«Сказкотерапия» как форма психолого-педагогической работы с детьми ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (251) март 2019 г.

Дата публикации: 01.04.2019

Статья просмотрена: 1777 раз

Библиографическое описание:

Терехова, Н. Б. «Сказкотерапия» как форма психолого-педагогической работы с детьми ОВЗ / Н. Б. Терехова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 290-292. — URL: https://moluch.ru/archive/251/57011/ (дата обращения: 16.11.2024).



Детство невозможно без наивности,

непосредственности и впечатлительности наших детей,

так же как невозможно без игры, без сказки.

Сухомлинский В. А.

Современная ситуация в обществе способствует увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К ним относятся дети-инвалиды с особыми образовательными потребностями. Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания.

Основные проблемы, возникающие в работе детей с ОВЗ, это:

− умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка;

− гиперопека — это дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания;

− отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.

Вследствие всего сказанного, у детей с ОВЗ наблюдаются расстройства и в развитии эмоциональной сферы: тревожность, страхи, аффективные реакции, агрессия, сниженный фон настроения, необоснованный смех и др.

Именно помощь в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с детьми ОВЗ.

Особенности психолого-педагогической работы с этими детьми заключаются в индивидуальном подходе к каждому ребенку, составлению индивидуальных маршрутов сопровождения рядом специалистов и педагогов.

Изучив многие инновационные технологии, мы пришли к выводу, что сказкотерапия является действенным средством коррекции, развитии и воспитания детей с ОВЗ.

рода психосоматическими заболеваниями. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку полноценно устанавливать здоровые межличностные взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Отличительным и положительным свойством сказкотерапии является установление партнерских отношений между педагогом и воспитанниками, которые помогают создавать доверительные отношения между участниками воспитательного процесса.

Метод сказкотерапии в занятиях с особыми детьми не только имеет обучающий характер, но и коррекционно-развивающий, который направлен на рост личностного и творческого потенциала ребенка. Сказкотерапия пробуждает в детях любовь к чтению, детям будет интересно не только обыграть сказку вместе со специалистом, но и прочесть другие сказки самостоятельно, проанализировав их.

Сегодня сказкотерапия может решать несколько задач:

− развитие речи и корректировка эмоциональных, психических, волевых показателей, развитие крупной и мелкой моторик;

− умение решать проблему, находить выходы из различных ситуаций;

− определение необходимой модели поведения;

− развитие духовного мира.

Работа со сказками начинается с её анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, рисование, песочную терапию.

Ткач Р. М. считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определённых правил её создания:

Сказка должна быть в чём-то идентичной проблеме ребёнка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребёнок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.

Дидактическая сказка создана для повествования детям о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе и т. д.). Задания в таких сказках дают ребенку возможность сразу же применить полученные знания на практике. Дидактическая сказка может быть рассказана в любой удобной форме (рассказ, мультфильм или просто игра). Именно дидактическая сказка способна вызвать интерес у ребенка и оживить рутинное занятие.

Психологическая сказка предназначена для того, чтобы направлять и обогащать личностное развитие ребенка.

Художественная сказка знакомит детей с эстетическими принципами, традициями человечества.

Диагностическая сказка помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру.

Медитативная сказка – это особый вид сказки, которая представляет собой общение с бессознательным слушателя, с помощью создания ярких визуальных образов в его воображении (сказка перед сном).

Все занятия проходят в игровой форме. Данная методика позволяет развить творческое мышление, вербальный язык, образное мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, развить чувство юмора. С помощью сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения, навыки самообслуживания, рисования лепки, письма.

В заключение отмечу, что на занятиях сказкотерапии дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные образы, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.

Литература:

  1. Чижова О. Н. Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Дошкольная педагогика. — 2014. — № 9.- 57с.
  2. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 88 с.
  3. Баенская Е. Р., Либлинг М. М. (сост.) Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития. М: Полиграф сервис, 2001. — 156 с.
  4. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов / Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. М.: «Полиграфсервис», 2002. — 128 c.
  5. Куражева Н. Ю. Вараева Е. К Психологические занятия с дошкольниками. «Цветик-семицветик». — Спб.: Речь, 2005. — 206 с.
  6. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — М., 2000.
  7. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. -Спб., 2003.
  8. Морозов С. А. Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра: учебно-методическое пособие для слушателей системы повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования. М., 2014. 448 С.
  9. Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. —2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 160 с.
  10. Шарохина В. Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе.
  11. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.). «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000. – 384 с.
  12. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. — СПб.: Валерии СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дидактическая сказка, сказка, психолого-педагогическая работа.


Похожие статьи

Арттерапия и музыкотерапия в системе психолого-педагогической коррекции дошкольников с аутистическим спектром нарушений

Патриотическое воспитание как средство познавательной активности у детей с ОВЗ

Игра как средство развития познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ

Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда как средство формирования функциональной грамотности у детей с нарушениями речи

Сказкотворчество как метод развития речи детей школьного возраста

Нейропсихологический подход в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Общение как способ развития коммуникативной сферы старших дошкольников

Развитие моторики по средствам тестопластики у детей ОВЗ

Самомассаж как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Похожие статьи

Арттерапия и музыкотерапия в системе психолого-педагогической коррекции дошкольников с аутистическим спектром нарушений

Патриотическое воспитание как средство познавательной активности у детей с ОВЗ

Игра как средство развития познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ

Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда как средство формирования функциональной грамотности у детей с нарушениями речи

Сказкотворчество как метод развития речи детей школьного возраста

Нейропсихологический подход в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Общение как способ развития коммуникативной сферы старших дошкольников

Развитие моторики по средствам тестопластики у детей ОВЗ

Самомассаж как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Задать вопрос