В статье рассматриваются аспекты положительного влияния компьютера и использования специальных программ в развитии и обучении детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, развитие навыков у детей, цифровые устройства в обучении детей.
Перед современной школой и особенно перед инклюзивным образованием, в связи с ростом числа детей с аутическими расстройствами поставлена задача обучения и развития этих детей с учётом их эмоционально-волевых, когнитивных и речевых особенностей. Цифровизация процесса обучения детей с РАС открывает новые возможности в их развитии и адаптации.
Как и большинство современных детей, многие дети с РАС проявляют интерес к цифровым гаджетам и компьютеру. Смотреть мультфильмы и другой детский развлекательный контент на компьютере или планшете, слушать музыку, рассматривать картинки и даже делать попытки в использовании интернета любит большинство из них. Дети самостоятельно включают компьютер, управляют мышкой, вставляют диски, выбирают нужные файлы, и даже используют клавиатуру. Для некоторых детей компьютер становится повышенной областью интереса. Поэтому есть уникальная возможность использования компьютера для тренировки различных навыков и обучения детей с РАС. Важным навыком является управление компьютерной мышкой, а также пользование сенсорным экраном. Этому учится ребенок при работе с цифровым устройством.
Многих детей с РАС нужно целенаправленно обучать тому, как на компьютере работать с помощью мышки, а также как при работе на сенсорном экране переносить объекты и как их активировать. Этим навыкам можно попробовать научить, используя метод «формирования реакции». Расшифровывая это, ребенок сначала учится небольшим элементам навыка, постепенно продвигаясь к тому, чтобы выполнить целиком всё необходимое действие. Например, первый шаг за который ребенок получит поощрение, это прикосновение к мыши. Затем он пробует передвинуть курсор мышкой. Если ему удается передвинуть курсор к заданной цели на экране, он получает поощрение.
Многие дети с аутизмом с трудом выражают свои мысли используя устную и письменную речь. Дети могут обладать разными коммуникативными нарушениями: какие-то говорят очень бегло и обладают хорошим словарным запасом в то время, как другие могут быть совершенно невербальными. Речь некоторых детей состоит из повтора одних и тех же слов и звуков, другие могут повторять вне контекста чужую речь — страдать эхололией.
Для развития, обучения и социализации детей с особыми потребностями разрабатываются специальные компьютерные программы. Так, М. Мониби и Г. Р. Хайес разработали Mocotos (Mobile communications tools for children), новый класс мобильных средств коммуникации для детей с особыми потребностями, которые не могут общаться устно. Mocotos даёт им возможность удовлетворить потребность в общении [5].
Однако, подобные трудности не означают, что аутичные дети не имеют возможности для понимания и использования языка. Даже если аутичный ребенок обладает очень ограниченными возможностями устной речи, он может научиться печатать на клавиатуре. Используя программы для озвучивания текста, печать будет хорошим методом альтернативной коммуникации. Многие дети с РАС имеют сложности с письмом от руки, а обучение печати поможет им, как вербальным, так и невербальным.
Печать на компьютере — это альтернативный и дополнительный способ коммуникации для детей с аутизмом. В первую очередь могут использоваться программы, преобразующие текст в речь, и они будут являться альтернативой устной речи. Такой вариант альтернативной коммуникации позволит не потерять не только общий смысл, но и все нюансы устной речи и будет понятен всем, кто общается с ребенком.
Обучать печати нужно ежедневно и систематически, и в дальнейшем развитие письменной речи будет таким же, как и обычное развитие устной речи. В дальнейшем ребенок будет «говорить» используя экран и синтезатор речи и постепенно ему будут возможны формулировки более сложных предложений, недоступных ему устно. Для людей с аутизмом оправданно постоянное ношение с собой планшетов и смартфонов для этой цели, маленьких ноутбуков или специальных электронных устройств, преобразующих текст в речь с клавиатурой, адаптированной специально для людей, имеющих двигательные трудности.
Печать на клавиатуре с использованием компьютерной программы, озвучивающей текст, поможет ребенку с аутизмом в понимании фонетической основы письменной речи, а также глобально способствует чтению слов.
Это имеет особое значение, когда обучают чтению невербальных детей, у которых нет возможности читать вслух. Зачастую способность к устной речи не зависит от интеллектуальных способностей ребенка. Поэтому, даже если ребенок не разговаривает, это не препятствие для обучения чтению.
Обучение детей с аутизмом печати на клавиатуре с использованием синтезатора речи улучшают навыки мелкой моторики и координация глаз. Многие дети с РАС имеют проблемы с моторикой, поэтому процесс обучения печати будет не быстрым и для некоторых учеников будет недоступна традиционная печать двумя руками. Но их двигательные навыки будут совершенствоваться благодаря регулярной практике работы с клавиатурой.
Во время урока за компьютером ребенок с РАС улучшает концентрацию внимания. Сложную задачу можно разделить на небольшие шаги, а затем их повторять по необходимости. Это упростит выполнение задачи в целом.
Навыки, которым можно обучить с помощью компьютера — чтение, арифметика, орфография и другие. По мере развития технологий появляется много специальных обучающих программ, дающих возможность использования для обучения академическим навыкам. В этих программах зачастую используются известные мультипликационные герои — Микки Маус, Гуфи, Свинка Пеппа. Мотивация к обучению детей с аутизмом многократно повышается, если эти герои принимают участие в их обучении.
При использовании медиа в работе с аутичным ребенком важно учитывать особенности его восприятия и понимания информации, идущей с экрана [4, c. 46].
Изучая буквы, цифры, слоги, счёт на занятиях с использованием компьютера открывается возможность по улучшению интеллектуальных способностей и навыков детей с РАС. Возникают дополнительные интересы в приобретении новых навыков в использовании цифровых устройств. Дети могут открыть для себя разнообразие игр, дополнительных возможностей компьютера и т. д.
Для поддержки, обучения и развития когнитивных функций, особенно устной речи у детей, страдающих аутизмом, часто используют визуальные носители. Разработка и использование интерактивных визуальных опор, больших дисплеев, группы мобильных персональных устройств и персональных технологий записи уменьшают многие проблемы аутизма [2].
Специальные визуальные компьютерные программы vSked, включающие графики и символы, помогают детям-аутистам понять, структурировать и прогнозировать их деятельность в повседневной жизни, улучшают качество общения и социального взаимодействия в школе [3].
Компьютер открывает большие возможности получения дополнительных навыков, связанных с изобразительным и художественным направлением. Дети, которым нравится рисовать, могут научиться пользоваться различными графическими программами. Например, Paint и Photoshop. Дети, которые любят картинки могут делать презентации в Power Point и коллажи в Picassa. Дети, любящие музыку, могут выбирать и прослушивать любимые песни, сохранять их на флеш-накопителях, редактировать и самим сочинять и записывать мелодии.
Страх общения, который они испытывают, подтверждается многими людьми с РАС. Вот что пишет об этом Стивен Шор, человек с синдромом Аспергера, успешно преодолевший многие затруднения, связанные с его нарушением: «…это вызвано сложностями в отделении себя от окружающей среды и осознании своего «я» как самостоятельной и независимой личности…» [7, с. 140].
Компьютер дает возможность детям научиться и развить навыки общения. В то время, как ребенок приобретает навыки чтения и составления слов, следующим шагом для возможности общения со сверстниками будет умение использования базовых цифровых ресурсов, таких как чат и электронная почта. Дети с аутизмом могут реализовать возможности компьютера, как средство общения, который выступит помощником в объяснении окружающим своих желаний и чувств.
Многим детям с РАС трудно выражать свои мысли и эмоции словами. В этом ему может помочь планшет или компьютер, где ребенок выбирает картинку или символ, который выражает его мысли или чувства.
Цифровые устройства нашего времени могут подстраивать анимированные или статичные картинки эмоций под текст, который пишет человек. Например, если ребенок напишет через цифровое устройство: «мне грустно», то к этому тексту подстроится картинка с эмоцией грусти. Эта система может положительно сказаться и на понимании своих чувств ребенком и помочь ему лучше коммуницировать в учебном классе или дома с родителями.
Зачастую дети с аутизмом испытывают трудности в общении с людьми напрямую. Компьютер и интернет станет для ребенка с аутизмом «спасательным жилетом». Текстовое общение может избавить их от дискомфортного общения с другими людьми лицом к лицу.
Интернет представляет неисчерпаемые возможности в получении информации практически на любую тему. Обо всех вещах, которые ребенку кажутся наиболее увлекательны он может узнать из Википедии, YouTube, сайтов по интересам.
У детей с РАС часто возникают проблемы с обработкой сенсорной информации и различные ощущения могут восприниматься ими иначе.
Стресс, связанный с прямым и эмоционально нагруженным общением, может заблокировать способность мозга составлять связные предложения или лишит говорящего голоса и не даст ему открыть рот [6, с. 156].
Некоторые дети крайне чувствительны к громким звукам, например, когда зашедший в учебный класс учитель громко закрывает за собой дверь. К этому неприятному для ребенка с РАС фактору могут добавиться и другие посторонние шумы в виде громко говорящих одноклассников, проезжающих машин за окном. В этот момент ребенок с РАС может взять свой планшет, одеть наушники и переключиться на приятную для него деятельность. Такой деятельностью может стать просмотр любимых мультиков, прослушивание приятной музыки, расслабляющие игры. Часто повторяющиеся и ритмичные действия также помогают справиться с напряжением. Ребенок переключается с неприятных звуков на приятную для него деятельность. У ребёнка происходила сенсорная разгрузка и после этого он мог приступать к другой деятельности.
Итальянскими учеными спроектировано и разработано дидактическое программное обеспечение для обучения детей-аутистов в соответствии с методологией обучения «Прикладной анализ поведения» (Applied Behaviour Analysis learning technique) [1]. Прикладной анализ поведения (ПАП) представляет собой процесс систематического применения мероприятий, принципы которых основаны на теории обучения (Learning Theory). Целью является улучшение социально значимого поведения. Электронная среда обучения (eLearning environment), основанная на принципах ПАП, успешно применяется для обучения детей с аутизмом [1].
Цифровизация образовательного процесса при работе с детьми с РАС является очень важной частью обучения ребенка. Новые технологии могут помочь ребенку раскрыть свой творческий потенциал, способствовать развитию мелкой моторики, безопасно реализовать потребность в общении. Цифровые технологии позволили дополнить устоявшуюся систему обучения новыми способами воздействия на развитие и адаптацию детей с РАС.
Литература:
- Artoni S, et.al. Accessible education for autistic children: ABA-based didactic software // Proc. of the 6th international conference on Universal access in human-computer interaction: applications and services (Orlando, July 09–14, 2011). Orlando, FL, 2011.
- Hayes G R., et al. Interactive visual supports for children with autism // Personal and Ubiquitous Computing. — 2010. — V. 14 — № 7. — P. 663–680.
- Hirano S. H., Yeganyan H. T., Marcu G., Nguyen G. H., Boyd L. A., Hayes H. R. VSked: evaluation of a system to support classroom activities for children with autism // Proc. of the 28th international conference on Human factors in computing systems (Atlanta, April 10–15, 2010). USA, Georgia, Atlanta, 2010.
- Козорез А. И. Возможности медиа как средства развития и социализации детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. 2009. Том 7. № 2. С. 42–47.
- Monibi M., Hayes G. R. Mocotos: mobile communications tools for children with special needs // Proc. of the 7th international conference on Interaction design and children (Chicago, June 11–13, 2008). Illinois, Chicago, 2008. — P. 121–124.
- Уильямс Д. Никто нигде. М.: Теревинф. 2013. 240 с.
- Шор С. За стеной. Личный опыт: аутизм и синдром Аспергера / Пер. с англ. А. Смолян. М.: Наш Солнечный Мир, 2014. 224 с.