Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 29.11.2016

Статья просмотрена: 824 раза

Библиографическое описание:

Будаева, Е. О. Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ / Е. О. Будаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 633-635. — URL: https://moluch.ru/archive/130/35910/ (дата обращения: 22.12.2024).



В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития памяти дошкольников.

Ключевые слова: развитие, мнемические способности, дошкольный возраст, познавательная деятельность, структура памяти, мнемические приемы

This article discusses the relevance of the development of mnemonic abilities of children of preschool age in the conditions of preschool. When covering age features of children of preschool age. The importance of using mnemonic techniques for the development of memory preschoolers.

Keywords: development, mnemonic abilities, preschool age, cognitive activity, memory structure, mnemonic techniques

Развитие мнемических способностей у дошкольников в условиях ДОУ — одна из актуальных проблем, так как из-за интенсивного развития современной системы образования от индивида требуется владение большим количеством информации. В связи с этим, одной из задач образовательной системы, является развитие памяти, начиная с дошкольного возраста.

«Дошкольный период — это эпоха господства природной, непроизвольной памяти. К концу дошкольного возраста появляются произвольные формы психической активности. Ребенок может рассматривать предметы, целенаправленно наблюдать, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы целенаправленного запоминания» [5, С.19]. Одним из способов успешного развития произвольной памяти является оперирование детьми мнемическими приемами.

Проблема психологии памяти разработана достаточно подробно такими отечественными психологами, как А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов и др. Проблемой развития мнемических способностей занимались такие психологи, как, В. И. Самохвалова, К. П. Мальцева, Л. М. Житникова, З. М. Истомина, С. А. Изюмова, В. Д. Шадриков, Л. В. Черемошкина, Т. В. Зотова и др.

Методологической основой нашего исследования является теория системогенеза деятельности и способностей В. Д. Шадрикова [5]. Согласно данной теории, в структуре мнемических способностей выделяется 3 компонента:

a) функциональные механизмы — врожденная память, имеющая индивидуальную меру выраженности, проявляющаяся в эффективности процессов запоминания, сохранения и воспроизведения;

b) операционные механизмы — набор способов обработки запоминаемого материала, который ведет к увеличению продуктивности процессов памяти и сводится к: повышению скорости запоминания и воспроизведения, увеличению объема, повышению точности, а также увеличению правильности запоминаемого и воспроизводимого материала;

c) регуляционные механизмы — система ориентировочных действий, которая связана с мотивами, эмоциями, волевыми качествами и другими образованиями [6].

Целенаправленное развитие памяти осуществляется через формирование операционных механизмов мнемических способностей. Л. В. Черемошкиной описаны 13 мнемических приемов запоминания.

На кафедре психологии младшего школьника МПГУ осуществляется многолетняя работа по развитию мнемических способностей младших школьников в учебной деятельности [1]. Накоплен большой опыт по разработке программ развития мнемических приемов младших школьников в учебной деятельности [2].

Целенаправленному развитию мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ уделяется недостаточно внимания. Отчасти, это связано с тем, что непроизвольная память дошкольников имеет высокую продуктивность и в условиях ДОУ образовательная деятельность не является учебной и полной по своей структуре, в отличие от школы.

Таким образом, проблемой нашего исследования является поиск возможностей развития мнемических приемов в дошкольном возрасте в условиях ДОУ.

Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что развитие памяти детей дошкольного возраста может осуществляться за счет использования мнемических приемов, по сложности и строению адекватных возрастным особенностям психического развития дошкольников.

Цель нашего исследования: научить старших дошкольников в условиях ДОУ пользоваться различными мнемическими приемами при запоминании различной информации. Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

a) выявить особенности развития мнемических способностей дошкольников;

b) определить виды мнемических приемов, наиболее подходящих для развития в старшем дошкольном возрасте в связи с их возрастными особенностями;

c) подобрать методики диагностики продуктивности мнемических способностей дошкольников;

d) разработать обучающую программу формирования определенных мнемических приемов у дошкольников в условиях ДОУ;

e) проверить эмпирически эффективность данной программы развития памяти;

f) разработать психолого-педагогические рекомендации по организации развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ.

Рассмотрим возрастные особенности памяти дошкольников. Память дошкольников развивается очень активно и опережает другие психические функции. Запоминание является непроизвольным. В достаточной степени развита эмоциональная память. События, действия, образы, материал, которые вызывают у ребенка эмоциональное впечатление, легко запоминаются. На всем протяжении дошкольного детства увеличивается эффективность непроизвольного запоминания.

В старшем дошкольном возрасте процесс формирования произвольной памяти только начинается. Целенаправленный процесс запоминания проявляется эпизодически. Чаще всего он присутствует во время игры, при выполнении поручений взрослых, и во время непосредственной образовательной деятельности. Более сложную для запечатления информацию, ребенок может воспроизвести во время игровой деятельности. В дошкольном возрасте преобладает образная память. Следовательно, при обучении дошкольников приемам запоминания необходимо использовать способы запоминания, использующие образное мышление и образную память.

Таким образом, наше исследование будет посвящено развитию мнемических приемов, по своей структуре и сложности соответствующих возрастному развитию дошкольников.

Литература:

1. Зотова Т. В. Развитие интеллектуальных операций познавательных способностей школьников в учебной деятельности//Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Материалы VII Международной научно-практической конференции. Ярославль. 2015. — 58–59 с.

2. Зотова Т. В. Формирование у младших школьников мнемического действия классификации в учебной деятельности/ Психологическое обозрение. 1996, № 2 (3). 30–36 с.

3. Макарова К. В., Яздовская П. В. Способности и одаренность младших школьников//Педагогика профессионального образования. Вестник РМАТ. 2015, № 3. 113–117 с.

4. Суворова Г. А. Деятельностный подход к психологическому консультированию в образовании: системогенетическая парадигма. М.: Прометей. 2006. — 356 c.

5. Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов — Ярославль: Академия развития, 2005. — 240 c.

6. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие для вузов. — М.: Логос, 1996. — 320 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, способность дошкольников, прием, образная память, прием запоминания, произвольная память, развитие, способность, старший дошкольный возраст, учебная деятельность.


Ключевые слова

развитие, дошкольный возраст, познавательная деятельность, мнемические способности, структура памяти, мнемические приемы

Похожие статьи

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников

В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной деятельн...

Развитие памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста путем совершенствования познавательных способов получения информации

В статье автором рассматривается вопрос развития памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста. Выявлены проблемы развития памяти и внимания старших дошкольников. Обоснована эффективность развития памяти и внимания детей старшего дошкольного ...

Эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников с нарушением речевого развития

В статье представлены основные подходы к пониманию сущности понятия «образ Я», структура образа Я. Рассмотрен эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников с нарушением речевого развития.

Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены особенности развития коммуникативных умений процессе онтогенеза в норме и при расстройствах аутистического спектра, а также перечислены основные этапы и принципы коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей данной...

Роль взрослого в процессе формирования эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия семей с ДОУ

В статье раскрывается понятие эмоционального интеллекта, его структура. Рассматривается значимость процесса формирования эмоционального интеллекта дошкольников. Описывается важность фигуры взрослого при развитии эмоционального интеллекта детей дошкол...

К вопросу о формировании познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье автор рассматривает влияние особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья на выбор технологий, используемых в коррекционно-развивающей работе.

Похожие статьи

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников

В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной деятельн...

Развитие памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста путем совершенствования познавательных способов получения информации

В статье автором рассматривается вопрос развития памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста. Выявлены проблемы развития памяти и внимания старших дошкольников. Обоснована эффективность развития памяти и внимания детей старшего дошкольного ...

Эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников с нарушением речевого развития

В статье представлены основные подходы к пониманию сущности понятия «образ Я», структура образа Я. Рассмотрен эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников с нарушением речевого развития.

Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены особенности развития коммуникативных умений процессе онтогенеза в норме и при расстройствах аутистического спектра, а также перечислены основные этапы и принципы коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей данной...

Роль взрослого в процессе формирования эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия семей с ДОУ

В статье раскрывается понятие эмоционального интеллекта, его структура. Рассматривается значимость процесса формирования эмоционального интеллекта дошкольников. Описывается важность фигуры взрослого при развитии эмоционального интеллекта детей дошкол...

К вопросу о формировании познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье автор рассматривает влияние особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья на выбор технологий, используемых в коррекционно-развивающей работе.

Задать вопрос