Проектирование программ психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, в условиях инклюзивного подхода в образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №44 (439) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 02.11.2022

Статья просмотрена: 134 раза

Библиографическое описание:

Белогура, А. В. Проектирование программ психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, в условиях инклюзивного подхода в образовании / А. В. Белогура. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 306-309. — URL: https://moluch.ru/archive/439/95981/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условии инклюзивного подхода в образовании.

Дается понятие определениям психолого-педагогическое сопровождение, педагогическое проектирование.

Подробно представлены, формы психолого-педагогического сопровождения учителя, работающего с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного подхода в образовании, его организация и содержание.

Научная новизна исследования заключается в инновационном подходе к психолого-педагогическому сопровождению учителя, работающего с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного подхода в образовании, в частности значимости и первостепенности психологической готовности к работе с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, актуализации важности формирования такого качества личности, как стрессоустойчивости и комплекса профессиональных компонентов, таких как «инклюзивная этика», «инклюзивное взаимодействие», «инклюзивное мышление».

Ключевые слова: инклюзия, ребенок с расстройством аутистического спектра, психолого-педагогическое сопровождение, педагогическое проектирование.

The article considers the relevance of the problem of psychological and pedagogical support of teachers working with students with autism spectrum disorders in the context of an inclusive approach in education. The concept of definitions of psychological and pedagogical support, pedagogical design is given. The forms of psychological and pedagogical support of a teacher working with students with autism spectrum disorders in an inclusive approach to education, its organization and content are presented in detail.

The scientific novelty of the research lies in an innovative approach to the psychological and pedagogical support of a teacher working with students with autism spectrum disorders in an inclusive approach to education, in particular, the importance and priority of psychological readiness to work with students with autism spectrum disorders, the actualization of the importance of forming such a personality quality as stress resistance and a complex of professional components, such as «inclusive ethics», «inclusive interaction», «inclusive thinking».

Keywords : inclusion, a child with autism spectrum disorder, psychological and pedagogical support, pedagogical design.

Проблемы психолого-педагогического сопровождения педагогов, реализующих инклюзивный подход в образовании, на сегодняшний день являются актуальными в связи с тем, что современный учитель в парадигме новых взглядов на инклюзивную образовательную практику, это не только педагог, владеющий профессиональными компетенциями, но и педагог, как субъект образовательных отношений способный максимально реализовать профессиональные компетенции в педагогической практике, способный к адаптации в изменяющихся условиях обучения, владеющий навыками рефлексии, умеющий выстроить положительное взаимодействие в междисциплинарной команде. В связи вхождением инклюзии в практику образовательных учреждений возникли проблемы, в частности, готовности педагогов к работе в новом образовательном пространстве, пространстве инклюзии.

Успешное преодоление возникающих проблем в образовательной деятельности учителя, работающего в системе инклюзивного образования, во многом зависит от высокопрофессионального психолого-педагогического сопровождения.

Проектирование в современной педагогической науке, следует считать одним из важнейших направлений в деятельности педагога. Процесс проектирования при его детальном рассмотрении тесно взаимосвязан с различными образовательными системами: федерального, регионального и муниципального уровней, содержанием образования, педагогическими процессами, планированием и контролем.

Виды педагогического проектирования:

В современном образовании развивается три вида проектирования:

  1. Социально-педагогическое проектирование. Оно направлено на изменение социальной среды и решение социальных проблем педагогическими средствами.
  2. Психолого-педагогическое проектирование. Преобразование целей обучения и воспитания, создание и модификация способов и форм организации педагогического взаимодействия и педагогического общения. Проектирование межличностных отношений в рамках образовательных процессов.

Педагогические технологии сегодня актуальное направление психолого-педагогического проектирования, связанные с гемификацией образования, включения игры на современном уровне, использование информационных средств обучения при игровых технологиях.

  1. Образовательное проектирование. Проектирование качества образования и инновационные изменения образовательных систем и инструментов.

Что относиться к образовательному проектированию: проекты создания образовательных организаций, образовательные стандарты, изменение содержания образования всех уровней. Это очень актуально в связи с тем, что многие учебные дисциплины сегодня требуют пересмотра именно в аспекте содержания образования.

Проектные технологии, внедряясь в аспект образовательного проектирования, помогут вывести уровень содержания образования на более высокую ступень.

Педагогическое проектирование — это прежде всего самостоятельный поиск путей и преобразование тех условий, при которых осуществляются процессы обучения и воспитания.

В результате педагогического проектирования не четкие. Не системные представления выстраиваются в единую логическую систему и появляются так называемые педагогические проекты, которые можно реализовать точно так же, как и проекты в инженерном деле или технике, или бизнес-проекты и совершенно очевидно, что в этом случае эффективность педагогической деятельности возрастает.

Вся практика инклюзивного образования в Российской Федерации долгое время развивалась в проектном и экспериментальном режиме. С введением в Российской Федерации закона «Об образовании» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, проектирование и эксперименты в этой области завершились и начался этап системного внедрения и системных изменений, то есть применение в системе образования Российской Федерации.

Сегодня инклюзия должна стать не вымыслом, ни фантазией, она должна стать реальностью образовательной практики. И это очень серьезное требование к ней.

Технологический этап в развитии инклюзивного образования, еще не наступил. И это в первую очередь связано с научным понятием технологии, которое определяет ее, как высококачественный продукт. Сегодня и практика развивается в Российской Федерации очень по-разному, по-разному трактуя инклюзию, по-разному дифференцируя ее появляющиеся решения, поэтому технологии в инклюзивном образовании, это те технологии, которые уже созданы и переносятся.

Сегодня перед всеми педагогами в системе инклюзии стоит очень важный вопрос, если технология, это способы, методы и так далее, самое важное в определении педагогической технологии, это то каков гарантируемый результат. Думать, говорить, воплощать технологию невозможно, если мы не знаем к какому результату мы должны прийти. Этот вопрос на сегодня является главным в инклюзивном образовании.

Сегодня необходимо создать образ результата, как цель нашей профессиональной деятельности. И пробовать описать всю последовательность и поэтапность нашей профессиональной деятельности, а потом переносить эти подходы, методы и способы на другие практические действительности и проверять, дает ли это результат, в этом заключен смысл создания технологии.

Работа над технологическими решениями сложная работа. Которая требует осознания, постоянного осмысления.

На сегодняшнем этапе развитие инклюзивного образования перед нами стоит задача разработки качественной инклюзивной практики.

Научить педагогов это делать и понимать, что они делают.

Вопросы системных изменений требуют технологий, технологических решений. Мы живем в быстроизменяющемся мире, очень быстро изменяющемся мире, а значит, мы живем постоянно в ситуации неопределенности. Всегда делая следующий шаг, оказываемся уже в другом временном пространстве, где нет опор и где задачи, которые нужно решать, требуют от нас самостоятельного решения. Это быстро меняющееся время требует технологических решений.

Ориентация на результат, а не на процесс. Мы всегда ориентированы на быстрый результат и это не позволяет нам действовать с глубоким подходом, осмыслить, поэтому для этого нужно время и усилия. Умение перенести это мышление в свою профессиональную деятельность.

Учитель-сложная фигура, психологически очень не готовая к инклюзии, профессионально достаточно сложная. Сегодня уже изменилась позиция педагога к инклюзии, это прежде всего практика, которую нужно уметь делать.

Психологическое сопровождение учителя, это прежде всего изучение профессионально-личностных качеств учителя, выявление мотивационных установок учителя в инклюзивной среде. Активное включение учителя в работу психолого-педагогического консилиума, продуктивного взаимодействия с родителями детей с особыми образовательными потребностями.

Таким образом психолого-педагогическое сопровождение необходимо учителю, работающему с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного подхода в образовании.

Такое сопровождение будет способствовать продуктивной адаптации учителя к новым условиям профессиональной деятельности, пополнению практических и теоретических компетенций. Которые будут способствовать созданию оптимальных условий для образования и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра.

Инновации в образовании прежде всего связаны с изменением мышления педагога, переменами, происходящими в его профессиональном сознании, в профессиональных взглядах и убеждениях, методах и приемах работы к решению педагогических задач и ситуаций.

Литература:

  1. Абрамова Н. А. Программно-целевое управление развитием профессиональной компетентности будущих учителей коррекционно-развивающего образования: Дис.. канд. пед. наук: / Н. А. Абрамова. — Якутск, 2006. — 202 с.
  2. Александрова Е. С. Педагогическое проектирование как средство целостного согласования в взаимодействии субъектов образовательного процесса: Афтореф. дис… канд.пед наук / Е. В. Александрова. — СПб., 2000. — 41 с.
  3. Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. — 2011. — № 1. — с. 83–91.
  4. Алехина С. В. Инклюзивное образование и готовность педагога / С. В. Алехина // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». — 2012. — № 4 (22). — С. 117–127.
  5. Алехина С. В. Педагог инклюзивной школы. Новый тип профессионализма / С. В. Алехина // Образование в Кировской области. — 2015. — № 1. — С. 13–20.
  6. Алехина С. В. Подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования / С. В. Алехина // Педагогический журнал. — 2013. — № 1 (44). — С. 26–32.
  7. Баранова Н. С. Учебное сотрудничество как средство оптимизации процесса обучения / Н. С. Баранова // Школа педагогических взаимодействий: вчера, сегодня, завтра: сборник материалов Всероссийской конференции с элементами научной школы для молодых учителей / под. ред. Э. Ф. Зеера. — Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2010. — С. 154–156.
  8. Барбашова Л. И. Развитие профессионально-ценностных ориентаций в педагогической деятельности учителя / Л. И. Барбашова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2014. — № 10 (116). — С. 176–180.
  9. Батаршев А. В. Психолого-педагогические пути оптимизации сопровождения процесса становления современного педагога / А. В. Батаршев // Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теория и практика: сб. науч.с т. / Под ред. И. И. Соколовой. — СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2013. — С. 263–269.
  10. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. — М.: Совершенство, 1997. — 298 с.
  11. Бурков В. Н. Как управлять проектами / В. Н. Бурков, Д. А. Новиков. — М.: Синтег, 1997. — 188 с.
  12. Быкова Н. А. Психолого-педагогическое сопровождение молодых специалистов на стадии профессиональной адаптации / Н. А. Быкова, Е. А. Дубицкая // Психология в пространстве образования: Сб. тезисов Всероссийского конкурса выпускных квалификационных работ по специальности «Педагогика и психология». — Екатеринбург, 2008. — 78 с.
  13. Взятышев В. Ф. Методология проектирования в инновационном образовании / В. Ф. Взятышев // Инновационное образование и инженерное творчество: Сб матер. научн.-мет. конференции — М.: Ассоциация НТТ «Эврика», 1995. — С. 71–76.
  14. Вилкова Н. Н. Планирование работы психолога по сопровождению реализации ФГОС / Н. Н. Вилкова, Л. Н. Зейналова // Справочник педагога-психолога. — № 4, 2012. — С. 8–15.
  15. Головятенко Т. А. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к реализации субъектно-деятельностных образовательных технологий: автореф. дис.... канд. пед. наук / Т. А. Головятенко. — М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2011. — 204 с.
  16. Дмитриев А. А. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: учебное пособие / А. А. Дмитриев; Министерство образования Московской области, Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области, Московский государственный областной университет. — М.: МГОУ, 2017. — 259 с.
  17. Дружилов С. А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход / С. А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование: научно-публицистический альманах. — Новокузнецк: СО РАО, ИПК, 2005. — Вып.8. — С. 26–44.
  18. Дьяченко Е. А. Особенности профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях современного образования / Е. А. Дьяченко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: материалы XXX международной заочной научно-практической конференции. (24 июля 2013 года). — Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013. — 202с.
  19. Демьянчук Р. В. Актуальные возможности организации психологические поддержки педагогов в современной школе / Р. В. Демьянчук // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. — 2011. — Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. Вып. 4. — С. 173–177.
  20. Демьянчук Р. В. Анализ личностного профиля педагога коррекционного образовательного учреждения в контексте профессиональной деятельности / Р. В. Демьянчук // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. — 2011. — Т.17, № 3. — С. 175–178.
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, инклюзивный подход, педагогическое проектирование, профессиональная деятельность, Российская Федерация, образование, образовательное проектирование, психолого-педагогическое сопровождение, психолого-педагогическое проектирование, психолого-педагогическое сопровождение учителя.


Ключевые слова

педагогическое проектирование, психолого-педагогическое сопровождение, инклюзия, ребенок с расстройством аутистического спектра

Похожие статьи

Ресурсный класс как модель инклюзивного образования для детей с расстройствами аутистического спектра

В настоящей статье рассмотрена проблема инклюзивного образования в России с акцентом на образование детей с расстройствами аутистического спектра. В статье особое внимание уделяется ресурсным классам как одной из форм инклюзивного обучения, позволяющ...

Механизмы социализации детей с расстройством аутистического спектра в условиях образовательной организации

В статье представлены психологические особенности детей с расстройством аутистического спектра, обуславливающие нарушения процесса их социализации и эффективного взаимодействия с социумом. Дается анализ современных отечественных технологий, направлен...

Условия развития эмоционального компонента психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению при детском церебральном параличе

В статье охарактеризованы проблемы подготовки детей с детским церебральным параличом к обучению в школе. Определены целевые ориентиры и направления в деятельности тьютора. Проанализированы нормативно-правовые особенности организации образовательной д...

Готовность современной школы к реализации инклюзивного подхода в образовании

В статье представлен опыт исследования круга проблем, с которыми сталкивается современное образовательное учреждение, реализующее инклюзивный подход в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Теоретические основы тьюторского сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольной образовательной организации

Переориентация образовательной системы на индивидуализацию обучения стимулирует к обновлению как самого содержания образования, так и педагогических технологий, обеспечивающих их усвоение детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В статье р...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей с расстройствами аутистического спектра в образовательное пространство ДОУ

Статья является описанием опыта проектирования модели социокультурной инклюзивной среды в образовательной организации: описываются основные принципы организации инклюзивной практики в ДОО, даются критерии практической оценки ее эффективности, предлаг...

Психолого-педагогические методы помощи в формировании у детей с расстройствами аутистического спектра коммуникативных навыков

Данная статья посвящена психолого-педагогическим особенностям формирования у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Представлен анализ различных методов помощи детям с РАС в освоении коммуникации.

Исследование начальных компетенций здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта в процессе использования телесной азбуки

В статье рассматривается малоизученная проблема исследования начальных компетенций здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта в процессе использования телесной азбуки. Важность рассмотрения этой проблемы опред...

Альтернативная коммуникация. Введение PECS-системы в образовательный процесс особенного ребенка

Проблема формирования средств альтернативной и дополнительной коммуникации у детей, имеющих различные нарушения развития, является в настоящее время одной из актуальных, так как отсутствие средств коммуникации или их недостаточное развитие замедляет ...

Технология VisualWord как средство коммуникативного и речевого развития обучающихся младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного класса

В статье описана авторская технология «VisualWord» и принцип ее применения в работе с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра. Автор иллюстрирует блоки технологии и представляет алгоритм развития коммуникации и речи в рамках деят...

Похожие статьи

Ресурсный класс как модель инклюзивного образования для детей с расстройствами аутистического спектра

В настоящей статье рассмотрена проблема инклюзивного образования в России с акцентом на образование детей с расстройствами аутистического спектра. В статье особое внимание уделяется ресурсным классам как одной из форм инклюзивного обучения, позволяющ...

Механизмы социализации детей с расстройством аутистического спектра в условиях образовательной организации

В статье представлены психологические особенности детей с расстройством аутистического спектра, обуславливающие нарушения процесса их социализации и эффективного взаимодействия с социумом. Дается анализ современных отечественных технологий, направлен...

Условия развития эмоционального компонента психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению при детском церебральном параличе

В статье охарактеризованы проблемы подготовки детей с детским церебральным параличом к обучению в школе. Определены целевые ориентиры и направления в деятельности тьютора. Проанализированы нормативно-правовые особенности организации образовательной д...

Готовность современной школы к реализации инклюзивного подхода в образовании

В статье представлен опыт исследования круга проблем, с которыми сталкивается современное образовательное учреждение, реализующее инклюзивный подход в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Теоретические основы тьюторского сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольной образовательной организации

Переориентация образовательной системы на индивидуализацию обучения стимулирует к обновлению как самого содержания образования, так и педагогических технологий, обеспечивающих их усвоение детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В статье р...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей с расстройствами аутистического спектра в образовательное пространство ДОУ

Статья является описанием опыта проектирования модели социокультурной инклюзивной среды в образовательной организации: описываются основные принципы организации инклюзивной практики в ДОО, даются критерии практической оценки ее эффективности, предлаг...

Психолого-педагогические методы помощи в формировании у детей с расстройствами аутистического спектра коммуникативных навыков

Данная статья посвящена психолого-педагогическим особенностям формирования у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Представлен анализ различных методов помощи детям с РАС в освоении коммуникации.

Исследование начальных компетенций здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта в процессе использования телесной азбуки

В статье рассматривается малоизученная проблема исследования начальных компетенций здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта в процессе использования телесной азбуки. Важность рассмотрения этой проблемы опред...

Альтернативная коммуникация. Введение PECS-системы в образовательный процесс особенного ребенка

Проблема формирования средств альтернативной и дополнительной коммуникации у детей, имеющих различные нарушения развития, является в настоящее время одной из актуальных, так как отсутствие средств коммуникации или их недостаточное развитие замедляет ...

Технология VisualWord как средство коммуникативного и речевого развития обучающихся младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного класса

В статье описана авторская технология «VisualWord» и принцип ее применения в работе с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра. Автор иллюстрирует блоки технологии и представляет алгоритм развития коммуникации и речи в рамках деят...

Задать вопрос