Особенности коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 августа, печатный экземпляр отправим 28 августа.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , , ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (532) август 2024 г.

Дата публикации: 16.08.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Сеначина, Т. П. Особенности коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями / Т. П. Сеначина, А. А. Пугина, О. В. Корельская, Ю. А. Третьякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 33 (532). — URL: https://moluch.ru/archive/532/117116/ (дата обращения: 16.08.2024).

Препринт статьи



На сегодняшний день одной из самых тревожных проблем стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья, которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

По различным причинам такие дети зачастую ограничены в общении со сверстниками, что лишает их приобретению социальных навыков. Они выходят в мир совершенно неподготовленными, с большим трудом приспосабливаются к изменившейся обстановке, остро чувствуют недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагируют. Дети абсолютно не социализированы.

Проблемы образования этих детей в нашей стране весьма актуальны. Для того, чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников. Создание этих условий — задача сложная и для ее решения мы не должны принуждать детей с ОВЗ адаптироваться под имеющиеся условия, а должны быть готовы спроектировать новые формы организации системы образования [3].

Активное развитие инклюзивной практики в образовании в последнее время приводит к тому, что в качестве субъектов включения выступают все более сложные категории детей с ОВЗ, частности, дети с расстройствами аутистического спектра (РАС). Несмотря на достигнутые в этой сфере успехи, существует много проблем, связанных как с недостаточно разработанной нормативно правовой базой, так и с недостаточностью методического обеспечения.

Мы, как педагоги должны помочь ребенку освоить реальный мир, ведь то, что для нас кажется совершенно естественным, для детей поколения Альфа — это вещи, которым необходимо целенаправленно учиться.

Они действительно новые люди, со своими уникальными чертами и задачами, которых сложно чем-либо удивить. Но, к сожалению, все чаще и чаще это дети с ограниченными возможностями здоровья, умственной отсталостью, аутизмом, тяжелыми моторными нарушениями или же сложными речевыми патологиями.

Нам предоставлена возможность работать с этими детьми, ведь ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 года № 273-ФЗ гарантирует право на образование для всех обучающихся, включая и детей с ОВЗ и предусматривает их обучение и воспитание в общеобразовательных организациях на основе адаптированной образовательной программы и в специальных образовательных организациях [2].

Особенности этих детей проявляются в различных видах детской деятельности: образовательной и игровой, бытовой и самостоятельной. Они быстро утомляются и с трудом воспринимают информацию. В общении между собой, у некоторых можно отметить повышенную возбудимость, когда они становятся излишне подвижными, а у других, наоборот, вялость, апатичность, отсутствие интереса к занятиям, игре.

Как известно основами социального взаимодействия являются «язык» и «речь», без которых оно становится затруднено. Без достаточного овладения речью проблемы также проявляются как в эмоциональном, так и в интеллектуальном развитии детей.

Ребенок с нарушениями развития не может полноценно овладеть многоканальной коммуникацией, включающей в себя жесты, мимику, символику, речь и другие доступные для понимания средства передачи информации, тем самым лишая его возможности в будущем устанавливать контакты, действовать совместно с окружающими и вести в целом нормальный образ жизни с удовлетворением своих потребностей.

Все вышеизложенное еще раз подтверждает то, что детям с ОВЗ необходим особый подход. Для таких «особенных» детей в последние годы разрабатывают и совершенствуют альтернативную коммуникацию, то есть все способы коммуникации, которые позволяют дополнить или заменить их вербальную (речевую) деятельность.

Активное использование в образовательном процессе таких средств альтернативной коммуникации, как язык жестов, графической коммуникации (картинки, пиктограммы, фотография, цветная картинка, черно-белая, напечатанное слово) и других вспомогательных технических средств позволяют повысить результативность коррекционного воздействия на детей, имеющих особые образовательные потребности [4].

Используя жестовую систему, не стоит забывать о том, что ребенок должен слышать слово. При обучении жесту необходимо параллельно произносить соответствующее слово или фразу. В противном случае повышается риск перекрытия развития речи, ее блокировки или перевода в кодированную систему общения, что крайне нежелательно для тех детей, у которых есть возможность хотя бы частично овладеть устной речью.

Графическая коммуникация как правило используется для представления эмоций, действий, объектов или понятий. Для учета изменения контекста, настроения собеседника, ситуации, требуется не только максимально корректно подобрать символы, передающие эти особенности хотя бы в окружении ребенка, но можно дополнительно задействовать разные системы анализаторов (слуховые, визуальные, тактильные и т. д.).

Моделировать коммуникативную ситуацию детям со сниженной потребностью помогают электронные пособия с голосовыми синхронизаторами. Речевые синтезаторы речи позволяют перекодировать набранный текст на клавиатуре в человеческий голос, ведь данные программы содержат по несколько десятков языков, во многих имеется идеальная озвучка речи — без неправильной расстановки ударений и пропусков слогов.

Для аутичных детей на сегодняшний день очень популярны такие мобильные приложения, как «Look At Me» (улучшение зрительного контакта), «Говори Молча» (помогает донести желание до окружающих) и другие. Они базируются на пиктограммах, карточках PECS, картинках, жестах и прочих системах символов. У них обычно упрощен аналог клавиатуры, что дает возможность комбинировать знаки и текст. Во многих приложениях можно устанавливать свою папку с часто используемыми пиктограммами и картинками.

Отдельно хочется остановится на очень популярной карточной системе PECS, овладение которой происходит в несколько этапов. Изначально она была создана для детей с аутизмом, но сегодня успешно применяется при совершенно разных нарушениях развития (тяжелые нарушения речи, ДЦП и другие), при которых невозможна полноценная вербальная коммуникация.

Для начала стоит научить детей хотя бы брать картинки в руки, передавать взрослому и наоборот, ведь для многих на начальном этапе очень сложно проявлять инициативу. Но как только ребенок поймет эту схему и станет активно передавать карточки занимающемуся с ним педагогу или родителю, то можно считать, что первый этап благополучно освоен.

Далее по изображениям детей учат распознавать предметы и действия. На этом этапе формируются простые желания: «Я хочу», «Мне надо» или «Дай мне».

Следующая ступень подразумевает умение ребенка отвечать на вопросы.

Последний (заключительный) этап — это развитие комплексного умения работать с изображениями, включающий в себя распознавание, называние и конечно же ответы на вопросы.

В работе с детьми с аутизмом рекомендуется использовать два набора карточек PECS: домашний и уличный, так как они передают разные потребности в различных пространствах. С их помощью детей обучают не только понятиям различного рода действий, объектов, но и выражению желаний, эмоций и намерений. По своей сути, карточная система PECS — коммуникационная система обмена изображениями [5].

Таким образом, следует отметить, что правильно выбранный способ альтернативной коммуникации для ребенка с ОВЗ, позволит ему не только научиться выражать свои чувства и переживания, делиться впечатлениями и вести диалог, а также даст возможность быть активным членом общества, не оставаясь за гранью непонимания и молчания.

Литература:

  1. Инклюзивное образование: настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ / М. С. Староверова и др.;под ред. М. С. Староверовой. — М.: Владос, 2011. — 167с.
  2. Никольская, О. С. Аутичный ребенок: пути помощи / М. М. Либлинг, Е. Р. Баенская. — 4-е изд, стереотип. — М.: Теревинф, 2007. — 288 с.
  3. Организация инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и/или детей-инвалидов: методические материалы для руководителей, педагогов, специалистов сопровождения (учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, социальных педагогов, тьюторов) / авт.-сост.: Л. М. Беткер, М. И. Еременко, Н. В. Лопаткина — Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2016. — 87 с.
  4. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. // Система ГАРАНТ: сайт. — URL:
  5. Семаго, Н. Я., Семаго, М. М. Создание специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях: методический сборник / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго; отв. ред. С. В. Алехина; под ред. Е. В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 56 с.
  6. Танцюра, С.Ю., Кононова, С. И. Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2021.


Задать вопрос