Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №45 (544) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 05.11.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Волик, Ю. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра / Ю. А. Волик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45 (544). — URL: https://moluch.ru/archive/544/118970/ (дата обращения: 07.11.2024).

Препринт статьи



В статье рассматривается значение комплексной психолого-педагогической поддержки детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Признавая разнообразие проблем, с которыми сталкиваются эти дети, в статье описываются стратегии понимания эмоциональных потребностей, развития механизмов преодоления и преодоления тревожности.

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, психологическая поддержка, педагогическая поддержка, индивидуальные планы обучения, визуальная поддержка, развитие социальных навыков, совместный подход, прикладной анализ поведения, терапия сенсорной интеграции, инклюзивное образование.

This article explores the significance of integrated psychological and pedagogical support for children with Autism Spectrum Disorder (ASD). Acknowledging the diverse challenges these children encounter, the paper delineates strategies in understanding emotional needs, developing coping mechanisms, and addressing anxiety.

Keywords : autism spectrum disorder, psychological support, pedagogical support, individualized education plans, visual supports, social skills development, collaborative approach, applied behavior analysis, sensory integration therapy, inclusive education.

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это состояние нейроразвития, которое влияет на общение, социальное взаимодействие и поведение. Дети с аутизмом часто сталкиваются с уникальными проблемами, которые требуют комплексного подхода для поддержки их развития и благополучия.

Дети с расстройствами аутистического спектра могут сталкиваться с трудностями в преодолении повседневных ситуаций. Психологи совместно с ними разрабатывают стратегии преодоления трудностей, позволяющие им ориентироваться в социальных взаимодействиях, справляться с сенсорной чувствительностью и адаптироваться к меняющейся обстановке.

Тревога и стресс — обычные переживания для детей с расстройствами аутистического спектра. Психологическая поддержка включает в себя создание благоприятной среды, применение успокаивающих техник и обучение стратегиям снижения стресса для повышения их эмоциональной устойчивости.

Психолого-педагогическая поддержка детей с расстройствами аутистического спектра жизненно важна для их развития, расширения их образовательного опыта и содействия социальной интеграции. Такой комплексный подход позволяет удовлетворить многогранные потребности этих детей, признавая важность как эмоциональных, так и образовательных аспектов. Психологическая поддержка детей с расстройствами аутистического спектра начинается с глубокого понимания эмоциональных потребностей детей с расстройствами аутистического спектра. Распознавание и интерпретация их эмоций, часто выражающихся нетрадиционными способами, позволяет проводить целенаправленные мероприятия, направленные на обеспечение эмоционального благополучия.

Педагогическая поддержка детей с расстройствами аутистического спектра заключается в создании индивидуальных планов обучения (IEP), учитывающих уникальные потребности каждого ребенка. Эти планы определяют конкретные цели, приспособления и стратегии обучения для оптимизации результатов обучения. Педагогические вмешательства направлены на развитие социальных навыков, необходимых для успешного взаимодействия. С помощью структурированных мероприятий и целенаправленного обучения педагоги работают над развитием коммуникации, сотрудничества и способности ориентироваться в социальных нюансах.

Сотрудничество с родителями и воспитателями имеет основополагающее значение. Вовлечение семей в образовательный процесс способствует последовательности, расширению обучения за пределы школы и созданию надежной системы поддержки для ребенка.

Совместные усилия с профессионалами в области специального образования обеспечивают беспрепятственное внедрение образовательных стратегий. Регулярное общение и совместное планирование способствуют сплоченности и поддержке образовательного процесса.

Привлечение терапевтов и специалистов, таких как логопеды и языковые терапевты или эрготерапевты, обогащает сеть поддержки. Их опыт и знания расширяют спектр доступных вмешательств, решая конкретные проблемы и способствуя целостному развитию.

Прикладной анализ поведения (ABA) — это краеугольный камень доказательной практики, сфокусированной на модификации поведения. Вмешательства ABA систематически применяются для подкрепления позитивного поведения и уменьшения проблемного поведения, способствуя приобретению навыков.

Использование социальных историй помогает детям с расстройствами аутистического спектра ориентироваться в социальных ситуациях, предоставляя четкие объяснения и ожидания. Тренинг социальных навыков включает в себя структурированные занятия по развитию и отработке соответствующего социального поведения, способствуя улучшению социальных взаимодействий.

Терапия сенсорной интеграции направлена на устранение сенсорной чувствительности, обычно наблюдаемой у детей с расстройствами аутистического спектра. Благодаря структурированным занятиям и воздействию эта терапия помогает детям регулировать свои реакции на сенсорные стимулы, способствуя повышению концентрации внимания и вовлеченности.

Признание индивидуальности каждого ребенка имеет первостепенное значение. Подбор поддержки с учетом их сильных сторон, проблем и предпочтений обеспечивает более эффективный и персонализированный подход.

Визуальные средства являются мощным инструментом поддержки процесса обучения для детей с расстройствами аутистического спектра. Визуальные графики, диаграммы и подсказки помогают улучшить коммуникацию, облегчают понимание и обеспечивают структурированную основу для повседневной деятельности.

Работа с сенсорной чувствительностью требует тонкого подхода. Создание благоприятной для сенсорики среды, организация сенсорных перерывов и включение сенсорных занятий в распорядок дня способствуют более комфортному обучению.

Комплексная психолого-педагогическая поддержка необходима для раскрытия потенциала детей с расстройствами аутистического спектра. Удовлетворяя эмоциональные, образовательные и социальные потребности совместными усилиями, мы создаем среду, в которой каждый ребенок может процветать. Этот комплексный подход оказывает глубокое и положительное влияние на жизнь детей с расстройствами аутистического спектра. Он не только улучшает их эмоциональное состояние и успехи в учебе, но и способствует формированию чувства принадлежности и вовлеченности в жизнь общества, обеспечивая светлое будущее для этих замечательных людей.

Литература:

  1. Альберто П., Траутман Э. «Прикладной анализ поведения: Учебно-методическое пособие для педагогов, учителей-дефектологов, психологов» — М.: Оперант, 2015. — 672 с.
  2. Лич Дебра. «Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС» — М.: Оперант, 2015. — 176 с.
  3. Мелешкевич О., Эрц Ю. «Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития» — Самара: Издательство Дом «Бахрах-М», 2020. — 208 с.
  4. Смит Т. «Доказательный опыт успешной инклюзии учащихся с РАС. Практическое руководство» — М.: Оперант, 2015. — 432 с.


Задать вопрос