Ребенок глазами вожатого | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (420) июнь 2022 г.

Дата публикации: 25.06.2022

Статья просмотрена: 472 раза

Библиографическое описание:

Короткова, М. А. Ребенок глазами вожатого / М. А. Короткова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 313-314. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93539/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ребенок глазами вожатого — это целая страна со своими принципами, психологией, привычками. На что нужно опираться вожатому при знакомстве с таинственным миром детства? В статье описаны психолого-педагогические решения проблем, встречающиеся в вожатской практике.

Ключевые слова: вожатская деятельность, детский лагерь, виды деятельности и функции вожатого.

Первыми вожатыми ребенка являются родители. Именно они следят за его здоровьем и гигиеной, оберегают от бед и проблем, учат правилам поведения в обществе, прививают морально-этические принципы. Малыш растет. И в какой-то момент времени в его жизни появляется вожатый.

Какой он, первый подопечный? Беспомощный? Пожалуй, да. Приехав в лагерь впервые, ребенок тоскует по привычной обстановке. Он вырван из зоны комфорта, обычного общества, часто плачет, не идет на контакт. Эта проблема детей младшего возраста. Как можно помочь? Тихая доверительная беседа с глазу на глаз, расспросы об увлечениях, приоритетах способствуют начать диалог и скорректировать участие ребенка в общественных мероприятиях, адаптироваться ему в незнакомом месте, проявить себя. В первые дни надо успеть поговорить с каждым, показать детям свою заинтересованность их личностью, заинтересовать их своей — это способствует доверию [1, с. 19].

А как быть с нарушением режима дня? Следует набраться терпения, пронаблюдать за ребенком, выяснить, что его тревожит и беспокоит. Может быть, ему требуется акклиматизация? Принятый режим дня в лагере должен быть дифференцированным в зависимости от возраста детей. Некоторые дети очень трудно поднимаются утром, поэтому желательно начинать будить их раньше, чтобы к общему подъему они успели проснуться и не чувствовали себя не такими как все. Подъем в отряде можно организовать с музыки, что часто способствует хорошему настроению в течение всего дня. Никогда нельзя кричать на детей или отчитывать их перед другими за поздний подъем [3, с. 41]. Каждый ребенок индивидуален, следовательно, необходимо учитывать его возрастные, привычные бытовые и психологические особенности.

Как быть, если ребенок груб, бестактен, его манеры поведения оставляют желать лучшего. Он использует «непечатные» выражения в речи, не прочь употребить табачные изделия, а спиртосодержащие напитки ему нравятся гораздо больше компота? Трудности обусловлены перестройкой взаимоотношений, сменой значимых лиц, нарастанием потребности в освобождении как от контроля и опеки взрослых, так и от установленных правил и порядков [1, с. 30]. Не все дети идеальны, но с каждым ребенком необходимо выстраивать личные доверительные отношения путем привлечения к коллективным интеллектуальным, спортивным играм, конкурсам, соревнованиям. Вожатому необходимо оказывать социально-педагогическую поддержку ребенку: в формировании основ нравственного самосознания личности, способной брать на себя нравственные обязательства и выполнять моральные нормы. Самая большая педагогическая ошибка — на грубость отвечать грубостью, на игнорирование личности вожатого — игнорированием личности воспитанника. Надо выявить причину срыва у ребенка. Если она лежит глубоко, в опыте оскорбленного детства, вызвана грубостью родителей, отчужденностью ребенка от школы, учителя, в силу частого переживания отрицательных эмоций, то единственно правильными оказываются выдержка, спокойное, сердечное, терпеливое разъяснение ребенку ошибок в его поведении [1, с. 50].

Хорошо, если дети уравновешены и спокойны, но как быть, если ребенок чрезмерно подвижен и динамичен? Гиперактивность ребенка — это признак слабости нервной системы, который связан с его быстрым утомлением и истощением. Такой подопечный становится резко суетливым, беспокойным, неусидчивым, забывчивым, невнимательным, эмоционально нестабильным, импульсивным, часто игнорирует правила поведения, нарушает дисциплину. Спортивные состязания позволяют погасить гиперактивность, дают возможность раскрыться лидерским качествам, воспитывают волю. Стоит помнить, что зарядка всегда приносит удовольствие, если в нее, как и во многие другие детские дела, вносятся элементы игры. Для гиперактивных воспитанников игра представляет огромный интерес, поэтому можно с уверенностью им предложить возглавить должность инструктора. Они с радостью согласятся проявить свои лидерские качества и при этом показать свои наилучшие физические данные.

Однако важно не забывать, что дети с таким синдромом чрезвычайно чувствительны к различным раздражителям. Так, они с трудом засыпают, излишне бодрствуют. Их речевое поведение чаще всего характеризуется инертностью, вялостью, неразговорчивостью, пассивностью. Также вожатому стоит учитывать тот факт, что дети с дефицитом внимания часто теряют или оставляют предметы (ключи, спортивные снаряды, игрушки), не слышат или быстро забывают обращенные к ним просьбы. Поэтому вожатому необходимо лишний раз делать замечания и напоминания о возможности риска оставленных и забытых ими вещей на спортивных площадках, в концертном зале, на лавочках, в столовой и т. п.

К сожалению, не все дети физически здоровы. Для детей с ОВЗ характерно отдаление от жизни общества, проблемы с принятием своего положения и преодоления психологического дискомфорта, что в дальнейшем отрицательно сказывается на их обучении и участии в общественной жизни. Как помочь маленькому человеку с ограниченными возможностями? В первую очередь, общаться на равных с ним, обращая особое внимание на его творческий потенциал, уверенность в своих силах и собственных возможностях. Вожатому необходимо создавать благоприятные психолого-педагогические условия, способствующие успешной адаптации, реабилитации и личностному росту ребенка в социуме. Чтобы добиться этого, ему предстоит решить следующие задачи:

1) предупредить появления проблем развития ребенка;

2) предотвратить социальную изоляцию воспитанника, поскольку социализация таких детей является одним из приоритетов работы вожатого;

3) оказать помощь ребенку в решении актуальных задач развития и обучения: развитие его когнитивных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), решение проблем с усвоением содержания учебной программы, решение вопросов с дисциплиной.

Такое психолого-педагогическое сопровождение позволяет в полной мере реализовать способности ребенка с ОВЗ, сформировать успешность деятельности, повысить эффективность образовательных воздействий. Социализация таких детей является одним из приоритетов работы вожатого. Поэтому для того, чтобы дети перешли на новый уровень активности, в лагерях должна разрабатываться такая структура летнего отдыха детей, которая включает комплекс общелагерных мероприятий, тесно связанных между собой, дополняющих друг друга, набор тренингов, направленных на межотрядную и внутриотрядную работу, песен, инсценировок, всевозможных игр. Необходимо насытить каждый день пребывания детей в лагере, так построить день, чтобы дети могли раскрыться и проявить себя во всех направлениях (интеллектуальные игры, викторины, конкурсы создания костюмов, фотография, живопись, музыка, спорт, песни, танцы, спектакли, поделки), а также, самое основное, не боялись проявить себя и свой творческий потенциал и осознали, что каждый из них неповторим, значим и ценен [2, с. 34].

Каким будет ваш первый подопечный? Запоминающимся, непохожим на других, особенным. А запомнит ли он вас? В детях природой заложено стремление открывать новое. Побуждайте их видеть мир широко раскрытыми глазами, ведь именно так они и живут — просто и естественно.

Литература:

  1. Профессиональная этика и коммуникативная культура вожатого: Методические рекомендации / Н. П. Болотова, Н. Ю. Галой, И. А. Горбенко и др.; Под общей ред. Е. А. Левановой, Т. Н. Сахаровой. — Москва: МПГУ, 2017. — 96 с.
  2. Скулкова О. Выездной лагерь для детей-инвалидов // Здоровье детей. 2007. № 13. С. 30–36.
  3. Сысоева М. Е., Хапаева С. С. Основы вожатского мастерства. Курс лекций. Рабочая тетрадь. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. — 128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, вожатый, правило поведения, приоритет работы вожатого, творческий потенциал.


Ключевые слова

детский лагерь, вожатская деятельность, виды деятельности и функции вожатого

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и педагогов детского сада в период адаптации детей к условиям детского сада

Статья посвящена вопросу взаимодействия педагогов детского сада и семьи в адаптационный период. Суть статьи состоит в том что, семья и детский сад, являются основными воспитательными структурами для ребенка.

Экологическое воспитание в ДОУ

Данная статья посвящена вопросам важности экологического воспитания дошкольников. В материале рассматриваются последствия недостаточного общения детей с природой. В статье уделяется внимание наглядным методам экологического воспитания в ДОУ и описыва...

Коммуникативные умения сравнения речевых ситуаций по теме «Жизнь в семье» (на материале русского и узбекского языков)

Данная статья посвящена личности, формирующейся в человеческом окружении. А ближайшее окружение ребенка - семья. Указаны успешные решения проблем духовного возрождения в нашей стране.

Самообразование как средство самовоспитания

В данной статье мы разберем, зачем важно самообразование и образование взрослых.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы)

В статье авторы делятся своим опытом работы по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность. Рассказываем, как строится наша работа, какую ставим цель, какие решаются задачи.

Психолого-педагогическая диагностика младшего школьника. Преодоление разрыва между теорией и практикой

В статье выделены особенности процесса психолого-педагогической диагностики адаптационных механизмов первоклассников в период старта в школьную жизнь, предложен комплекс процедур исследования данного процесса.

Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду

В статье авторы пытаются определить, как происходит адаптационный период ребенка в детском саду.

Групповой сбор в организации деятельности детей и педагога

В статье автор подробно раскрывает методику проведения одной из эффективных форм работы в ДОУ — «групповой сбор». Данная форма работы дает возможность формирования у детей навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности вс...

О реализации практики наставничества молодых педагогов в условиях дошкольной образовательной организации

Статья раскрывает понятие наставничества, его функции. Описывается специфика наставничества в дошкольной образовательной организации. Автор приводит опыт реализации практики наставничества, описывает методы и инструменты, используемые в процессе.

Особенности осознания младшими школьниками роли труда в общественной жизни

В статье авторы отразили не только знания детей о труде и деньгах как частых аспектах экономической реальности, но и проанализировали ценностное усвоение этих понятий.

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и педагогов детского сада в период адаптации детей к условиям детского сада

Статья посвящена вопросу взаимодействия педагогов детского сада и семьи в адаптационный период. Суть статьи состоит в том что, семья и детский сад, являются основными воспитательными структурами для ребенка.

Экологическое воспитание в ДОУ

Данная статья посвящена вопросам важности экологического воспитания дошкольников. В материале рассматриваются последствия недостаточного общения детей с природой. В статье уделяется внимание наглядным методам экологического воспитания в ДОУ и описыва...

Коммуникативные умения сравнения речевых ситуаций по теме «Жизнь в семье» (на материале русского и узбекского языков)

Данная статья посвящена личности, формирующейся в человеческом окружении. А ближайшее окружение ребенка - семья. Указаны успешные решения проблем духовного возрождения в нашей стране.

Самообразование как средство самовоспитания

В данной статье мы разберем, зачем важно самообразование и образование взрослых.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы)

В статье авторы делятся своим опытом работы по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность. Рассказываем, как строится наша работа, какую ставим цель, какие решаются задачи.

Психолого-педагогическая диагностика младшего школьника. Преодоление разрыва между теорией и практикой

В статье выделены особенности процесса психолого-педагогической диагностики адаптационных механизмов первоклассников в период старта в школьную жизнь, предложен комплекс процедур исследования данного процесса.

Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду

В статье авторы пытаются определить, как происходит адаптационный период ребенка в детском саду.

Групповой сбор в организации деятельности детей и педагога

В статье автор подробно раскрывает методику проведения одной из эффективных форм работы в ДОУ — «групповой сбор». Данная форма работы дает возможность формирования у детей навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности вс...

О реализации практики наставничества молодых педагогов в условиях дошкольной образовательной организации

Статья раскрывает понятие наставничества, его функции. Описывается специфика наставничества в дошкольной образовательной организации. Автор приводит опыт реализации практики наставничества, описывает методы и инструменты, используемые в процессе.

Особенности осознания младшими школьниками роли труда в общественной жизни

В статье авторы отразили не только знания детей о труде и деньгах как частых аспектах экономической реальности, но и проанализировали ценностное усвоение этих понятий.

Задать вопрос