Педагогические условия формирования личности ребёнка с особыми образовательными потребностями
Автор: Паршутина Светлана Владимировна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2016)
Дата публикации: 21.12.2015
Статья просмотрена: 1215 раз
Библиографическое описание:
Паршутина, С. В. Педагогические условия формирования личности ребёнка с особыми образовательными потребностями / С. В. Паршутина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2016. — С. 78-82. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9381/ (дата обращения: 15.11.2024).
Учреждения дополнительного образования на современном этапе располагают огромными возможностями не только в плане обучения детей с особыми образовательными потребностями, но и в области создания воспитательной среды. Сегодня обществу нужен человек с активной жизненной позицией, творчески развитый, энергичный, интеллигентный, просвещённый в вопросах культуры, нравственности, духовности, ценностных качеств гражданского становления. Среди множества компетенций учреждений дополнительного образования особое место занимает умение грамотно организовать пространство для развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Воспитательная работа в нашем учреждении строится на основе личностно-ориентированного, гражданского, гуманистического и деятельностного подходов через организацию различных видов деятельности, способствующих социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогический коллектив Дома детского творчества города Тулы работает с детьми данной категории на протяжении многих лет. За это время накоплен большой опыт педагогической деятельности, способствующий гражданскому становлению и самоопределению воспитанников с особыми потребностями в общественной жизни.
Дом детского творчества города Тулы образовательно-воспитательную деятельность строит на основе социального заказа, учёта потребностей и интересов детей, пожеланий родителей, педагогов, учёта ресурсов, материальной базы, потенциальных возможностей педагогического коллектива и интеграции возможностей образовательных и других учреждений, включает различные направления деятельности. Специфика образовательно-воспитательного процесса заключается в нестандартном подходе к обучающимся, который формировался многие годы, опирался на плодотворный опыт работы педагогических работников учреждения. Выполняя образовательно-воспитательные функции, педагогический процесс предоставляет ребёнку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и возможностей, получение допрофессионального образования, оказывающего огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Сотрудничество педагогов, воспитанников, родителей позволит получить детям заряд творческой энергии, положительное эмоциональное здоровье, получить определённые знания, умения, навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. Использование здоровьесберегающих технологий повлечёт за собой только положительные ожидаемые результаты. Перед педагогами ставится задача помочь своим воспитанникам в процессе личностного развития и самосовершенствования как субъекта культуры и деятельности. Персонализация дополнительного образования имеет своё преимущество в плане свободного выбора детьми любого вида деятельности, участие в вариативных развивающих образовательных программах в соответствии со своими интересами, склонностями и ценностями. В условиях учреждения дополнительного образования есть свои ресурсы, возможности предоставить детям различный спектр педагогических услуг, сводный выбор режима и темпа освоения образовательных программ, позволяющих выстроить индивидуальный образовательный маршрут. На современном этапе дополнительные образовательные программы направлены на создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения, удовлетворение индивидуальных потребностей, развитие творческих способностей, обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья. Таким образом, сфера дополнительного образования детей создаёт особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны.
Сегодня существует ряд проблем, связанных с вопросами обновления содержания и ресурсов дополнительного образования, формирования нового имиджа дополнительного образования, сетевого взаимодействия организаций различного типа, создания конкурентной среды, симулирующей обновления содержания качества услуг, реализации проектов, ориентированных на финансовую поддержку детей с особыми образовательными потребностями. В нашем учреждении занимается более пятисот детей с ограниченными возможностями здоровья, в городе более одной тысячи пятьсот детей-инвалидов, а в области — более пяти тысяч человек. Это дети разных возрастов, но преобладают дошкольники. Статистические сведения указывают нам и на увеличение детей-инвалидов не только в нашей стране, но и во всём мире. Цифры заставляют нас задуматься о будущем. Стремительный рост детской инвалидности, увеличение количества семей, воспитывающих детей-инвалидов волнует не только родителей, но и педагогов учреждений дополнительного образования. Проблема образования и развития детей с ограниченными возможностями здоровья стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем в России.
В рамках общего школьного образования детям с ОВЗ предоставлены «скудные» возможности развития творческих способностей, а в учреждении дополнительного образования созданы специальные условия, комфортная «домашняя» обстановка, которая предполагает раскрыть у воспитанников природные дарования и удовлетворение от общения, располагает к доверительным отношениям. Положительный эмоциональный фон способствует плодотворному обучению и воспитанию детей с ОВЗ. В целях совершенствования содержания образовательно-воспитательной деятельности, педагогический коллектив наметил основные приоритеты, цели и задачи поэтапного развития учреждения, интегрированные подходы к реализации новых поставленных задач. В системе дополнительного образования проблемы реабилитации и коррекции недостатков развития решаются через привлечение ребёнка к творческой деятельности, сотрудничество педагога с ребёнком, родителем. Образовательные программы социально-педагогической направленности помогают ребёнку с ОВЗ реализоваться как деятель. В процессе сотрудничества педагога, воспитанника, родителя, формируется содержательное мышление, стратегия к достижению общей цели, совершенствуется воспитательная среда. Ведь наше будущее напрямую зависит от нас самих, нашего отношения к воспитанию юных граждан — активных, оптимистичных, с позитивными волевыми качествами, легко адаптирующихся к новым социальным отношениям. Формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями происходит не только в семье, но и в детском коллективе учреждения дополнительного образования. Педагоги стараются создать условия для всестороннего развития воспитанников, научить детей общаться друг с другом на основе уважения, доброго отношения, культурного поведения, элементарной порядочности, ответственности, готовности помочь, прийти на помощь. Приоритетная задача педагогов -обогащение и укрепление нравственной основы, норм приличия, общей культуры речи, поведения воспитанников. В настоящее время в учреждении разработана программа развития «ДДТ — дом радости и здоровья» социально-педагогического направления, которая включает в себя приоритетные задачи работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и успешно реализуется на практике, созданы условия для творческого развития, оборудованы учебные кабинеты, приобретено новое игровое, спортивное и реабилитационное оборудование. Большое внимание уделяется использованию в работе оздоровительных технологий, которые включают ряд коррекционных упражнений с использованием разнообразных тренажёров для развития мелкой моторики рук, сенсорного восприятия.Для детей работают объединения по интересам, где каждый ребёнок может выбрать себе занятие по душе. Наблюдается положительная динамика в развитии познавательной деятельности обучающихся, повышение их социальной активности в жизни коллектива детей и взрослых, роста культурного уровня, прослеживается тенденция к здоровому образу жизни, развитию толерантности. Педагоги учреждения ведут активный поиск новых, более эффективных путей взаимодействия с родителями. Для родителей ежемесячно проводятся занятия в рамках «Школы для родителей» с использованием новых компьютерных технологий. Эти занятия включают в себя лекции, беседы, тренинги, круглые столы по вопросам воспитания детей с наглядным сопровождением (видеофильмы, презентации, интервью и т. п.). С родителями регулярно проводятся консультации по психолого-педагогическим проблемам. В учреждении чётко наблюдается расширение сферы общения. Это работа клуба общения для родителей и детей, литературно-музыкальные гостиные, творческие вечера «От всей души», фестивали многодетных семей, выставки художественного творчества. Здесь демонстрируют свои таланты не только дети, но и их родители. Работа с воспитанниками включает в себя диагностику познавательных процессов детей, изучение их уровня интеллектуального и нравственного развития, творческого потенциала, интересов, способностей и склонностей. На основе полученных данных проводятся индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, направленные на исправление выраженных недостатков и устранение выявленных проблем. Основным направлением в работе с детьми является развитие эмоционального мира воспитанников, так как именно эмоции могут служить способом познания мира, общения, насыщают жизнь красотой и богатством переживаний. В ходе обследований было выявлено, что многие дети с ограниченными возможностями здоровья постоянно испытывают трудности при адаптации к окружающей среде, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Развитие творческого потенциала воспитанников — важный этап деятельности. Каждый педагог старается не только научить ребёнка выбранному виду деятельности, но и поспособствовать дальнейшему ему профессиональному самоопределению. Для решения этой задачи используются различные формы диагностики, развивающие занятия. Важным элементом педагогической работы является использование целостного подхода к развитию и коррекции ребёнка, которая требует системного воздействия. Педагоги стараются стабилизировать эмоциональное состояние ребёнка, нетрадиционно подойти к организации обучения и воспитания, в коррекционно-развивающую работу внести элементы творчества, дидактические игры, сюрпризный момент, настраивающий ребёнка на положительные эмоции и контакт. Создание ситуации успеха позволяет ребёнку почувствовать уверенность в себе, свои возможности и востребованность в обществе. Достигнуты положительные результаты в области совершенствования уровня выявления и реализации творческого потенциала воспитанников через дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы, которые включают разнообразные технологии. Каждый педагог выбрал для себя наиболее эффективные методы и формы работы, направленные на оздоровление и общее развитие. Педагогическая деятельность в детских объединениях организуется в соответствии с программами, которые разрабатываются и ежегодно корректируются исходя из интересов, ожиданий, пожеланий учащихся и их родителей. В основу программ заложены следующие аспекты:
Целевой — ориентация на специфику работы учреждения, возможностей материально-технической базы, социального заказа;
Содержательный — выбор актуальных тем, направлений практической работы, организации содержательного досуга, использования развивающего комплекса;
Процессуальный направлен на организацию работы с учётом интересов и возможностей учащихся;
Результативный основывается на достижении цели и задач программы, активном участии в учебно-воспитательном процессе, различных мероприятиях, конкурсах, личных достижениях обучающихся.
Ещё одна особенность дополнительных образовательных программ — определить оценочную диагностику, которая заменяет традиционную оценочную систему школы. В учреждении дополнительного образования для определения степени усвоения образовательной программы проводится мониторинг, входной, рубежный контроль, разработана система практических и теоретических тестов-заданий. Каждый педагог разрабатывает свою систему контроля знаний, умений своих воспитанников. Результаты данных тестов позволяют педагогам корректировать образовательные программы в плане творческого развития и использования здоровьесберегающих технологий.
Ожидаемые результаты последних лет педагогической работы радуют весь педагогический коллектив. Наши воспитанники с ограниченными возможностями здоровья принимают участие в городских, региональных, Всероссийских и международных конкурсах. В этом нам помогают Интернет-ресурсы. В настоящее время много конкурсов проходят заочно (дистанционно), через Интернет, а это облегчает задачу для малоподвижных детей с особенностями развития.
Многие наши выпускники учатся в колледжах культуры и искусства, духовной семинарии, педагогических высших учебных заведениях. Есть выпускники, которые работают хореографами, педагогами в образовательных учреждениях. Это говорит нам о той пользе, которую внесли в судьбу своих воспитанников педагоги-наставники учреждения дополнительного образования.Педагоги стараются не только развивать творческие способности своих воспитанников, но и добиваться хороших результатов. Максимальное развитие личности каждого воспитанника в условиях современной жизни — осуществляется в процессе творчества и сотрудничества педагогов, воспитанников и родителей. Результаты творческой деятельности можно увидеть на фестивале детского творчества, который проходит на уровне района, города, области.На протяжении многих лет у нас сложились традиции, которые очень нравятся нашим воспитанникам и родителям. Это тематические праздники, фестивали, музыкально-литературные гостиные, встречи. Они несут много положительных эмоций, позитивного настроения.Социализация личности ребёнка-инвалида не возможна без создания вариативных условий для получения качественного образования. В наших силах почувствовать необходимость коррекции дополнительных образовательных программ соответственно возможностям ребёнка-инвалида, обеспечить условия для образования детей с особенностями развития. В учреждении оборудованы помещения для занятий, предлагается разнообразие направлений деятельности, создана методическая база для осуществления различных проектов, направленных на социализацию личности ребёнка.
В программе развития отдела по работе с детьми с ОВЗ нашего учреждения «Навстречу жизни» отражены все аспекты образовательно-воспитательной деятельности учреждения в плане работы с детьми-инвалидами. Каждому педагогу приходится очень внимательно, основываясь на своём педагогическом опыте, продумывать свою стратегию по созданию максимально-благоприятных условий для обучения, для налаживания контакта с ребёнком, расположить его на общение, налаживание доверительных отношений. Только после этого, возможно, приступить к образовательной деятельности, которая, в свою очередь, будет опираться на нетрадиционные формы обучения, коррекционные упражнения, сугубо — индивидуальный подход к образовательной программе. Интересный и плодотворный опыт работы наших педагогов мы стараемся обобщить, выпустить сборник, с которым могут ознакомиться наши молодые педагоги, работающие по данному направлению. У нас выпущены специальные сборники, разработаны методические рекомендации. В рамках методических объединений, семинаров обмениваемся опытом работы, изучаем проблемы и методы их преодоления, рассматриваем образовательные программы. Новизна программы «Навстречу жизни» состоит в следующем:
создание ситуации успеха посредством педагогической работы;
развитие мотивации детей-инвалидов к самоопределению в жизни общества, совершенствование способностей, личностных качеств через деятельность объединений по интересам;
создание атмосферы понимания, доверия, психологического комфорта;
поддержка желания творить, создавать;
удовлетворение потребностей и интересов через творческое сотрудничество детей, педагогов, родителей;
привлечение к совместной деятельности членов семей, воспитывающих детей-инвалидов;
использование современных образовательных технологий и инноваций при решении проблем работы семьями детей-инвалидов;
направленность мероприятий Программы на достижение измеряемых результатов;
оздоровление и коррекция недостатков развития через деятельность объединений физкультурно-спортивной направленности;
использование в работе возможности интеграции психологической, логопедической и методической служб.
преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, образование новых социальных связей, получение социальных навыков, социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников.
Ежегодно мы пересматриваем программу «Навстречу жизни», дополняем в соответствии с новыми требованиями. Достигнутые результаты деятельности соответствуют нашим ожиданиям.
Методическая работа учреждения — вид педагогической деятельности, содержание которой является анализ и обобщение современных форм и методов образовательно-воспитательного воздействия на личность, внедрения передового опыта в практическую деятельность, организация обучения педагогического персонала наиболее эффективным методам и технологиям работы с детьми с ОВЗ. Она основана на конкретном анализе результатов работы учреждения, учебно-воспитательного процесса, его условий, направлена на достижение оптимальных результатов обучения, воспитания и развития личности. Первостепенное внимание уделяется выполнению и реализации образовательных программ, отслеживанию результативности обучения и формированию знаний, умений, навыков обучающихся в объединениях. Главная задача методической службы — методическое оснащение и сопровождение образовательного процесса. Ещё одна особенность дополнительных образовательных программ — определить оценочную диагностику, которая заменяет традиционную оценочную систему школы. В учреждении дополнительного образования для определения степени усвоения образовательной программы проводится мониторинг, входной, рубежный контроль, разработана система практических и теоретических тестов-заданий. Каждый педагог разрабатывает свою систему контроля знаний, умений своих воспитанников. Результаты данных тестов позволяют педагогам корректировать образовательные программы в плане творческого развития и использования здоровьесберегающих технологий.Педагогический коллектив оздоровительной работой занимаемся не только в период учебного года, но и в летнее время. Каждый год на базе нашего учреждения организуется летний оздоровительный лагерь городского типа, воспитательная программа которого заняла первое место в городе. Опыт оздоровления детей с особенностями развития очень важен для нас.
Созданию развивающей среды и достижению положительного результата в деле образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья помогают: игровые технологии; уроки настроения; интегрированные занятия; оздоровительные мероприятия; Большую роль в развитии детей с ОВЗ играет воспитательное пространство учреждения. Воспитание гармонично-развитой личности является актуальной задачей деятельности отдела, которая опирается на тройственный союз «педагог-ребенок-родитель». Вместе с родителями выбираются оптимальные пути развития ребенка через занятия художественным творчеством, выбирается программа обучения, подходящая для его физических возможностей и интересов. Содержательный досуг позволяет детям научиться общаться, разнообразить свой кругозор, проявить способности, найти друзей. Очень важно — создать условия для развития особенных детей, обустроить учебные кабинеты различным оборудованием, которое поможет нашим педагогам усовершенствовать педагогический процесс. В коррекционно-оздоровительной работе наши педагоги активно применяют нетрадиционные методы и технологии, используют различные тренажёры на развитие мелкой моторики рук, сенсорное, тактильное восприятие. Нетрадиционный подход к обучению не только помогает получить положительный результат сотворчества, но и совершенствовать эмоционально — личностное развитие ребенка.
Литература:
- Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-368 с.
- Брызжева Н. В., Григорьва А. И. Особый ребёнок — обычное детство. -Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2013.-110 с.
- Брызжева Н. В., Дьячкова Т. В., Творчество открывает возможности: Учебно-методическое пособие/составитель Т. В. Дьячкова.-Тула:ГОК ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2013.-154 с. Илл.