Школьный музей — это средство обучения и воспитания подрастающего поколения, центр формирования патриотических и гражданских качеств школьника. А еще — первый этап на пути формирования у ребенка интереса к родной истории, родной природе, национальной культуре. Уверена, что школьный музей не только может, но и должен стать эффективным средством развития личности ребенка. Школьный музей является одним из замечательных и уникальных явлений отечественной системы образования, который играет большое значение в духовно-нравственном, патриотическом и гражданском воспитании подрастающего поколения.
История школьного музея боевой славы «Сокол» начинается с музейного уголка в кабинете истории. Основателем музея принято считать Юсупову Альмиру Султановну, учителя истории МАОУ «СОШ № 1». Альмира Султановна 15 лет являлась бессменным руководителем школьного музея. Первое заседание совета музея состоялось в апреле 1986 года. В 1989 году комната боевой славы школы официально приобрел статус музея.
Первым председателем совета музея «Сокол» являлся Красиков Борис Сергеевич — ветеран Великой Отечественной войны. Он принимал активное участие в жизни школьного музея, организовывал встречи ветеранов войны и тружеников тыла микрорайона «Курчатовский».
С 1981 г. по 1989 г. на базе музея работал военно-патриотический клуб «Гвардеец».
Музей постоянно развивается. Со дня своего основания музей не прекращает работу, получая всеобщее признание. На данный момент музей боевой славы «Сокол» насчитывает более 314 экспонатов в основном фонде. Научно-вспомогательный фонд музея составляют 204 материала. На базе школьного музея «Сокол» работает кружок гражданско-патриотического направления «Патриот». Тематика экспозиций школьного музея разнообразна: «Ветераны школы», «Они сражались за Родину», «Небесные ястребы», «Страницы истории школы», «Руководители школы», «Сердце отдаю детям», «Помнит мир спасенный», «Школьные годы чудесные», «История открытия музея», «Пантелькин А. А. — герой Советского Союза», «Стерлитамак и стерлитамаковцы во время войны», «Великая Отечественная война».
Образовательные области, в рамках которых ведётся работа в музее, охватывают такие предметы и учебные программы, как обществознание, история Отечества, всемирная история, основы безопасности жизнедеятельности, включая Основы военной службы, литература, искусство, иностранные языки и другие. По широте охвата содержания работы, музей является межпредметным. Это свидетельство постоянно действующей интеграции в учебно-воспитательном процессе школы с позиции музея.
В музее насчитывается более 200 единиц документов и материалов основного фонда и столько же вспомогательного, которые используются как иллюстративный и вспомогательный материал для углублённого изучения учащимися учебных предметов.
Основными целевыми установками в работе музея являются:
— расширение образовательного пространства, совершенствование обучения средствами дополнительного образования;
— формирование исторического сознания обучающихся и расширения их кругозора;
— развитие познавательных интересов и способностей детей;
— гражданско-патриотическое воспитание учащихся;
— развитие социальной активности и творческой инициативы ребят в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и презентации предметов материальной культуры, источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность;
— овладение практическими навыками поисковой проектной и исследовательской деятельности;
— активного освоения учащимися историко-культурной среды;
— развитие детского и молодёжного самоуправления.
К основным формам использования музея в учебном процессе следует отнести:
— использование экспозиции и фондов музея на уроках ОБЖ, истории и обществознания;
— проведение уроков или фрагментов уроков по указанным предметам непосредственно в музее;
— уроки мужества;
— тематические экскурсии;
— подготовка исследовательских проектов по тематике музея;
— подготовка и реализация коллективных проектов, посвящённых знаменательным датам отечественной истории (торжественные утренники, круглые столы и другие);
— выступления членов совета музея перед учащимися с подготовленными сценариями, представляемыми на конкурсах школьных музеев города;
— подготовка на информационной базе музея стендов, выставок, газет.
Уроки по учебной программе строятся на основе использования музейных предметов, документов, находящихся в экспозиции музея, исследовательских работ самих учащихся, рассказа учителя как непосредственного свидетеля конкретных исторических событий. Практически по всем темам учебных дисциплин в музее имеются экспонаты дополняющие, а иногда и усиливающие программную тематику учебных предметов.
В экспозиции музея широкий спектр материалов по Великой Отечественной войне. В учебнике истории Отечества скупые строчки об этом периоде не всегда вызывают чувства учащихся. На помощь приходят документы музея. Именно экспозиционные документы создают эмоционально-насыщенный образ времени, передают дух эпохи, они дают возможность знакомиться с мыслями и чувствами реальных людей того времени. Это такие экспонаты как письма с фронта, брошюра «Памятка партизана», полевая сумка, солдатский котелок, кобура от пистолета, бинокль, краги и многие другие.
Действенной формой обучения и воспитания обучаемых являются уроки мужества, которые проводятся регулярно с учащимися всех ступеней обучения и, как правило, посвящаются конкретным знаменательным датам военной истории России, подвигам Героев Отечества. Особенностью уроков мужества является то, что наряду с рассказами о подвигах известных героев России прошлого и настоящего, осуществляется органическая связь с духовной сферой общества, со школой, её учителями, а самое главное — с ветеранами, т. е. осуществляется преемственность поколений.
Участие обучаемых в проектно-исследовательской деятельности можно рассматривать как углублённое изучение отдельной проблемы в рамках того или иного предмета, а так же, как процесс их самовоспитания, под руководством учителя. При некоторых важных темах исследования вполне возможен метод совместной проработки проблемы учителем и учеником. Творческая, исследовательская работа школьников помогает им развивать логическое мышление, лучше понимать закономерности исторического процесса, совершенствует их познавательную деятельность, вырабатывает умение поиска и обработки исторических фактов из разнообразных источников.
Постановка задачи улучшения качества успеваемости учащихся потребовала изменить с нашей стороны понятие «творческая работа ученика». Мы отошли от реферативного понятия к понятию «научная, исследовательская работа». Главной причиной этому послужило то, что для пополнения экспозиции музея требовались не рефераты, а исследования, результатами которых были бы новые знания, доисследования фондов музея. Такие проекты требовали серьёзного подхода со стороны учащихся и научного руководителя.
Основные требования к таким работам заключаются в следующем:
— форма и содержание работы должны соответствовать научному исследованию (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, определение цели и задачи, сил и средств, научные методы исследования);
— обязательно должны быть теоретические выводы (новые знания) на основе использования научных методов познания;
— исследование должно в любом случае заканчиваться практическими рекомендациями (общественная значимость);
— реализация проекта.
За время существования музея учащимися подготовлено около двух десятков исследовательских проектов на основе хранящихся в фондах документов и материалов. Большинство из них посвящались периоду Великой Отечественной войны.
Несколько слов о реализации исследований учащихся. В своей педагогической деятельности и, в частности, в руководстве кружком «Патриот», автор кроме всех имеющихся методологических требований, руководствуется положениями «Конвенции о правах ребёнка» (1989), в плане того, что ребёнок имеет право искать и распространять любую, не запрещённую законом информацию, а также право на уважение своего мнения.
Мы считаем результатами работы по гражданско-патриотическому воспитанию не многочисленные дипломы и грамоты по музейной работе, не количество проведённых мероприятий, а их эффективность и действенность.
Под результатами мы понимаем изменение сознания учащихся до содержательной стороны патриотизма, воздействие на обучаемых всеми имеющимися средствами, формами, методами и средствами воспитания в процессе учёбы, с целью привития им высоких моральных и волевых качеств, которые позволили бы им добиваться положительных результатов в учёбе, быть дисциплинированными, ответственными, социально активными членами нашего общества, занять достойное место в жизни.
Поэтому мы с удовлетворением отмечаем, что у ребят растёт и развивается интерес к отечественной истории, как важной составной части гуманитарного знания, в целом, к получению образования и правильного выбора будущей профессии.
Музей осуществляет связь с научными и государственными учреждениями, общественными организациями: советом ветеранов Афганистана и Чеченских компаний, всероссийским общественным движением «Волонтеры Победы». Ежемесячно на базе музея проводятся различные мероприятия. Выставка исследовательских работ «Мой дед — участник Великой Отечественной войны». Выставка экспозиций, в холле школы посвященной прорыву блокады Ленинграда (книги, исследовательские работы), «Вечный подвиг народа в СМИ» выставка вырезок из газет, журналов об участниках ВОВ, тружениках тыла, героях Советского Союза. Выставка экспозиций, посвященной Дню освобождения узников немецких концлагерей (воспоминания узников, фоторепродукции, описание концлагерей). А также проводятся экскурсии по темам: «Ради жизни на земле», «Пусть поколения помнят», «Небесные ястребы», «Вспомним тех, кто легендой овеян», «Они сражались за Родину».
Благодаря школьному музею боевой славы «Сокол», появляется возможность творчески и интересно подходить к изучению множества тем уроков. Такие уроки являются существенным дополнением к школьной программе.
Литература:
1. Военно-патриотический клуб «Гвардеец», 1989.
2. Отчет о проделанной работе (работа кружка «Гвардеец»), 1989.
3. Они вернулись с победой. Списки военнослужащих, вернувшихся живыми с Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Том 10 — Уфа: Ки- тап, 2004.
4. На земле, в небесах и на море: Сборник воспоминаний. Выпуск десятый. — М.: Воениздат, 1988.