В статье автором рассматривается вопрос развития памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста. Выявлены проблемы развития памяти и внимания старших дошкольников. Обоснована эффективность развития памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста путем совершенствования познавательных способов получения информации.
Ключевые слова: дошкольники, память, внимание, дошкольное учреждение, условие, дидактические игры.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одними из главных целей дошкольного образования являются «развитие у детей познавательных интересов, их интеллектуальное развитие, подготовка к школе» [6]. Достижение этих целей основывается на развитии психических познавательных процессов дошкольников, среди которых память и внимание занимают важное место. Известно, что значительное количество детей старшего дошкольного возраста при поступлении в первый класс общеобразовательной школы испытывают большие трудности в учении. Очень часто основная причина этого — недостаточно хорошо сформированные память и внимание ребенка.
Значимость памяти и внимания для человека состоит в том, что без них не могут полноценно функционировать другие познавательные процессы — восприятие, мышление, речь и т. д.
В этом контексте старший дошкольный возраст рассматривается как начальный этап становления личности. Здесь формируются основы интеллектуальной сферы, закладывается основа направленности ребенка на познание, появляется любознательность, заинтересованность к отдельным сферам окружающего мира, возникает и развивается познавательный интерес [4, с. 36].
На начало дошкольного возраста у ребенка преобладает непроизвольное внимание. К четырем-пяти годам ребенок уже умеет долго слушать рассказы взрослых или играть в интересную игру. К шести-семи годам ребенок приобретает определенный опыт управление вниманием, что является одним из основных показателей его готовности к посещению школы. Дети старшего дошкольного возраста готовы усваивать специальные приемы запоминания, овладевать более совершенными мнемическими приемами, благодаря чему возрастает эффективность и точность запоминания. Предлагая детям доступные и понятные для них мнемические приемы можно целенаправленно улучшать их способность запоминать надолго важный материал.
Основными методами психологической коррекции внимания является метод игровой терапии, методы арт-терапии, методы поведенческой терапии, методы социальной терапии. К процессу коррекции внимания нужно подходить комплексно. Развивать объем, устойчивость, концентрацию, избирательность требуется вместе. Можно способствовать лучшему запоминанию нужных знаний, если включать эти знания в активную деятельность детей, больше использовать игровые ситуации для детей. Для улучшения памяти целесообразно помочь детям старшего дошкольного возраста овладеть специальными приемами управления памятью, в частности таким, как: повторение, упорядочение материала, семантическая обработка информации, создание ментальных образов, поиск информации в памяти 5.
Таким образом, стоит отметить, что проблеме развития внимания придается большое значение. Изучение данной проблемы актуально и в наше время. По данной проблеме проводятся теоретические и экспериментальные исследования. Ученые отстаивают свои взгляды о развитии внимания, которые являются достаточно обоснованными, а их исследования подтверждены на практике.
Важным условием развития памяти и внимания старших дошкольников является совершенствование познавательных способов получения информации. В частности, соответственно содержанию данного условия, важно поддерживать у воспитанников их любознательность, основой которой является желание узнать о чем-то новом. В ситуациях ограничения творчества и самостоятельности детей, приобретенный опыт становится формальным, иными словами дети не осознают важности знаний, не имеют возможности их использовать на практике, и, соответственно, память и внимание теряет возможность приобрести должного уровня. Следовательно, совершенствование и обогащение дошкольников возможно тогда, когда создают ему условия быть субъектом познания. Необходимость создания эффективной развивающей среды. Она будет способствовать проявлениям детской самостоятельности, инициативности при достижении внешне поставленной цели. Соответственно нужно насытить окружающую действительность (пространство группы) интересной информацией. Этому в наибольшей степени будут способствовать игры учебного характера. Играя в них, дошкольники будут непринужденно общаться и приобретать новые знания, опыт. При этом они охотно будут ее дополнять продуктами собственного творчества: тематическими рисунками, изделиями из природных материалов, гербариями и т. Такая деятельность позволяет детям узнать о чем-то новом, но и пережить, присвоить полученные знания, развивать память и внимание [2].
Определенный уровень активности ребенка может вызвать или же остановить конкретное явление. Именно оно способно повлиять на него определенным образом, чтобы ребенок смог приобрести новый опыт, иногда необычную информацию, осуществить определенные изобретения, которые будут способствовать переформатированию опыта.
Литература:
- Бортникова, Е. А. Развиваем память, внимание, воображение [Текст] / Е. А. Бортникова. — М.: Литер, 2016. — 58 с.
- Давидчук, А. Н. Дидактическая игра — средство развития дошкольников 3–7 лет [Текст]: метод. пособие / А. Н. Давидчук, Н. Г. Селихова. — М.: Сфера, 2017. — 176 с.
- Мельниченко, О. А. Развиваем внимание и память: для детей 5–6 лет [Текст] / О. А. Мельниченко. — М.: Эксмо-Пресс, 2015. — 33 с.
- Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие внимания детей // Вопросы психологии. 1995. № 7.- С.101–110.
- Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Занимательные дидактические задания для детей младшего школьного возраста. М., 2002.- 291 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.