Обучающие игры, упражнения как средство развития и коррекции внимания у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (286) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 02.12.2019

Статья просмотрена: 636 раз

Библиографическое описание:

Числова, Н. В. Обучающие игры, упражнения как средство развития и коррекции внимания у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Н. В. Числова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 169-171. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64649/ (дата обращения: 16.12.2024).



Игра: «Угадай, что звучит?»

Цель: развитие слухового восприятия.

Оборудование: музыкальные и шумовые инструменты, ширма — занавеса.

Описание. Педагог предлагает детям прослушать и запомнить цепочку звуков, которые звучат из-за ширмы. После сигнала, дети должны назвать, какие предметы звучали. Побеждает тот, кто больше даст правильных ответов и наберёт большее количество жетонов.

Инструкция: «Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай, что звучит?» будьте внимательны и соблюдайте тишину. На протяжении 2 минут внимательно слушайте, что слышно за ширмой. По сигналу «Стоп» надо назвать, какие звуки или музыкальные инструменты вы услышали. За каждый правильный ответ ребёнку даётся жетон. Кто в конце занятия наберет больше жетонов, тот и победил. Повторять ранее названные звуки нельзя.

Предметы, используемые для игры: барабан, свисток, деревянные ложки, металлофон, маракасы, трещотки, молоточек.

Игра: «Найди одинаковые картинки»

Цель: развитие мышления, внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.

Оборудование: рисунки с изображением предметов, из которых два предмета идентичны; остро заточенные простые карандаши.

Описание. Педагог предлагает ребенку:

а) рисунок, на котором изображено, пять различных предметов, два из которых идентичны; необходимо найти на рисунке одинаковые предметы и показать, чем они схожи;

б) рисунок, на котором изображено, пять различных предметов; рядом кладётся карточка с изображением одного из предметов, находящихся на рисунке, необходимо найти предметы, идентичные карточке, показать, чем они схожи;

в) рисунок, на котором изображено, шесть — восемь парных предметов; необходимо разбить изображения по парам, соединить одинаковые рисунки линиями, показать, чем пары схожи.

Игра: «Летает, не летает?»

Цель: формирование внимания, развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов.

Оборудование: крылышки, изготовленные из бумаги.

Описание. Дети стоят врассыпную, на руки одеты изготовленные крылья. Педагог поочерёдно называет слова, а дети должны движениями рук показать, и ответить могут эти предметы летать или нет.

Инструкция: Внимание! Сейчас мы узнаем, какие предметы могут летать, а какие предметы не могут летать. Я буду называть предметы, а вы показывайте руками и отвечайте. Если назову летающий предмет, например самолёт, разведите руки в стороны, как крылья и отвечайте: «Летает»

Когда назову не летающий предмет, например дом, то опустите руки вниз и ничего не произносите.

Список слов: самолёт дом, птица, дерево, диван, комар, муха, подушка, планшет, ракета, ботинок, телефон, шуба, оса…

Игру интересней проводить с подгруппой детей.

Игра: «Волшебные палочки»

Цель: развитие внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: счетные палочки, образцы узора.

Описание. Педагог предлагает детям выложить узор из палочек по образцу.

1 задание: простые узоры, состоящие из 6 палочек, с опорой на образец; (дом, забор, ёлка, дорожка…)

2 задание: простые узоры, состоящие из 6–12 палочек, с опорой на образец; (дом с трубой, машина…)

3 задание: сложные узоры, состоящие от 16 палочек, с опорой на образец;

4 задание: сложные узоры с неограниченным количеством палочек, как с опорой на образец, так и без.

Инструкция: «Внимательно рассмотри рисунок на карточке, из палочек, которые лежат перед тобой, выложи на столе такой же рисунок (забор, ёлка...)».

Игра: «Слушай и выполняй»

Цель: развитие слухового внимания.

Оборудование: презентация со звучащими музыкальными инструментами.

Описание. Дети выполняют движения, соответственно звукам музыкальных инструментов. Если звучит низкий звук барабана, или трубы, то дети должны присесть на корточки и обнять руками колени, наклонив голову вниз. Если звучит высокий звук колокольчика, или пианино, то дети встают, поднимают руки вверх и слегка покачиваются из стороны в сторону, как берёза.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Слушай и выполняй». Вокруг нас есть различные звуки, низкие и высокие. Давайте посмотрим презентацию, звуки барабана и трубы (низкие), звуки колокольчика и пианино (высокие). Когда вы услышите низкие звуки трубы или барабана, то должны присесть на корточки. (показ воспитателем). Когда вы услышите высокие звуки колокольчика или пианино, то должны встать на носочки и потянуться вверх (показ воспитателя).

Игра: «Что не так»

Цель: развитие зрительного внимания, переключение и распределение внимания.

Оборудование: карточка с изображением картинок, имеющих по несколько различий.

Описание. Педагог показывает ребенку две одинаковые картинки, но имеющие несколько явных различий, ребёнок должен найти, как можно больше различий на картинках и отметить их цветными фломастерами. На первых этапах предлагается 2–4 различия, затем задания усложняются.

Инструкция: «Внимательно рассмотри эти картинки. На первый взгляд они совершенно одинаковые, но если присмотреться, то можно увидеть некоторые различия. Попробуй найти эти различия и отметь их фломастерами».

Настольная игра: «Узор из мозаики»

Цель: развитие зрительного восприятия, мелкой моторики рук, формирование умения работать по образцу.

Оборудование: цветная мозаика, образец.

Описание: Ребёнку даётся задание, по образцу выложить узор из цветной мозаики, на специальной доске: цветные дорожки, цветы, простейшие узоры…

Инструкция: «Внимательно рассмотри рисунок, какой он по цвету (образец), постарайся выложить из мозаики такой же узор, как на образце».

Игра: «Узнай по голосу»

Цель: развитие слухового внимания, формирование умения узнавать друг друга по голосу.

Оборудование: шарф для завязывания глаз.

Описание. Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Водящий встаёт в середину круга с завязанными глазами. Дети идут по кругу и произносят слова:

(Миша…) мы сейчас в лесу,

И кричим тебе «Ау»,

Ты глаза не открывай,

Кто, позвал тебя, узнай?

Дети останавливаются, и один из детей называет имя ведущего (Миша…), ведущий, не открывая глаз, отгадывает, кто позвал его. Затем ведущий меняется.

Игра: «Делай, как я»

Цель: развитие произвольного внимания, двигательной активности.

Необходимый материал: магнитофонная запись (например, марш Р. Паулса «Красные цветы»).

Описание. Дети, шагают по кругу, по инструкции педагога, выполняют движения руками, показанные взрослым.

Инструкция: «Давайте поиграем в игру «Делай, как я». Под музыку, все дети шагают друг за другом, по сигналу педагога необходимо выполнять движения руками. Необходимо внимательно следить, какие движения рук показывает педагог, и повторять их точно за ним. Начинаем играть».

Игра: «Земля, воздух, вода».

Цель: развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

Описание. Дети стоят врассыпную и выполняют движения в соответствии с инструкцией педагога «Земля» — присесть на корточки, «Вода» — стоя, имитировать перед собой руками волны, «Воздух» — поднять руки вверх, и качать ими из стороны в сторону.

Инструкция: «Для этой игры необходимо внимательно послушать. Если я назову слово «Земля», всем необходимо присесть на корточки, если назову слово «Вода» — всем необходимо встать и показать руками волны, если назову слово «Воздух» — поднять руки вверх, и покачать ими из стороны в сторону.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, предмет, инструкция, оборудование, описание, палочка, рисунок, рука, формирование умения.


Похожие статьи

Дидактические игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха

Конструирование как эффективное средство формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Логопедические проекты как средство активизации познавательно-речевой деятельности дошкольников с нарушением речи

Игры с правилами как средство развития познавательной активности дошкольников

Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников

Интеллектуальные карты как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Игра как метод коррекционной работы воспитателя с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

Песенный фольклор как эффективное средство формирования вокальных навыков и речевого аппарата у дошкольников

Дыхательные практики как основа правильной речи у детей с ОВЗ

Похожие статьи

Дидактические игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха

Конструирование как эффективное средство формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Логопедические проекты как средство активизации познавательно-речевой деятельности дошкольников с нарушением речи

Игры с правилами как средство развития познавательной активности дошкольников

Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников

Интеллектуальные карты как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Игра как метод коррекционной работы воспитателя с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

Песенный фольклор как эффективное средство формирования вокальных навыков и речевого аппарата у дошкольников

Дыхательные практики как основа правильной речи у детей с ОВЗ

Задать вопрос