Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Авторы: Кучманова Елена Геннадьевна, Воронова Светлана Валерьевна, Дмитренко Юлия Михайловна, Маслова Ирина Владимировна, Карпова Ирина Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)
Дата публикации: 07.05.2016
Статья просмотрена: 55 раз
Библиографическое описание:
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе / Е. Г. Кучманова, С. В. Воронова, Ю. М. Дмитренко [и др.]. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10421/ (дата обращения: 16.12.2024).
«Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье», — писал великий немецкий поэт Г.Гейне. Богатство любого государства составляют не только природные ресурсы или материально-культурные ценности, а в первую очередь, люди, его населяющие. Здоровье — важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
В последние годы в нашем обществе все очевиднее ухудшение здоровья учащихся.
Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.
В числе важнейших причин неблагополучия здоровья учащихся необходимо назвать следующие:
‒ недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушения здоровья школьников;
‒ перегруженность учебных программ, вызывающая у учащихся переутомление и стресс;
‒ слабая материально-техническая база ОУ (нет возможности обеспечить уч-ся соответствующей мебелью, недостаточная освещенность классов и др.);
‒ невозможность (неспособность) многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к школьникам в процессе учебно-воспитательной работы, с учётом психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья;
‒ недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Таким образом, каждому учителю необходимо понимать, что присутствующий на уроке ребёнок, как правило, нездоров.
Учитывая сказанное, в своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса.
I. Образовательный процесс должен носить творческий характер.
Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Это достигается использованием:
‒ игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков (КВН, викторина, игра);
‒ сценок литературных сюжетов;
‒ подвижных игр на переменах;
‒ наглядности;
‒ занимательных упражнений;
‒ фантазирования;
‒ творческого характера домашних заданий (составить задачу, пример, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему). При этом объем домашнего задания и его сложность необходимо соизмерять с возможностями каждого ученика.
Опыт показывает, что если ребенок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу. Поэтому следует предлагать детям разноуровневые задания и даже оставлять за ними право выбора в соответствии
с собственными силами.
II. Уучащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является:
а) чередование различных видов учебной деятельности:
‒ фронтальный опрос с использованием мяча;
‒ письмо;
‒ чтение;
‒ слушание;
‒ рассказ;
‒ проектная деятельность;
‒ творческие задания;
‒ ответы на вопросы;
‒ решение задач.
б) использование различных форм работы:
‒ работа в группах (статическая, подвижная)
‒ работа в парах сменного состава
‒ фронтальный опрос с использованием предмета
‒ использования элементов игры в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников
‒ пальчиковая гимнастика
‒ использование сигнальных карточек разного цвета и формы
‒ деятельность с элементами соревнования;
в) использование игровых методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся:
Это игры на:
‒ развитие внимания
‒ развитие памяти и восприятия, наблюдательности
‒ развитие произвольных достижений и самоконтроля
‒ развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации — игры, способствующие снятию страхов в общении
‒ развитие мышления и речи
Все это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.
г) проведение физкультурных минуток:
‒ двигательные упражнения;
‒ расслабление кистей рук;
‒ массаж пальцев перед письмом;
‒ дыхательная гимнастика (дыхательная гимнастика повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках);
‒ предупреждение утомления глаз (таблицы для глаз, карточки с буквами и цифрами по классу, точка на окне и др.)
Недостаток двигательной активности — одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Физминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечнососудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.
III. Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:
‒ «хороший смех дарит здоровье»;
‒ мажорность урока;
‒ эмоциональная мотивация в начале урока;
‒ создание ситуации успеха на уроке и во внеурочной деятельности.
IV. Создание экологического игигиенического пространства:
‒ проветривание помещений согласно графику;
‒ соблюдение температурного режима в классе;
‒ озеленение кабинета;
‒ освещение кабинета.
Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи. Лучший их источник — растения, наши молчаливые друзья и помощники. Кроме этого, решается воспитательная задача: привлекая детей к уходу за растениями, они приучаются бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.
V. Воспитание общей культуры.
Занятия внеклассной деятельностью. Важно, чтобы у детей воспитывалась любовь к земле, где родился и вырос, чувство гордости за русский народ, вместе с тем, воспитание у детей терпимости, отсутствие негативного отношения к окружающим детям других национальностей.
VI. Внеклассная работа:
‒ экскурсии;
‒ участие в спортивных соревнованиях;
‒ спортивные секции, кружки, бассейн;
‒ досуговые оздоровительные мероприятия с родителями (Дни именинника, Новый год, День Матери и др.);
‒ беседы с учащимися и родителями по вопросам здорового образа жизни;
‒ конкурсы рисунков;
‒ участие детей и родителей в проектной деятельности;
Большое внимание уделяем исследовательской и проектной деятельности. К такой работе активно подключаются и родители. (Вараксина В., Титяков М.) В этом учебном году мы подготовили и провели в рамках городского семинара соцпедагогов агитбригаду «Мы выбираем спорт и ЗОЖ»
Создать условия для обеспечения школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни — задача каждого учителя.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Критерием успешного использования здоровьесберегающих технологий является индивидуальная ориентация обучения, направленная на полную реализацию личностного потенциала обучающихся через формирование у них заинтересованного отношения к обучению. Мы можем смело сказать, что здоровье наших учеников в норме, если:
‒ в физическом плане — здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
‒ в социальном плане — он коммуникабелен, общителен;
‒ в эмоциональном плане — ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
‒ в интеллектуальном плане — учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
‒ в нравственном плане — он признает основные общечеловеческие ценности.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место среди главных ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым духовно и физически.
«Учитель многое может, и если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть — хорошими, умными и здоровыми». Так высоко оценивает роль учителя известный советский гигиенист профессор Сергей Михайлович Громбах.