В последнее время среди детей старшего дошкольного возраста отмечается рост количества детей, имеющих тяжелые нарушения речи (ТНР).
Принято считать, что к группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с общим недоразвитием речи различного генеза (по клинико-педагогической классификации) [4]
Тяжёлые нарушения речи могут проявляться в нарушении познавательной сферы, эмоционально-волевой, а также в нарушении межличностных отношений.
Внимание у детей с ТНР характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, трудностью переключения, утомляемостью при длительной интеллектуальной деятельности. Некоторые дети воспринимают инструкции неточно, частично, при выполнении заданий допускают ошибки, которые не всегда замечают и исправляют, что приводит к неверному результату. Другие пропускают и переставляют звуки в словах, заменяют одни звуки другими, не умеют внимательно слушать и слышать.
У детей дошкольного возраста с нарушениями речи зрительное восприятие отстает в своем развитии от нормы и характеризуется нарушением целостности восприятия предмета при возможном узнавании отдельных его признаков и частей, а также невозможностью одновременного восприятия нескольких зрительных объектов в целом. У дошкольников также отмечаются трудности в различении сходных графических букв, изображённых пунктирно, в условиях наложения, зашумления и т. д. Отсутствие профилактики нарушения зрительного восприятия у детей с ТНР может привести к возникновению дисграфии и дислексии в школе.
Дети с ТНР, чаще всего, застенчивы, нерешительны, замкнуты. Некоторые дети склонны к раздражительности, двигательно беспокойны, плохо приспосабливаются к изменению обстановки. У других отмечаются гиперактивность, суетливость, частая смена настроения, отсутствие переживания своего языкового расстройства. Небольшая часть детей имеет сохранную эмоционально-волевую сферу. Расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах детей с ТНР ухудшают их работоспособность, что отрицательно сказывается на качестве их знаний.
Как следствие, дети с ТНР сталкиваются с трудностями в процессе обучения, недостаточно в полном объеме усваивают программный материал. В связи с этим возникает необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренными программой.
Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Очень важно создавать условия для игры, то есть предоставить детям достаточное время, место и материал (игрушки). Ну и конечно, воспитатель должен развивать детскую игру, т. к. современные дети играть не умеют. Именно в игре развивается личность ребенка, его умственные и физические качества [3].
Игровой метод обучения способствует установлению эмоционального контакта, созданию непринужденной обстановки, формированию чувства взаимопонимания, развитию творческих способностей детей.
Игра, проводимая с коррекционной целью, положительно сказывается на всестороннем развитии ребёнка, активизирует внимание детей, обеспечивает восприятие нового материала, снимает психологическое и физическое напряжение.
В обучении дошкольника игра — незаменимый метод. Игры должны быть доступными, разнообразными, интересными. Важно помнить о том, чтобы игры помогали в достижении целей, поставленных воспитателем. В начале занятий игры носят организационный характер, необходимо заинтересовать детей, затем плавно подвести к усвоению новой темы, а в конце занятия может носить обобщающий характер.
Предлагаем вам несколько вариантов игр, которые можно использовать в коррекционной работе с детьми с ТНР.
Игра «Что я делаю?»
Цель: научить детей различать неречевые звуки без зрительной опоры
Оборудование: ширма, листы бумаги, карандаши, ножницы.
Задание: определить, что взрослый делает за ширмой.
Процесс игры: Взрослый говорит детям: «Я сейчас спрячусь и буду шуметь. А вы отгадайте и скажите, что я делаю». Взрослый за ширмой берет лист бумаги, машет им и т. д. Дети поочередно называют действия (подсказки: что можно делать с бумагой: махать, складывать, шуршать, сминать, расправлять, разрывать, скатывать в трубочку, рисовать на ней карандашом, разрезать).
Игра «Тишина»
Цель: научить детей воспринимать звуки, окружающие его в повседневной жизни.
Задание: прислушиваться и назвать как можно больше звуков.
Процесс игры: Взрослый с детьми садятся на пол. Взрослый предлагает детей: «Давайте замрем и послушаем тишину. Прислушайтесь, что вы слышите?». Дети по очереди называют шумы (капающая вода из крана, шум ветра, тиканье часов, гул машин и т. д.).
Игра «Семь раз отмерь»
Цель: научить детей различать шумы.
Оборудование: два стакана, различные наполнители (горох, сахар, гречка, орехи, конфеты), ширма.
Задание: отгадать, шумит полный стакан или заполненный наполовину.
Процесс игры: Взрослый за ширмой наполняет по очереди два стакана: один — полностью, второй — наполовину. Дети во время наполнения стакана слушают шум и стараются определить, насколько взрослый наполнил сосуд.
Игра «Карманы»
Цель: научить детей внимательно слушать речевые звуки.
Оборудование: одежда с карманами
Задание: показать число на пальцах. Услышав слово-сигнал, спрятать руки в карманы.
Процесс игры: Взрослый называет слово-сигнал, например, «пять». Объясняет правила игры: «Я буду называть разные числа. Вы будете показывать такое же количество пальцев. Как только услышите слово «пять», спрячьте руки в карманы». Взрослый называет различные числа. Дети внимательно, следят, слушают, показывают на пальцах те числа, которые назвал взрослый, до тех пор, пока не прозвучит слово-сигнал. Как только слово-сигнал прозвучит, дети прячут руки в карманы. Через несколько игр взрослый и ребенок меняются ролями.
Игра «Найди скорую помощь»
Цель: соотнесение контурного изображения с реальным изображением.
Оборудование: контурное изображение машин, картинка с изображением машины.
Процесс игры: Среди контурных изображений машин, необходимо выбрать подходящий контур «Скорой помощи».
Игра «Перечисли, что спряталось на рисунке»
Цель: развивать навыки представления целостного изображения предмета.
Оборудование: картинки с недорисованными предметами для зимних видов спорта.
Процесс игры: Взрослый предлагает детям внимательно рассмотреть рисунок, назвать и уточнить, какие предметы нужны зимой для игр и развлечений. Если ребёнок отвечает правильно — получает картинку с изображением данного зимнего вида спорта или развлечения. (Дети катаются на лыжах, на санках, на коньках, лепят снеговика, играют в снежки.)
Игра «Подбери бантик к платью по цвету»
Цель: умение соотносить предметы по цветам (как по основному признаку).
Оборудование: платья (из картона) и банты (из картона) различных цветов.
Процесс игры: На карточках справа изображены платья разной расцветки, слева — бантики, соответствующие платьям по цвету. Взрослый предлагает детям найти платье и бантик к нему и провести дорожку.
Игра «Лото настроений»
Цель: Развитие умения понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции.
Процесс игры: На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Ребенок берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем ребенок должен узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию.
Игра «Уходи, злость, уходи»
Цель: Обучение выплескиванию негативных эмоций, формирование навыка регуляции эмоционального состояния.
Процесс игры: Ребенок ложится на ковер, вокруг него лежат подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы колотить ногами по полу, а руками — по подушкам и громко кричать: «Уходи, злость, уходи!»
Через три минуты дети по сигналу взрослого ложатся в позу звезды, широко раздвинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку.
Игра «Продолжи фразу»
Цель: Развитие умения выражать собственные эмоции.
Процесс игры: Дети передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда…», «Я злюсь, когда…», «Я огорчаюсь, когда…», «Я обижаюсь, когда…», «Я грущу, когда…» и т. д.
В заключение следует отметить, что, хотя коррекция речи детей с ТНР является длительным и сложным процессом, тем не менее в результате коррекционных занятий у детей постепенно развивается чутьё языка, происходит овладение речевыми средствами, на основе которых возможен переход к самостоятельному развитию и обогащению речи в процессе свободного общения.
Таким образом, воспитателю в группе важно использовать игры в коррекционной работе, но при этом следует учитывать возможные особенности детей с ТНР, а также помнить о значимости игры в целом как средства нравственного, умственного и физического воспитания детей.
Литература:
- Антонова О. В. Развивающие игры и упражнения для детей 5–6 лет. Сто фантазий в голове / Авт.-сост. О. В. Антонова, Е. М. Юрченко. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. — 252 с. — (Умница)
- Молчанова Е. Г. 300 игр для развития слухового внимания ребенка / Е. Г. Молчанова. — Ростов н/Д: Феникс, 2019. — 320 с. — (Библиотека логопеда)
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
- Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.