Применение методов визуальной поддержки как средство социализации обучающихся с расстройством аутистического спектра, тяжёлыми и множественными нарушениями развития
Автор: Водарацкова Анастасия Григорьевна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
LXV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, сентябрь 2023)
Дата публикации: 09.08.2023
Статья просмотрена: 186 раз
Библиографическое описание:
Водарацкова, А. Г. Применение методов визуальной поддержки как средство социализации обучающихся с расстройством аутистического спектра, тяжёлыми и множественными нарушениями развития / А. Г. Водарацкова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 68-74. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/499/18124/ (дата обращения: 16.11.2024).
Данная работа исследует применение методов визуальной поддержки в качестве средства социализации обучающихся с расстройством аутистического спектра, тяжелыми и множественными нарушениями развития. Аутистический спектр представляет собой неврологическое расстройство, которое влияет на коммуникацию, социальные взаимодействия и поведение. Изучение применения визуальных методов позволяет разработать эффективные стратегии и инструменты для помощи обучающимся с данными расстройствами, улучшая их социализацию и адаптацию в обществе. Эта работа предлагает обзор существующих методов визуальной поддержки и описывает их применение в контексте социализации обучающихся с расстройством аутистического спектра, тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Ключевые слова: визуальная поддержка, аутистический спектр, социализация, обучающиеся, расстройство, тяжелые нарушения развития, множественные нарушения развития.
This study investigates the application of visual support methods as a means of socialization for students with Autism Spectrum Disorder (ASD), severe, and multiple developmental disorders. Autism Spectrum Disorder is a neurological condition that affects communication, social interactions, and behavior. Examining the use of visual methods allows for the development of effective strategies and tools to aid students with these disorders, enhancing their socialization and adaptation in society. This paper provides an overview of existing visual support methods and describes their application in the context of socialization for students with Autism Spectrum Disorder, severe, and multiple developmental disorders.
Keywords: visual support, Autism Spectrum Disorder, socialization, students, disorder, severe developmental disorders, multiple developmental disorders.
Применение методов визуальной поддержки является эффективным средством социализации обучающихся с расстройством аутистического спектра, а также тяжелыми и множественными нарушениями развития. Визуальные методы представляют собой наглядную подачу информации с помощью изображений, диаграмм, схем и других визуальных средств.
Визуальная поддержка позволяет улучшить коммуникацию и взаимодействие обучающихся с окружающей средой. Она помогает им лучше понимать информацию, ориентироваться в пространстве и времени, а также справляться с повседневными задачами. Методы визуальной поддержки также способствуют развитию навыков самообслуживания, социальной адаптации и независимости [1].
Одним из основных преимуществ использования визуальной поддержки является возможность индивидуальной адаптации материала под особенности каждого обучающегося. Визуальные материалы могут быть разработаны с учетом уровня и специфики расстройства, что позволяет создать оптимальные условия для обучения и развития.
Среди методов визуальной поддержки широко используются пиктограммы, визуальные расписания, доски с заданиями и многое другое. Пиктограммы представляют собой изображения, которые помогают обучающимся понять, запомнить и выполнять определенные действия. Визуальные расписания помогают организовать повседневные рутины, указывая последовательность действий и предупреждая об изменениях. Доски с заданиями позволяют структурировать учебный процесс, разбивая его на небольшие задачи и отслеживая их выполнение [4].
Использование методов визуальной поддержки требует компетентности и гибкости со стороны педагогов и родителей. Они должны уметь адаптировать визуальные материалы под потребности каждого обучающегося, учитывая его уровень и прогресс. Кроме того, важно обеспечить регулярную практику и поддержку, чтобы закрепить навыки и применять их в разных ситуациях.
Таким образом, применение методов визуальной поддержки является эффективным средством социализации обучающихся с расстройством аутистического спектра, тяжелыми и множественными нарушениями развития. Визуальные методы помогают улучшить коммуникацию, развить навыки самообслуживания и социальной адаптации, а также повысить независимость и качество жизни обучающихся.
Визуальная поддержка — это подход, основанный на использовании визуальных средств и инструментов для помощи детям с расстройством аутистического спектра (РАС) и тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) в усвоении материала и социализации [6].
Визуальные средства включают в себя различные визуальные подписи, изображения, рисунки, картинки, схемы и т. д., которые помогают детям с РАС и ТМНР визуализировать информацию, что облегчает их понимание и запоминание материала. Дети с РАС и ТМНР часто испытывают трудности в коммуникации и восприятии информации, поэтому визуальная поддержка является эффективным способом помочь им в усвоении учебного материала.
Одним из основных применений методов визуальной поддержки является социализация обучающихся с РАС. Визуальные средства могут использоваться для создания структурированных расписаний и планов дня, которые помогают детям с РАС понять последовательность событий и ожидания. Такие средства также могут быть использованы для представления правил и норм поведения, что помогает детям с РАС лучше адаптироваться в социальной среде.
Кроме того, визуальная поддержка может быть полезна для усвоения материала учебными предметами. Например, визуальные средства могут использоваться для представления информации в виде графиков, схем, диаграмм и других визуальных моделей. Это помогает детям с РАС и ТМНР лучше организовать информацию и улучшить их понимание и запоминание материала.
В целом, визуальная поддержка является эффективным инструментом, который может помочь детям с РАС и ТМНР в усвоении материала и социализации. Она позволяет визуализировать информацию, структурировать расписание и правила, а также представлять учебный материал в более доступном и понятном виде. Это способствует улучшению образовательного и социального опыта этих детей [7].
Вот некоторые типы визуальной поддержки, которые широко используются в работе с детьми с расстройством аутистического спектра (РАС) и тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР):
- Визуальное расписание. Это визуальное представление последовательности событий или действий, которые помогают детям с РАС и ТМНР понять и предсказывать, что произойдет далее. Визуальное расписание может быть представлено в виде календаря с картинками или знаками, указывающими на определенные активности или задачи.
- Социальные истории. Это короткие и простые истории, которые помогают детям с РАС и ТМНР понять и предсказывать социальные ситуации и социальные нормы поведения. Социальные истории могут включать в себя визуальные изображения и текст, описывающий правильные способы взаимодействия и социального поведения.
- Пиктограммы. Это упрощенные иконки или символы, которые представляют определенное действие, объект или идею. Пиктограммы используются для визуализации информации и упрощения понимания. Например, пиктограммы могут использоваться для обозначения различных мест в школе или указания на правила поведения.
- Визуальные инструкции. Это визуальные средства, которые предоставляют детям с РАС и ТМНР четкое представление о том, как выполнить определенную задачу или действие. Визуальные инструкции могут включать в себя последовательность шагов, иллюстрации или фотографии, что помогает детям лучше понимать и запоминать информацию [3].
Это лишь некоторые примеры методов визуальной поддержки, которые могут быть использованы в работе с детьми с РАС и ТМНР для помощи им в социализации и усвоении материала. Каждый ребенок уникален, поэтому важно индивидуально подходить к выбору и использованию визуальных средств, чтобы максимально соответствовать их потребностям и возможностям.
Социальные истории — это инструмент, разработанный Каролом Грэйсоном, который применяется для помощи людям с расстройством аутистического спектра в понимании и приспособлении к социальным ситуациям. Они используются для объяснения социальных норм, правил и ожиданий, а также для развития навыков социального взаимодействия.
Социальные истории представляют собой короткие и простые тексты, описывающие конкретную социальную ситуацию или поведение. Они могут быть написаны от первого лица и использовать язык, понятный человеку с расстройством аутистического спектра. Истории могут включать визуальные элементы, такие как картинки или фотографии, чтобы помочь визуальной поддержке и улучшить понимание [2].
Применение социальных историй позволяет обучающимся с расстройством аутистического спектра лучше понимать социальные ситуации, предсказывать возможные результаты и принимать адекватные решения. Использование визуальной поддержки в социальных историях помогает визуализировать информацию и упрощает ее восприятие.
Кроме того, социальные истории могут быть эффективным инструментом для социализации обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Они помогают развивать коммуникационные и социальные навыки, а также улучшают взаимодействие с окружающей средой.
В обучении обучающихся с расстройством аутистического спектра, а также с тяжелыми и множественными нарушениями развития, социальные истории могут быть индивидуально адаптированы под конкретные потребности каждого обучающегося. Они могут использоваться в школе, дома и других социальных средах для повышения навыков социального взаимодействия и улучшения качества жизни [5].
Визуальная поддержка также способствует развитию когнитивных и моторных навыков у обучающихся с расстройством аутистического спектра, тяжелыми и множественными нарушениями развития. Они могут использовать визуальные материалы для улучшения своих способностей к обучению, памяти и концентрации. Например, они могут использовать визуальные расписания для организации своего времени и задач, что развивает их умение планировать и последовательно выполнять действия.
Кроме того, методы визуальной поддержки могут улучшить социальные навыки и взаимодействие обучающихся с другими людьми. Визуальные материалы могут быть использованы для обучения социальным нормам и правилам, а также для развития навыков эмоционального распознавания и понимания. Например, пиктограммы могут помочь обучающимся выразить свои эмоции и понять эмоциональное состояние других людей.
Важно отметить, что визуальная поддержка должна быть индивидуально адаптирована под каждого обучающегося. Некоторым может быть полезно использовать больше визуальных материалов, в то время как другие могут иметь предпочтение к более абстрактным или вербальным методам обучения. Педагоги и родители должны быть гибкими и адаптировать свои подходы, чтобы поддержать потребности каждого обучающегося [8].
В заключение, применение методов визуальной поддержки эффективно способствует социализации обучающихся с расстройством аутистического спектра, тяжелыми и множественными нарушениями развития. Визуальные материалы помогают улучшить коммуникацию, развить навыки самообслуживания и социальной адаптации, а также развить когнитивные и моторные навыки. Однако важно адаптировать визуальную поддержку к индивидуальным потребностям каждого обучающегося и обеспечить регулярную практику и поддержку для закрепления навыков.
Литература:
- Бонди, Э. Система альтернативной коммуникации с помощьюкарточек PECS [Текст] / Э. Бонди, Л. Фрост. — М.:Теревинов, 2021. — 416 с.
- Гилберг, К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты / К. Гилберг, Т. Питерс. — СПб.:ИСПиП, 1998.- 312 с
- Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты/Под ред. Л. М. Шипицыной, Д. Н. Исаева. СПб.1998. 54с
- Загуменная О. В. Организация среды при обучении детей с РАС/ Загуменная О. В., Васильева А. В., Кистень В. В., Петрова О. М. // Аутизм и нарушения развития. 2018. Т. 16. № 1. С. 13–17. doi:
- Ковшиков В. А., Глухов В. П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М.: Изд-во: АСТ. -2020. — 318 с.
- Купер Дж., Херон Т., Хьюард У. Прикладной анализ поведения. Редактор перевода Н. Алипов. Научный консультант перевода: З. Х. Измайлова-Камар. Москва: Практика. — 2019. — 864 с.
- Лебединская, К. С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма [Текст] / К. С. Лебединская, О. С. Никольская // Дефектология. — 2022. — № 8. — С. 15–25.
- Москвитина Юлия Евгеньевна Использование визуальной поддержки в коррекционно-развивающей работе с детьми младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра // Скиф. 2022. № 4 (68). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-vizualnoy-podderzhki-v-korrektsionno-razvivayuschey-rabote-s-detmi-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-rasstroystvom (дата обращения: 04.08.2023).
- Мелешкевич О., Эрц Ю. Введение в прикладной анализ поведения (ABA): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития. Самара: Изд. дом «Барах-М». — 2020. — 208 с.
Ключевые слова
социализация, обучающиеся, расстройство, визуальная поддержка, аутистический спектр, тяжелые нарушения развития, множественные нарушения развитияПохожие статьи
Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра как фактор их социальной интеграции
Статья посвящена описанию научного исследования в области инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра и проблемам интеграции их в социум. Описывается дошкольный возраст и методы интеграции детей с РАС. Дается описание методо...
Методы коррекции нежелательного поведения у обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития и расстройством аутистического спектра
Дети, страдающие от расстройств аутистического спектра (РАС), испытывают специфические проблемы в развитии, включая препятствия в социальном общении, нарушения в развитии речи и коммуникативных навыков, а также склонность к ограниченным интересам и п...
Альтернативная коммуникация. Введение PECS-системы в образовательный процесс особенного ребенка
Проблема формирования средств альтернативной и дополнительной коммуникации у детей, имеющих различные нарушения развития, является в настоящее время одной из актуальных, так как отсутствие средств коммуникации или их недостаточное развитие замедляет ...
Ребёнок с расстройствами аутистического спектра в цифровом мире
В статье рассматриваются аспекты положительного влияния компьютера и использования специальных программ в развитии и обучении детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Влияние типов привязанности на восприятие Я-концепции в подростковом возрасте
Данная статья затрагивает значимую тему, которая может помочь лучше понимать подростков и их психологическое благополучие. И посвящена изучению особенностей Я-концепции подростков с различными типами привязанности. В ходе исследования было установлен...
Формирование и развитие навыков самообслуживания у детей с РАС
В статье рассматриваются методические подходы к формированию и развитию навыков самообслуживания у детей с расстройствами аутистического спектра в возрасте 4–5 лет. Освещаются основные трудности, с которыми сталкиваются дети в процессе обучения, вклю...
Исследование влияния когнитивно-поведенческой терапии на употребление психоактивных веществ у пациентов с пограничными расстройствами: клинические аспекты и практические рекомендации
Исследование концентрируется на важности интегрированного подхода к лечению пациентов с пограничными расстройствами личности (ПРЛ), особенно в контексте употребления синтетических наркотиков. Работа основывается на комплексном анализе современной лит...
Методы и приемы формирования навыка чтения у младших школьников с задержкой психического развития
Изменения в социально-культурной сфере и технологическом прогрессе современности создают множество проблем для развития нового поколения. Увеличивается число детей, находящихся в зоне риска, и возрастает список факторов, способствующих этому. В числе...
Проектирование программ психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, в условиях инклюзивного подхода в образовании
В статье рассматривается актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условии инклюзивного подхода в образовании. Дается понятие определениям психолого-пе...
Гностическая деятельность младших школьников с задержкой психического развития
Данная статья описывает изучение зрительного и слухового гнозиса у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Гнозис — это способность воспринимать, осознавать и понимать информацию, получаемую через зрительные и слуховые каналы. В р...
Похожие статьи
Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра как фактор их социальной интеграции
Статья посвящена описанию научного исследования в области инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра и проблемам интеграции их в социум. Описывается дошкольный возраст и методы интеграции детей с РАС. Дается описание методо...
Методы коррекции нежелательного поведения у обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития и расстройством аутистического спектра
Дети, страдающие от расстройств аутистического спектра (РАС), испытывают специфические проблемы в развитии, включая препятствия в социальном общении, нарушения в развитии речи и коммуникативных навыков, а также склонность к ограниченным интересам и п...
Альтернативная коммуникация. Введение PECS-системы в образовательный процесс особенного ребенка
Проблема формирования средств альтернативной и дополнительной коммуникации у детей, имеющих различные нарушения развития, является в настоящее время одной из актуальных, так как отсутствие средств коммуникации или их недостаточное развитие замедляет ...
Ребёнок с расстройствами аутистического спектра в цифровом мире
В статье рассматриваются аспекты положительного влияния компьютера и использования специальных программ в развитии и обучении детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Влияние типов привязанности на восприятие Я-концепции в подростковом возрасте
Данная статья затрагивает значимую тему, которая может помочь лучше понимать подростков и их психологическое благополучие. И посвящена изучению особенностей Я-концепции подростков с различными типами привязанности. В ходе исследования было установлен...
Формирование и развитие навыков самообслуживания у детей с РАС
В статье рассматриваются методические подходы к формированию и развитию навыков самообслуживания у детей с расстройствами аутистического спектра в возрасте 4–5 лет. Освещаются основные трудности, с которыми сталкиваются дети в процессе обучения, вклю...
Исследование влияния когнитивно-поведенческой терапии на употребление психоактивных веществ у пациентов с пограничными расстройствами: клинические аспекты и практические рекомендации
Исследование концентрируется на важности интегрированного подхода к лечению пациентов с пограничными расстройствами личности (ПРЛ), особенно в контексте употребления синтетических наркотиков. Работа основывается на комплексном анализе современной лит...
Методы и приемы формирования навыка чтения у младших школьников с задержкой психического развития
Изменения в социально-культурной сфере и технологическом прогрессе современности создают множество проблем для развития нового поколения. Увеличивается число детей, находящихся в зоне риска, и возрастает список факторов, способствующих этому. В числе...
Проектирование программ психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, в условиях инклюзивного подхода в образовании
В статье рассматривается актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условии инклюзивного подхода в образовании. Дается понятие определениям психолого-пе...
Гностическая деятельность младших школьников с задержкой психического развития
Данная статья описывает изучение зрительного и слухового гнозиса у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Гнозис — это способность воспринимать, осознавать и понимать информацию, получаемую через зрительные и слуховые каналы. В р...