Ресурсный класс как модель инклюзивного образования для детей с расстройствами аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (545) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 16.11.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Солдатенкова, А. А. Ресурсный класс как модель инклюзивного образования для детей с расстройствами аутистического спектра / А. А. Солдатенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 46 (545). — С. 396-397. — URL: https://moluch.ru/archive/545/119339/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящей статье рассмотрена проблема инклюзивного образования в России с акцентом на образование детей с расстройствами аутистического спектра. В статье особое внимание уделяется ресурсным классам как одной из форм инклюзивного обучения, позволяющего создать индивидуализированную образовательную среду, поддерживающую детей с РАС. Также в работе обсуждаются ключевые аспекты работы педагогов в ресурсном классе, в том числе предъявляемые к его квалификации требования. В результате анализа рассматриваются проблемы ресурсных классов, а также перспективы решения данных проблем.

Ключевые слова : инклюзия, расстройство аутистического спектра, образование, ресурсный класс, интеграция, адаптация.

В последние годы тема инклюзивного образования становится особо актуальной для российского образовательного пространства. Это обусловлено тем, что последнее десятилетие демонстрирует рост детей с диагностированным расстройством аутистического спектра (далее — РАС), что в свою очередь вызывает необходимость в разработке специализированных подходов к обучению. Поскольку дети с РАС имеют уникальные потребности, возникает спрос на реализацию особых условий, помогающих адаптироваться к школьной среде.

В то же время концепция инклюзивного образования, которая закреплена как в российском, так и в международном законодательстве, предполагает интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательные учреждения. В свою очередь ресурсный класс и выступает одной из форм инклюзивного обучения, позволяя создавать индивидуализированную образовательную среду, которая включает не только поддержку специалистов, но и постепенную социализацию детей с РАС в массовых школах.

Основная задача инклюзивного образования заключается в создании комфортной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующей их адаптации и интеграции в общество. Обучение в ресурсном классе позволяет особым детям реализовать свое право на получение общего образования вместе с типично развивающимися сверстниками [3].

Ресурсный класс (РК) представляет собой специализированное помещение в школе, где дети с аутизмом получают дополнительную поддержку. Здесь имеются все необходимые ресурсы, включая специалистов, методики и специально организованную среду. РК не является отдельным учебным коллективом, а служит зоной подготовки учеников к обучению в обычном классе. Анализ зарубежного опыта показал, что форма обучения «ресурсный класс» наиболее подходит для детей с РАС, обучающихся по ФГОС НОО для категорий 8.3 и 8.4 [5]. Это форма инклюзии, которая постепенно интегрирует ребенка с РАС в общеобразовательную школу.

Стоит отметить, что коррекционный класс значительно отличается от ресурсного. Главное отличие состоит в том, что учащиеся ресурсного класса плавно включаются в общеобразовательный процесс, посещая занятия совместно с одноклассниками, но при поддержке тьютора.

Работа учителя ресурсного класса состоит в организации образовательного процесса, помощи в вопросах интеграции детей с РАС в общий класс. В этой связи следует выделить ключевые требования к учителю ресурсного класса:

— знание основ прикладного анализа поведения;

— высшее образование в области педагогики, дефектологии, психологии;

— осведомленность о научных данных об аутизме, коррекционных дисциплинах, а также этапах развития ребенка;

— гибкость, коммуникабельность, умение разрешать конфликты [4, с. 193].

Далее следует указать особенности комплектации ресурсного класса. Так, ресурсный класс включает в себя четыре зоны:

— для индивидуальных занятий;

— для групповых занятий;

— рабочее место педагога;

— сенсорная зона [1].

Зона для индивидуальных занятий предназначена для работы с тьютором, в групповой зоне размещены парты для нескольких детей и доска как в простом классе. Рабочее место педагога включает в себя стол и офисную технику. Сенсорная зона необходима для отдыха учащихся во время перерыва [2, с. 3].

Таким образом, ресурсный класс предназначен для поддержки детей с РАС, создавая подготовительную зону с целью интеграции детей в обычные классы. Главной целью такого класса выступает постепенная инклюзия учащихся в общий учебный процесс.

Однако в настоящее время прослеживается наличие некоторых проблем в вопросе интеграции ресурсного класса в общеобразовательных организациях.

Первая проблема связана с недостаточной квалификацией специалистов. Так, многие педагоги не имеют столь глубоких знаний о РАС, а также современных методах их коррекции, что в свою очередь затрудняет создание эффективной индивидуальной программы для учащихся с РАС. В этой связи необходимо организовывать специальные курсы повышения квалификации для педагогов ресурсных классов, в том числе и обучение методом прикладного анализа поведения, эффективным стратегиям инклюзии. Эффективным решением данной проблемы также выступает внедрение регулярных супервизированных работ педагогов с более опытными специалистами. Это необходимо для оперативной корректировки подходов в работе с детьми с РАС.

Второй проблемой является ограничение финансирования для ресурсных классов. В этой связи необходимо рассматривать на государственном уровне целевое финансирование на оборудование в ресурсном классе. Следует включить грантовую поддержку школ, которые реализуют инклюзивное обучение. Кроме того, налаживание сотрудничества с благотворительными организациями может быть эффективным способом поиска финансирования для школ.

Последняя, третья проблема состоит в неполной интеграции детей с РАС в общеобразовательную среду. Чтобы решить данную проблему необходимо повысить уровень инклюзивной культуры среди всех участников школьного сообщества: учащихся, педагогов и родителей. Важным является реализация просветительских мероприятий, цель которых состоит в предоставлении информации о детях с РАС, понимании их поведения. Таким образом, можно сформировать более поддерживающую и терпимую среду для детей с РАС.

В результате проведенного исследования можно сказать, что благодаря поддержке специалистов, специально организованному пространству и индивидуальных подходов в образовании, ресурсный класс способствует тому, что дети с РАС более эффективно овладевают навыками коммуникации. Параллельно с этим, внедрение ресурсного класса является серьезным шагом для общеобразовательной организации, требующим повышения квалификации педагогов, обеспечения специализированными ресурсами, а также создания инклюзивной культуры в школе.

Литература:

  1. Веретенникова А. П., Зверева А. Н. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования детей с РАС // Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном и специальном образовании. — Биробиджан: Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, 2023. — С. 70–78.
  2. Денисова Е. В. Ресурсный класс-проект инклюзивного образования для детей с РАС в общеобразовательной школе // Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых. — 2022. — С. 79–80.
  3. Овчинникова Т. С., Васильева С. Б., Тараторина А. А. Методическое сопровождение работы ресурсного класса в условиях инклюзивного образования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2021. — № 4. — С.233–246.
  4. Томак Т. М., Волкова М. В. Обучение детей с аутизмом в школьной инклюзии // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. — 2019. — С. 190–195.
  5. ФГОС Начальное общее образование: Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 11.12.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): ресурсный класс, РАСА, инклюзивное образование, ребенок, инклюзивное обучение, проблема, индивидуализированная образовательная среда, инклюзивная культура, прикладной анализ поведения, сенсорная зона.


Похожие статьи

Проектирование программ психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, в условиях инклюзивного подхода в образовании

В статье рассматривается актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условии инклюзивного подхода в образовании. Дается понятие определениям психолого-пе...

Механизмы социализации детей с расстройством аутистического спектра в условиях образовательной организации

В статье представлены психологические особенности детей с расстройством аутистического спектра, обуславливающие нарушения процесса их социализации и эффективного взаимодействия с социумом. Дается анализ современных отечественных технологий, направлен...

Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра как фактор их социальной интеграции

Статья посвящена описанию научного исследования в области инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра и проблемам интеграции их в социум. Описывается дошкольный возраст и методы интеграции детей с РАС. Дается описание методо...

Альтернативная коммуникация. Введение PECS-системы в образовательный процесс особенного ребенка

Проблема формирования средств альтернативной и дополнительной коммуникации у детей, имеющих различные нарушения развития, является в настоящее время одной из актуальных, так как отсутствие средств коммуникации или их недостаточное развитие замедляет ...

Организация инклюзивных групп для детей с расстройствами аутистического спектра в сфере дополнительного образования

Статья посвящена проблеме организации инклюзии в сфере дополнительного образования. Рассматриваются особенности и преимущества включения детей с РАС в совместную творческую деятельность с типично развивающимися сверстниками.

Технология VisualWord как средство коммуникативного и речевого развития обучающихся младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного класса

В статье описана авторская технология «VisualWord» и принцип ее применения в работе с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра. Автор иллюстрирует блоки технологии и представляет алгоритм развития коммуникации и речи в рамках деят...

Теоретический анализ проблемы изучения детей с особыми познавательными потребностями

В данной статье дается теоретический анализ проблемы интеграции в новое образовательное пространство детей и подростков с особыми образовательными потребностями. Данная проблема актуализирована не только необходимостью реформирования современной сист...

Социализация детей с расстройством аутистического спектра в пространстве дошкольной образовательной организации

Анализируются теоретические основы, воспитания, образования и социализации дошкольников с расстройствами аутистического спектра в условиях образовательной организации. Описаны методы с детьми с РАС. Анализируется эффективность используемых способов д...

Готовность современной школы к реализации инклюзивного подхода в образовании

В статье представлен опыт исследования круга проблем, с которыми сталкивается современное образовательное учреждение, реализующее инклюзивный подход в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Теоретический анализ проблемы использования методов арт-терапии в работе с невротическими расстройствами детей из неполных семей

Статья посвящена теоретическому анализу проблемы использования методов арт-терапии в работе с невротическими расстройствами детей из неполных семей. В статье уделяется внимание анализу причин и особенностей формирования невротических расстройств у де...

Похожие статьи

Проектирование программ психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, в условиях инклюзивного подхода в образовании

В статье рассматривается актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условии инклюзивного подхода в образовании. Дается понятие определениям психолого-пе...

Механизмы социализации детей с расстройством аутистического спектра в условиях образовательной организации

В статье представлены психологические особенности детей с расстройством аутистического спектра, обуславливающие нарушения процесса их социализации и эффективного взаимодействия с социумом. Дается анализ современных отечественных технологий, направлен...

Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра как фактор их социальной интеграции

Статья посвящена описанию научного исследования в области инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра и проблемам интеграции их в социум. Описывается дошкольный возраст и методы интеграции детей с РАС. Дается описание методо...

Альтернативная коммуникация. Введение PECS-системы в образовательный процесс особенного ребенка

Проблема формирования средств альтернативной и дополнительной коммуникации у детей, имеющих различные нарушения развития, является в настоящее время одной из актуальных, так как отсутствие средств коммуникации или их недостаточное развитие замедляет ...

Организация инклюзивных групп для детей с расстройствами аутистического спектра в сфере дополнительного образования

Статья посвящена проблеме организации инклюзии в сфере дополнительного образования. Рассматриваются особенности и преимущества включения детей с РАС в совместную творческую деятельность с типично развивающимися сверстниками.

Технология VisualWord как средство коммуникативного и речевого развития обучающихся младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного класса

В статье описана авторская технология «VisualWord» и принцип ее применения в работе с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра. Автор иллюстрирует блоки технологии и представляет алгоритм развития коммуникации и речи в рамках деят...

Теоретический анализ проблемы изучения детей с особыми познавательными потребностями

В данной статье дается теоретический анализ проблемы интеграции в новое образовательное пространство детей и подростков с особыми образовательными потребностями. Данная проблема актуализирована не только необходимостью реформирования современной сист...

Социализация детей с расстройством аутистического спектра в пространстве дошкольной образовательной организации

Анализируются теоретические основы, воспитания, образования и социализации дошкольников с расстройствами аутистического спектра в условиях образовательной организации. Описаны методы с детьми с РАС. Анализируется эффективность используемых способов д...

Готовность современной школы к реализации инклюзивного подхода в образовании

В статье представлен опыт исследования круга проблем, с которыми сталкивается современное образовательное учреждение, реализующее инклюзивный подход в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Теоретический анализ проблемы использования методов арт-терапии в работе с невротическими расстройствами детей из неполных семей

Статья посвящена теоретическому анализу проблемы использования методов арт-терапии в работе с невротическими расстройствами детей из неполных семей. В статье уделяется внимание анализу причин и особенностей формирования невротических расстройств у де...

Задать вопрос