Сказкотерапия для детей старшего дошкольного возраста с особенностями нервной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 10 мая, печатный экземпляр отправим 14 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (561) март 2025 г.

Дата публикации: 06.03.2025

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Мокина, Т. В. Сказкотерапия для детей старшего дошкольного возраста с особенностями нервной деятельности / Т. В. Мокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 10 (561). — С. 185-186. — URL: https://moluch.ru/archive/561/123032/ (дата обращения: 27.04.2025).



В статье автор рассмотрит значимость сказкотерапии, её особенности и основные методы реализации при работе с детьми с особенностями нервной деятельности.

Ключевые слова: сказкотерапия, дети, старший дошкольный возраст, особенности нервной деятельности, эмоциональное развитие, коммуникативные навыки, социальная активность, преодоление страхов, тревожность, креативность, внутренний мир, социальная адаптация, инклюзивность, саморегуляция, игровая терапия, чтение, адаптация сказок, развитие личности, психическая поддержка, эмоциональный интеллект.

Сказкотерапия — это метод психотерапии, основанный на использовании сказок и сказочных сюжетов для решения эмоциональных и психологических проблем. Этот подход особенно актуален для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями нервной деятельности (ОНД), которые могут испытывать трудности в социальной адаптации, взаимодействии с сверстниками и выражении эмоций. В этом возрасте дети активно развиваются, и сказки играют важную роль в их социальной адаптации. Сказкотерапия помогает им справиться с различными сложностями и укрепить внутренний мир.

Особенности детей с ОНД

Дети с нарушениями нервной деятельности часто страдают от различных эмоциональных и поведенческих трудностей. Они могут проявлять агрессию, тревожность, страхи или, наоборот, замыкаться в себе. Сказкотерапия представляет возможность выразить свои чувства через сказочный сюжет. Что делает обсуждение сложных тем более доступным и понятным.

Как работает сказкотерапия

  1. Создание безопасной атмосферы. Важно, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно и защищенно. Это может быть достигнуто через уютную обстановку, использование мягких игрушек и материалов для создания интерактивной среды.
  2. Выбор сказок. Подбирать сказки следует с учётом интересов и эмоционального состояния детей, отражающие проблемы, с которыми они сталкиваются. Сказки помогают понять, что детские переживания нормальны и преодолимы.
  3. Интерактивность. В процессе работы со сказкой используется множество методов: чтение, инсценировка, рисование, создание собственных сказок. Это позволяет ребёнку активно участвовать и выражать свои мысли и чувства.
  4. Обсуждение. После работы со сказкой следует провести обсуждение. Важно задавать вопросы, которые помогут детям глубже понять чувства персонажей и сопоставлять их с собственными переживаниями. Например: «Как вы думаете, почему герой поступил именно так?» или «Что бы вы сделали на его месте?»

Преимущества сказкотерапии

1.Эмоциональное развитие

Сказкотерапия даёт возможность детям выразить свои страхи, переживания и сомнения через призму сказочных персонажей. Это уменьшает уровень тревожности и способствует лучшему пониманию собственных эмоций. Например, когда ребёнок видит, как сказочный герой преодолевает страх или злость, он может перенести этот опыт на свою жизнь.

Кроме того, через сказки дети учатся распознавать эмоции других людей, что способствует развитию их эмоционального интеллекта. Это крайне важно для успешного взаимодействия с окружающими.

2. Развитие коммуникативных навыков

Персонажи сказок часто сталкиваются с различными проблемами и конфликтами, что даёт детям возможность учиться разрешать споры и находить общий язык с окружающими. В процессе инсценировок и обсуждений они практикуют навыки общения.

3. Формирование социальной активности

Сказкотерапия способствует формированию доверительных отношений в группе. Во время групповых занятий дети учатся работать в команде, обмениваться мнениями, придумывать совместные решения, поддерживать друг друга и принимать разные точки зрения, что очень важно для их социальной адаптации.

4. Преодоление страхов и тревожности

Для многих детей с ОНД характерен повышенный уровень тревожности и страха. Сказкотерапия помогает им не только осознать свои страхи, но и найти пути их преодоления. Например, через сказочный сюжет ребенок может столкнуться с тем, что пугает его в реальной жизни, и посмотреть на это под другим углом. Таким образом, он получает возможность проработать свои страхи, не находясь при этом в стрессовой ситуации.

5. Развитие креативности и фантазии

Сказкотерапия представляет детям пространство для творчества. Создание собственных историй и адаптация уже известных помогают развивать воображение и творческое мышление. Это не только укрепляет их фантазию, но и предоставляет возможность безопасно выразить свои мысли и чувства. Дети могут развивать свои идеи и строить миры, в которых им комфортно, что положительно сказывается на их общем развитии.

6. Обогащение внутреннего мира

Сказки обдуманные, жизненные помогают детям воспринимать мир с разных точек зрения, повышают их осведомленность и понимание окружающей действительности.

7. Инклюзивность

Сказкотерапия является доступным и универсальным методом работы с детьми с различными особенностями. Она может быть легко адаптирована для разных детей, что создаёт инклюзивную атмосферу в группе.

Заключение

Сказкотерапия является мощным инструментом, который помогает детям старшего дошкольного возраста с ОНД развивать ключевые навыки, необходимые для успешной социальной адаптации и эмоционального благополучия. Её положительный эффект проявляется не только в индивидуальном развитии каждого ребёнка, но и в формировании здоровой и поддерживающей социальной среды. С помощью сказкотерапии дети могут научиться справляться с трудностями, развивать уверенность в себе и осознавать свои эмоции, что закладывает основы для их будущей жизни и взаимодействия с окружающим миром.

Список художественной литературы, которая может быть полезна для работы с детьми в рамках сказкотерапии:

  1. А. Устинова «Щенок, который не знал, как быть щенком».
  2. Т. Михеева «Как я играл с волшебником».
  3. Н. Носов «Приключения незнайки».
  4. Б. Шергин «Умка».
  5. С. Прокофьев «Петя и волк».
  6. С.Я Маршак «Детские страхи».
  7. А. Ф. Григорьев «Чудаки и зануды».
  8. Т. Степанова «Кораблик дружбы».

Литература:

1. Соколов Д. В. Сказки и сказкотерапия

2. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога

3. Сакович Н. А. Практика сказкотерапии

4. Герасимова Н. П. Сказка как средство коррекции и развития ребенка

5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путешествие в страну сказок» (практическое пособие)

6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии

7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии

8. Васильева Т. А. Сказкотерапия как метод работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нервная деятельность, социальная адаптация, внутренний мир, сказка, старший дошкольный возраст, преодоление страхов, сказочный сюжет, социальная активность, эмоциональный интеллект.


Похожие статьи

Игровая деятельность как средство обучения английскому языку детей дошкольного возраста

Статья посвящена теме изучения английского языка в дошкольном возрасте, эффективности и пользе для развития умственных способностей детей, благотворном влиянии на эмоциональное развитие, развитие внимания, памяти, воображения и образного мышления. Ва...

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...

Психолого-педагогические аспекты использования игры в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками

В данной работе рассмотрена необходимость использование игровой деятельности в устранении заикания у детей дошкольного возраста. Игровой процесс даст возможности для естественного и ненавязчивого воспитания поведения детей данной категории, коррекции...

Роль воспитателя в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье рассматривается роль воспитателя в формировании и развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Подчеркивается значимость креативности в современном обществе и важность создания творческой атмосферы в образовательном процесс...

Взаимосвязь агрессии и эмоционального интеллекта у студентов

В статье автор исследует взаимосвязь агрессии и эмоционального интеллекта у студентов.

Пальчиковые игры в развитии активной речи детей третьего года жизни

В обществе проблема развития активной речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активной речи, а также потому, что развитие активной речи являетс...

Психолого-педагогическое сопровождение дезадаптированных детей в образовательном пространстве

В статье приводятся практические примеры для выявления и работы педагогов и психологов с дезадаптированными детьми в общеобразовательном пространстве, а также некоторые рекомендации родителям для помощи ребенку в коммуникации со всеми субъектами обра...

Игра в шахматы как вектор развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста

В данной статье речь пойдет о внимание к интеллектуальному развитию старших дошкольников посредством игры в шахматы. В настоящее время доказано, что игра в шахматы способствует развитию основных познавательных процессов: мышления, внимания, воображен...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматривается значение комплексной психолого-педагогической поддержки детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Признавая разнообразие проблем, с которыми сталкиваются эти дети, в статье описываются стратегии понимания эмоционал...

Похожие статьи

Игровая деятельность как средство обучения английскому языку детей дошкольного возраста

Статья посвящена теме изучения английского языка в дошкольном возрасте, эффективности и пользе для развития умственных способностей детей, благотворном влиянии на эмоциональное развитие, развитие внимания, памяти, воображения и образного мышления. Ва...

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...

Психолого-педагогические аспекты использования игры в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками

В данной работе рассмотрена необходимость использование игровой деятельности в устранении заикания у детей дошкольного возраста. Игровой процесс даст возможности для естественного и ненавязчивого воспитания поведения детей данной категории, коррекции...

Роль воспитателя в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье рассматривается роль воспитателя в формировании и развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Подчеркивается значимость креативности в современном обществе и важность создания творческой атмосферы в образовательном процесс...

Взаимосвязь агрессии и эмоционального интеллекта у студентов

В статье автор исследует взаимосвязь агрессии и эмоционального интеллекта у студентов.

Пальчиковые игры в развитии активной речи детей третьего года жизни

В обществе проблема развития активной речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активной речи, а также потому, что развитие активной речи являетс...

Психолого-педагогическое сопровождение дезадаптированных детей в образовательном пространстве

В статье приводятся практические примеры для выявления и работы педагогов и психологов с дезадаптированными детьми в общеобразовательном пространстве, а также некоторые рекомендации родителям для помощи ребенку в коммуникации со всеми субъектами обра...

Игра в шахматы как вектор развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста

В данной статье речь пойдет о внимание к интеллектуальному развитию старших дошкольников посредством игры в шахматы. В настоящее время доказано, что игра в шахматы способствует развитию основных познавательных процессов: мышления, внимания, воображен...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматривается значение комплексной психолого-педагогической поддержки детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Признавая разнообразие проблем, с которыми сталкиваются эти дети, в статье описываются стратегии понимания эмоционал...

Задать вопрос