Особенности развития образной памяти у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Морозова, Ю. В. Особенности развития образной памяти у детей дошкольного возраста / Ю. В. Морозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23.2 (127.2). — С. 85-89. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35350/ (дата обращения: 18.12.2024).



Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности ребенка. Дошкольное детство — возраст наиболее благоприятный для развития памяти, особенно образной. Образная память — запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Различают подвиды образной памяти — зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую.

Как считал Л. С. Выготский, память становится доминирующей функцией и происходит большой путь в процессе своего становления именно в дошкольном возрасте. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал.

А. А. Люблинская считает, что образная память — представления, или сохранившиеся образы ранее воспринимавшихся предметов, составляют основное содержание памяти ребенка — дошкольника. Это в первую очередь представления об окружающих людях, их действиях, о зверях и птицах, о пространстве и времени.

Цель работы: изучить особенности развития образной памяти у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: память детей в старшем дошкольном возрасте.

Предмет исследования: образная память старших дошкольников, особенности её развития.

Задачи:

1. Провести анализ различных подходов к развитию образной памяти как психического процесса.

2. Отобрать существующие диагностические методики по образной памяти.

3. Качественно и количественно проанализировать полученные данные

Память можно определить как психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Три указанных подпроцесса являются основными для памяти. Они выделяются е только на основании того, что это разные процессы по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по той причине, что у разных людей каждый из этих процессов может быть неодинаково развит. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и долго сохраняют в память запомненный ими материал. Это люди с развитой долговременной памятью. Есть также индивиды, которые, например, быстро запоминают, но зато и быстро забывают, то, что запомнили. У них были сильны кратковременная и оперативная память.

«Кратковременная память — это память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени. Кратковременная память человека связана с его актуальным сознанием» [6, с. 125].

Долговременная память рассчитана на длительный срок хранения информации, как правило, заранее не определенный. Она не связана с актуальным сознанием человека и предполагает его способность в нужный момент вспомнить то, что когда-то было им запомнено. В отличие от кратковременной памяти, где припоминания не требуется (поскольку то, что только что было воспринято, еще находится в актуальном сознании), при долговременной памяти оно необходимо всегда, т. к. связанные с восприятием сведения уже не находятся в сфере актуального сознания.

Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (речевых, музыкальных). Она необходима музыкантам, филологам, лингвистам.

Словесно-логическая память характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно запоминает смысл событий, смысл читаемого текста и т. д. Данным типом памяти нередко обладают научные работники, преподаватели учебных заведений.

Кроме названных есть и другие виды памяти, в частности осязательная, обонятельная, вкусовая, т. е. образная память.

В связи с развитием генетики и молекулярной физиологии, а также кибернетики, привлекли к себе внимание исследования биологических основ и физиологических механизмов памяти. Часть этих исследований была проведена на нейронном уровне, т. е. на уровне исследования работы отдельных нервных клеток и их ансамблей в процессе запоминания. Однако вполне однозначных, убедительных ответов на вопросы о роли различных клеток мозга в процессах запоминания и воспроизведения информации, а также о значении для памяти изменений, происходящих на молекулярном уровне, пока что не получено.

Таким образом, существует огромное количество видов памяти и подходов к ее изучению, в настоящее время разработано немало разнообразных систем и методов влияния на память человек с целью ее улучшения. Память позволяет человеку обеспечить непрерывность психической жизни. Мы знаем, что мы живем, если помним себя. В зависимости от того, что запоминает человек, различают память двигательную (запоминание собственных движений, выработка навыков), эмоциональную (память чувств), образную (образы восприятия, мышления и воображения) и словесно-логическую (сохранение мыслей, общего смысла запоминаемой информации). Виды памяти связаны друг с другом и не существуют изолированно. Однако, в зависимости от интенсивности использования в деятельности, каких-либо ситуаций, возникает доминирование определенных видов памяти, обусловленное активностью мышления, восприятия, воображения.

Развитие образной памяти в старшем дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Период, на который запоминаются люди, события в дошкольном возрасте отодвигаются на неопределенно долгие сроки. В самом деле, если нам трудно или почти невозможно припомнить что-либо из событий раннего детства, то дошкольное детство оставляет много ярких воспоминаний. Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой сознательных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было обращено внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно.

Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от того, насколько активно ребенок действует по отношению к ним, в какой мере происходит их детальное восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия. Так, при простом рассматривании картинок ребенок запоминает гораздо хуже, чем в случае, когда ему предлагают эти картинки разложить по своим местам, например, отложить отдельно вещи, которые подходят для сада, кухни, детской комнаты. Непроизвольное запоминание является косвенным, дополнительным результатом, выполняемых ребенком действий восприятия и мышления.

Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в среднем дошкольном возрасте и существенно совершенствуются у старших дошкольников. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, исполняющего поручение купить в магазине определенные предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.

Овладение произвольными формами памяти включает несколько этапов. На первом из них ребенок начинает выделять только саму задачу запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше, так как ребенок в первую очередь сталкивается с ситуациями, в которых от него ждут именно припоминания, воспроизведения того, что он раньше воспринимал или делал. Задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет воспроизвести то, что от него ждут.

Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам. Их в той или иной форме подсказывают ему взрослые. Так, когда взрослый, например, дает ребенку поручение, то тут же предлагает его повторить. Спрашивая ребенка о чем-нибудь, взрослый направляет припоминание вопросами: «А что было потом?». Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании. В конце концов, дети осознают необходимость специальных действий запоминания, овладевают умением использовать в них вспомогательные средства.

В младшем дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка и, прежде всего в познавательных процессах — восприятии и мышлении. Восприятие, хотя и становится более осознанным, целенаправленным, все же сохраняет глобальность. Так ребенок преимущественно выделяет наиболее яркие признаки предмета, не замечая другие нередко более важные. Поэтому, представления, которые составляют основное содержание памяти дошкольника, не редко отрывочны. Запоминание и воспроизведение происходят быстро, но бессистемно. Малыш «перескакивает» с одного признака или компонента ситуации на другой. В памяти он часто удерживает второстепенное, а существенное забывает. Развитие мышления приводит к тому, что дети начинают прибегать к простейшим формам общения, а это обеспечивает систематизацию представлений.

Таким образом, образная память — это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, вкусовой, осязательной, обонятельной.

Развитие образной памяти начинается с дошкольного возраста и продолжает развиваться и совершенствоваться в течение всей жизни человека.

В развитии образной памяти ребенка на протяжении дошкольного возраста происходят заметные сдвиги, которые выражаются в следующем:

1. Увеличивается объем сохраняемых представлений.

2. Благодаря культуре восприятия — представления о предметах и явлениях схематичны, слитные и диффузные у малышей становятся все более осмысленными, четкими и дифференцированными. Они приобретают вместе с тем все более обобщающий характер.

3. Представления становятся связанными и систематичными. Они могут быть объединены в группы, категории или картины.

4. Растет подвижность сохраняемых образов, ребенок может свободно использовать их в разных видах деятельности и в разных ситуациях.

Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены и врожденными особенностями высшей нервной деятельности и воспитанием. Индивидуальные особенности обуславливают различные типы памяти. Индивидуальные различия в памяти могут быть двух видов. С одной стороны, память разных людей отличается преобладанием той или иной модальности — зрительной, слуховой, двигательной; с другой стороны, память различных людей может отличаться и по уровню своей организации.

Таким образом, необходимо учесть следующие важные моменты при формировании образной памяти:

— чаще спрашивать малыша о том, что он помнит — этим мы даем возможность ребенку понять, что интересуемся его персоной;

— спрашивать ребенка о прошлых событиях — это позволит ребенку оценивать события и в определенной степени предполагать, предвидеть будущее;

— фиксировать внимание малыша на событиях прошлого — это поможет ему запечатлеть в своем сознании воспоминания об определенном порядке вещей: например, подъем, завтрак, прогулка и т. д. – и дает ребенку чувство безопасности, ощущение стабильности жизни, он приучается контролировать события в своей жизни;

— коллекционировать интересные события — это развивает память, остается память об атмосфере радости, царившей тогда.

Экспериментальное исследование развития образной памяти

старших дошкольников.

Изучение зависимости объема произвольной образной памяти от содержания запоминаемого материала.

Цель: изучить уровень развития образной памяти у детей старшего дошкольного возраста, проанализировать полученный результат.

В соответствии с поставленной целью, я использовала методику Урунтаевой Г. А.

Диагностическая методика.

Г. А. Урунтаева «Изучение зависимости объема произвольной образной памяти от содержания запоминаемого материала».

Подготовка исследования: подобрать 6 хорошо знакомых ребенку предметов (матрешка, дудочка, лодка, кубик, апельсин, телефон), 6 картинок (утка, кактус, самолет, конфета, птенец, шуба), 6 карточек с изображением геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, овал, листы бумаги, 6 цветных карандашей.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 5–7 лет и включает 3 серии, различающиеся между собой содержанием запоминаемого материала: предметы; картинки; геометрические фигуры. Материал для эксперимента всегда располагают хаотично, на некотором расстоянии друг от друга. Время — 20 секунд. Ребенка просят: «Внимательно посмотри на предметы, лежащие на столе, запомни их, а потом назови». Время для воспроизведения не больше 5 минут. При воспроизведении геометрических фигур ребенка просят нарисовать их, предлагая бумагу и цветные карандаши. Если ребенок изображает фигуры несоответствующим цветом, его можно спросить: «Почему ты взял карандаш другого цвета?»

Обработка данных. Подсчитывают число воспроизводимого материала по всем сериям эксперимента, результаты оформляют в таблицу. Выясняют, какой материал лучше всего запоминается детьми. Особо следует проанализировать результаты запоминания геометрических фигур, выясняя, соответствует ли цвет, выбранный ребенком для их изображения, образцу. Необходимо отметить изобразил ли ребенок новые фигуры.

В исследовании я обследовала группу детей старшего дошкольного возраста детей из 10 человек.

1 группа

1. Кристина С. — 6 лет,1 месяц

2. Никита А. — 6 лет

3. Таня — 6 лет, 2 месяц

4. Саша З. — 6 лет, 1 месяц

5. Ксюша З. — 6 лет, 6 месяцев

6. Миша М. — 6 лет, 3 месяца

7. Алеша К. — 6 года, 3 месяцев

8. Олег Б. — 6 лет.

9. Олеся К. — 6 лет, 1 месяц

10. Женя Ж. — 6 лет, 3 месяца

Ответы детей фиксировались в таблицу, по которой затем составлялось процентное соотношение, что же дети дошкольного возраста запоминают лучше из предложенного материала.

Из полученной таблицы можно сделать вывод о том, что предметный, наглядный и абстрактный материал запоминался детьми неодинаково.

Таблица 1

Изучение сформированности запоминания предметного материала

Количество детей

Количество воспроизводимого материала

Процентное соотношение

1

6

10 %

2

5

20 %

7

4

70 %

Таблица 2

Изучение сформированности запоминания наглядного материала

Количество детей

Количество воспроизводимого материала

Процентное соотношение

3

6

30 %

5

5

50 %

2

3

20 %

Таблица 3

Изучение сформированности запоминания абстрактного материала

Количество детей

Количество воспроизводимого материала

Процентное соотношение

2

6

20 %

3

5

30 %

2

4

20 %

3

3

30 %

По полученным результатам можно сделать вывод о том, что лучше всего дети запоминали картинки, на втором месте — предметы, затем геометрические фигуры.

Эти данные свидетельствуют об особенностях возраста, поскольку у детей дошкольного возраста развито наглядно-образное мышление, и то, что они увидели, воспринимали зрительно в виде картинок, запомнилось лучше. Что касается запоминания и воспроизведения геометрических фигур, то здесь следует обратить внимание на количество нарисованных фигур ребенком и соответствует ли выбранный цвет образцу.

Количество фигур у большинства детей не соответствует полному набору (6), только, Саша З., Кристина С., изобразили все фигуры. Цвет в основном не соответствует образцу. Качество изображения объясняется несформированностью графических навыков, не все дети проводят ровные линии в геометрических фигурах, им проще нарисовать округлые формы.

После того, как были подсчитаны результаты по каждому материалу, необходимо вывести средний показатель по используемой методике в группе. Для этого необходимо выделить высокий уровень, выше среднего, средний и низкий.

Высокому уровню соответствует — 6 воспроизведенных предметов.

Выше среднего соответствует — 5 воспроизведенных предметов.

Среднему уровню соответствует — 4 воспроизведенных предмета.

Низкому уровню соответствует — 3 воспроизведенных предмета.

Высокий уровень: 10 % + 30 % + 20 % = 60 %: 3 серии = 20 %

Выше среднего: 20 % + 50 % + 30 % = 100 %: 3 = 33 %

Средний уровень: 70 % + 0 % + 20 % = 90 %: 3 = 30 %

Низкий уровень: 0 % + 20 % + 30 % = 50 %: 3 = 17 %

Проведя анализ различных подходов в изучении развития образной памяти как психического процесса можно сделать вывод о том, что изучением памяти, ее формированием занимались такие психологи, как Л. С. Выготский, Лурия А. Р., Леонтьев А. Н., которые внести значительный вклад в обобщение понятия памяти как психического процесса.

Количественный и качественный анализ полученных данных:

— наглядный материал детьми дошкольного возраста запоминается лучше, чем предметный, что говорит о возрастной норме. Абстрактный материал из 10 детей — 9 запомнили — круг, 8 — квадрат и овал, трапецию назвали — 5 детей из 10, что соответствует возрастной норме. Дети старшего дошкольного возраста называли те фигуры, которые постоянно используют на занятиях и они встречаются им в повседневной жизни. Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от того, насколько активно ребенок действует по отношению к ним, в какой мере происходит их детальное восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия.

В процессе исследования по изучению объёма образной памяти у старших дошкольников получились следующие результаты:

Высокий уровень развития образной памяти — 20 %,

Уровень выше среднего — 33 %;

Средний уровень — 30 %;

Низкий уровень — 17 %.

Качественный анализ запоминания произвольной образной памяти от содержания запоминаемого материала показывает:

Высокий уровень — 10 %

Средний уровень — 20 %

Смешанный — 70 %.

Неодинаково запоминался материал мальчиками и девочками: у мальчиков из 8 детей — 2 ребенка — со средним уровнем, 6 со смешанным, из 2 девочек — 1 – со смешанным и 1 с высоким уровнем запоминания предложенного материала.

Мною разработаны рекомендации по развитию памяти детей дошкольного возраста для детей со средним и низким уровнем:

— способствовать постоянному развитию ребенка как личности, развивать образную память детей;

— применять в своей работе занятия, игры, тренировочные упражнения, способствующие развитию образной памяти детей;

— использовать задания по развитию памяти, соответствующие индивидуальным возможностям каждого ребенка;

— чаще спрашивать малыша о том, что он помнит — этим мы даем возможность ребенку понять, что интересуемся его персоной;

— спрашивать ребенка о прошлых событиях — это позволит ребенку оценивать события и в определенной степени предполагать, предвидеть будущее;

— фиксировать внимание малыша на событиях прошлого — это поможет ему запечатлеть в своем сознании воспоминания об определенном порядке вещей: например, подъем, завтрак, прогулка и т. д.- и дает ребенку чувство безопасности, ощущение стабильности жизни, он приучается контролировать события в своей жизни;

— коллекционировать интересные события — это развивает память, остается память об атмосфере радость, царившей тогда.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Лекции по психологии. СПб «Союз» 1999г.– 142 с.
  2. Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте. М., 1979. 305 с.
  3. Гамезо М. В. Атлас по психологии. М., «Просвещение» 1986.– 206 с.
  4. Истомина З. М. Развитие произвольной памяти у детей в дошкольном возрасте / сборник статей под ред. Леонтьева А. Н., Запорожца А. В. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста» М., 1995. 142 с.
  5. Крутецкий В. А. Психология. М., «Просвещение», 1980. — 295 с.
  6. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой психологии /хрестоматия по общей психологии: Психология памяти М., изд. МГУ, 1979. 195 с.
  7. Лурия А. Р. Нейропсихология памяти. М., Педагогика. 1974. 150 с.
  8. Урунтаева Г. А., Афонькина А. Ф. Практикум по детской психологии. М., «Просвещение», 1995.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, образная память, дошкольный возраст, память, старший дошкольный возраст, вид памяти, воспроизводимый материал, высокий уровень, запоминаемый материал, процентное соотношение.


Задать вопрос