В статье рассматриваются особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте и основные подходы к ее профилактике. Вместе с этим выделены педагогические условия, обеспечивающие эффективность организации профилактической работы с агрессивными детьми.
Ключевые слова: детский коллектив, дошкольник, агрессия, агрессивность, педагогические условия
В детском коллективе одной из серьезных проблем является агрессивное поведение, разнообразные проявления которого в той или иной мере характерны для многих дошкольников. Усвоение норм и правил поведения в процессе воспитания способствует тому, что непосредственные проявления агрессивности сменяются просоциальными формами поведения. В тоже время у некоторых детей агрессивное поведение сохраняется и трансформируется в устойчивое качество личности. В результате этого возникают проблемы в общении со взрослыми и сверстниками, деформируется личностное развитие, отношение к себе и другим характеризуется преобладанием негативизма. Именно потому, что агрессивное поведение препятствует гармоничному развитию личности ребенка дошкольного возраста, этой проблеме уделяется большое внимание исследователей.
В работах Е. К. Лютовой, А. А. Романова, И. А. Фурманова, Г. Р. Хузеевой и других авторов рассматривается проблема детской агрессивности, причины ее возникновения и подходы к ее преодолению [5,6,8,9].
Как отмечает исследователь Е. О. Смирнова, агрессивность детей имеет различную природу, в соответствии с этим можно выделить две группы агрессивных детей. Первую группу агрессивных детей характеризует то, что они воспитываются в духе ослабленного внимания к ним родителей, между членами семей часто существует конфликтные напряжённые отношение, в которые вовлекаются и сами дети, ребёнок подвергается строгим наказаниям. Агрессия проявляется в таких семьях в различных формах [7].
На фоне агрессии у ребёнка возникает соответствующее отношение к родителям, чаще всего оно характеризуется неприятием, а также тревожностью. Агрессивные дети второй группы характеризуются не только тем, что растут в благополучных социальных условиях, но и отличаются определёнными личностным особенностями. Эти дети не испытывают недостатка в признании со стороны родителей, характерной особенностью семьи является то, что в семьях преобладает взаимопонимание, взаимная поддержка. В то же время родители сами могут проявлять агрессивность и враждебность по отношению к окружающему миру, при этом у детей также формируется уже в процессе воспитания агрессия как механизм адаптации к окружающему миру.
Природа агрессивности у детей этих двух групп различна: у детей первой группы агрессивность носит защитный характер и связана с неудовлетворением базовых потребностей в любви и принятии, во втором случае агрессия является следствием усвоения неправильных ценностных установок и агрессивных форм поведения.
Важное значение в предупреждении агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста играет психолого-педагогическая профилактика. Она представляет собой систему предупредительных мер, связанных с установлением внешних причин, факторов и условий, которые вызывают те или иные проблемы в поведении и развитии ребёнка. Разработка системы профилактики связана с выделением определённых условий, которые влияют на преодоление агрессивного поведения у детей младшего дошкольного возраста.
Анализ литературы показывает, что существует определённый спектр условий профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
В исследованиях многих авторов отмечается, что на формирование агрессивных форм поведения детей большое влияние оказывают условия семейного воспитания. По мнению Л. И. Божович, агрессивное поведение ребёнка выступает как защитная реакция, которая формируется в результате противоречивости требований к ребёнку со стороны родителей [2].
В результате использования наказания детей как способа отреагирования и разрядки взрослым своих собственных негативных эмоций. В результате преобладание негативного стиля общения с ребёнком, характеризующегося использованием приказов, обвинений, угроз, вербальных оскорблений, игнорированием чувств ребёнка, его желаний.
В соответствии с этим, одним из важнейших условий профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста является организация работы с родителями, построенная на выявлении факторов семейного воспитания, обуславливающих агрессивное поведение ребёнка и формирование у родителей конструктивных форм взаимодействия с ребёнком, способствующих предупреждению агрессивности.
Выделение условий профилактики агрессивного поведения дошкольников связано и с анализом причин возникновения агрессивного поведения. Мы уже отметили, что целый ряд причин связан с особенностями семейного воспитания. Кроме того, существуют и причины возникновения агрессивности, носящие сугубо личностный характер. Как указывает Э. Ш. Бубнова, агрессивность ребёнка может быть связана с внутриличностными конфликтами между отдельными побуждениями, может быть обусловлена недостаточной сформированностью у ребёнка коммуникативных навыков [3]. Также недостаточный уровень развития интеллекта, заниженная самооценка, нарушение взаимоотношений со сверстниками. В соответствии с этим ещё одним важным условием профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста выступает формирование у детей навыков взаимодействия с окружающими людьми, формирование положительного отношения к себе, адекватной самооценки.
В условиях педагогического процесса профилактика агрессивного поведения зависит также от того, насколько эффективные методы и приёмы используются для предупреждения агрессивного поведения детей. В соответствии с этим необходимо обзорно раскрыть методы и приёмы, которые могут быть использованы. Одним из наиболее распространённых методов предупреждения и коррекции агрессивного поведения в дошкольном возрасте является игротерапия.
В работах И. Л. Ленденевой эффективно используются в коррекции агрессивного поведения также сказкотерапия. Благодаря сказкотерапии происходит формирование у ребёнка осознанного отношения к причинам, формирующим агрессию, формирование модели преодоления агрессивного поведения, принятие собственных чувств и их выражение через идентификацию с героем [4].
Е. К. Лютова, Г. Б. Монина отмечают, что в коррекции агрессивного поведения большую роль играют методы групповой работы, поскольку работая в группе ребёнок учится выстраивать взаимоотношения, контролировать свою агрессию, приобретать новый опыт взаимодействия. В случае, когда у ребёнка проявление агрессивности характеризуется также выраженной личностной тревожностью, чувствительностью к негативному отношению к себе, могут быть эффективно использованы релаксационные техники, техники работы со страхами, а именно проективные техники, арт-терапия, а также ролевые игры [5].
И. Л. Ленденева предлагает следующий дифференцированный подход к выбору методов профилактики и коррекции агрессивности. В ситуации, когда агрессивное поведение ребёнка сочетается со слабым сочетанием собственного эмоционального мира. Эффективно использовать следующие методы и техники терапевтического воздействия: придумывание историй, раскрывающих причину эмоционального состояния, рисование, лепка эмоций, работа с эмоциями через сенсорные каналы, изображение различных предметов и явлений природы, разыгрывание сценок, отражающих различные эмоциональные состояния, ролевые игры, отражающие проблемную ситуацию [4].
В случае, когда агрессивное поведение дошкольника сочетается с неадекватной самооценкой, важно направить внимание на формирование позитивного образа «Я», разработку системы поощрений за успехи, включение ребёнка в разные виды деятельности, где он может укреплять уверенность в себе посредством результатов деятельности. Когда у детей агрессивное поведение сочетается со слабым контролем над своими эмоциями, эффективно использовать в работе с ними релаксационные техники, ролевые игры, перевод деструктивных действий в вербальный план. Правильно подобранные методы и приёмы работы являются одним из условий профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
По мнению Т. Н. Банщиковой, маловажное значение в профилактике агрессивного поведения имеет и взаимодействие с педагогом. Если взаимодействие носит характер авторитарный, то это будет способствовать провоцированию в ребёнке агрессивных проявлений как защитных реакций. В связи с этим необходимо уделять внимание изучению основ взаимодействия педагогов с детьми и осуществлять работу с педагогами, направленную на формирование представлений о том, каковы возможные причины агрессивного поведения, его проявления, методы и приёмы работы с детьми, характеризующимися агрессивным поведением [1].
Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что организация профилактической работы по предупреждению агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста включает в себя учёт педагогических условий, к числу этих условий мы отнесли следующие: организацию работы с детьми, построенную на изучении причин агрессивного поведения, подборе адекватных методов и приёмов профилактики; организация работы с родителями, направленная на формирование конструктивного взаимодействия родителей с детьми, гармонизацию детско-родительских отношений; организация работы с педагогами, направленная на формирование у педагогов умений и навыков реагирования в ситуациях проявления агрессивного поведения детьми старшего дошкольного возраста.
Литература:
- Банщикова Т. Н. Профессионально-личностная готовность воспитателя к предупреждению агрессивности у дошкольников: автореферат дис.... канд. психол. наук. М., 2011. 20 c.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., Просвещение, 2011. 64 с.
- Бубнова Э. Ш. Особенности проявления агрессивного поведения старших дошкольников в группе детского сада: автореферат дис…канд. психол.наук. М., 2008. -18 с.
- Ленденева И. Л. Детская агрессия и методы ее психолого-педагогической коррекции: автореферат дис. канд. психол. наук. — Иркутск, 2009. — 170 c.
- Лютова Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб.: Речь, 2013. 190 с.
- Романов А. А. Направленная игротерапия агрессивности у детей. М: «Плейт», 2003. 65 с.
- Смирнова Е. О., Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. 2012. № 1. С. 17–25.
- Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. — Минск, 2006. 192 с.
- Хузеева Г. Р. Психологические особенности агрессивных дошкольников: автореферат дис. канд. психол. наук. М., 2012. 18 c.