Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Позднякова, А. В. Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ / А. В. Позднякова, М. В. Шевченко, А. С. Казакова, О. А. Крапивкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 149-154. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33479/ (дата обращения: 17.12.2024).



Хорошо, когда в семьях рождаются здоровые и крепкие дети. А на какую помощь и поддержку не только со стороны родителей может рассчитывать ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Кто такие дети с ОВЗ? К данной категории относятся лица, которые имеют недостатки как в физическом, так и психическом развитии.

Однако очевидным является и тот факт, что работа с детьми с ОВЗ требует глубокого изучения и проработки ее методологических основ всеми специалистами Лекотеки.

В наших условиях Лекотека — это структурно-функциональная единица, которая входит в состав дошкольной образовательной организации для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Лекотека тесно взаимодействует с семьями и оказывает помощь в воспитании и развитии детей с ОВЗ от 0 до 7 лет. Специалисты Лекотеки реализуют индивидуально-ориентированные программы сопровождения ребенка и его семьи. Следовательно, главная цель работы Лекотеки научить родителей взаимодействовать со своим ребенком. Для этого необходимо создавать условия для пробуждения у ребенка интереса к игре, проявления игрового отношения к предметам, принятия воображаемой ситуации:

− стремиться к созданию положительной эмоциональной атмосферы с ребенком;

− осторожно вовлекать в воображаемую ситуацию с помощью сюжетных игрушек;

− осуществлять показ игровых действий;

− побуждать ребенка к повторению действий взрослого;

− поддерживать инициативные игровые действия ребенка;

− наделять игровым смыслом простые манипуляциисигрушками, преобразовывать неигровые действия ребенка в действия «понарошку».

Таким образом, огромное значение игры для развития психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является ведущей для всех детей дошкольного возраста.

Влияние игры на развитие ребенка с ОВЗ бесценно. Игровая деятельность способствует формированию произвольности психических процессов. У детей с ОВЗ психические процессы частично или полностью нарушены. В условиях игры дети лучше запоминают игровую ситуацию. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. В игре ребенок учиться действовать с предметами заместителями. Предмет заместитель становится опорой для мышления. Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игре он знакомиться с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения.

В игре развиваются и другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно связаны с игрой. Рисуя ребенок с ОВЗ разыгрывает тот или иной сюжет. Так же внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Ребенок с ОВЗ начинает учиться, играя — он к учению относится как к своеобразной ролевой игре, с определенными правилами.

Но ведь не все дети с ОВЗ умеют играть! Поэтому научить их играть — основная задача нашей деятельности.

Встречаются дети с расстройством аутистического спектра (РАС) — это достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития средств коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии. Спектр игровой терапии с такими детьми разнообразный. Хотелось подробнее остановиться на играх, которые используем мы в своей практике. Из технологии сенсорной интеграции в диалоге мы применяем игры с природным материалом, кремом, тальком, спортивное игровое оборудование. Специалисты присоединяются в такой игровой терапии параллельно, используя «метод активного слушанья» и технологию «процессуальной игры». Что же дает сенсорная интеграция в диалоге? Ребенок не только обогащает свой чувственный, моторный, сенсорный опыт, но и правильно устанавливает внутренний диалог между психо-физическими и эмоционально-волевыми сферами с помощью педагога. Он так же создает базовую платформу для дальнейшей образовательной деятельности. У детей с (РАС) очень обострены тактильные ощущения, они иначе воспринимают звуки окружающего мира, задача состоит в том, чтобы дать ребенку как можно больше информации с помощью подручных материалов. Если это книга, то отдайте предпочтение той, которая имеет текстильные или меховые вставки. Тогда ребенок будет не просто слушать рассказ, а ощущать его всем своим существом, проникаясь содержанием полностью. Если это кубики, то они должны быть тканевыми, музыкальными, с шуршащим или звенящим наполнением внутри. Никогда не заставляйте ребенка играть, если ему этого не хочется. Дети с (РАС) очень чувствительны к малейшему давлению, и настойчивость может вызвать истерику и взрыв вовсе не положительных эмоций. И еще, прежде чем предложить ребенку игру, внимательно оцените его настроение, ведь, возможно, именно сейчас ему хочется побегать и попрыгать, а не сидеть за настольными играми.

Так как дети воспринимают все через ощущения, то самое время превращать обычную игру в полезную. Вот примеры некоторых игр (таблица 1):

Таблица 1

Игры с крупами

Расположитесь в удобном месте, подготовьте разные виды круп (рис, горох, фасоль, гречку) и начинайте игру. Пусть ребенок сначала просто посмотрит, потрогает, запустит в миску пальцы и руки целиком. Будьте готовы к тому, что вся крупа может полететь на пол, и вот когда это начнет происходить, комментируйте:

− «Упали рис и гречка — пошел дождик». Повторите это несколько раз, пусть ребенок насладится звуком, пропустит его через себя и ощутит;

− «Посыпалась фасоль с горохом — надо же, а вот и град. Какой он сильный, не правда ли?»

Игры с водой

Позвольте ребенку плескаться водой, разбрызгивать ее, топать по образовавшимся лужам и прислушиваться к звукам.

Игры с камнями

Разрешите ребенку трогать камни, перекладывать их в различные емкости. Ощущать прикосновение камней: камни холодные, большие, гладкие и т. д.

Умственно отсталые дети — это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.). Для умственно отсталых детей характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенная возбудимость или, наоборот, инертность; трудность формирования интересов и социальной мотивации деятельности. Игровая терапия для таких детей уникальна. «Прелингвистический метод Милье» доказал свою эффективность в коррекционной работе. Рутиные игры, игровые провокации, игровые стратегии уводят ребенка от стереотипии полевого поведения.

Без специального обучения, такие дети лишь к 9–10 годам овладевают простыми игровыми действиями, которые они могут повторять многократно, однообразно и без эмоциональных реакций. Именно поэтому очень важно, чтобы игры умственно-отсталых детей проводились при участии специалистов. Этот процесс очень сложный, ведь у такого ребенка пропадает интерес, даже к новой игрушке. То есть, у него наблюдается отсутствие интереса к новизне, и без специального обучения игровая деятельность не займет в его жизни ведущее место. Игры для умственно-отсталых детей рассматриваются не как забава, а как повседневная терапия, проводимая регулярно и целенаправленно. Нужно пытаться увлекать ребенка игрой. Приведем примеры основных действий с умственно — отсталыми детьми, которые не умеют играть (таблица 2).

Таблица 2

«Ищем шарик»

Взяв ребенка на руки, привлекаем его внимание, перекатывая яркий шарик из руки в руку. Затем посылаем шарик к краю стола, чтобы он упал, и просим малыша отыскать шарик на полу.

«Игра с мячом»

Усадив ребенка на пол, садимся лицом к нему, разведя ноги, и произнося «Лови!» перекатываем мячик ребенку. Просим ребенка, чтобы он вернул Вам мячик, пустив его в Вашу сторону.

«Найди лягушку»

Прячем игрушку в любое место и объясняем ребенку, что сейчас появится лягушка, и ее нужно поймать. Игрушка должна появляться медленно, причем из разных мест, то снизу, то сверху, то сбоку. Необходимо чтобы ребенок находил взглядом игрушку.

«Дай такую же игрушку»

Покажите ребенку, как среди различных рассыпанных игрушек Вы выбираете два одинаковых кубика или два одинаковых мячика и кладете в корзину. Попросите его повторить действие, помогая на первых порах.

«Яркие стаканчики»

Цель игры научить ребенка забрасывать мелкие предметы в определенный сосуд. Лучше всего если сосуд (стаканчик). А бросать в него можно, например, бусинки или горошины. Для заинтересованности можно потрясти стаканчик около уха, послушав, много ли горошин попало внутрь.

Тотально слепые дети не имеют никаких зрительных ощущений. У ребенка наблюдаются фобии — страх перед большим пространством. Ребенок не передвигается самостоятельно. Испытывает трудности в развитии мелкой моторики. Развитие осязательного восприятия у ребенка происходит в направлении формирования обобщенных осязательных образов, что тесно связано с развитием и формированием обобщающей функции речи. Для слепого ребенка при восприятии какого-либо предмета огромное значение имеет соответствующий опыт. То есть, если мы используем в работе предмет, который знаком ребенку в общих чертах, то возникающий образ будет нечетким, расплывчатым. Поэтому в игре мы всегда называем предметы, с которыми играем, так как предмет отражается в сознании ребенка через чувственное и словесное обозначение. При работе с таким ребенком важнейшим является осязание — как основной вид контактной чувствительности. Прикасаясь к предметам, ребенок воспринимает их чувствительными поверхностями тела (таблица 3).

Таблица 3

Игра «Пазлы со шрифтом Брайля»

Данная игра позволяет осваивать базовые математические навыки, развивать творческие способности, логическое мышление и мелкую моторику. Пазлы со шрифтом Брайля — развивающая игра, представляющая собой цилиндр, который поделен на пять секций. Каждая секция включает в себя подвижные блоки разных цветов. Буквой алфавита Брайля от А до Н обозначается соответствующий цвет. Цель игры: при помощи передвижения блоков и поворачивания по кругу секций, необходимо собрать линии одного цвета или более сложные узоры.

Игра «Узнай фигуру»

Игра обучает навыкам названия геометрических фигур, узнавания их формы, а также развивает тактильную чувствительность. Используются фигуры двух разных размеров (круг, квадрат, овал, треугольник и др). Ход игры: на полу педагог выкладывает большие фигурки, а маленькие он одевает ребенку на запястье руки. Сначала ребенок ощупывает ту фигурку, что находится у него на руке. Далее его задача состоит в том, чтобы найти соответствующую фигурку среди лежащих на полу, но только большего размера. Ребенок, найдя нужную фигуру, встает на нее, и говорит, как она называется. Игра считается законченной, когда ребенок отыщет все фигуры.

Подвижные игры для слепых детей являются сильнейшим средством их всестороннего развития и воспитания. Ребенок с нарушением зрения также, как и зрячий ребенок, может играть почти в любую игру, но его сначала нужно научить играть. В данном случае игра должна быть просто адаптирована к индивидуальным особенностям слепого ребенка. Таким образом, важным условием в организации подобных игр является четкое взаимодействие специалистов между собой, именно они выступают в роли игроков вместе с ребенком (таблица 4).

Таблица 4

Игра «Птички»

Игра направлена на развитие умения ориентироваться в пространстве. Она может проводиться в большой комнате, спортзале или во дворе. Здесь могут принимать участие от 3 до 6 игроков. Все игроки пытаются изобразить птиц, которые вьют себе гнезда и в них садятся. Методика проведения игры: по команде ведущего все птицы должны вылететь из своих гнезд, и размахивая руками свободно передвигаются по игровой площадке. Ведущий дает сигнал: «Коршун!». Задача ребенка заключается в том, чтобы занять свое место в гнезде. А тот, кто из игроков занял последним свое гнездо, считается пойманным и ему присваивается одно проигрышное очко. Победителем считается тот игрок, который не получил ни одного проигрышного очка.

Игра «Море волнуется»

Игра развивает координацию и умение ориентироваться в пространстве. В ней могут принимать участие от 2 до 6 человек. Для игры потребуется коврик, матрас или гимнастический мат. Все играющие садятся на мат, коврик или матрас. Это будет «лодка». Ведущий передвигается по площадке, и, назвав имя какого-нибудь игрока, произноси следующие слова: «Море волнуется». Игрок, чье имя назвали, выходит из «лодки» и берет за руку ведущего. Далее вызывается следующий игрок и так далее. Тем самым образуется длинная цепочка игроков, которые двигаются за ведущим, взявшись за руки. Ведущий может водит за собой играющих бегом, шагом, поскоком в разных направления, заворачивая цепочку змейкой и прочее. Неожиданно он произносит: «Море спокойно!». По данной команде задача игроков заключается в том, чтобы занять свое место в «лодке». Проигрывает тот, кто последним занял свое место. Далее игра снова возобновляется.

Игра «Найди мячик»

Игра направлена на развитие способности ориентироваться на локализованный звук без посторонней помощи. Игра проводится вдвоем: взрослый и ребенок. Для игры понадобитсяозвученный мяч (с бубенчиком внутри). Ведущий прячет мяч или прячется вместе с мячом. После того как мячик спрятан, ребенок отправляется на его поиски. Игра проводится до четырех раз: при локализации звука справа, слева, спереди и сзади. Во время поисков у ребенка на пути не должно быть препятствий.

Дети с синдромом Ретта в любом возрасте имеют различные двигательные и интеллектуальные нарушения. Однако существуют характерные признаки, объединяющие все эти нарушения, например, характерные движения рук («рука–рот»), особенный взгляд. Цель педагогов состоит не в полном их устранении, а в уменьшении их количества. Ребенок с синдромом Ретта обычно не может говорить. Он общается с помощью невербальных и сенсорных средств и может выражать себя благодаря желанию окружающих уловить и вербализовать смысловую составляющую такой коммуникации. Именно поэтому сенсорные игры имеют первостепенное значение в жизни ребенка с синдромом Ретта. Для взрослых в окружении ребенка это означает необходимость вновь, как в детстве, научиться общаться на сенсорном уровне, принимая во внимание конкретную ситуацию, слабую мимику, изменения тона голоса, значение прикосновений, поз и визуального контакта. Игровые инсталляции позволят развернуть игровой сюжет, наполнить его проблемными ситуациями, фольклорным содержанием.

Учитывая данные особенности, мы подобрали такие игры, которые можно проводить с ребенком с синдромом Ретта с помощью взрослого (таблица 5).

Таблица 5

Игра «Хлопаем в ладоши»

Данная игра развивает подражание движениям взрослого, развитие понимания речи. Ребенок сидит или стоит. Педагог (взрослый) напевает (или проговаривает) слова и выполняет движения. Ребенок по показу специалиста выполняют действия с помощью взрослого.

«Детки хлопать все умеют, своих ручек не жалеют.

Вот так, вот так, вот так, своих ручек не жалеют.

Детки топать все умеют, своих ножек не жалеют.

Вот так, вот так, вот так, своих ножек не жалеют»

Действия повторяются несколько раз.

Игра «Петрушка»

Данная игра развивает эмоциональное общение ребенка со взрослым, помогает наладить контакт. В игре участвует персонаж — кукла Петрушка. Незаметно для ребенка педагог надевает на руку игрушку, затем начинает игру. Петрушка подходит к ребенку, кланяется.

Синдром Дауна — это хромосомная патология, приводящая к нарушению интеллектуального развития и сопровождающаяся специфическими изменениями внешности. Формирование игровой деятельности детям с синдромом Дауна нужно стимулировать по нескольким причинам:

− дети могут не проявлять никакой активности в самостоятельном применении игрушек.

− они не могут запомнить, как нужно играть с игрушками, им нужно объяснять и показывать, в то время как обыкновенные дети сами, изучая игрушку находят ей применение.

Обычно у детей с синдромом Дауна сюжетно-ролевая игра развивается к 8–9 годам, но предпосылки формируются на много раньше. Игры с правилами не вызывают интерес сразу, нужно заинтересовывать ребенка постепенно. Использование графо-моторных игрушек, таких как лабиринт с карандашом-магнитом, игровой обучающей технологии Перттра, мнемокартинок, позволяет получить коррекционный и компенсирующий результат (таблица 6).

Таблица 6

Игра «Чудесный мешочек»

Игра способствует развитию тактильных ощущений, формированию навыков связной речи. Ребенку предлагается выбрать заданную фигуру на ощупь, вынуть ее из мешочка и назвать. Вначале в мешочек можно положить плоскостные фигуры, затем объемные, а потом плоскостные и объемные можно смешать.

Игра «Башня»

Взрослый предлагает поиграть: «Кубики можно ставить один на другой, кубик на кубик». Ребенок вместе со взрослым выполняют игровую инструкцию. «Получилась башня. Вот какая башня!»

К сожалению, не все родители верят в коррекционно-обучающую форму игровой деятельности. Родители, воспитывающие ребенка с особыми потребностями, должны научиться воспринимать игру, как жизненную необходимость для своего ребенка, сколько биологических лет ему бы не было. Ведь это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения. Специалисты обучают родителей обыгрывать любую текущую ситуацию. А действия взрослых при этом должны быть выразительными, мягкими и естественными возможностями ребенка.

Литература:

  1. Ильина С. К. Лекотека в ДОУ. Организация, документация. — М.: ТЦ Сфера 2011.
  2. Селигман М. Обычные семьи, особые дети. – М.: Теревинф, 2009.
  3. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либнинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2014.
  4. Дети с синдромом Ретта (пер., с фр., Н. Ливандовской, Ю. Пузыревой, В. Архангельской). – М.: Теревинф, 2009.
  5. Янушко Е. Помоги малышу заговорить! Развитие речи детей 1.5–3 года. – М.: Теревинф, 2010.
  6. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь приобрести равновесие. — М.: Теревинф, 2010.
  7. Полински Л. PEKIP: игра движение. Более 100 развивающих игр для детей первого года жизни. — М.: Теревинф, 2009.
  8. Гиппенрейтер Ю. Б. «Общаться с ребенком как?» АСТ, Астрель, Времена 2.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, игровая деятельность, игрушка, таблица, действие, игровая терапия, рука, игровая ситуация, мелкая моторика.


Задать вопрос