Люди всегда стремились многое узнать и многому научиться. На заре человечества это было вопросом выживания. Но и в наше время знания и умения необходимы. Мы каждый день обращаемся к своей памяти, чтобы вспомнить то, что когда-то узнали, услышали или увидели. Но мы до сих пор не знаем всех секретов памяти.
Изучение процессов запоминания, равно как и воспроизведения ранее полученных знаний обуславливает одну из главных проблем науки. В детском возрасте именно память является основной психической функцией, и уже все остальные функции развиваются с опорой на нее. Именно поэтому проблема особенностей развития смысловой памяти у младших школьников будет всегда актуальна.
Под памятью подразумевают способность человека получать, хранить и воспроизводить полученный ранее жизненный опыт. В свою очередь жизненный опыт представляет собой сочетание инстинктов, как врожденных, так и приобретенных под действием различных факторов. Механизмы поведения обновляются в течение всей нашей жизни. Именно обновление механизмов поведения отвечает за адаптацию к постоянно меняющимся условиям жизни [3, с. 55]
Если бы мы не могли удерживать в памяти произошедшие события, то не смогли бы развиваться и совершенствоваться. Каждое происшествие воспринималось бы нами как новое. Рубинштейн так говорил: «Без памяти мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом» [1, с. 220].
Память младшего школьника подвергается значимым изменениям. В этом возрасте она начинает становиться все более опосредованной, приобретая характер произвольности, и регулируемой сознательно.
Всему «виной» учебная деятельность, с которой сталкивается младший школьник. Именно учебная деятельность предъявляет повышенные требования к уровню эффективности памяти. Ребенок в процессе обучения должен запоминать большой объем информации. Должен уметь не только выучить, но и воспроизвести информацию спустя какой-то промежуток времени. Без этого умения ребенок не сможет успешно освоить учебную программу, что скажется и на его отношении к школе в целом.
В период обучения в младших классах способность детей произвольно запоминать информацию претерпевает изменения. Так учащиеся первого класса лучше запоминают яркие и интересные события, их память непроизвольна. Непосредственную память им еще предстоит развить [2, с. 351].
Учебные задания постепенно усложняются, и уже недостаточно просто запомнить информацию, да и ее объем возрастает в разы. Младший школьник начинает овладевать различными стратегиями и способами запоминания, учится организовывать и обрабатывать получаемую информацию. На первый план выходит смысловая память. Мыслительные процессы теперь ложатся в основу запоминания.
В этом возрасте проводимая учителем целенаправленная работа по развитию высших форм произвольного запоминания дает отличные результаты.
В основе смысловой памяти лежит понимание изучаемого материала. Смысловая память тесно связана с развитием языка.
Процесс смыслового запоминания можно разбить на несколько этапов. Так на первом этапе из запоминаемого объема вычленяются крупные смысловые единицы, так называемые мнемические опоры, которые несут в себе основные мысли изучаемого. В кратковременной памяти одновременно может храниться ограниченное число объектов запоминания. Выделение крупных блоков помогает преодолеть этот барьер. Мнемические опоры позволяют воспроизводить материал.
Для развития смысловой памяти дети должны научиться обобщению материала, вычленять главные мысли в тексте.
Эффективность запоминания во многом зависит от того на сколько изучаемый материал осмыслен младшим школьником. Было ли это простое механическое запоминание или же информация запоминалась осмысленно.
Разница между двумя этими видами состоит в том, что если при механическом запоминании опора идет на близость объектов, как пространственную, так и временную (запоминание идет без переработки, то есть в том порядке, в каком объекты представлены), то осмысленное запоминание опирается на логические связи между объектами, на понимание таких связей, используются связи второй сигнальной системы.
При механическом запоминании младшему школьнику приходится приложить значительные усилия, направленные на многократность повторения изучаемого материала. Но повторение не может гарантировать адекватность воспроизведения, особенно в случае, если требуется вспомнить не весь блок, а часть.
Осмысленное запоминание гораздо более продуктивно по сравнению с механическим. И требует меньшей затраты сил на воспроизведение информации.
Исследования, в этой области говорят нам, что обучение осмысленному приему запоминания, в основе которого лежит умственное действие, должно включать два этапа:
Первое — это формирование самого умственного действия;
Второе — использование его как средства запоминания.
Таким образом, прежде чем использовать, например, прием смысловое соотнесение, для запоминания материала, необходимо овладеть смысловым соотнесением как самостоятельным умственным действием.
Учителю, при работе с младшим школьным возрастом, необходимо вести работу в двух направлениях:
а) направление такой работы связано с формированием у детей приемов осмысленного запоминания (расчленение материала на смысловые единицы, смысловое сопоставление, смысловая группировка),
б) с формированием приемов воспроизведения, распределенного во времени, приемов самоконтроля за результатами запоминания. Специальная работа необходима для формирования у младших школьников приемов воспроизведения [4, с.198].
Таким образом, интенсивное развитие памяти начинается уже в дошкольном возрасте, так как на данном возрастном этапе память является ведущим познавательным процессом. После поступления ребёнка в первый класс начинается перестройка всех его познавательных процессов, так как у ребенка появляется новый вид деятельности, учение. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребёнка становятся произвольность, продуктивность и устойчивость. Детям первых — вторых классов проще и привычнее запоминать непосредственно, чем осмысленно. Объём непосредственной памяти в данном возрасте даже выше, чем у взрослых. К третьему-четвёртому году обучения в начальной школе память младшего школьника становится произвольной, логической, ассоциативной, т. е. опосредованной.
Литература:
- Долгова В. И., Аркаева Н. И., Капитанец Е. Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе: монография. М.: Издательство Перо, 2015. — 200 с.
- Долгова В. И., Мельник Е. В. Эмпатия. Монография. М.: Издательство Перо, 2014. 185 с.
- Мамонова Е. А. Упражнения на развитие мышления, воображения, внимания, памяти. М: «Академия», 2014. — 215 с.
- Матюгин И. Ю., Рыбникова И. К. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. М.: «Эйдос», 2016. — 38с.
- Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 2018. — 192 с.