В настоящей статье рассмотрена проблема инклюзивного образования в России с акцентом на образование детей с расстройствами аутистического спектра. В статье особое внимание уделяется ресурсным классам как одной из форм инклюзивного обучения, позволяющего создать индивидуализированную образовательную среду, поддерживающую детей с РАС. Также в работе обсуждаются ключевые аспекты работы педагогов в ресурсном классе, в том числе предъявляемые к его квалификации требования. В результате анализа рассматриваются проблемы ресурсных классов, а также перспективы решения данных проблем.
Ключевые слова : инклюзия, расстройство аутистического спектра, образование, ресурсный класс, интеграция, адаптация.
В последние годы тема инклюзивного образования становится особо актуальной для российского образовательного пространства. Это обусловлено тем, что последнее десятилетие демонстрирует рост детей с диагностированным расстройством аутистического спектра (далее — РАС), что в свою очередь вызывает необходимость в разработке специализированных подходов к обучению. Поскольку дети с РАС имеют уникальные потребности, возникает спрос на реализацию особых условий, помогающих адаптироваться к школьной среде.
В то же время концепция инклюзивного образования, которая закреплена как в российском, так и в международном законодательстве, предполагает интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательные учреждения. В свою очередь ресурсный класс и выступает одной из форм инклюзивного обучения, позволяя создавать индивидуализированную образовательную среду, которая включает не только поддержку специалистов, но и постепенную социализацию детей с РАС в массовых школах.
Основная задача инклюзивного образования заключается в создании комфортной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующей их адаптации и интеграции в общество. Обучение в ресурсном классе позволяет особым детям реализовать свое право на получение общего образования вместе с типично развивающимися сверстниками [3].
Ресурсный класс (РК) представляет собой специализированное помещение в школе, где дети с аутизмом получают дополнительную поддержку. Здесь имеются все необходимые ресурсы, включая специалистов, методики и специально организованную среду. РК не является отдельным учебным коллективом, а служит зоной подготовки учеников к обучению в обычном классе. Анализ зарубежного опыта показал, что форма обучения «ресурсный класс» наиболее подходит для детей с РАС, обучающихся по ФГОС НОО для категорий 8.3 и 8.4 [5]. Это форма инклюзии, которая постепенно интегрирует ребенка с РАС в общеобразовательную школу.
Стоит отметить, что коррекционный класс значительно отличается от ресурсного. Главное отличие состоит в том, что учащиеся ресурсного класса плавно включаются в общеобразовательный процесс, посещая занятия совместно с одноклассниками, но при поддержке тьютора.
Работа учителя ресурсного класса состоит в организации образовательного процесса, помощи в вопросах интеграции детей с РАС в общий класс. В этой связи следует выделить ключевые требования к учителю ресурсного класса:
— знание основ прикладного анализа поведения;
— высшее образование в области педагогики, дефектологии, психологии;
— осведомленность о научных данных об аутизме, коррекционных дисциплинах, а также этапах развития ребенка;
— гибкость, коммуникабельность, умение разрешать конфликты [4, с. 193].
Далее следует указать особенности комплектации ресурсного класса. Так, ресурсный класс включает в себя четыре зоны:
— для индивидуальных занятий;
— для групповых занятий;
— рабочее место педагога;
— сенсорная зона [1].
Зона для индивидуальных занятий предназначена для работы с тьютором, в групповой зоне размещены парты для нескольких детей и доска как в простом классе. Рабочее место педагога включает в себя стол и офисную технику. Сенсорная зона необходима для отдыха учащихся во время перерыва [2, с. 3].
Таким образом, ресурсный класс предназначен для поддержки детей с РАС, создавая подготовительную зону с целью интеграции детей в обычные классы. Главной целью такого класса выступает постепенная инклюзия учащихся в общий учебный процесс.
Однако в настоящее время прослеживается наличие некоторых проблем в вопросе интеграции ресурсного класса в общеобразовательных организациях.
Первая проблема связана с недостаточной квалификацией специалистов. Так, многие педагоги не имеют столь глубоких знаний о РАС, а также современных методах их коррекции, что в свою очередь затрудняет создание эффективной индивидуальной программы для учащихся с РАС. В этой связи необходимо организовывать специальные курсы повышения квалификации для педагогов ресурсных классов, в том числе и обучение методом прикладного анализа поведения, эффективным стратегиям инклюзии. Эффективным решением данной проблемы также выступает внедрение регулярных супервизированных работ педагогов с более опытными специалистами. Это необходимо для оперативной корректировки подходов в работе с детьми с РАС.
Второй проблемой является ограничение финансирования для ресурсных классов. В этой связи необходимо рассматривать на государственном уровне целевое финансирование на оборудование в ресурсном классе. Следует включить грантовую поддержку школ, которые реализуют инклюзивное обучение. Кроме того, налаживание сотрудничества с благотворительными организациями может быть эффективным способом поиска финансирования для школ.
Последняя, третья проблема состоит в неполной интеграции детей с РАС в общеобразовательную среду. Чтобы решить данную проблему необходимо повысить уровень инклюзивной культуры среди всех участников школьного сообщества: учащихся, педагогов и родителей. Важным является реализация просветительских мероприятий, цель которых состоит в предоставлении информации о детях с РАС, понимании их поведения. Таким образом, можно сформировать более поддерживающую и терпимую среду для детей с РАС.
В результате проведенного исследования можно сказать, что благодаря поддержке специалистов, специально организованному пространству и индивидуальных подходов в образовании, ресурсный класс способствует тому, что дети с РАС более эффективно овладевают навыками коммуникации. Параллельно с этим, внедрение ресурсного класса является серьезным шагом для общеобразовательной организации, требующим повышения квалификации педагогов, обеспечения специализированными ресурсами, а также создания инклюзивной культуры в школе.
Литература:
- Веретенникова А. П., Зверева А. Н. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования детей с РАС // Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном и специальном образовании. — Биробиджан: Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, 2023. — С. 70–78.
- Денисова Е. В. Ресурсный класс-проект инклюзивного образования для детей с РАС в общеобразовательной школе // Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых. — 2022. — С. 79–80.
- Овчинникова Т. С., Васильева С. Б., Тараторина А. А. Методическое сопровождение работы ресурсного класса в условиях инклюзивного образования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2021. — № 4. — С.233–246.
- Томак Т. М., Волкова М. В. Обучение детей с аутизмом в школьной инклюзии // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. — 2019. — С. 190–195.
- ФГОС Начальное общее образование: Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 11.12.2020).