. Менчинская. — М.: Вентана-Граф, 2008.-112с.
  3. Симкина, П. Л. Азбука здоровья [текст]: Физкультминутки здоровьесберегающей направленности / П. Л. Симкина, Л. В. Титаровский. — М.: Амрита-Русь, 2006.-240с.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровье, сохранение здоровья учащихся, главная цель, двигательная активность, здоровье учащихся, начальная школа, образ жизни, состояние здоровья, учебный материал.


Похожие статьи

Использование здоровьесберегающих технологий в организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры

В статье представлен теоретический материал для учителей начальных классов и учителей физической культуры по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс младших школьников.

Здровьесберегающие технологии на уроках информатики

Статья посвящена проблеме формирования здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных организаций. Выявлена и обоснована потребность применения здоровьесберегающих технологий на уроках информатики.

Здоровьесберегающие технологии как основа образовательного процесса средней школы

В статье исследуется проблема современной системы образования в области здоро-вьесберегающих технологий. Рассматриваются негативные тенденции и пути их решения посредством формирования здорового образа жизни.

Использование технологий сохранения и стимулирования здоровья на логопедических занятиях в ДОУ

В статье автор рассматривает здоровьесберегающие технологии и особенности их применения в логопедической работе с дошкольниками.

Здоровьесберегающие технологии в структуре профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов

В статье рассматриваются основные вопросы, связанные с применением здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях.

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ

В статье рассматривается одна из актуальных задач современной педагогики — развитие двигательной активности и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в образовательном учреждении.

Организационно-педагогические условия формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

В статье автор пытается определить условия формирования готовности педагогов начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках иностранного языка

В статье автор рассматривает актуальную тему современного образования «Здоровьесберагающие технологии» на материале уроков иностранного языка. Автор рассказывает о конкретных способах и средствах повышения мотивации обучающихся к здоровому образу жиз...

Роль музыкальных занятий в психоэмоциональном здоровье дошкольников

В статье автор делится опытом проведения музыкальных занятий, повышающих психоэмоциональное здоровье дошкольников на основе внедрения здоровьесберегающих и игровых технологий, а также различные методы и приёмы работы.

Создание здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Статья посвящена вопросам формирования культуры здоровья у обучающихся образовательной организации на уроках физической культуры. Описан практический опыт педагогов, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт.

Похожие статьи

Использование здоровьесберегающих технологий в организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры

В статье представлен теоретический материал для учителей начальных классов и учителей физической культуры по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс младших школьников.

Здровьесберегающие технологии на уроках информатики

Статья посвящена проблеме формирования здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных организаций. Выявлена и обоснована потребность применения здоровьесберегающих технологий на уроках информатики.

Здоровьесберегающие технологии как основа образовательного процесса средней школы

В статье исследуется проблема современной системы образования в области здоро-вьесберегающих технологий. Рассматриваются негативные тенденции и пути их решения посредством формирования здорового образа жизни.

Использование технологий сохранения и стимулирования здоровья на логопедических занятиях в ДОУ

В статье автор рассматривает здоровьесберегающие технологии и особенности их применения в логопедической работе с дошкольниками.

Здоровьесберегающие технологии в структуре профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов

В статье рассматриваются основные вопросы, связанные с применением здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях.

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ

В статье рассматривается одна из актуальных задач современной педагогики — развитие двигательной активности и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в образовательном учреждении.

Организационно-педагогические условия формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

В статье автор пытается определить условия формирования готовности педагогов начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках иностранного языка

В статье автор рассматривает актуальную тему современного образования «Здоровьесберагающие технологии» на материале уроков иностранного языка. Автор рассказывает о конкретных способах и средствах повышения мотивации обучающихся к здоровому образу жиз...

Роль музыкальных занятий в психоэмоциональном здоровье дошкольников

В статье автор делится опытом проведения музыкальных занятий, повышающих психоэмоциональное здоровье дошкольников на основе внедрения здоровьесберегающих и игровых технологий, а также различные методы и приёмы работы.

Создание здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Статья посвящена вопросам формирования культуры здоровья у обучающихся образовательной организации на уроках физической культуры. Описан практический опыт педагогов, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт.

Задать вопрос