В статье рассматриваются некоторые современные проблемы, связанные с характерными особенностями несовершеннолетнего, рассматриваемого в качестве жертвы уголовно-наказуемого преступления. Приведены особенности личности и наиболее часто выраженного поведения несовершеннолетнего, который в соответствии со статистикой становится жертвой преступления.
Ключевые слова: несовершеннолетний, несовершеннолетняя жертва, психология несовершеннолетней жертвы, виктимность.
Несовершеннолетние достаточно часто становятся жертвами преступлений. Не всегда сами взрослые могут обезопасить своего ребенка, исключив возможность совершения подобного преступления или покушения на преступления.
Рассматривая нормальное развитие несовершеннолетнего как объекта уголовно-правовой охраны по гл. 20 УК РФ, П. Н. Путилов справедливо указывает, что под ним «необходимо понимать процесс накопления духовных и физических качеств, присущих социализированной личности с минимально допустимыми критериями, принятыми в данном обществе, применительно к несовершеннолетнему с учетом его возраста» [2, с. 20]. Указание на минимально допустимые критерии в данном случае имеет ключевое значение.
Особенностями личности несовершеннолетней жертвы занимаются многие науки, среди которых криминология, уголовный процесс, уголовное право, криминалистика, социология, детская психология и педагогика.
Криминологи уже давно стали интересоваться, что общего в личности жертв преступлений, в частности, несовершеннолетних, — какие предпосылки, черты характера или фрагменты жизненного опыта нередко приводят их к подобным ситуациям. По оценкам сотрудников правоохранительных органов, судей, а также осужденных можно сделать вывод, что несовершеннолетние жертвы преступлений имели определенные особенности, прежде всего психологические, выражающиеся как в поведенческих, так и эмоциональных реакциях на посягательства в отношении них. Как известно, наиболее активно выраженными психофизиологическими особенностями возраста несовершеннолетия являются излишняя доверчивость, желание острых ощущений, мечтательность, неумение в силу своего небольшого жизненного опыта правильно оценить сложившуюся ситуацию, а в некоторых случаях — физическая неспособность противостоять взрослым [1, с. 62].
В психологии существует некий портрет жертвы, характеризуемый определенными личностными и качественными характеристиками лиц, которые чаще всего становятся потерпевшими. Определенная категория детей так же наиболее часто подпадает под роль жертвы из-за наличия определенных психологических особенностей, проявляющихся во внешнем поведении ребенка в школе, на улице, в интернете.
Личность несовершеннолетней жертвы имеет явные отличительные признаки, среди них можно проследить замкнутость, либо, напротив, желание привлекать к себе внимание, которое способствует притягиванию интереса преступника; в некоторых случаях у жертв можно проследить конфликтность в поведении, нежелание контактировать со сверстниками, подверженность влиянию со стороны более взрослых людей, способных склонить подростка к неправомерным действиям; ведомость со стороны других подростков; желание казаться наиболее взрослыми и самостоятельными. Следует отметить, что личность несовершеннолетней жертвы формируется и в семье, и в школе, и на улице.
К социально-демографической характеристике личности потерпевшего в первую очередь относят пол и возраст. Данные характеристики зависят от конкретного вида преступлений. Например, повышенной виктимностью при вовлечении в совершение преступления, в совершение антиобщественных действий и склонении к потреблению наркотических средств обладают несовершеннолетние в возрасте 14–17 лет, так как они крайне легко способны расширять круг своего общения, стремятся к демонстрации «взрослости», самостоятельности, независимости от родителей и опекунов, а также охотно идут на контакты с теми, кто признает и поддерживает в них эту самостоятельность. При этом несовершеннолетние нередко оказываются попросту не готовы к встрече с нравственно испорченными людьми, которые легко подчиняют их себе, диктуя нужную им модель поведения [3, с. 67].
Для всех жертв преступлений, вне зависимости от возраста, социального положения, профессии, идеологических убеждений, характерны личностные особенности. При этом каждая особенность несовершеннолетних жертв в процессе конфликтной ситуации, в которую попадает ребенок-жертва, может подтолкнуть потенциального преступника на совершение преступных действий и привести к непоправимым последствиям, даже если сам преступник ровесник своей жертвы.
Повышенная виктимность несовершеннолетних определяется не только их личностными особенностями, но и социальными ролями, с которыми они себя позиционируют в системе общественных отношений, в том числе с местом, которое они занимают в семье. Наше общество является свидетелем насилия в семье, когда отец или отчим при тех или иных условиях может изнасиловать ребенка, тем самым нанося тяжелую психологическую травму на всю жизнь. Существуют примеры таких шокирующих преступлений, как детоубийство, которое нередко совершается в состоянии алкогольного опьянения. Не найдя понимания в кругу семьи, подростки убегают из дома, оказываются на улице, где их быстро привлекают в криминальный мир, иногда заставляя работать практически круглосуточно за кусок хлеба. Улица преподает им свои уроки того, как нужно действовать, чтобы выжить в подобных условиях, тем самым нередко толкая их на воровство, проституцию и др. [1, с. 63].
Еще одной специфической особенностью является неустоявшаяся психика подростка, что повышает уровень его виктимности. Несовершеннолетний часто становится жертвой, реализуя навязанную взрослыми антиобщественную установку и тем самым попадая в сложную жизненную ситуацию. Психо-эмоциональное состояние несовершеннолетних сильно не стабильно, порой им сложно отличить добро от зла, определить кто хороший, а кто плохой. Это вызывает непоправимые последствия в будущем, делает их уязвимыми и незащищенными и требует специальных мер, направленных на их защиту и недопущение противоправных действий.
Отсюда стоит заметить необходимость более тщательного внимания к несовершеннолетним, их изменениям в психологическом и физиологическом плане, проведение психологических бесед и доказывание детям, что не нужно скрывать такие ситуации и не бояться попросить помощи у других взрослых, чтобы защитить и обезопасить себя.
Психолог может полноценно оценить ситуацию, психическое состояние несовершеннолетнего, его отношение к настоящей ситуации, правдивость или лукавство со стороны потерпевшего, а также может оказать психологическую поддержку при проведении следственных действий. Важность такого участника несомненна, опираясь на заключение психолога можно помочь следствию ускорить раскрытие преступления. Не все страны придерживаются позиция привлечения психолога в расследование преступлений в отношении несовершеннолетнего, возлагая такие обязанности на адвоката.
Таким образом, несовершеннолетние наиболее часто становятся жертвами преступлений или втянутыми в преступную деятельность в связи со своими еще не до конца сформировавшимися психическими и личностными особенностями, влияющими на способность противостоять незаконным, противоправным действиям в отношении них и с их участием. Своевременная координация личности несовершеннолетнего, проведение профилактических работ и бесед с ребенком помогли бы снизить преступность в отношении несовершеннолетних.
Литература:
1. Савельев А. И. Несовершеннолетние жертвы преступлений как объект виктимологического исследования // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2012. — № 1 (48). — С. 61–65.
2. Субъект преступления: лекция / под ред. Векленко С. В., Путилов П. Н. Омск: Изд-во Омск. акад. МВД России, 2006.
3. Ханова З. Р. Виктимологическая характеристика личности жертвы преступления против несовершеннолетних // Проблемы экономики и юридической практики. — 2015. — № 2. — С. 67–68.