Использование здоровьесберегающих технологий в урочное и во внеурочное время в начальной школе
Автор: Гергель Елена Алексеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 18.08.2017
Статья просмотрена: 1319 раз
Библиографическое описание:
Гергель, Е. А. Использование здоровьесберегающих технологий в урочное и во внеурочное время в начальной школе / Е. А. Гергель. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 36-48. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12850/ (дата обращения: 16.12.2024).
Самый бесценный дар, который человек получает от природы — это здоровье.
Состояние здоровья подрастающего поколения — один из самых важных показателей благополучия общества и государства, и отражает не только настоящую ситуацию, но и даёт точный прогноз на будущее. Идея сохранения здоровья учащихся занимает особое место в национальном проекте «Образование», президентской инициативе «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартах. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенное внимание уделяется этой проблеме в начальной школе, так как коренным образом меняется привычный уклад жизни ребенка, осваивается новая социальная роль «ученик».
В Стандарте второго поколения прописан «портрет» выпускника начальной школы: «любознательный, интересующийся, активно познающий мир, выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих». [12]
Ранее, говоря о здоровьесбережении в образовании, во главу угла ставили именно физическое состояние здоровья ребенка, то на данном этапе в поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. Важнее создавать благоприятную психологическую и эмоциональную атмосферу в школе, формирующую личность учащегося. Подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов. [13]
Согласно результатам последних исследований, сегодня высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Поэтому гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учёбе. Это является одним из важнейших условий формирования здорового образа жизни. Учителям начальной школы необходимо активно участвовать в разработке и внедрении здоровьесберегающих технологий.
Обучать без вреда для здоровья является обязательным условием работы школы. Как же построить учебный процесс, чтобы сохранить здоровье ребёнка?
Одной из целей своей работы является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья учащихся. Только ребёнок с хорошим здоровьем сможет успешно учиться и добиться высоких результатов.
Для решения этой цели при подготовке в урочной и внеурочной деятельности ставлю следующие задачи:
– формировать у учащихся осмысленное отношение к своему здоровью и физической культуре;
– использовать в урочное и внеурочное время наиболее рациональные формы и методы, способствующие становлению физически, психически и эмоционально здоровой личности;
– формировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности;
– вести разъяснительную работу с родителями о ценности здорового образа жизни.
Сегодня широкое признание получило определение «здоровья», предложенное Всемирной организацией здравоохранения: «здоровье человека характеризуется не только отсутствием болезни или дефекта, но и состоянием полного комфорта — физического, психического и социального». [14]
Ученика можно считать здоровым, если он: в физически умеет справляться с усталостью, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме; в интеллектуальном плане — проявляет хорошие умственные способности, воображение, быть любознательным, заниматься самообразованием; в нравственном плане — быть справедливым, честным, самокритичным, в социальном плане — уравновешенным, доброжелательным, способным удивляться и восхищаться.
Проблема воспитания потребности в здоровом образе жизни в настоящее время стоит особенно остро, и эту работу начинать необходимо как можно раньше. Образ жизни может быть здоровым, когда он развивается, дополняется новыми, полезными для здоровья элементами, привычками и тем самым совершенствуется. Чтобы быть здоровым, нужно владеть умением его сохранения и укрепления. Здоровому образу жизни надо постоянно учиться, и ему надо и постоянно учить.
Принципы воспитания здорового образа жизни.
Системный подход.
Человек — это единство телесного и духовного. Сохранить тело здоровым можно, если совершенствовать эмоционально-волевую сферу, работать с душой и нравственностью ребенка.
Для успешного решение задач валеологического воспитания необходимо объединить воспитательные усилия школы и родителей.
Деятельностный подход.
Валеологическая культура осваивается детьми в совместной деятельности с родителями. Самый эффективный способ, не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути.
Принцип «Не навреди!».
Необходимо использовать в работе только безопасные приемы оздоровления, апробированные тысячелетним опытом человечества и официально признанные.
Принцип гуманизма.
В обучении и воспитании необходимо ценить, прежде всего, личность ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
Принцип альтруизма.
Данный принцип заключается в потребности делиться освоенными ценностями валеологической культуры: «научился сам — научи друга!».
Принцип меры.
По данному принципу для здоровья хорошо то, что в меру.
Неправильная организация труда учащихся может принести вред здоровью. Большое значение имеет формирование рационального образа жизни. Человек, умеющий со школьной скамьи правильно организовать свой режим труда и отдыха, в дальнейшем надолго сохранит бодрость и творческую активность. От того насколько успешно будут сформированы и закреплены в сознании принципы и навыки здорового образа жизни у учащихся, зависит в последующем вся деятельность, способствующая раскрытию потенциала личности.
Одним из видов работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни является совместная работа с родителями (законными представителями) учащихся, привлечение родителей их к разработке программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.
Работа по формированию здорового образа жизни может реализовываться через:
– проведение динамических пауз во время уроков и занятие на уроках физической культуры;
– внеклассную работу;
– работу с родителями.
Урок в современной школе — это урок, на котором реализуются не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и здоровьесберегающие. При построении учебного процесса, необходимо так выстроить работу, чтобы предупредить соматические и эмоциональные перегрузки учащихся.
Учащийся будет здоров, при соблюдении основных факторов укрепления здоровья детей в школе:
– оптимальное распределение учебной нагрузки;
– сбалансированное питание;
– рациональный режим обучения;
– рациональный двигательный режим;
– использование на уроках технологий обучения, содействующих укреплению здоровью;
– своевременное оказание психологической и социальной поддержки учащимся;
– своевременные медицинские услуги;
– охрана психического здоровья.
Учащихся надо научить различным приёмам и методам сохранения и укрепления здоровья, чтобы, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли самостоятельно их применять. Свои уроки строю, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как сохранить и укрепить здоровье?
Каждый день учебные занятия начинаются с веселой утренней зарядки, которая способствует преодолению сонливости учеников, которая наблюдается на первом уроке, активному включению в работу, активизации внимания.
При подготовке к уроку продумываю разные виды деятельности. Подача нового материала организуется через обеспечение активной аналитико-синтетической деятельности. Новая информация преподносится так, чтобы она вызывала у ребят последовательную цепь положительных эмоций: удивление, интерес, радость. Учебный материал связываем с уже известными данными, с прошлым опытом.
При подготовке урока продумываю все упражнения для того, чтобы не допустить перенапряжения мышц туловища и глазодвигательных мышц. Материал урока распределяем в соответствии с динамикой текущей работоспособности учащихся, осуществляем дифференцированный подход.
Создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль. Необходимо, работу на уроке построить так, чтобы каждый ученик мог поверить в себя, в свои силы и возможности, чтобы испытал радость познания, общения, творчества. На уроках стараюсь создать благоприятный климат, доброжелательную обстановку, чтобы дети могли раскрыть свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.
Для этого применяем различные приемы.
Создание у ребенка субъективного переживания успеха:
– снятие страха («Ничего страшного»);
– авансирование («У тебя обязательно получится»);
– внушение («Приступай же»);
– высокая оценка детали («Вот это у тебя получилось очень хорошо»);
– усиление мотива («Нам это необходимо для…»)
Создание возможности почувствовать свою интеллектуальную состоятельность:
– ошибки — это нормальное и нужное явление «не ошибается только тот, кто ничего не делает»;
– формирование веры в успех:
– отметка достижений;
– концентрация внимания на уже достигнутых успехах.
Ребята свободно вступают в обсуждение проблемы урока, задают вопросы на уточнение непонятного, стараются найти выход из затруднений на уроке, что говорит о некотором снижении тревожности и повышении самооценки учащихся.
В оздоровительной работе большое значение имеют физические упражнения. «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие», утверждал еще Аристотель.
Физкультминутки — один из обязательных элементов урока в начальной школе, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Провожу их в различных вариациях: с музыкальным сопровождением, в стихах, игровые минутки, зрительная гимнастика, эмоциональная разгрузка, чередование позы с учетом видов деятельности. Разумное сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение утомления — важные моменты работы учителя начальных классов. Проведение физкультминуток во время урока имеет еще и оздоровительную направленность. Упражнения можно разнообразить, изменить темп выполнения упражнений. Физкультминутки дают детям большую радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой.
Большая часть учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения физической нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного физического покоя. Неправильное дыхание ведет к нарушению деятельности сердечно — сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому ввела на уроках упражнения для выработки глубокого дыхания. Усиления выдоха, в сочетании с движениями туловища и конечностей.
Метод «Пение звуков» заключается в использовании энергии полного дыхания. Её приобретает выдох при дыхании животом — это очень важно. Делаем глубокий вдох, а на выдохе начинаем петь (звуки). Для того чтобы убедиться в правильности своего дыхания, необходимо положить руки на грудь — она должна двигаться. Автор данной методики — австрийский учёный, профессор Б. М. Лессер-Лазарко. (Приложение 1)
Массаж пальчиков, подготовка их к письменной работе. Проводится на письменных предметах. Разогревает мышцы, развивает мелкую моторику. Хорошо проводить данную гимнастику с хоровым проговариванием.
По мнению психоаналитиков, при регулярном проведении гимнастики для глаз, зрение может восстанавливается полностью, и человек может отказаться от очков. Важно приучить детей самостоятельно, при появлении усталости, проделать несколько простых упражнений. Одно из самых простых, но очень эффективных упражнений — крепко закрыть глаза на пять секунд, потом открыть на такое же время и снова закрыть. Повторить необходимо не менее 5 раз. Это поможет укрепить мышцы века, и улучшить кровообращение. Для того чтобы снять усталость глаз, надо потереть ладони, закрыть глаза и приложить к ним теплые ладони на 2 минуты, после этого следует быстро поморгать. (Приложение 1)
Здоровьесберегающие технологии, реализуемые на основе личностно-развивающих ситуаций, рассматривая которые учащиеся получают навыки совместного и эффективного взаимодействия. Предполагают активное участие учащегося в освоении культуры человеческих отношений, в приобретении опыта здоровьесбережения, который позволяет постепенно расширять сферу общения и деятельности учащегося, влияет на развитие саморегуляции, становление самосознания и активной жизненной позиции, формирование ответственности за свое здоровье, за жизнь и здоровье других людей.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». [15] Нравственное здоровье — является одним из компонентов (видов) здоровья.
Нравственное здоровье — комплекс характеристик, мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде. Этот компонент связан с общечеловеческими понятиями добра, любви и красоты, и определяется духовностью человека, его знаниями и воспитанием. [15]
Рассматривая виды здоровья, в упрощенном виде можно считать, что критериями здоровья являются для:
– соматического (физического) здоровья — я могу;
– психического здоровья — я хочу;
– нравственного здоровья — я должен.
Это и легло в основу воспитательной программы. Для определения основных направлений воспитательной работы в начале первого класса был проведен контрольный этап мониторинга «Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся». Мониторинг позволяет отслеживать динамику нравственного развития учащихся в течение учебного года, динамику развития учащихся, изменения в образовательной среде и во взаимодействии с родителями учащихся с 1 по 4 класс.
Перед началом исследования родители были ознакомлены с содержанием и возможностями их участия в исследовании и воспитательной программе.
В ходе первого этапа (контрольного) ориентированного на сбор данных, учащиеся выполняют первые 6 упражнений, представленных в Тетрадях «Книга моих размышлений».
Блок 1. Исследование социального развития младших школьников
В рамках исследования социального развития младших школьников представляется важным рассмотрение сформированности социальной идентичности — принадлежности к народу и стране.
Физминутки — один из обязательных элементов урока в начальной школе, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Провожу их в различных вариациях: с музыкальным сопровождением, в стихах, игровые минутки, зрительная гимнастика, эмоциональная разгрузка, чередование позы с учетом видов деятельности. Разумное сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение утомления — важные моменты работы учителя начальных классов. Проведение физминуток во время урока имеет еще и оздоровительную направленность. Упражнения можно разнообразить, изменить темп выполнения упражнений. Физминутки дают детям большую радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой.
Большая часть учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения физической нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного физического покоя. Неправильное дыхание ведет к нарушению деятельности сердечно — сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому ввела на уроках упражнения для выработки глубокого дыхания. Усиления выдоха, в сочетании с движениями туловища и конечностей.
Метод «Пение звуков» заключается в использовании энергии полного дыхания. Её приобретает выдох при дыхании животом — это очень важно. Делаем глубокий вдох, а на выдохе начинаем петь (звуки). Для того чтобы убедиться в правильности своего дыхания, необходимо положить руки на грудь — она должна двигаться. Автор данной методики — австрийский учёный, профессор Б. М. Лессер-Лазарко. (Приложение 1)
Массаж пальчиков, подготовка их к письменной работе. Проводится на письменных предметах. Разогревает мышцы, развивает мелкую моторику. Хорошо проводить данную гимнастику с хоровым проговариванием.
По мнению психоаналитиков, при регулярном проведении гимнастики для глаз, зрение может восстанавливается полностью, и человек может отказаться от очков. Важно приучить детей самостоятельно, при появлении усталости, проделать несколько простых упражнений. Одно из самых простых, но очень эффективных упражнений — крепко закрыть глаза на пять секунд, потом открыть на такое же время и снова закрыть. Повторить необходимо не менее 5 раз. Это поможет укрепить мышцы века, и улучшить кровообращение. Для того чтобы снять усталость глаз, надо потереть ладони, закрыть глаза и приложить к ним теплые ладони на 2 минуты, после этого следует быстро поморгать. (Приложение 1)
Здоровьесберегающие технологии, реализуемые на основе личностно-развивающих ситуаций, рассматривая которые учащиеся получают навыки совместного и эффективного взаимодействия. Предполагают активное участие учащегося в освоении культуры человеческих отношений, в приобретении опыта здоровьесбережения, который позволяет постепенно расширять сферу общения и деятельности учащегося, влияет на развитие саморегуляции, становление самосознания и активной жизненной позиции, формирование ответственности за свое здоровье, за жизнь и здоровье других людей.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». [15] Нравственное здоровье — является одним из компонентов (видов) здоровья.
Нравственное здоровье — комплекс характеристик, мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде. Этот компонент связан с общечеловеческими понятиями добра, любви и красоты, и определяется духовностью человека, его знаниями и воспитанием. [15]
Рассматривая виды здоровья, в упрощенном виде можно считать, что критериями здоровья являются для:
– соматического (физического) здоровья — я могу;
– психического здоровья — я хочу;
– нравственного здоровья — я должен.
Это и легло в основу воспитательной программы. Для определения основных направлений воспитательной работы в начале первого класса был проведен контрольный этап мониторинга «Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся». Мониторинг позволяет отслеживать динамику нравственного развития учащихся в течение учебного года, динамику развития учащихся, изменения в образовательной среде и во взаимодействии с родителями учащихся с 1 по 4 класс.
Перед началом исследования родители были ознакомлены с содержанием и возможностями их участия в исследовании и воспитательной программе.
В ходе первого этапа (контрольного) ориентированного на сбор данных, учащиеся выполняют первые 6 упражнений, представленных в Тетрадях «Книга моих размышлений».
Блок 1. Исследование социального развития младших школьников
В рамках исследования социального развития младших школьников представляется важным рассмотрение сформированности социальной идентичности — принадлежности к народу и стране.
Знание государственных символов является одним из показателей сформированности принципов гражданственности и патриотизма у учащихся. Объём знаний о происхождении государственных символов, их значении, функциональном назначении и правилах использования является показателем социального развития младшего школьника и первичной характеристикой формирования его патриотических чувств.
Критерии оценки.
3 балла — очень хорошее знание государственной символики предполагает точное знание школьниками символов государственной символики, их функционального назначения и символического значения.
2 балла — хорошее знание государственной символики предполагает знание основных государственных символов, но возможны затруднения их символического значения. У школьников недостаточно сформирован терминологический аппарат.
1 балл — недостаточное знание государственной символики предполагает неудовлетворительное знание символов государства, их исторического происхождения и функционального назначения, что может указывать на низкую информированность в данной области.
0 баллов — не справился с заданием.
Важно обратить особое внимание и выяснить причину низких баллов у школьников.
Блок 2. Исследование нравственной сферы младших школьников
Исследователи формирования личности в детском возрасте в качестве важнейшего новообразования и основного направления развития нравственной в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте выделяют возникновение и формирование «внутренних этических инстанций» (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович), что предполагает усвоение учащимися моральных норм, знание нравственных качеств личности, а также формирование привычек форм нравственного поведения (нравственного поведения). [16]
Параметр 1. Знание моральных норм и нравственных качеств личности.
Возникновение и установление первичных этических представлений у детей — начальный этап формирования нравственного сознания, который очень важен в период становления личности. В этот период формируется представление о моральных нормах и нравственных качествах личности. В рамках исследования оценивается знание учащимися основных моральных норм и нравственных качеств личности, умение отличать нравственный поступок от безнравственного.
Критерии оценки
6 баллов — очень хорошее знание нравственных норм предполагает богатый запас представлений ученика об основных моральных нормах и нравственных качествах личности, ребенок может с легкостью их перечислить, рассказать об их содержании, привести примеры из жизни, идентифицировать их наличие у себя, своих сверстников, знакомых и литературных героев. Ребенок может без труда отличить нравственный поступок от безнравственного.
3–5 баллов — хорошее знание нравственных норм предполагает знание ребенком основных моральных норм и нравственных качеств личности. Однако учащихся может испытывать затруднения при определении нравственных качеств у себя и окружающих людей. У школьника могут быть не сформированы отдельные представления о некоторых качествах личности (о щедрости, выполнении обещаний, честности и др.)
1–2 балла — недостаточное знание нравственных норм указывает на низкую степень знания ребенка о содержании моральных норм и нравственных качеств личности, что может отражаться на его поведении.
0 баллов — не справился с заданием.
Результаты исследования сообщаются родителям, при необходимости привлекаются специалисты и проводится дополнительное исследование.
Параметр 2. Сформированность нравственных привычек.
Общепризнанно положение о влиянии привычек для ребенка форм поведения на дальнейшее развитие его личности. Сформированность привычных норм нравственного поведения (нравственных привычек) имеет большое значение, поскольку моральные нормы и нравственные принципы становятся привычными для ребенка и закрепляются в его характере. Формирование нравственных привычек происходит в результате усвоения и принятия ребенком правил, принятыми взрослыми: соблюдение общепринятых моральных норм (быть честным, справедливым, щедрым, терпимым и др.), правил поведения и общения между людьми (слушать, не перебивая, в разговоре собеседника, помогать людям и др.) И других правил.
В ходе анализа ответов определяется степень сформированности привычек нравственного поведения.
Критерии оценки
6 баллов — высокий уровень сформированности нравственных привычек предполагает усвоение и систематическое использование первоклассником нравственных образцов поведения в своих поступках. При выборе способа поведения ребенок опирается на известные ему моральные нормы. Соблюдение учащимся основных моральных норм и правил этикета носит непроизвольных характер: ребенок не задумываясь, без напоминания взрослых проявляет свои нравственные привычки.
3–5 баллов — достаточный уровень сформированности нравственных привычек указывает на хорошее знание учащимися основных моральных норм, их усвоение и часто использование. Нравственные образцы поведения не вошли в привычку и не стали естественными. Нарушение моральных норм происходит, как правило, не осознанно.
1–2 балла — недостаточный (низкий) уровень сформированности нравственных привычек указывает на неполное знание учащимися основных моральных норм, отсутствие у ребенка желания соответствовать в своем поведении нравственным образцам.
0 баллов — не справился с заданием.
При выявлении низких баллов по данному параметру родители обязательно информируются и выясняется причина (особенности воспитания в семье, недостатки в воспитательной программе, личностные особенности учащихся, ситуативные трудности с выполнением и т. д.), по необходимости привлекаются специалисты (социальный психолог, психолог) и составляется индивидуальный план воспитательной работы с учащимся.
Блок 3. Определение отношения младших школьников к учению и труду
С поступлением детей в школу кардинально меняется весь образ их жизни: существенно вырастают требования к ребенку, увеличивается ответственность первоклассников перед взрослыми и самим собой, а полученные отметки воспринимаются как оценка его личности. Поэтому важно наблюдать за тем, насколько успешно, насколько успешно учащиеся справляются за изменениями в своей жизни, осваивают новую социальную роль школьника. Гармоничное своевременное формирование позиции младшего школьника существенно влияет на дальнейшее личностное развитие и является залогом успешного обучения в будущем. Исследование сформированности внутренней позиции младшего школьника включает в себя три компонента: отношение ребенка к школе, процессу обучения и учителю.
Критерии оценки
9–12 баллов — высокий уровень сформированности внутренней позиции младшего школьника предполагает осознание и принятие первоклассником нового социального статуса и соответствующих ему изменений в повседневной жизни. У учащихся преобладает общее положительное отношение и интерес к учебной деятельности. В мотивационной сфере ярко выражены познавательные мотивы.
6–8 баллов — достаточный уровень усвоения внутренней позиции младшего школьника предполагает общее положительное отношение к школе, учению и учителю. Общая заинтересованность ребенка в образовательном процессе может основываться не на самой учебной деятельности, а на внешних атрибутах, а также внеурочной деятельности близкой к основному виду деятельности дошкольников — игре. У ребенка сформированы познавательные потребности, но необходим постоянный контроль со стороны взрослых для поддержания интереса к учебе. Необходимо создать благоприятные условия для формирования навыков учебной деятельности и сохранения общего положительного отношения ребенка к школе.
3–5 баллов — низкий уровень сформированности внутренней позиции младшего школьника указывает на наличие сложностей в процессе адаптации ребенка в школе освоении основных навыков учебной деятельности. К учению у первоклассников, в основном, преобладают негативные эмоции, так же.
Познавательные потребности выражены на низком уровне.
0–2 балла — не справился с заданием.
При наличии низкого уровня сформированности внутренней позиции школьника родители обязательно информируются, выясняются причины подобного отношения ребенка к обучению (психологическая неготовность ребенка к обучению, особенности организации учебного процесса, воспитание в семье и т. д.), при необходимости привлекаются специалисты (социальный психолог, психолог).
Блок 4. Исследование ценностного отношения учащихся к природе и окружающей среде
Формирование ценностного отношения младших школьников к природе и окружающей среде играет важную роль в нравственном развитии личности и предполагает прежде всего сформированность знаний о правилах поведения на природе. Забота о природе является проявлением бережного отношения к своей малой родине, к тому родному, что окружает ребенка.
В младшем школьном возрасте является наиболее важным наличие у детей теоретических знаний о правилах поведения на природе и бережном отношении к окружающей среде. Сформированность представлений о действиях, которые могут оказывать вредное воздействие на природу или, наоборот, приносить ей пользу, является одним из критериев ценностного отношения младших школьников к окружающей среде, и позволяет ребенку правильно оценивать собственные поступки и совершать действия, направленные на заботу об окружающей среде.
Критерии оценки
5–6 баллов — очень хорошее усвоение правил поведения на природе, бережного отношения к окружающей среде предполагает высокую степень сформированности представлений о действиях человека, которые могут оказывать вредное воздействие на природу или приносить ей пользу, умение применять экологические знания в повседневной жизни.
3–4 баллов — хорошие знания правил поведения на природе и бережного отношения к окружающей среде предполагает знание основных правил поведения на природе и влияние деятельности человека на окружающую среду. Возможны неточности и затруднения в определениях, экологические знания применяются в повседневной жизни редко.
1–2 балла — недостаточные знания правил поведения на природе, бережного отношения к окружающей среде предполагает указывает слабую ориентацию в правилах поведения деятельности на природе и недостаточные знания о влиянии деятельности человека на окружающую среду.
0 баллов — не справился с заданием.
При наличии низких результатов необходимо выяснить причину отсутствия у ребенка базовых экологических знаний (отсутствие интереса к теме, трудности усвоения материала и т. д.)
Блок 5. Исследование эстетического развития младших школьников
Эстетическое развитие младших школьников и использование в воспитательных программах развивающего потенциала искусства оказывают существенное влияние личности ребенка.
Критерии оценки
6 баллов — высокий уровень сформированности эстетических интересов.
3–5 баллов — достаточный уровень сформированности эстетических интересов.
1–2 баллов — недостаточный (низкий) сформированности эстетических интересов.
0 баллов — не справился с заданием.
Результаты каждого учащегося фиксируются в «Индивидуальном бланке для фиксации результатов исследования учащихся в 1 классе», составлены индивидуальные характеристики учащихся для родителей, общая характеристика класса. (Приложение 2.1)
Полученные результаты позволили выявить некоторые проблемные зоны, а именно: формирование нравственной сферы, формирование отношения учащегося к учёбе и к труду (формирование внутренней позиции); формирование ценностного отношения к природе и окружающей среде; формирование эстетического развития (формирование эстетических интересов).
В программу воспитательной работы были включены следующие мероприятия:
- Индивидуально-групповые беседы «Ежели вы вежливы…»
- Беседы «Права и обязанности детей», «Как сказать нет и отстоять свое мнение», «Правила дружбы», «О вреде бранных слов», «Что такое экология», «Семьей дорожить — счастливым быть», «Мой поступок и мой проступок», «Как научится разговаривать с людьми, жить дружно», «Настоящий мальчишка — какой он?»
- Конкурсно-игровая программа «На страже Родины».
- Индивидуальные беседы с учащимися «Всегда будь опрятным, аккуратным, организованным».
- Индивидуальные беседы с родителями и детьми «Я — непримирим к грубости и черствости», «Как помочь ребенку стать общительным».
- Классные часы «Приятная наука — вежливость», «Что значит дружить», «Помни о других», «Я — талантлив», «День Земли», «Природа — наш дом».
- Совместные мероприятия с родителями «Здоровое воскресенье» (совместный выход родителей и детей класса на каток, лыжную базу), «Веселые старты».
- Индивидуальные и групповые консультации для родителей: «Проблемы в учебе, пути их решения», «Межличностные отношения в детском коллективе», «Трудности адаптационного периода первоклассника».
- Классные родительские собрания: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому», «Мама, папа, я — читающая семья», «Детская шалость и нравственная ответственность».
В течение учебного года в ходе формирующего этапа исследования проходила реализация намеченной программы, вносились корректировки.
В конце учебного года был проведен интерпретационный этап исследования, ориентированный на сбор данных мониторинга после реализации воспитательной программы. На этом этапе учащиеся выполняли упражнения № 7–12 рабочей тетради.
Упражнение 7. Методика «Знание государственной символики». Парная методика в начале учебного года (упражнение 1).
3 балла — очень хорошее знание государственной символики.
2 балла — хорошее знание государственной символики.
1 балл — недостаточное знание государственной символики.
0 баллов — не справился с заданием.
Упражнение 8. Методика «Наши поступки». Парная методика в начале учебного года (упражнение 2).
6 баллов — очень хорошее знание нравственных норм.
3–5 баллов — хорошее знание нравственных норм.
1–2 балла — недостаточное знание нравственных норм.
0 баллов — не справился с заданием.
Упражнение 9. Методика «Нравственные привычки». Парная методика в начале учебного года (упражнение 3).
6 баллов — высокий уровень сформированности нравственных привычек.
3–5 баллов — достаточный уровень сформированности нравственных привычек.
1–2 балла — недостаточный (низкий) уровень сформированности нравственных привычек.
0 баллов — не справился с заданием.
Упражнение 10. Методика «Я — школьник». Парная методика в начале учебного года (упражнение 4).
9–12 баллов — высокий уровень сформированности внутренней позиции младшего школьника.
6–8 баллов — достаточный уровень сформированности внутренней позиции младшего школьника.
3–5 баллов — недостаточный (низкий) уровень сформированности внутренней позиции младшего школьника.
0–2 баллов — не справился с заданием.
Упражнение 11. Методика «Забота о природе». Парная методика в начале учебного года (упражнение 5).
5–6 баллов — очень хорошие знания правил поведения на природе и бережного отношения к окружающей среде.
3–4 балла — хорошие знания правил поведения на природе и бережного отношения к окружающей среде.
1–2 балла — недостаточные знания правил поведения на природе и бережного отношения к окружающей среде.
0 баллов — не справился с заданием.
Упражнение 12. Методика «Я хотел бы…». Парная методика в начале учебного года (упражнение 6).
6 баллов — высокий уровень сформированности эстетических интересов.
3–5 баллов — достаточный уровень сформированности эстетических интересов.
1–2 балла — недостаточный уровень сформированности эстетических интересов.
0 баллов — не справился с заданием.
Полученные результаты (Приложение 2.2) позволили оценить динамику развития учащихся, составить характеристику класса и оценить эффективность реализуемой в классе программы.
Согласно проведенному анализу положительная динамика наблюдается в формировании отношения человека к природе (знание правил поведения на природе и бережного отношения к окружающей среде). Отрицательная динамика наблюдается в формировании нравственной сферы (формирование нравственных привычек), в формировании отношения учащегося к учёбе и к труду (формирование внутренней позиции). Полученные результаты позволили определить приоритетные направления воспитательной работы во втором классе.
Данный мониторинг проводится с 1 по 4 класс и позволяет отслеживать динамику развития учащихся, изменения в образовательной среде и во взаимодействии с семьями учащихся.
Здоровье, любое и физическое, и нравственное, психическое, и социальное, и эмоциональное, и социальное, так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» — вот цель нашей работы. А постоянная озабоченность охраной здоровья школьников может и должна приобрести характер закона, определяющего действия учителя.
Использование здоровьесберегающих технологий комплексно в учебном и воспитательном процессе позволяет нам снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность учащихся начальных классов, это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья, повышению качества знаний.
Планирую продолжать целенаправленную работу по сохранению здоровья детей и руководствоваться десятью золотыми правилами здоровьесбережения:
- Соблюдай режим дня!
- Обращай больше внимания на питание!
- Больше двигайся!
- Спи в прохладной комнате!
- Не гаси в себе гнев, дайте ему вырваться наружу!
- Постоянно занимайся интеллектуальной деятельностью!
- Гони прочь уныние и хандру!
- Адекватно реагируй на все проявления своего организма!
- Старайся получать как можно больше положительных эмоций!
- Желай себе и окружающим больше добра!
Приложение 1
Дыхательная гимнастика
«Задуй свечу» — глубокий вдох, задержка, медленный выдох через губы трубочкой, произнося звук [у].
«Озорные щёчки» — набирать воздух, надув щёки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть как в 1 упражнении. Затем через сжатые трубочкой губы, вдохнуть воздух, втягивая его. Расслабить щёки и губы.
«Ленивая кошечка» — подтянуть руки вверх, потянуться, как кошечка. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук [a].
«Свечка»– стоя, руки перед грудью, ладонями кверху, на них как бы находится свеча, которую нужно «задуть». На 1–2- глубокий вдох носом;3–4- задержать дыхание;5–6-7–8- выдохнуть медленно и ровно через рот, задувая воображаемое пламя свечи. Повторить 2 раза.
«Дровосек»- стоя, ноги шире плеч, пальцы рук сцеплены в замок, 1–2-3–4- вдох носом (поднять руки вверх над головой), 5–6 — резкий выдох ртом (наклониться вперед и опустить руки, имитируя рубку дров). Повторять 3–4 раза.
«Каша кипит» — вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых». Повторить 8 раз.
«Ветерок» — поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок). Можно взять полоску бумаги и дуть на неё легонько.
Пение звуков
Звук [а]– снимает напряжение, стимулирует верхнюю часть легких и сенсорные центры, повышает тонус, воздействует на систему «трех обогревателей»: сердце, печень, толстый кишечник. Он снимает физическую и умственную усталость.
Звук [о] — глубокой гармонии, состояния равновесия.
Звук [у]– чувственный звук, он помогает стабилизировать эмоциональное равновесие, положительно воздействует на психику.
Звук [и]– звук разума. Долгое и протяжное пение звука [и] стимулирует головной мозг, глаза, нос. Когда человек достаточно долго поёт этот звук, он начинает ощущать радостное возбуждение.
Зрительная гимнастика
Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони, неплотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5–6 секунд.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.
Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.
Приложение 2.1
Контрольный этап исследования (начало года)
№ |
Социал. развитие |
Нравств. сфера |
Отношение кучебе итруду |
Отношение кприроде |
Эстетическое развитие |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
6 |
|
|
3 |
4 |
5 |
5 |
6 |
3 |
3 |
5 |
|
3 |
5 |
6 |
6 |
6 |
3 |
3 |
4 |
|
3 |
5 |
6 |
5 |
4 |
3 |
3 |
5 |
|
3 |
5 |
6 |
4 |
4 |
2 |
3 |
5 |
|
3 |
5 |
6 |
6 |
6 |
2 |
3 |
4 |
|
3 |
4 |
6 |
6 |
6 |
2 |
3 |
6 |
|
3 |
3 |
5 |
5 |
6 |
3 |
3 |
4 |
|
3 |
5 |
6 |
5 |
4 |
2 |
3 |
2 |
|
3 |
4 |
6 |
6 |
6 |
3 |
3 |
4 |
|
3 |
5 |
6 |
6 |
5 |
3 |
3 |
6 |
|
3 |
4 |
6 |
6 |
6 |
2 |
3 |
6 |
|
3 |
6 |
6 |
5 |
6 |
3 |
3 |
6 |
|
3 |
5 |
6 |
4 |
6 |
3 |
3 |
4 |
|
3 |
5 |
6 |
4 |
6 |
3 |
3 |
5 |
|
3 |
3 |
6 |
4 |
6 |
3 |
3 |
3 |
|
3 |
3 |
6 |
6 |
6 |
3 |
3 |
4 |
|
3 |
5 |
6 |
6 |
5 |
3 |
3 |
3 |
|
3 |
6 |
6 |
5 |
6 |
3 |
3 |
6 |
|
3 |
4 |
6 |
6 |
6 |
3 |
3 |
6 |
|
3 |
5 |
6 |
6 |
6 |
3 |
3 |
6 |
|
3 |
5 |
6 |
5 |
6 |
2 |
3 |
4 |
|
3 |
4 |
6 |
6 |
6 |
3 |
3 |
4 |
|
3 |
4 |
6 |
6 |
6 |
3 |
3 |
4 |
|
3 |
4 |
6 |
4 |
6 |
2 |
3 |
3 |
|
3 |
5 |
6 |
6 |
6 |
2 |
3 |
6 |
|
3 |
5 |
5 |
5 |
6 |
3 |
3 |
4 |
|
3 |
4 |
6 |
6 |
6 |
3 |
3 |
4 |
|
3 |
4 |
6 |
6 |
6 |
2 |
3 |
4 |
|
3 |
4 |
4 |
4 |
6 |
3 |
3 |
3 |
|
3 |
5 |
6 |
6 |
6 |
2 |
3 |
6 |
90 |
123 |
175 |
160 |
172 |
80 |
90 |
130 |
|
Итоговые результаты исследования вклассе (контрольный этап)
Блоки исследования |
Параметры |
Сумма баллов |
Количество участников исследования |
Средний балл исследования |
Значение среднего балла |
Социальное развитие |
1 |
90 |
30 |
3 |
Очень хорошее значение государственных символов |
Нравственная сфера |
1 |
123 |
30 |
4,1 |
Хорошее знание нравственных норм |
2 |
175 |
30 |
5,8 |
Достаточный уровень сформированности нравственных привычек |
|
Отношение к труду |
1 |
332 |
30 |
11 |
Высокий уровень сформированности |
Отношение к природе |
1 |
80 |
30 |
2,7 |
Очень хорошие знания правил поведения на природе и бережного отношения к окружающей среде |
2 |
90 |
30 |
3 |
||
Эстетическое развитие |
1 |
130 |
30 |
4,3 |
Достаточный уровень сформированности эстетических интересов |
Приложение 2.2
Контрольный этап исследования (начало года)
№ |
Социал. развитие |
Нравств. сфера |
Отношение кучебе итруду |
Отношение кприроде |
Эстетическое развитие |
||
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
11 |
12 |
|
|
3 |
6 |
6 |
12 |
3 |
3 |
6 |
|
3 |
6 |
6 |
9 |
3 |
3 |
6 |
|
3 |
6 |
5 |
10 |
3 |
3 |
6 |
|
3 |
6 |
3 |
6 |
3 |
3 |
6 |
|
3 |
6 |
5 |
10 |
3 |
2 |
3 |
|
3 |
6 |
5 |
8 |
3 |
3 |
6 |
|
3 |
6 |
6 |
10 |
3 |
3 |
6 |
|
3 |
6 |
6 |
9 |
3 |
3 |
6 |
|
3 |
6 |
5 |
10 |
3 |
3 |
6 |
|
3 |
6 |
3 |
6 |
3 |
2 |
3 |
|
3 |
6 |
5 |
10 |
3 |
3 |
6 |
|
3 |
6 |
4 |
8 |
3 |
3 |
6 |
|
3 |
6 |
4 |
7 |
3 |
3 |
4 |
|
3 |
6 |
5 |
8 |
3 |
3 |
6 |
|
3 |
6 |
4 |
9 |
3 |
3 |
3 |
|
3 |
6 |
4 |
8 |
3 |
3 |
5 |
|
3 |
6 |
5 |
11 |
3 |
3 |
6 |
|
3 |
6 |
6 |
12 |
3 |
3 |
6 |
|
3 |
6 |
5 |
9 |
3 |
3 |
6 |
|
3 |
6 |
4 |
7 |
3 |
2 |
6 |
|
3 |
6 |
5 |
10 |
3 |
3 |
6 |
|
3 |
6 |
3 |
7 |
3 |
3 |
4 |
|
3 |
6 |
5 |
10 |
3 |
3 |
6 |
|
3 |
6 |
6 |
12 |
3 |
3 |
6 |
|
3 |
6 |
5 |
9 |
3 |
3 |
6 |
|
3 |
6 |
4 |
7 |
3 |
2 |
6 |
|
3 |
6 |
5 |
10 |
3 |
3 |
6 |
|
3 |
6 |
6 |
12 |
3 |
3 |
6 |
|
3 |
6 |
3 |
7 |
3 |
3 |
4 |
|
3 |
6 |
6 |
12 |
3 |
3 |
6 |
90 |
180 |
144 |
275 |
80 |
86 |
164 |
|
Итоговые результаты исследования вклассе (интерпретационный этап)
Блоки исследования |
Параметры |
Сумма баллов |
Количество участников исследования |
Средний балл исследования |
Значение среднего балла |
Социальное развитие |
1 |
90 |
30 |
3 |
Очень хорошее значение государственных символов |
Нравственная сфера |
1 |
180 |
30 |
6 |
Очень хорошее знание нравственных норм |
2 |
144 |
30 |
4,8 |
Достаточный уровень сформированности нравственных привычек |
|
Отношение к труду |
1 |
275 |
30 |
9,2 |
Достаточный уровень сформированности нравственных привычек |
Отношение к природе |
1 |
90 |
30 |
3 |
Очень хорошие знания правил поведения на природе и бережного отношения к окружающей среде |
2 |
86 |
30 |
2,8 |
Хорошие знания правил поведения на природе |
|
Эстетическое развитие |
1 |
164 |
30 |
5,5 |
Достаточный уровень сформированности эстетических интересов |
Сравнительный анализ итоговых результатов исследования вклассе
Блоки исследования |
Параметры |
Средний балл |
Значение среднего балла |
||
1 чет. |
4 чет. |
1-я четверть |
4-я четверть |
||
Социальное развитие |
1 |
3 |
3 |
Очень хорошее значение государственных символов |
Очень хорошее значение государственных символов |
Нравственная сфера |
1 |
4,1 |
6 |
Хорошее знание нравственных норм |
Очень хорошее знание нравственных норм |
2 |
5,8 |
4,8 |
Достаточный уровень сформированности нравственных привычек |
Достаточный уровень сформированности нравственных привычек |
|
Отношение к учебе и труду |
1 |
11 |
9,1 |
Высокий уровень сформированности |
Достаточный уровень сформированности нравственных привычек |
Отношение к природе |
1 |
2,7 |
3 |
Хорошие знания правил поведения на природе |
Очень хорошие знания правил поведения на природе |
2 |
3 |
2,8 |
Очень хорошие знания правил поведения на природе |
Хорошие знания правил поведения на природе |
|
Эстетическое развитие |
1 |
4,3 |
5,5 |
Достаточный уровень сформированности эстетических интересов |
Достаточный уровень сформированности эстетических интересов |
Литература:
- Логинова А. А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие. 1 класс / А. А. Логонова, А. Я. Данилюк. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2014. — 179с.
- Данилюк А. Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / А. Я. Данилюк, А. А. Логинова. — М.: Просвещение, 2012. — 32с.
- Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. “Физкультура и спорт” М.: 2002.
- Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. — Ярославль: Гринд. 1995. — 218с.
- Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии в современной школе. –М.:АПК и ПРО, 2002. — с.62.
- Менчинская Е. А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е. А. Менчинская. — М.:Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
- Наш выбор — здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. — Волгоград: Учитель, 2009. — 184 с.
- Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. — М.: КНОРУС, 2006. С. 147
- Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. — М.: АПК и ПРО, 2002. — с. 62.
- Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. — 285 с.
- Щукина Г. И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. — 220 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Министерство образования и науки российской федерации. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ %D0 %B4 %D0 %BE %D0 %BA %D1 %83 %D0 %BC %D0 %B5 %D0 %BD %D1 %82 %D1 %8B/922 (дата обращения: 2.07.2017).
- Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС. Пятнадцать здоровьесберегающих приемов для проведения уроков // Pedsovet.su. URL: http://pedsovet.su/metodika/5993_zdoroviesberegayuschie_technologii_v_shkole (дата обращения: 12.05.2017).
- Общие представления о здоровье // Grandars.ru. URL: http://www.grandars.ru/college/medicina/zdorove.html (дата обращения: 2.07.2017)
- Здоровье: сущность, понятие, компоненты. // Лекция. URL: http://lektsia.com/1x3cb3.html
- Описание организации и содержания мониторинга духовно-нравственного развития и воспитания учащихся по А. А. Логиновой, А. Я. Данилюк // Studbooks.net. URL: http://studbooks.net/1870688/pedagogika/opisanie_organizatsii_soderzhaniya_monitoringa_duhovno_nravstvennogo_razvitiya_vospitaniya_uchaschihsya_loginovoy
- Высоцкая Т. А. Методологические основы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни участников образовательного процесса — https://www.monographies.ru/en/book/section?Id=6347
- О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Http://www.shkolnymir.info/.
- http://veselajashkola.ru/zdorovie-rebenka/kak-sberech-zrenie-uchenikov-uprazhneniya-dlya-fizminutki-dlya-otdyxa-glaz-v-nachalnoj-shkole/
- http://festival.1september.ru/articles/609772/
- https://ds03.infourok.ru/uploads/doc/1306/0001fb4d-a09087eb.docx
- https://infourok.ru/analiz-effektivnosti-i-rezultativnosti-ispolzovaniya-zdorovesberegayuschih-tehnologiy-309785
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/02/18/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni