В статье представлены упражнения, которые направлены на развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями.
Ключевые слова: дети с интеллектуальными нарушениями, развитие произвольного внимания, дети дошкольного возраста.
Согласно исследованиям отечественных и зарубежных психологов и педагогов, можно говорить о том, что детям дошкольного возраста с нарушениями интеллекта характерны грубые нарушения интеллектуальной деятельности, речи и коммуникации, сенсорной сферы, крупной и мелкой моторики, а также саморегуляции поведения и деятельности. В следствии этих нарушений у детей отмечается ограниченный жизненный опыт, отсутствуют мотивация и интерес к познанию окружающего мира.
Согласно исследованиям М. С. Певзнер, П. Я. Гальперина, С. Л. Рубинштейн, И. Л. Баскаковой, А. Р. Лурия, Л. С. Выготского, Е. Д. Хомской были сделаны выводы, что внимание является необходимым условием для выполнения любой деятельности. От внимания зависят результаты работы всей познавательной деятельности. Внимание обеспечивает отбор получаемой информации, сосредоточенность психической активности на деятельности или объекте, избирательность познавательных процессов. У детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта отмечается низкий объем внимания, колебания устойчивости внимания и его концентрации, которые проявляются в снижении работоспособности, в быстрой утомляемости детей.
Так как ведущей деятельностью дошкольного возраста является — игра, то наиболее эффективным будет развитие внимания в ходе игровой деятельности детей. Наиболее действенными средствами развития и обучения дошкольников с нарушениями интеллекта являются дидактические игры. Дидактическая игра — действенное средство коррекции внимания детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
В ходе дидактической игры создаются условия, в которых каждый ребенок имеет возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Дидактические игры на развитие внимания направлены на формирование у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта концентрации, объема и произвольного внимания.
Таким образом в процессе дидактической игры у дошкольников с нарушениями интеллекта удается развивать концентрацию, объем, произвольное и сенсорное внимание, а также корригировать мышление, память, речь, крупную и мелкую моторику.
В своей работе я использую следующие дидактические игры, направленные на развитие произвольного внимания дошкольников с нарушениями интеллекта.
- Игра «Найди пару».
Цель: развивать произвольное внимания, объема внимания.
Оборудование: рисунок с изображением пяти и более предметов, где два предмета одинаковые; простые карандаши.
Описание игры: Ребенку предлагается:
карточка, на которой нарисованы более пяти предметов. Из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, соединить их линиями и объяснить, чем они похожи.
Инструкция:
«Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каждому из них нужно найти пару. Соедини линиями каждую два одинаковых предмета и объясни, чем они похожи».
- Игра «Выложи из палочек».
Цель: развитие произвольного внимания и мелкой моторики рук.
Оборудование: демонстрационная картинка, набор счетных палочек.
Описание игры: Ребенку предлагается картинка, на которой изображен предмет, выложенный из счетных палочек. Взрослый просит ребенка выложить из счетных палочек такой же рисунок.
Инструкция: «Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик, ель, заборчик и т. д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же рисунок».
- Игра «По новым местам».
Цель: развитие произвольного и моторно-двигательного внимания, развитие скорости движений.
Оборудование: заранее обозначенные кружки для каждого ребенка, музыкальное сопровождение.
Описание игры: Каждый ребенок по команде взрослого меняет свой кружок, свое место — разбегается «по новым местам», оказываясь в новом кружке.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «По новым местам». Каждый из вас должен встать в кружок-домик. Когда я скажу: «На прогулку!», все за мной друг за другом начнут гулять. Но когда я скажу: «По новым местам!», все должны найти себе новый кружок-домик. Кто займет новый домик последним — считается проигравшим. Начинаем игру». Ходить «на прогулку» можно под музыкальное сопровождение или песню.
- Игра «Слушай внимательно!».
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: бубен.
Описание игры: Движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды ведущего: один удар в бубен — принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны); два удара в бубен — позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки в стороны, руки между ногами на полу); три удара в бубен — возобновить ходьбу.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в интересную игру «Слушай внимательно!». Все играющие должны будут идти по кругу друг за другом и внимательно слушать мои команды. Когда я ударю в бубен один раз, все должны остановиться и принять позу «аиста» (показ позы). Если я ударю в бубен два раза, все должны остановиться и принять позу «лягушки» (показ позы). Когда я ударю в бубен три раза, нужно возобновить ходьбу друг за другом по кругу. Начинаем игру».
- Игра «Совушка-сова».
Цель: развитие произвольного внимания, воспитание выдержки.
Оборудование: заранее обозначенный круг- гнездо, шапочка или маска совы, шапочки или маски жучков, бабочек, лягушек.
Описание игры: дети по команде взрослого выполняют действия при команде «ночь» ребята должны замереть на месте, а при команде «день»- возобновить движение. Игрок, который не выполнил команду ведущий-«сова» забирает к себе в гнездо»
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в интересную игру. Кого мы выберем совушкой — совой, тот будет жить в «гнезде» — в кругу. Остальные будут называться жучками, лягушками, бабочками и летать или прыгать, как они. По моему сигналу «Ночь!» все останавливаются и замирают. В это время сова вылетает на охоту. Заметив пошевелившегося игрока, совушка берет его за руку и уводит в «гнездо». Когда вы услышите сигнал «день!», то снова начинайте двигаться. В этой игре есть правила, которые нужно соблюдать:
1) сова не должна долго наблюдать за одним и тем же игроком;
2) вырываться от совушки нельзя;
3) если совушка не замечает пошевелившихся игроков, а звучит сигнал «день!», то она улетает в гнездо без добычи».
Примечание. Роль «совушки» в начале игры может взять на себя взрослый, для повышения интереса к игре можно использовать маску и костюм совы и других насекомых и животных.
Литература:
1. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 208 с.
2. Нищева Н. В. Играйка 12. Маленькая хозяйка. Дидактические игры для развития речи, мышления, внимания / Н. В. Нищева. — М.: Детство-Пресс, 2011. — 982 c.
3. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей- олигофренов. -М.: Просвещение. — 1968. — 160 с.
4. https://www.dissercat.com/content/transformatsiya-sistemy-normirovaniya-truda-v-usloviyakh-rynochnoi-ekonomiki-voprosy-teorii-???history=1&pfid=1&sample=4&ref=0