На сегодняшний день является актуальным вопрос разрешения споров с участием медиатора. Медиация является одним из способов разрешения споров с привлечением третьего лица, которое избирается участниками конфликта и может беспристрастно оценить ситуацию и помочь найти выход из ситуации.
Рассмотрим правовые основы регулирования данного института.
Процедура медиации представляет собой способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Согласно ст. 3 Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" от 27.07.2010 N 193-ФЗ (далее — Закон) основополагающими началами выступают добровольность, конфиденциальность, сотрудничество и равноправие сторон, а также беспристрастность и независимость медиатора [1]. На мой взгляд, названные принципы одновременно являются и преимуществами института. Конфиденциальность в настоящее время может оказаться главной ценностью конфликтующих сторон. Например, согласно ст. 10 ГПК РФ разбирательства дел во всех судах открытое, то есть любой желающий гражданин может присутствовать на судебном заседание, за исключением дел, в котором есть охраняемая законом тайна. Представим ситуацию, в которой сторонами являются организации, когда раскрытие некоторых сведений об их деятельности, или же сам факт участия в судебном разбирательстве может негативно отразиться на их деловой репутации, в данном случае медиация для них будет более благоприятным способом разрешения спора.
Можно выделить и такое преимущество института, как финансовая незатратность. Разбирательство в суде предполагает уплату государственной пошлины, зачастую требует проведение различного рода экспертиз, привлечения специалистов, а эти процессуальные действия довольно затратны. Учитывая, что дела могут и не заканчиваться в суде первой инстанции — сторона имеет право на апелляционное и кассационное обжалование решений, конечная сумма расходов может оказаться значительно выше той суммы, которую стороны потратили бы за услуги медиатора.
Помимо этого, медиация предполагает более быстрый порядок разрешения спора. Если в ГПК РФ закреплено, что производство в суде первой инстанции осуществляется до истечения двух месяцев, то при грамотном подходе медиатора к интересам сторон урегулирование спора возможно за несколько часов.
Стоит рассмотреть подробнее и такой принцип медиации как беспристрастность и независимость медиатора. В любом конфликте стороны имеют противоположный интерес по тем или иным вопросам. Конечно, целью каждой из сторон является удовлетворить собственные потребности, поэтому без сторонней помощи достаточно трудно прийти к компромиссу. Однако медиатор решает эту проблему, находясь между конфликтующими сторонами и не принимая ничью сторону. Оценивая обстоятельства, медиатор предлагает возможные пути решения с учетом удовлетворения интересов обеих сторон. Согласно ст. 9 Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" от 27.07.2010 N 193-ФЗ для проведения процедуры медиации стороны по взаимному согласию выбирают одного или нескольких медиаторов. То есть обе стороны конфликта одобряют кандидатуру, это позволяет убедиться в беспристрастности и независимости медиатора.
Согласно положениям Закона деятельность медиатора может осуществляться на профессиональной и непрофессиональной основе. Требованиями к медиаторам, осуществляющим деятельность на непрофессиональной основе, являются:
- Достижение лица возраста восемнадцати лет
- Обладание полной дееспособностью
- Отсутствие судимости.
Осуществление деятельности медиатора на профессиональной основе возможно с соблюдением следующих требований:
- Достижение возраста двадцати пяти лет
- Наличие высшего образования
- Наличие дополнительного профессионального образования по вопросам применения процедуры медиации.
Достаточно спорным вопросом является участие непрофессиональных медиаторов в разрешении споров. Так, И. Г. Малышок и Е. Д. Свойкина считают, что требования к непрофессиональным медиаторам поверхностны, а участие медиатора, отвечающего им, не поможет эффективно разрешить спор [4, с. 86].
Повышение интереса сторон к разрешению спора с помощью медиации станет возможным, если дополнить п.1 ст. 16 Закона, закрепляющий требования к медиатору, требованием о наличии высшего юридического образования. Предполагается, что опыт и руководство законом значительно повысит уровень оказываемых услуг. Судьи также отдают предпочтение юристам, «хорошо знающими процессуальное законодательство и способными облечь итоговое соглашение в юридически правильную форму» [5].
Несмотря на названные достоинства, применение процедуры медиации является редким случаем. Данную ситуацию можно объяснить относительной молодостью процедуры медиации, Закон был введен в действие лишь в 2010 году. Но необходимо отметить и проблемы, которые, на мой взгляд, препятствуют полномасштабному и эффективному функционированию института.
На практике обращение сторон к медиации происходит уже в процессе судебного разбирательства. Такую тенденцию можно связать с неосведомлённостью сторон о существовании альтернативных способов разрешения споров в целом, а также об их преимуществах. Стороны имеют право на обращение к медиатору в любой момент до принятия решения по спору судом или третейским судом, они могут ходатайствовать о прохождении примирительной процедуры, однако данное желание стороны изъявляют редко из-за отсутствия представления о преимуществах данного способа разрешения конфликта.
Таким образом, для оптимизации функционирования института медиации, который. с одной стороны, выступает средством повышения правовой культуры, а с другой стороны призван обеспечивать разгрузку деятельности судов, необходимо восполнить пробелы в законодательстве, расширить пути информирования населения, а также обеспечить тесное взаимодействие судейского корпуса и ассоциаций медиаторов в каждом регионе.
Литература:
- Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"// КонсультантПлюс.
- «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 24.06.2023) // КонсультантПлюс.
- Достоинства и проблемы медиации // Официальный сайт ФПА РФ. URL: https://fparf.ru/news/fpa/dostoinstva-i-problemy-mediatsii/ (дата обращения: 05.10.2023)
- Малышок И. Г., Свойкина Е. Д. Профессиональные медиаторы: да или нет? // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 78. С.86–88.
- Исаенкова О. В. Перспективы примирительных процедур после вступления в силу Федерального закона от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ // Примирительные процедуры в цивилистическом праве и судопроизводстве / Сборник материалов Международной научно-практической конференции 26–27 апреля 2019 г., Санкт-Петербург. Часть 1. Под общ. ред. П. П. Очередько, А. Н. Кузбагарова, С. Ю. Катуковой / Северо-Западный филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», — Спб..: Астерион, 2019. С.95–101.