Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Зоотерапия: выдумка или реальность?

Научный руководитель
8. Биология
26.11.2025
43
Поделиться
Библиографическое описание
Анарбаева, А. Ж. Зоотерапия: выдумка или реальность? / А. Ж. Анарбаева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы CXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — С. 1-6. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/546/19185.


В современном мире постоянно растёт интерес к альтернативным и комплементарным методам терапии, в том числе и к зоотерапии. Наиболее интенсивное развитие терапии с участием животных приходится на XX век. Так в 1903 г. Джордж Бак Флауэр опубликовал сборник из 1200 свидетельств об общении детей с собаками. В 2005 году создан Международный институт дельфинотерапии [2].

В России используется канистерапия, как метод лечения и реабилитация. Государственный центр, где есть такие занятия, в Москве всего один — Городской психолого-педагогического центра (ГБУ ГППЦ). Его суть заключается в логопедической или психологической работе с использованием собак [1].

Таким образом, исследование данного направления актуально в контексте развития инклюзивного образования и повышения качества психолого-медико-педагогической помощи в школах и средних профессиональных образованиях.

Основная гипотеза: регулярное контролируемое взаимодействие студентов с животными в рамках зоотерапии способствует значимому снижению уровня психоэмоционального стресса, повышению стрессоустойчивости и улучшению когнитивных показателей (внимание, память, работоспособность), что делает зоотерапию перспективным вспомогательным методом поддержки психического здоровья обучающихся.

Ожидается, что значительная часть студентов (не менее 40 %) уже использует элементы зоотерапии (общение с домашними животными, посещение зоопарков) для саморегуляции, однако делает это стихийно, без знания научно обоснованных методик.

Проблема: существует недостаток достоверной информации о реальной эффективности зоотерапии, а также распространены мифы и заблуждения об этом методе. Важно провести объективную оценку зоотерапевтических практик и определить условия, при которых они могут принести максимальную пользу.

Цель проекта: определить степень научной обоснованности эффективности зоотерапии и оценить её потенциал как вспомогательного метода терапии для студентов. Разработать рекомендации по безопасному и этичному применению зоотерапии для студентов.

Задачи проекта:

  1. Провести анализ научной литературы по теме зоотерапии. Изучить опыт работы зоотерапевтических центров и специалистов.
  2. Изучить практическое применение зоотерапии студентами ГАПОУ МО «ПК «Энергия» СП ЦМП для профилактики стрессов
  3. Провести социологический опрос среди студентов ГАПОУ МО «ПК «Энергия» СП ЦМП для выявления их отношения к зоотерапии.

Использование животных для поддержки здоровья известно с древних времён. В ХХ веке психиатр Борис Левинсон ввёл понятие «пет-терапия», а затем сформировалось отдельное направление зоотерапия. Руководитель австралийского совета по борьбе с онкологическими заболеваниями Ян Олвер заявил, что собаки практически безошибочно определяют рак лёгких и молочной железы.

По данным Б. Д. Карвасарского, ряд авторов не отрицают положительного воздействия контактов с природой, однако считают их лишь фоном психотерапии, а не самой психотерапией, поскольку психотерапия невозможна без информации, передаваемой речью. Другие исследователи (О. Р. Арнольд, М. Е. Бурно, Н. Л. Кряжева, Д. В. Нестерова) рассматривают целительное общение с природой как самостоятельный терапевтический метод [4].

Отдельные виды анималотерапии именуются названиями животных, участвующих в лечебном процессе. Выделяют иппотерапию (лечение при помощи лошадей), дельфинотерапию, фелинотерапию (лечение с привлечением кошек). Имеются данные о тюленетерапии, проводящейся специалистами Мурманска. В принципе, при умелом подходе, многие животные могут положительно влиять на здоровье и душевное состояние человека [3].

В ходе исследования провели анкетирование студентов для изучения самостоятельного использования студентами элементов зоотерапии. В ходе анкетирования выявили, что более 80 % студентов имеют домашних питомцев, многие из них применяют элементы зоотерапии, 20 % посещают зоопарки.

Вторым ходом эксперимента, стало проведение опыта использование элементов зоотерапии для снижения уровня стресса перед экзаменами (контрольными).

Для этого студенты были разделены на контрольные группы. Совместно с научным руководителем и педагогом психологом для получения достоверных данных со студентами, принимающими участие в проведении исследования, были проведены тесты, определяющие уровень тревожности. Использовали методики: шкала тревоги Бека, Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером и адаптированная на русском языке Ю. Л. Ханиным.

Использовали также шкалу физиологических показателей до общения с животными и после, делали следующие измерения: частота сердечных сокращений (ЧСС); артериальное давление (АД).

А также обучающиеся вели дневники самонаблюдения (оценка сна, аппетита, раздражительности) и принимали участие в анкетирование после каждого сеанса (ощущения, изменения в настроении).

Всего в ходе проектно — исследовательской работы участвовало 200 студентов 1‑го курса СП ЦМП «Энергия», распределённых по семи направлениям зоотерапии:

– Канистерапия — 65 участников — 32,5 % от общего числа,

– Фелинотерапия — 78 участников — 39,0 % от общего числа,

– Иппотерапия — 15 участников — 7,5 % от общего числа,

– Дельфинотерапия — 6 участников — 3,0 % от общего числа,

– Терапия с мелкими животными — 18 участников — 9,0 % от общего числа,

– Наблюдение за рыбками — 25 участников — 12,5 % от общего числа,

– Общение с птицами — 7 участников — 3,5 % от общего числа,

В ходе обобщённых результатов проектно — исследовательской работы выяснили, что у студентов наблюдались следующие физиологические изменения после общения с животными:

– ЧСС: снижение на 7 уд./мин в экспериментальной группе vs. 2 уд./мин в контрольной; Нормализация артериального давления с 130/90 до 120/80.

По субъективным оценкам:

– 85 % участников экспериментальной группы отметили улучшение сна и снижение раздражительности;

– 78 % сообщили о повышении уверенности перед экзаменами;

– 92 % выразили желание продолжить сеансы.

Методические рекомендации по безопасному и этичному применению зоотерапии для студентов.

Этические аспекты

Уважение к животным

Животные должны использоваться только после специальной подготовки и дрессировки. Они не должны испытывать дискомфорт или стресс.

Необходимо соблюдать концепцию трёх R (Replacement, Reduction, Refinement): заменять животных альтернативными моделями, минимизировать их количество и страдания.

Запрещено использовать животных, которые проявляют агрессию или не поддаются дрессировке.

Ответственность за благополучие животных

Все животные должны быть здоровы и регулярно проходить ветеринарный осмотр.

Необходимо обеспечить оптимальные условия содержания: достаточное пространство, питание, возможность для физической активности и социализации.

После завершения сеансов животные должны возвращаться в привычные условия без негативных последствий.

Информированное согласие

Студенты должны добровольно участвовать в занятиях, понимая цели и возможные риски.

Необходимо информировать о потенциальных аллергических реакциях, рисках заражения и других ограничениях.

Безопасность.

Медицинские противопоказания

Исключить участие студентов с аллергией на шерсть животных, инфекционными заболеваниями или страхом перед конкретным видом животных. Проводить предварительную оценку состояния здоровья участников, особенно при работе с животными, которые могут переносить заболевания (например, грызуны).

Гигиенические меры

Обязательное мытьё рук до и после контакта с животными.

Использование одноразовых перчаток при необходимости.

Регулярная дезинфекция мест проведения занятий.

Контроль за поведением животных

Занятия должны проводиться под наблюдением квалифицированных специалистов (канистерапевтов, иппотерапевтов и др.).

Животные должны быть приучены к взаимодействию с людьми, особенно с детьми или пациентами с психическими расстройствами.

Выводы: исследование показало, что студенты в целом положительно относятся к зоотерапии, воспринимая её в первую очередь как средство для снятия стресса и эмоциональной поддержки. Интерес к внедрению подобных программ в учебную среду высок. При этом студенты достаточно осведомлены о потенциальных рисках (аллергии, инфекции, травмы), но большинство считают, что при соблюдении мер безопасности зоотерапия может быть очень полезной. Значительная часть студентов, имеющих домашних животных, уже ощущает их позитивное влияние на своё самочувствие.

Литература:

 «Первое слово было «мяч». Как собаки-терапевты помогают «сложным» детям заговорить и справиться с трудностями [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://gppc.ru/news/134391/

 Дефектология Проф. Дельфинотерапия как направление психокоррекционной работы с детьми с РАС [Электронный ресурс]. — URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/delfinoterapiya_ rabochij_sposob_mediko_psixologicheskoj_reabilitaczii/ (дата обращения: 25.11.2025).

 Загайнова, О. С. Прикладные аспекты зоопсихологии: анималотерапия: учеб.- метод. пособие / О. С. Загайнова, О. В. Ломтатидзе, А. С. Алексеева; [под общ. ред. О. С. Загайновой]; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. — 112 с.

 Клиническая психология: учебное пособие для студентов направления подготовки высшего образования — бакалавриата «Специальное (дефектологическое) образование», профилей «Специальная психология», «Логопедия» / сост. Н. В. Александрова. — Омск: Изд-во ОмГА, 2017.– 228 с.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный