Система работы дошкольной образовательной организации по ранней профориентации дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (488) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 10.10.2023

Статья просмотрена: 356 раз

Библиографическое описание:

Заречная, Е. Б. Система работы дошкольной образовательной организации по ранней профориентации дошкольников / Е. Б. Заречная, Т. А. Мазур. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 41 (488). — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/archive/488/106573/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых, а также с их профессиями, является важным аспектом социализации ребенка в дошкольном образовании. Ранняя профориентация в этом возрасте помогает ребенку формировать свое представление о мире и понимать социальную структуру. Также это способствует развитию его представлений о профессиях и работе взрослых. Поэтому актуальность ранней профориентации детей дошкольного возраста неоспорима.

Работа с детьми дошкольного возраста, связанная с профориентацией, заключается в целенаправленном процессе формирования осознанного отношения к профессиям взрослых. Она основана на системе знаний и представлений о необходимости профессий в обществе, сущности труда, профессиональных и нравственных качествах человека, использовании инструментов труда или специальной техники. Важно отметить, что ранняя профориентация в детском саду имеет преимущественно ознакомительный характер и направлена на общее знакомство с различными профессиями взрослых [2].

Для того чтобы вызвать у детей старшего дошкольного возраста положительное отношение к профессиям и трудовой деятельности, важно было познакомить их с разнообразием профессий в современном мире. Это было основано на представлениях о различных аспектах труда, таких как: обязанности, содержание работы, цели и мотивация, используемые материалы и инструменты, а также последовательность действий и итоговый результат. Более конкретно, дети учились оценивать личностные качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности. Например, они узнавали, что пожарные, военные и полицейские должны быть смелыми и отважными, способными быстро принимать решения, от которых зависит благополучие людей. А продавцы должны быть внимательными, вежливыми, общительными и честными во время обслуживания покупателей. Рассуждая о значимости различных профессий для детей, мы сфокусировались на социальной составляющей их будущей трудовой деятельности. Основной акцент делали на важности образования при выборе профессии и обсуждали, какие знания и навыки должны уметь проявлять представители различных профессий.

Для формирования первичных представлений о профессиях мы использовали разнообразные формы работы с детьми [1]:

– образовательная деятельность, в ходе которой провели беседы с детьми о таких профессиях, как повар, медсестра, строитель, продавец, парикмахер, пожарный, водитель и многие другие;

– игровые методы, такие как дидактические игры «Кто знает больше о профессиях», «Подскажи слово», и другие, сюжетно-ролевые игры, такие как «Олимпийские игры», «Больница», и «Ветеринарная клиника»; квест-игры, такие как «Профессии Белогорья». Мы также проводили встречи с представителями разных профессий, чтобы дети могли узнать больше о различных сферах деятельности. Например, мы пригласили медсестру, художника на керамике и водителя для встречи с детьми и рассказа о своей профессии;

– чтение художественной литературы, например, мы совместно с детьми прочитали следующие произведения: «Ясочка простудилась» (Я. Забила), «Играли в больницу» (Э. Успенский), «Кем быть?» (В. Маяковский) и др. — решение проблемных задач и ситуаций, например, игра-ситуация «Лень, открой ворота» и др.;

– развлечения (разгадывание кроссвордов, загадок);

– досуги, посвященные праздничным мероприятиям: «День медицинского работника», «День спасателя» и т. д.;

– театрализованная деятельность (ролевые проигрывания поведения в различных ситуациях, имитационные упражнения);

– изобразительная деятельность; — творческое моделирование и проектирование;

– фотовыставки, презентации о профессиях;

– виртуальные экскурсии «Молокозавод», «Кондитерская фабрика», «Ателье», «Пожарная часть», «Библиотека», «Аптека», «Ветеринарная клиника» и др.;

– экскурсии «Экскурсия в аптеку», «Экскурсия в библиотеку», «Экскурсия в книжный магазин» и др.

Для расширения «трудового поля» детей старшего дошкольного возраста были реализованы различные трудовые мероприятия в детском саду и семье. В рамках этих мероприятий дети были абсорбированы в процесс самообслуживания и хозяйственно-бытовой работы, что требовало от них самостоятельности и добросовестного исполнения своих обязанностей: стирка одежды и обуви, маленький ремонт игрушек, книг, одежды, поддержание порядка в групповой комнате и на территории детского сада, а также в их собственной комнате, помощь родителям в уборке квартиры, совместное приготовление незатейливых блюд с взрослыми, забота о растениях и животных. Можно детей задействовать в различных видах трудовых процессах, например, в вытирании пыли, стирке салфеток, поливке и пересадке растений, а также в раскладывании продуктов в холодильник. Дети также могут выполнять более сложные задачи, вроде уборки групповой комнаты или дежурства в уголке природы [5].

Совместные действия и взаимодействие со сверстниками были организованы с использованием дежурств и коллективного труда. Дети получали знания о различных обязанностях, связанных с работой на кухне и подготовке к занятиям. Они также учились о распределении командных задач и самостоятельному планированию активностей, достигая совместных результатов.

Для того, чтобы стимулировать и поддерживать интерес детей старшего дошкольного возраста к миру взрослых, мы проводили работу по ранней профориентации. Мы совмещали игровую деятельность с представлением различных профессий через проекты, такие как «У нас в гостях», «Как вырастили и испекли хлеб» и «В мире техники». Кроме того, мы использовали рассматривание предметов и создание картинок для иллюстрации связи между ними. Например, мы показывали картинки гусиного пера, чернильной авторучки, шариковой или гелевой ручки, пишущей машинки и ноутбука, чтобы понять развитие письменных инструментов. Также, мы представляли картинки паровоза, электровоза и современного скоростного поезда для иллюстрации эволюции транспорта. Мы активно принимали участие в помощи детям в построении связей между временем создания предмета и его внешним видом, а также его конструкцией и материалами, используемыми для изготовления главных компонентов. Мы старались донести до них информацию о качестве этих материалов и удобстве использования, поскольку они представляют собой способность удовлетворять все возрастающие потребности человека [4].

В детском саду мы ставили перед детьми задачу помощи взрослым в хозяйственных и бытовых делах. Этот круг обязанностей мы постепенно расширяли. Например, детям приходилось протирать пыль на полках с игрушками, подоконниках и мебели в спальной комнате, убирать в Игровом центре и так далее. Мы развивали у детей навыки осознанного выполнения задач, будь то взрослым поставленная или самостоятельно поставленная задача. У них формировались умения выбирать наилучший способ решения, пытаться найти варианты самостоятельно или получить совет от взрослого, запросить дополнительную информацию и поддержку по необходимости. Также мы учили их контролировать себя, проявлять волю для достижения качественного результата в своей трудовой деятельности.

Обучение детей базовым навыкам приготовления пищи (навыкам нарезки вареных овощей, использованию мерной посуды, умением «читать» схематические рецепты для готовки) было включено в содержание нашего хозяйственно-бытового труда. Мы также вовлекали детей в создание простейших пособий для занятий, атрибутов и игрушек для игр, подарков и сувениров, а также в изготовление деталей костюмов и украшений для праздников. Мы развивали специальные трудовые навыки и методы самоконтроля при работе с различными материалами, такими как бумага и дерево. В процессе нашей трудовой деятельности мы старались убедить детей в том, что их непосредственная помощь ведет к интересным результатам для всех [2].

К примеру, когда мы, сгребая снег лопатой, говорит детям: «Когда я закончу с чисткой снега, мы начнем создавать что-то удивительное. Если вы поможете мне носить снег, мы справимся быстрее и приступим к великому творению». Привлекая детей ближе к завершению, мы предотвращаем утрату их интереса. Дети подхватывают ведерки и активно носят снег, из которого мы строим горку для нашей куклы. После того, как работа выполнена, дети получают возможность поиграть с готовым созданием — покатать куклу с горки. В результате, дети могут насладиться результатами своего труда, что будет мотивировать их к дальнейшей работе в будущем.

Дети способны отвлекаться от первоначальной задачи, играя в снежки или устав, но важно заново заинтересовать их вместо того, чтобы ругать и создавать отрицательное отношение. При работе с детьми всегда следует включать их в процесс, особенно если они сами инициируют. Например, помочь им в каком-то строительстве, чтобы продемонстрировать на практике необходимость помогать друг другу.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в детском саду, направленной на раннюю профориентацию, имеет огромное значение [3]. Мы активно работаем над этим путем создания или дополнения различных игровых модулей в группе, таких как «Библиотека», «Автозаправочная станция», «Парикмахерская», «Уголок дорожного движения», «Больница», «Магазин», «Скорая помощь», «Космонавты» и другие. Включение создания и дополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе — одно из важных этапов этой работы. Создание и обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе включало:

– оформления Центра профориентации в группе;

– создания в группах Альбомов «Профессия» с рисунками, фотографиями, загадками, стихотворениями о профессиях;

– оформления и постоянного обновления информационного блока «Моя семейная родословная» — это семейные родословные рабочих профессий, которые учат наших воспитанников гордиться профессией своих родителей;

– пополнение атрибутов для организации сюжетно-ролевых и театрализованных игр с тематикой рабочих профессий;

– составление картотеки дидактических игр «В мире профессий», «Знакомство с профессией через игру»;

– создание банка презентаций для проведения образовательной деятельности по ознакомлению с профессиями: «Что такое профессия»; «Профессии прошлого и настоящего»;

– создание «Лэпбуков» при знакомстве дошкольников с профессиями;

– собрания видеоматериалов: «Профессии моего города» и др.

Для достижения правильных представлений о мире профессий у ребенка требуется серьезная поддержка, представленная в разнообразных средствах наглядности. Эти средства могут включать специальное оборудование, такое как интерактивная доска, мультимедиа проектор, телевизор, видеокамера, а также презентации, картинки, фотографии и иллюстрации, наглядные пособия и книги. С применением правильно подобранных и своевременно представленных наглядных средств дети смогут расширить свой кругозор, уточнить свои знания о профессиях и привлечь их интерес.

Используя интерактивную доску, можно создавать слайды-иллюстрации для демонстрации видео и анимации. Это позволяет разнообразить занятия, сделать их увлекательными и яркими. Кроме того, интерактивная доска позволяет донести информацию до каждого ребенка и обеспечивает возможность активного взаимодействия с новым материалом. Большое количество детей может подойти к доске, что позволяет всесторонне изучать и экспериментировать с информацией и объектами. Также, на доске легко изменять информацию и перемещать объекты, что способствует созданию логических связок.

При организации занятий с детьми необходимо принимать во внимание их возрастные особенности. С целью увлекательности и эффективности, можно вовлечь все органы чувств, такие как зрение, слух и тактильные ощущения. Например, с помощью виртуальной экскурсии на местное предприятие, которое трудно посетить маленькому ребенку. В ходе экскурсии можно проанализировать различные объекты, ознакомиться с сотрудниками и узнать о трудовом процессе, а также познакомиться с профессией. Помимо этого, педагог может предложить различные игры, которые помогут отработать разнообразные навыки. Например, помощь медицинской сестре в подборе инструментов и лекарств для лечения ссадины.

Познавательная литература, включающая книги, журналы и энциклопедии, используется детьми и педагогами вместе или отдельно, чтобы удовлетворить потребность детей получить информацию о различных профессиях. В игровых комплексах собраны игровые модули, такие как «мастерская», «завод», «мини-лаборатория», «столовая», «больница», «магазин» и другие, которые помогают детям познакомиться с профессиями, играть вместе с взрослыми и в конечном итоге самостоятельно заниматься деятельностью. Также применяются наглядные пособия, такие как картинки, иллюстрации, фотографии, демонстрационные плакаты и альбомы, чтобы поддержать совместную и самостоятельную деятельность детей.

Таким образом, в развитии профориентации дошкольников важное значение имеет использование игровой деятельности, наглядности, художественной литературы, а также создание развивающей предметно — пространственной среды.

Литература:

  1. Алябьева Е. А. Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 127 с.
  2. Бондаренко Т. М. Приобщение дошкольников к труду. — М.: ИЛ, 2014. — 208 c.
  3. Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы. — Волгоград: Учитель, 2009. − 143 с.
  4. Комарова Т. С. Трудовое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2–7 лет / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова; ред.: Т. С. Комарова, В. В. Гербова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 70 с.
  5. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: методические рекомендации / авт.- сост.: Н. В. Скибневская. — Барнаул: КГБУ «Алтайский краевой центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи», 2020. — 51 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, профессия, детский сад, ранняя профориентация, дошкольный возраст, интерактивная доска, развивающая предметно-пространственная среда, старший дошкольный возраст, трудовая деятельность, игровая деятельность.


Похожие статьи

Методическое сопровождение молодых педагогов дошкольной образовательной организации

Система мероприятий, направленных на повышение эффективности управления дошкольной образовательной организацией

Вопросы организации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

Деятельность воспитателя по обучению сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Педагогические условия организации физического воспитания дошкольников в учреждениях дополнительного образования

Особенности организации дополнительных образовательных услуг в системе дошкольного образования

Формирование финансовой грамотности у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Организация дополнительного образования в условиях дошкольного образования

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма через использование различных форм работы в условиях сельской дошкольной образовательной организации

Методологические основы профориентационной работы в дошкольном учреждении

Похожие статьи

Методическое сопровождение молодых педагогов дошкольной образовательной организации

Система мероприятий, направленных на повышение эффективности управления дошкольной образовательной организацией

Вопросы организации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

Деятельность воспитателя по обучению сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Педагогические условия организации физического воспитания дошкольников в учреждениях дополнительного образования

Особенности организации дополнительных образовательных услуг в системе дошкольного образования

Формирование финансовой грамотности у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Организация дополнительного образования в условиях дошкольного образования

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма через использование различных форм работы в условиях сельской дошкольной образовательной организации

Методологические основы профориентационной работы в дошкольном учреждении

Задать вопрос