Создание условий для развития внимания у дошкольников с нарушением зрительного восприятия
Авторы: Кобзарева Оксана Федоровна, Курепина Светлана Дмитриевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.
Дата публикации: 24.12.2016
Статья просмотрена: 1464 раза
Библиографическое описание:
Кобзарева, О. Ф. Создание условий для развития внимания у дошкольников с нарушением зрительного восприятия / О. Ф. Кобзарева, С. Д. Курепина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1.1 (11.1). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1772/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье авторы раскрывают особенности развития внимания у детей с нарушением зрительного восприятия. Описываются приемы и методы активизации и стимулирования внимания. Данная статья будет полезна педагогам, воспитателям, работающим с детьми с нарушением зрения.
Ключевые слова: развитие внимания, дошкольники, нарушение зрения, развивающая среда.
В нашем МБДОУ функционируют группы для детей с нарушением зрения с различными зрительными диагнозами. Образовательная деятельность данных группах осуществляется на основе специальной коррекционно-развивающей программы для детей с нарушением зрения, под ред. Л. И. Плаксиной. Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с нарушением зрения приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала [2, с. 14].
Особенностью детей с нарушением зрения являются быстрое утомление на занятиях, медленное переключение на другой вид деятельности, не могут сразу включится в работу. Увеличение времени восприятия информации, замедленность в выполнении заданий, приводит к трудностям, связанным с концентрацией внимания на задании, переключении с одного задания на другое, распределением своего внимания на отдельные части задания, что ведет к рассеянности и несобранности [6, с. 97].
В возрасте 5–7 лет следует развивать у ребёнка способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте, а также переключать внимание. В 5 лет устойчивость и концентрация внимания ребёнка ещё очень низкая, к 6–7 годам она увеличивается, но всё же остаётся ещё слаборазвитой. У ребёнка нужно постепенно развивать способность делать волевые усилия и в частности, в ходе решения интеллектуальных задач. Устойчивость существенно повышается, если ребёнок активно взаимодействует с предметом (изучает, рассматривает). Неумение быстро переключить внимание приводит к затруднениям, когда нужно от игры перейти к занятию, в таких случаях говорят, что дети рассеяны, им нужна пауза, чтобы переключить своё внимание на другое. Это достигается путём специальной тренировки, благодаря которой развивается произвольное внимание, что в свою очередь позволяет ребёнку становиться способным активно, избирательно «извлекать» из памяти ему нужную информацию, выделять главное.
Дети с нарушением зрения ограничены в непосредственном зрительном восприятии окружающего мира, поэтому, чтобы обеспечить детям благоприятные условия для обучения, необходимо: создать соответствующие условия для зрительного восприятия; оптимально использовать наглядные пособия; применять специальные методы обучения и вести коррекционно-педагогическую работу с учетом особенностей нарушения зрения каждого ребенка.
Для зрительного восприятия благоприятны такие условия: достаточная освещенность помещения, размещение детей за столами согласно зрительному диагнозу, расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии, соответствующая длительность зрительных нагрузок, организация во время занятий разнообразных коррекционных упражнений для зрения. Во время занятий рекомендуется использовать специальную наглядность определенных размеров: более крупную для фронтальных демонстраций и строго дифференцированную индивидуальную, соответствующую показателям основных зрительных функций ребенка (острота зрения, поле зрения) и зрительной патологии (близорукость, амблиопия и т. д.).
При демонстрации цветных изображений должны соблюдаться определенные требования: нужно использовать яркие, насыщенные, контрастные, чистые, натуральные цвета (помидор — красный, огурец — зеленый, репка — желтая и т. д.). Особенно это важно на начальных этапах работы с ребенком, когда зрительное восприятие страдает из-за отсутствия эталона предъявляемого объекта, отсутствия «прошлого опыта».
При работе с сюжетными изображениями для отдельных детей (с низкой остротой зрения) следует исключить несущественные детали, которые не оказывают влияния на содержание и смысл сюжета.
Показывая дидактический материал, наглядные средства, воспитатель должен учитывать не только его размеры и цвет, но и контрастность фона, на котором он находится; чаще использовать контур для того или иного объекта и указку.
Для выполнения зрительной работы вблизи плоскость рабочей поверхности должна быть вертикальной или горизонтальной в зависимости от вида косоглазия (при расходящемся косоглазии — горизонтальная, а при сходящемся — вертикальная).
У детей со зрительными нарушениями темп ведения занятий должен быть снижен по сравнению с нормально видящими: таким детям требуется больше времени для первичного и повторного рассматривания предъявляемого материала [5, с. 31].
У детей с нарушением зрения наблюдается низкая познавательная активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с нарушением зрения. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.
При дефектах зрения главным условием развития внимания является активное участие детей в любом виде деятельности (учебной, игровой, трудовой, умственной). Необходимо учить детей всматриваться, вслушиваться и осязать различные качества и свойства предмета. С этой целью используются на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности, что позволяет поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне [1, с. 126].
Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей, а при общении воспитателя с детьми через игровой персонаж способствует лучшей концентрации внимания и активизации их речи. Дидактическая игра включается в занятии не только для того, чтобы углубить содержание знаний детей, но и для того, чтобы посредством игры активизировать познавательный процесс, внимание, наблюдательность, память, фантазию. Наряду со зрительным восприятием в таких играх совершенствуется осязание и слух. Так, игры «Волшебный мешочек», «Угадай на ощупь» требуют от детей сосредоточенного внимания, активной деятельности анализаторов, умения различать, сравнивать и обобщать. Игры типа «Фанты» и «Что летает?» требуют напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимания. Увлечение такой игрой повышает способность к произвольному вниманию, помогает быстрому и прочному запоминанию.
Словесные игры развивают умение внимательно слушать, более четко формулировать свои мысли. Сообразительности и внимания требуют такие игры, в которых из частей составляется целое — разрезные картинки, кубики. Независимо, от характера задачи все дидактические игры развивают у детей произвольное внимание — умение сосредоточиться на поставленной цели. Пальчиковые игры развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание. Если они сопровождаются стихами, то у детей развивается речь и чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельность, что особенно необходимо детям с различными отклонениями в здоровье и развитии. Одни дети слишком активны, неусидчивы, несдержанные, действуют импульсивно, необдуманно. Таким детям с неустойчивым вниманием, неусидчивым полезны индивидуальные игры со строительным материалом, т. к. такая игра может так увлечь ребёнка, что он доведёт её до конца: играя один, он сможет спокойно, самостоятельно выполнить задуманное. Другие дети, наоборот, несколько замедленны, вялы, недостаточно активны, неорганизованные и рассеяны. При работе с такими детьми необходимо активизировать их внимание, поощряя старания и повышая самооценку.
Упражнения игрового характера оказывают благотворное влияние на общий тонус организма детей, моторику, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой. Обязательной частью любого занятия с детьми с недостатками зрения является проведение физминуток, во время которых необходимо проводить специальную гимнастику глаз — взоротерапию, время от времени надо отвлекать детей от работы переключением их зрения с близкого расстояния на далекое — дать отдых глазам.
Таким образом, для развития и активизации внимания у детей важно использовать эмоциональные факторы: вызвать интерес, внести эмоциональную окраску, создать проблемную ситуацию, излагать материал с использованием рисунков, схем, муляжей и других наглядных средств обучения. Развитие внимания связано с формированием волевых, интеллектуальных и эмоциональных свойств личности в условиях активной деятельности [1, с. 7].
Литература:
- Григорьева Л. П. «Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями» // Дефектология № 1, 2002г.; № 2, 2003.
- Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе предметного рисования. — М., 1991.
- Подколзина Е. Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения. // Журнал Дефектология, 2001 — № 2
- Подколзина Е. Н. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения. // Журнал Дефектология, 2005 — № 6. С. 33–40.
- Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Уч. пособ. для студ. ВУЗов. — М.: «ВЛАДОС», 2000.
- Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. М.: «Полиграф сервис», 2000
Похожие статьи
Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду
В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Рассматриваются проблемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми речи. Предложены практические методы работы с детьми, направленные на формирование коммуникативных навыков. Авторы основываются на требованиях Федеральной образовател...
Педагогические условия профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте и основные подходы к ее профилактике. Вместе с этим выделены педагогические условия, обеспечивающие эффективность организации профилактической работы с агрессивными д...
Развитие памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста путем совершенствования познавательных способов получения информации
В статье автором рассматривается вопрос развития памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста. Выявлены проблемы развития памяти и внимания старших дошкольников. Обоснована эффективность развития памяти и внимания детей старшего дошкольного ...
Психолого-педагогические методы помощи в формировании у детей с расстройствами аутистического спектра коммуникативных навыков
Данная статья посвящена психолого-педагогическим особенностям формирования у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Представлен анализ различных методов помощи детям с РАС в освоении коммуникации.
Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ
В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...
Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
В статье представлены психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В материалах статьи приводятся сведения об особенностях мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы ...
Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста
В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...
Особенности организации музыкальной деятельности в детском саду для детей с расстройствами аутистического спектра
В статье представлен опыт работы музыкального руководителя детского сада с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Автор делится практическими приемами организации музыкальной деятельности в детском саду.
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в освоении образовательной программы
В статье представлен опыт работы с детьми, имеющими нарушение слуха. Освещены актуальные вопросы по обучению и развитию данной категории детей с ОВЗ.
Похожие статьи
Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду
В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Рассматриваются проблемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми речи. Предложены практические методы работы с детьми, направленные на формирование коммуникативных навыков. Авторы основываются на требованиях Федеральной образовател...
Педагогические условия профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте и основные подходы к ее профилактике. Вместе с этим выделены педагогические условия, обеспечивающие эффективность организации профилактической работы с агрессивными д...
Развитие памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста путем совершенствования познавательных способов получения информации
В статье автором рассматривается вопрос развития памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста. Выявлены проблемы развития памяти и внимания старших дошкольников. Обоснована эффективность развития памяти и внимания детей старшего дошкольного ...
Психолого-педагогические методы помощи в формировании у детей с расстройствами аутистического спектра коммуникативных навыков
Данная статья посвящена психолого-педагогическим особенностям формирования у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Представлен анализ различных методов помощи детям с РАС в освоении коммуникации.
Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ
В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...
Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
В статье представлены психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В материалах статьи приводятся сведения об особенностях мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы ...
Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста
В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...
Особенности организации музыкальной деятельности в детском саду для детей с расстройствами аутистического спектра
В статье представлен опыт работы музыкального руководителя детского сада с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Автор делится практическими приемами организации музыкальной деятельности в детском саду.
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в освоении образовательной программы
В статье представлен опыт работы с детьми, имеющими нарушение слуха. Освещены актуальные вопросы по обучению и развитию данной категории детей с ОВЗ.