Зоотерапия как метод коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими Лекотеку
Автор: Давыдова Анна Михайловна
Рубрика: 4. Психология развития
Опубликовано в
III международная научная конференция «Психология: традиции и инновации» (Самара, март 2018)
Дата публикации: 09.02.2018
Статья просмотрена: 4276 раз
Библиографическое описание:
Давыдова, А. М. Зоотерапия как метод коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими Лекотеку / А. М. Давыдова. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2018 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2018. — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/255/13786/ (дата обращения: 16.12.2024).
Дошкольный возраст — это период, когда у детей начинает формироваться характер, вкусы, интересы и отношение к окружающему миру. Очень важно в этот период показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, учить переживать и прочувствовать эмоции собеседников.
С каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями, которые не могут посещать группы детского сада общеразвивающей направленности. Причина — нарушения физического, психофизического, речевого развития или расстройства поведения разной сложности, которые приводят к социальной дезадаптации. К таким состояниям относят: нарушение общения в сочетании с интеллектуальной недостаточностью, ДЦП с сенсорным или психическим недоразвитием, ранний детский аутизм, выраженные эмоциональные и поведенческие расстройства, тяжелые заболевания. Дети с такими проблемами нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию детско-родительского взаимодействия, а родители — в квалифицированной психологической помощи.
В последнее время в России появляется все больше учреждений, занимающихся реабилитацией и психолого-педагогическим сопровождением семей, воспитывающих детей с нарушениями или выраженными проблемами здоровья. Одним из таких учреждений является Лекотека. [1].
Лекотека — это служба психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии и их родителей, основной целью которой является создание благоприятных условий для развития личности ребенка и психологической поддержки семьи [2].
В настоящее время Лекотеки, детские сады, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, реабилитационные центры активно начали применять в своей коррекционной деятельности зоотерапию, так как именно общение с животными благотворно влияет на развитие детей с тяжелыми заболеваниями, доставляет им удовольствие, вызывает положительные эмоции.
Зоотерапия как метод психологической помощи появился в конце 19 века в английской психиатрической больнице Йорк-Ретрит. Терапевтический эффект достигался просто: пациенты ухаживали за собаками, кошками, кроликами и голубями, еще более слабыми, чем сами, и чувствовали прилив моральных сил.
Целью зоотерапии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является развитие эмоциональной сферы детей. [6]
Задачи:
– активизация познавательной и сенсорной сфер ребенка;
– активизация восприятия;
– стимулирование положительных эмоциональных реакций в общении с животными;
– преодоление детских страхов.
Требования корганизации живого уголка, где будет осуществляться коррекционная работа. [5].
Живой уголок в детском учреждении должен быть организован согласно пункту 6.13 санитарно-эпидемиологических требований к дошкольным учреждениям (СанПиН 2.4.1.2660–10, от 01.10.2010), а это значит, что:
– растения и животные должны быть безопасны;
– живой уголок не должен включать в себя агрессивных или непредсказуемых в поведении животных, колючих и ядовитых растений;
– бродячие животные в уголке исключены.
Обитатели зооуголка:
– Рыбы: меченосцы, гуппи, сомики, данио, золотые рыбки, барбусы.
– Птицы: волнистые попугайчики и канарейки.
– Млекопитающие: хомячки, морские свинки, крысы, кролики.
Живой уголок организуется только с разрешения ветеринарного надзора, который ставит экспонаты на учет, отмечает своевременность прививок, сделанных животным, консультирует по необходимым гигиеническим процедурам.
Уголок находится на попечении сотрудников Лекотеки.
Требования к организации зоотерапевтических занятий
Предварительно с каждым из родителей медперсонал Лекотеки проводит индивидуальную беседу, в которой узнает противопоказания у детей, предрасположенность к аллергии, а педагог-психолог — подробную психолого-педагогическую диагностику с целью определения интеллектуального уровня развития детей, эмоционально-личностных и коммуникативных проблем.
Зоотерапевтическое занятие обычно длится от 15 до 40 минут (в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка). Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. При групповой форме проведения занятия, группа детей должна быть однородной по уровню интеллектуального развития и по степени нарушения психического развития. Количество обучающихся в подгруппе не превышает 6 человек.
Занятия носят интегрированный характер и осуществляются педагогами Лекотеки: воспитателем, учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физкультуре.
Структура и содержание занятий
Во время проведения занятия дети рассаживаются в один ряд перед демонстрационным столом, на котором будет располагаться животное.
Ребенку предлагается выбрать животное, которое ему больше всех понравилось. Свой выбор он должен объяснить, используя определенный алгоритм и слова-характеристики: это животное большое или маленькое, доброе или злое, какие звуки оно издает. Можно ввести в речь (на уровне пассивного словаря) такие понятия как птицы, млекопитающие, земноводные. Педагог также просит детей вспомнить, в каких сказках, рассказах можно встретить данных животных.
Большая часть занятия уделяется тактильному знакомству дошкольников с животными, так как они, как правило, испытывают страх перед животными, избегают прикосновений.
Если дети отказываются погладить или покормить животное, то не следует на этом настаивать. Нужно обратить внимание ребенка на то, что его сосед не боится животного и ухаживает за ним. Преподаватель должен вызвать у детей интерес, эмоциональное оживление при виде животного. Желание ребенка потрогать перышки попугая или погладить кролика можно считать хорошим результатом занятия.
Важно обратить внимание обучающихся на эмоциональное состояние животного, добиться того, чтобы дети угадали в животном собственные чувства.
По окончании занятия можно предложить детям изобразить различных животных при помощи жестов, мимики, голоса.
Для закрепления знаний, полученных на занятиях детям можно предложить нарисовать или слепить увиденных животных.
Кроме непосредственного общения детей с животными, воспитатель и логопед проводят беседы о животных, читают сказки, показывают иллюстрации и видео-презентации о зверях и птицах, дают прослушать голоса животных и звуки природы.
На занятиях с психологом и инструктором по физкультуре дети с удовольствием включаются в анималотерапевтические игры и упражнения. Могут представить себя любимым зверьком, представить его сценически — с его походкой, характерными движениями. Когда дети внешне представляют кого-либо посредством тела или через него, то им гораздо легче проникнуть в душу этого существа. Такие игры очень помогают снять мышечное напряжение, прочувствовать свое тело. Управляя своими чувствами и эмоциями, дети становятся увереннее в себе.
Цикл зоотерапии включает в себя 16 занятий.
Занятия по зоотерапии — всего лишь один из методов комплексной реабилитации детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, но их роль в коррекционном процессе немаловажна. Такие занятия показывают, что общение с животными зачастую является самым ярким и запоминающимся эпизодом. Контакт с животными поможет ребенку восполнить дефицит человеческих контактов, в том числе и телесных. Ласковое, теплое, да еще и пушистое, приятное на ощупь существо, которое любит тебя, что может быть лучше для ребенка!
Литература:
- Давыдова А. М. Тренинг как метод работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях Лекотеки./Психологические науки: теория и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 33–38.
- Методические рекомендации по организации работы лекотек в учреждениях социального обслуживания населения./Сост.: Т. В. Сапожникова, Ю. А. Мазеева, Т. С. Щигрева, Т. С. Меньшикова, З. С. Подорогина; под общ. ред. Т. В. Сапожниковой.- Бийск, 2015.-414 с.
- Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников./под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой.- Спб: АКЦИДЕНТ, 1998.
- Шеврыгин Б. В. Шеврыгина А. В. Животные — наши целители.- М., 1998.
- http://deti-club.ru
- http://dob.1september.ru/article.php?ID=200301010