Ребенок глазами вожатого — это целая страна со своими принципами, психологией, привычками. На что нужно опираться вожатому при знакомстве с таинственным миром детства? В статье описаны психолого-педагогические решения проблем, встречающиеся в вожатской практике.
Ключевые слова: вожатская деятельность, детский лагерь, виды деятельности и функции вожатого.
Первыми вожатыми ребенка являются родители. Именно они следят за его здоровьем и гигиеной, оберегают от бед и проблем, учат правилам поведения в обществе, прививают морально-этические принципы. Малыш растет. И в какой-то момент времени в его жизни появляется вожатый.
Какой он, первый подопечный? Беспомощный? Пожалуй, да. Приехав в лагерь впервые, ребенок тоскует по привычной обстановке. Он вырван из зоны комфорта, обычного общества, часто плачет, не идет на контакт. Эта проблема детей младшего возраста. Как можно помочь? Тихая доверительная беседа с глазу на глаз, расспросы об увлечениях, приоритетах способствуют начать диалог и скорректировать участие ребенка в общественных мероприятиях, адаптироваться ему в незнакомом месте, проявить себя. В первые дни надо успеть поговорить с каждым, показать детям свою заинтересованность их личностью, заинтересовать их своей — это способствует доверию [1, с. 19].
А как быть с нарушением режима дня? Следует набраться терпения, пронаблюдать за ребенком, выяснить, что его тревожит и беспокоит. Может быть, ему требуется акклиматизация? Принятый режим дня в лагере должен быть дифференцированным в зависимости от возраста детей. Некоторые дети очень трудно поднимаются утром, поэтому желательно начинать будить их раньше, чтобы к общему подъему они успели проснуться и не чувствовали себя не такими как все. Подъем в отряде можно организовать с музыки, что часто способствует хорошему настроению в течение всего дня. Никогда нельзя кричать на детей или отчитывать их перед другими за поздний подъем [3, с. 41]. Каждый ребенок индивидуален, следовательно, необходимо учитывать его возрастные, привычные бытовые и психологические особенности.
Как быть, если ребенок груб, бестактен, его манеры поведения оставляют желать лучшего. Он использует «непечатные» выражения в речи, не прочь употребить табачные изделия, а спиртосодержащие напитки ему нравятся гораздо больше компота? Трудности обусловлены перестройкой взаимоотношений, сменой значимых лиц, нарастанием потребности в освобождении как от контроля и опеки взрослых, так и от установленных правил и порядков [1, с. 30]. Не все дети идеальны, но с каждым ребенком необходимо выстраивать личные доверительные отношения путем привлечения к коллективным интеллектуальным, спортивным играм, конкурсам, соревнованиям. Вожатому необходимо оказывать социально-педагогическую поддержку ребенку: в формировании основ нравственного самосознания личности, способной брать на себя нравственные обязательства и выполнять моральные нормы. Самая большая педагогическая ошибка — на грубость отвечать грубостью, на игнорирование личности вожатого — игнорированием личности воспитанника. Надо выявить причину срыва у ребенка. Если она лежит глубоко, в опыте оскорбленного детства, вызвана грубостью родителей, отчужденностью ребенка от школы, учителя, в силу частого переживания отрицательных эмоций, то единственно правильными оказываются выдержка, спокойное, сердечное, терпеливое разъяснение ребенку ошибок в его поведении [1, с. 50].
Хорошо, если дети уравновешены и спокойны, но как быть, если ребенок чрезмерно подвижен и динамичен? Гиперактивность ребенка — это признак слабости нервной системы, который связан с его быстрым утомлением и истощением. Такой подопечный становится резко суетливым, беспокойным, неусидчивым, забывчивым, невнимательным, эмоционально нестабильным, импульсивным, часто игнорирует правила поведения, нарушает дисциплину. Спортивные состязания позволяют погасить гиперактивность, дают возможность раскрыться лидерским качествам, воспитывают волю. Стоит помнить, что зарядка всегда приносит удовольствие, если в нее, как и во многие другие детские дела, вносятся элементы игры. Для гиперактивных воспитанников игра представляет огромный интерес, поэтому можно с уверенностью им предложить возглавить должность инструктора. Они с радостью согласятся проявить свои лидерские качества и при этом показать свои наилучшие физические данные.
Однако важно не забывать, что дети с таким синдромом чрезвычайно чувствительны к различным раздражителям. Так, они с трудом засыпают, излишне бодрствуют. Их речевое поведение чаще всего характеризуется инертностью, вялостью, неразговорчивостью, пассивностью. Также вожатому стоит учитывать тот факт, что дети с дефицитом внимания часто теряют или оставляют предметы (ключи, спортивные снаряды, игрушки), не слышат или быстро забывают обращенные к ним просьбы. Поэтому вожатому необходимо лишний раз делать замечания и напоминания о возможности риска оставленных и забытых ими вещей на спортивных площадках, в концертном зале, на лавочках, в столовой и т. п.
К сожалению, не все дети физически здоровы. Для детей с ОВЗ характерно отдаление от жизни общества, проблемы с принятием своего положения и преодоления психологического дискомфорта, что в дальнейшем отрицательно сказывается на их обучении и участии в общественной жизни. Как помочь маленькому человеку с ограниченными возможностями? В первую очередь, общаться на равных с ним, обращая особое внимание на его творческий потенциал, уверенность в своих силах и собственных возможностях. Вожатому необходимо создавать благоприятные психолого-педагогические условия, способствующие успешной адаптации, реабилитации и личностному росту ребенка в социуме. Чтобы добиться этого, ему предстоит решить следующие задачи:
1) предупредить появления проблем развития ребенка;
2) предотвратить социальную изоляцию воспитанника, поскольку социализация таких детей является одним из приоритетов работы вожатого;
3) оказать помощь ребенку в решении актуальных задач развития и обучения: развитие его когнитивных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), решение проблем с усвоением содержания учебной программы, решение вопросов с дисциплиной.
Такое психолого-педагогическое сопровождение позволяет в полной мере реализовать способности ребенка с ОВЗ, сформировать успешность деятельности, повысить эффективность образовательных воздействий. Социализация таких детей является одним из приоритетов работы вожатого. Поэтому для того, чтобы дети перешли на новый уровень активности, в лагерях должна разрабатываться такая структура летнего отдыха детей, которая включает комплекс общелагерных мероприятий, тесно связанных между собой, дополняющих друг друга, набор тренингов, направленных на межотрядную и внутриотрядную работу, песен, инсценировок, всевозможных игр. Необходимо насытить каждый день пребывания детей в лагере, так построить день, чтобы дети могли раскрыться и проявить себя во всех направлениях (интеллектуальные игры, викторины, конкурсы создания костюмов, фотография, живопись, музыка, спорт, песни, танцы, спектакли, поделки), а также, самое основное, не боялись проявить себя и свой творческий потенциал и осознали, что каждый из них неповторим, значим и ценен [2, с. 34].
Каким будет ваш первый подопечный? Запоминающимся, непохожим на других, особенным. А запомнит ли он вас? В детях природой заложено стремление открывать новое. Побуждайте их видеть мир широко раскрытыми глазами, ведь именно так они и живут — просто и естественно.
Литература:
- Профессиональная этика и коммуникативная культура вожатого: Методические рекомендации / Н. П. Болотова, Н. Ю. Галой, И. А. Горбенко и др.; Под общей ред. Е. А. Левановой, Т. Н. Сахаровой. — Москва: МПГУ, 2017. — 96 с.
- Скулкова О. Выездной лагерь для детей-инвалидов // Здоровье детей. 2007. № 13. С. 30–36.
- Сысоева М. Е., Хапаева С. С. Основы вожатского мастерства. Курс лекций. Рабочая тетрадь. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. — 128 с.