Система педагогической работы с одарёнными детьми в общеобразовательном учреждении
Авторы: Домрачева Ирина Николаевна, Сейфутдинова Лилия Фердинатовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 09.10.2015
Статья просмотрена: 1356 раз
Библиографическое описание:
Домрачева, И. Н. Система педагогической работы с одарёнными детьми в общеобразовательном учреждении / И. Н. Домрачева, Л. Ф. Сейфутдинова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8903/ (дата обращения: 18.11.2024).
Любому обществу, особенно высокотехнологичному, необходимы талантливые, творческие люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит от школы, одной из задач которой является поддержка ребенка и помощь в развитии его способностей.
Стремление познать новое и реализоваться в какой-либо области проявляются у ребёнка в детстве. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, самостоятельно ищут ответы на интересующие их вопросы в разных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности и талант.
Широкомасштабная деятельность по работе с одаренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы «Одаренные дети».
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренные дети обладают креативным мышлением, т. е. созидающим, дающим принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям. Они легко ориентируются в мире коммуникаций, привыкли к новым способам поиска информации, любят и не боятся пользоваться самыми разными технологическими новинками. Использование в обучении современных информационных и высокотехнологичных продуктов позволяет решать эти задачи, развивает творческий потенциал обучающихся.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
- Дети с признаками специальной умственной одаренности — в определенной области науки (подростковый образ).
- Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Работать с одаренными детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения. Постоянная и кропотливая работа с такими детьми приносит свои плоды — наши ученики являются победителями олимпиад, конкурсов, конференций различного уровня, успешно поступают и учатся в вузах.
Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
- развитие творческих способностей на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
- выявление одаренных детей;
- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Одаренные дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.
В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.
Определив таких ребят, учитель должен научить их думать, предпринять все возможное для развития их природных задатков и способностей. Первым помощником в этом деле является развитие интереса обучающихся к предмету. В этих целях на уроках используются творческие задания, интеллектуальные тренинги, развивающие игры, мыслительные минутки, элементы ТРИЗа и т. д..
Проведение уроков с практической направленностью, а так же интеграция различных школьных предметов развивает познавательную активность обучающихся, помогает нацелить ребят на творческую деятельность.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися является внеурочная деятельность, где большое значение имеют олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Работа по подготовке к олимпиадам проводится в течение всего учебного года. Ребята становятся призерами и победителями олимпиад различного уровня и статуса. Большое внимание уделяется дистанционным формам участия, которые позволяют охватить большое количество обучающихся.
Большинство одаренных детей принимают активное участие в проектно-исследовательской деятельности, представляя свои работы на конференциях различного уровня. Примерами таких проектов могут служить сайты, размещенные в сети Интернет: «Экологические проблемы в фильмах-катастрофах», «Зеленый мир Московского района», «Гипотезы происхождения жизни на Земле», «Вирусы компьютерные и биологические», «Виртуальный музей Великой Отечественной войны 1941–1945» и др.
В рамках работы над проектами учащиеся осваивают следующие ключевые компетенции:
- формирование информационной грамотности, то есть умений работать с источниками информации и критически оценивать ее достоверность;
- реализация своих планов, самоорганизация процессов своей деятельности, в том числе — учения, с использованием ИКТ;
- существенное повышение мотивации и интереса к обучению;
- формирование навыков сотрудничества и работы в команде;
- формирование самостоятельности, ответственности, внимательности и других личностных качеств.
Проекты, выполненные с помощью современных информационных технологий, способствуют межпредметной интеграции, решению многих учебных и воспитательных задач; их можно использовать как на уроках, так и во внеклассной работе.
Но не всё так просто в работе с одарёнными детьми, т. к. одарённость имеет свои положительные и отрицательные стороны. К положительным можно отнести хорошие вербальные способности, постоянство, независимость, творческие способности, разнообразие интересов, чувство ценности, хорошую память, настойчивость, абстрактность мышления и т. д. К отрицательным — индивидуализм, различную скорость мышления и письма, нестабильность интересов, проявление нетерпимости, антитолерантность, повышенную требовательность к себе и окружающим, завышенную или заниженную самооценку.
Талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении, что связано прежде всего с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Зачастую одаренные дети не хотят подчиняться требованиям учителя и школы. Другая проблема — такие дети думают значительно быстрее, чем пишут. Это приводит к тому, что их работы неграмотно оформлены, неаккуратны и выглядят незавершенными. Иногда это может привести к полному отказу ребенка от фиксации своих мыслей. Ещё одна проблема — нестабильность и разброс интересов, когда ребёнок не может определить, что ему нужно для дальнейшего развития. Обычно одаренные дети проявляют повышенную требовательность к себе и другим, нетерпимость и даже агрессию к нарушителям собственных канонов. Одаренные дети часто не признают авторитетов, отвергают кумиров, что затрудняет процесс обучения, но с другой — помогает сформировать свой индивидуальный стиль. Множественность интересов ребенка, его желание заниматься всем, к чему возникает интерес, создают еще одну неприятную особенность на ранней стадии работы с одаренными детьми — поверхностность знаний.
У одаренных детей часто возникают проблемы общения и межличностной коммуникации, таким образом одаренные дети доставляют неудобства не только другим, но, зачастую, и себе самим. Выступая в роли организатора, руководителя в раннем возрасте, они, тем самым, вызывают недовольство со стороны остальных участников общения или игры. Это недовольство тем сильнее, чем меньше понимание неординарности человека, взявшего власть в свои руки. Позже одаренные дети бывают склонны к командованию, управлению другими, становятся более жесткими и нетерпимыми.
Этот факт можно рассматривать с различных точек зрения: если талантливый ребенок приложит максимум усилий к привлечению внимания к своей личности, то он будет иметь высокий авторитет и уважение группы, в которой развивается; и, напротив, невостребованные управленческие таланты приводят к тому, что человек отвергается коллективом. В первом случае создается благоприятная психологическая обстановка для дальнейшего развития личности, во втором — конфликты могут привести к полной потере интереса к дальнейшему развитию.
Вышеперечисленные факты приводят к выводу о том, что одной из важнейших задач педагога при работе с одаренными детьми является создание благоприятной психологической обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций. Важно отметить, что чрезмерная опека таланта может привести к печальным последствиям — обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования.
Во избежание всего перечисленного, при работе с одаренными детьми необходимы регулярные беседы и профессиональная психологическая помощь в определении своих познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании способов развития своего интеллекта, смены стратегий переработки информации, стимулировании или сдерживании интеллектуальных операций, обучение ребёнка приёмам регулирования своей умственной деятельности, социальной адаптации.