В статье рассматривается метод зоотерапии и его влияние на процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Автор говорит о том, как общение с животными помогает в развитии эмоциональных, коммуникативных навыков ребёнка, повышает его самооценку и уверенность в себе. Также упоминается о значимости сказкотерапии с использованием сюжетов о животных как эффективного инструмента социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: зоотерапия, сказкотерапия.
Зоотерапия (анималотерапия) — это созданный реальной жизнью метод оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками) [3, с. 8]. В последние годы все больше внимания уделяется использованию данного направления в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. И это неудивительно, ведь общение с животными может оказать положительное влияние на эмоциональное и физическое состояние ребенка, а также способствовать его социализации, адаптации в обществе.
Одним из главных преимуществ зоотерапии является то, что она позволяет педагогу установить через животного контакт с ребенком, который может быть труднодостижимым любыми другими способами. Метод способствует развитию социальных навыков, так как дети учатся взаимодействовать не только с животными, но и с другими людьми. Они учатся проявлять заботу и внимание к окружающим, что является важным качеством для успешной социализации.
С 2001 года на базе Дворца детского (юношеского) творчества города Пензы реализуется проект по использованию зоотерапии (анималотерапии) как одного из средств психосоциальной реабилитации для детей с ограниченными возможностями здоровья. Позже занятия стали проходить в коррекционной школе № 30.
Занятия в объединении «Зоотерапия» проводятся по дополнительной программе «Мир животных». Для занятий зоотерапией в учреждении дополнительного образования создана материально-техническая база: это «Живой уголок», где для занятий используются «социализированные» (одомашненные) животные (кошки, кролики, морские свинки, хомячки, декоративные крысы, попугайчики, декоративные куры, аквариумные рыбки, черепахи). Этот состав животных дает педагогам уникальные возможности в коррекции нарушений поведения, в обучении, в воспитании бережного отношения к животному миру.
Содержание занятий включает в себя знакомство с животными «Живого уголка», тактильное общение, изучение теоретического материала. Обучение осуществляется в виде групповых занятий (в группе обычно до 8 человек).
Видовой состав животных должен соответствовать целям занятия. Для занятий подбираются животные, не вызывающие негативные эмоции. Тактильному общению уделяется особое внимание, так как детям необходимо «узнать на ощупь» и сравнить перья птиц, шерсть зверя, панцирь черепахи.
Основными формами занятий являются практикумы, дискуссии, ролевые игры, которые отражают связь между психолого-педагогическими аспектами коррекционно-воспитательной работы и удовлетворяют потребность ребенка в двигательной активности, доставляющих им удовольствие и радость.
На занятиях метод зоотерапии часто интегрируется со сказкотерапией. Русские народные сказки о животных обладают рядом особенностей, которые делают их особенно эффективными для процесса социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Во-первых, они позволяют ребенку увидеть различные жизненные ситуации, в которые попадают персонажи-животные, оценить пути их решения, а также понять, как правильно вести себя в разных обстоятельствах. Во-вторых, они учат детей эмпатии, пониманию чувств и переживаний других людей и животных. В-третьих, такие сказки развивают у учащихся навыки общения и взаимодействия с окружающими, учат находить компромиссы и разрешать конфликты. Использование сказок о животных также способствует развитию у детей творческих способностей, воображения и фантазии. Ребенок может придумывать свои собственные истории, развивать сюжеты и персонажей, что помогает ему лучше понимать и принимать мир вокруг себя.
Структура занятия с использованием метода зоотерапии:
- Первичное знакомство с животным:
— педагог показывает детям то или иное животное;
— далее педагог может рассказать об определенном животном, его особенностях, образе жизни, местах обитания и т. д. Подобная мини-лекция может сопровождаться иллюстрациями, фотографиями, видеоматериалами;
— учащиеся пытаются составить краткий рассказ о животном, ответить на вопросы.
- Тактильное знакомство с животным:
— педагог предлагает детям потрогать, погладить животное, предварительно объяснив, как сделать это так, чтобы животному было приятно, оно не испугалось, как не причинить ему вреда. Например, педагог акцентирует внимание на том, что не следует дёргать животных за хвост или за уши, не следует сжимать их и т. д. Важно объяснить учащимся, что звери и птицы — это живые существа, которые нуждаются в заботе и ласковом обращении.
— педагог комментирует прикосновения учащегося к зверю или птице, словесно оформляя тактильные переживания, чтобы устранить возможный страх. Если ребёнок боится контактировать со зверем или птицей, не следует категорично настаивать на этом. В этом случае необходимо постепенно и терпеливо приучать учащегося к животным. Начните с просмотра фотографий или видео со зверями и птицами, после этого можно перейти к мягким игрушкам, а затем знакомить и с настоящими животными, но только с теми, которые не вызывают сильного страха у ребёнка.
- Описание животного учащимися:
— учащиеся сравнивают животное с другими живыми существами, отвечают на вопросы: «Какие у животного лапки?», «Какие у животного ушки?», «Какой у животного хвост?»;
— если учащиеся легко справляются с описанием животного, можно предложить детям нарисовать его, придумать рассказ или стихотворение о нем.
- Наблюдение за поведением животного:
— педагог обращает внимание детей на поведение животного, на то, как оно реагирует на происходящее. Важно, чтобы дети учились адекватно реагировать на поведение животного, старались его успокоить, ласково с ним заговаривали, улыбались.
— на данном этапе можно предложить детям записывать все наблюдения, выявить закономерности в поведении животного и сделать выводы.
Итак, зоотерапия играет важную роль в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря общению с животными такие дети становятся более уверенными, спокойными и открытыми для общения.
Литература:
- Давыдова А. М. Зоотерапия как метод коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими Лекотеку / А. М. Давыдова. — Текст: непосредственный // Психология: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2018 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2018. — С. 20–22. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/255/13786/ (дата обращения: 13.09.2023).
- Загайнова О. С. Прикладные аспекты зоопсихологии: анималотерапия: учеб.-метод. пособие / О. С. Загайнова, О. В. Ломтатидзе, А. С. Алексеева; [под общ. ред. О. С. Загайновой]; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. — 112 с.
- Кряжева Н. Л. Кот и пёс спешат на помощь. — Ярославль: «Академия развития», 2000. — 176 с.