Опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте
Авторы: Селиверстова Татьяна Николаевна, Андрющенко Любовь Алексеевна, Кретинина Софья Михайловна, Меркулова Татьяна Викторовна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (33) июнь 2020 г.
Дата публикации: 09.05.2020
Статья просмотрена: 301 раз
Библиографическое описание:
Селиверстова, Т. Н. Опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте / Т. Н. Селиверстова, Л. А. Андрющенко, С. М. Кретинина, Т. В. Меркулова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5232/ (дата обращения: 22.12.2024).
В статье актуализируется проблема развития социального интеллекта у старших дошкольников. Указаны причины социальной дезадаптации детей дошкольного возраста. Описан опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте.
Ключевые слова: социальный интеллект; дошкольники: образовательная деятельность; педагоги; социальная адаптация.
Введение. Актуальность исследования обоснована требованиями к реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и национального проекта «Образование». Социальное развитие личности ребенка является одной из важнейших проблем образовательных областей. Система дошкольного образования ориентирована на позитивную социальную адаптацию к детскому саду и формирования у детей навыков социального поведения, основой которого является социальный интеллект.
Приоритетность в решении задач развития социального интеллекта у старших дошкольников возрастает в настоящее время в связи с особенностями социально-экономического развития мира в целом, негативом которого является разобщенность современных детей, погруженных в виртуальную реальность.
В связи с этим актуальной становится проблема поиска новых педагогических ресурсов, направленных на разработку моделей развития социального интеллекта детей.
Степень разработанности проблемы исследования. Впервые понятие «социальный интеллект» ввел Э. Торндайк [3].
Частично проблему социального интеллекта изучали исследователи наряду с логическим и эмоциональным интеллектом (Г. Айзенк, Ф. Вернон, Дж.Гилфорд, Э. Клапаред, О. Конт, М. Салливан, В. Штерн и др.).
Различные аспекты этой проблемы изучали отечественные ученые психологи и педагоги (Л. С. Выготский, Ю. Б. Гиппенрейтер, Э. Ильенков, Я. Л. Коломинский, А. Н. Леонтьев, А. М. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.).
В современной науке социальный интеллект дифференцируется от других видов интеллекта, но тесно связан с эмоциональным интеллектом (И. Ф. Бережная, В. Д. Беспаленко, Е. М. Беспаленко, Г. Гарднер, Л. И. Ларионова, О. В. Лунева, М. А. Холодная, Д. В. Ушаков, В. Д. Шадриков, В. С. Юркевич и др.).
Доказано, что социальный интеллект лежит в основе социальной компетентности и является важнейшим фактором позитивной социализации личности ребенка. В связи с чем, особое внимание многие исследователи уделяют проблематике развития социального интеллекта ребенка дошкольного возраста в современной педагогической психологии и педагогике (Т. В. Волосовец, И. Е. Емельянова, М. Б. Зацепина, С. И. Карпова, В. А. Кривова, Т. А. Павленко, П. В. Смирнова, О. В. Шилова, А. А. Харисова др.).
Изучение проблемы и необходимость разработки программы развития социального интеллекта у старших дошкольников в процессе образовательной деятельности составляет цель исследования.
Объект исследования — социализация старших дошкольников.
Предмет исследования — развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности.
Условием, способствующим успешной реализации программы развития социального интеллекта у старших дошкольников, является психолого-педагогическое сопровождение в коллаборации педагогов ДОО.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие дети старших групп МБДОУ «ЦРР — Детский сад № 138» города Воронежа, всего участвовало больше шестидесяти человек, но постоянно занимались (без прерывания) примерно пятьдесят детей. Исследование длилось с 2017 года по февраль 2020 года.
Методы исследования: наблюдение, беседа, тестовые обследования.
Используемые методики: тест «Эмоциональные лица», адаптированная версия М. М. Семаго и Н. Я. Семаго; методика оценки сформированности образа «Я»; методика «Я и вселенная»; методика изучения самооценки Дембо — Рубинштейна «Лесенка»; методика оценки личностных качеств сверстников Т. А. Репиной; проективная методика «Недосказанная сказка»; средства провокативной педагогики «Хорошо или плохо?».
Методы социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности: организованная система активности взаимодействующих индивидов; психологические игры и упражнения; проведение праздников и участие в конкурсных мероприятиях; образовательные события (Детский сад является региональной стажировочной площадкой для участия в реализации практической части дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки) ГБУ ДПО ВО «Институт развития образования»)
Результаты и их обсуждение. Для реализации программы развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности мы ориентировались на базовые показатели социального интеллекта.
Рис. 1.
Результаты реализации программы и контрольного исследования показали, что развитие социального интеллекта старших дошкольников можно стимулировать в процессе целенаправленного и развивающего воздействия на ребенка и в процессе взаимодействия ребенка с педагогами.
Для выявления разницы в развитии социального интеллекта в начале реализации программы с показателями февраля 2020 года проведен мониторинг. В рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в проведении психологических методов участвовал педагог-психолог.
Результаты сравнительного анализа отражены в таблице.
Таблица 1
Показатели успешности выполнения заданий
Испытуемые |
«Недосказанная сказка» |
«Вербальная экспрессия» |
«Хорошо или плохо» |
Композитная оценка |
Группа (2018 г) |
4,7 |
5,6 |
5,8 |
16,1 |
Группа (2020 г) |
5,3 |
6,1 |
5,9 |
17,3 |
Достоверность различий |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
Анализируя состояние уровня социального интеллекта на начальном этапе и на этапе мониторинга 2020 года, были зафиксированы достоверные сдвиги, что позволяет сделать вывод об эффективности реализации программы развития социального интеллекта у старших дошкольников.
Качественный анализ результатов исследования выявил не только количественные, но качественные позитивные изменения в уровнях развития социального интеллекта у детей.
Вывод: важность педагогической задачи развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста возрастает в современных условиях. Особенности социального интеллекта у старших дошкольников проявляются в их способностях понимать эмоциональные состояния и мотивы своих поступков, понимать чувства и поступки других людей. Важно уделять внимание социальной перцепции как важному компоненту структуры социального интеллекта. Важно научить детей находить способы выхода из конфликтных ситуаций, выбирать стратегии социального поведения и уметь применять их в ситуациях быта и общественных местах.
Литература:
- Адамова, П. А. Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста: способы реализации/ П. А. Адамова, В. В. Винникова, Т. А. Газарова, Л. Ю. Борохович // Образование и воспитание, 2017, № 2., — С. 21–24.
- Беспаленко, Е. М. Менталитет и развитие интеллекта в образовательном процессе/ Е. М. Беспаленко Е. М., В. Д. Беспаленко// Вестник ВОИПКРО выпуск № 11, Воронеж-2004, с. 103–105.
- Торндайк, Э. Принципы обучения, основанные на психологии / Э.Торндайк // Пер. с англ. Е. В. Герье. С предисловием Л. С. Выготского (с.5–23). –М.; Работник просвещения (7-я тип. «Искра революции» Мосполиграфа), 1930,- 235с.
Ключевые слова
педагоги, социальная адаптация, социальный интеллект, дошкольники: образовательная деятельностьПохожие статьи
Роль взрослого в процессе формирования эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия семей с ДОУ
В статье раскрывается понятие эмоционального интеллекта, его структура. Рассматривается значимость процесса формирования эмоционального интеллекта дошкольников. Описывается важность фигуры взрослого при развитии эмоционального интеллекта детей дошкол...
К вопросу о развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается значимость учета уровня двигательной активности старших дошкольников в обеспечении оптимизации двигательного режима в условиях дошкольного учреждения.
Развитие памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста путем совершенствования познавательных способов получения информации
В статье автором рассматривается вопрос развития памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста. Выявлены проблемы развития памяти и внимания старших дошкольников. Обоснована эффективность развития памяти и внимания детей старшего дошкольного ...
Поддержка самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
В статье рассматривается проблема развития самостоятельности детей в условиях дошкольной образовательной организации, описываются возрастные особенности формирования самостоятельности детей в возрасте 2–7 лет.
Повышение уровня социально-личностного развития дошкольника в условиях детской театральной студии
В статье рассмотрены особенности организации деятельности детской театральной студии в условиях дошкольной образовательной организации, а также организационно-педагогическое сопровождение социально-личностного развития детей дошкольного возраста.
Психологические подходы воспитания межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста
В статье определен перечень психологических условий, соблюдение которых существенно влияет на уровень межэтнической толерантности детей старшего дошкольного возраста. Доказана их эффективность на основе данных экспериментального исследования.
К проблеме формирования личности в юношеском возрасте
В статье проанализирована проблема формирования личности в юношеском возрасте. Представлены положительные и отрицательные стороны развития личности старшеклассника в зависимости от школьного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для...
Межличностные отношения дошкольников
В статье рассматривается тема межличностных отношений дошкольников, отмечается особое значение разновозрастных групп в формировании коммуникативных компетенций детей до семи лет. Приведены результаты исследования межличностных отношений в разновозрас...
Развитие социальных отношений у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников. Автор указывает на особенности этих детей в общении со сверстниками и взрослыми. Представлены основные направления и содержание воспитательно-образовательной раб...
Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду
В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.
Похожие статьи
Роль взрослого в процессе формирования эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия семей с ДОУ
В статье раскрывается понятие эмоционального интеллекта, его структура. Рассматривается значимость процесса формирования эмоционального интеллекта дошкольников. Описывается важность фигуры взрослого при развитии эмоционального интеллекта детей дошкол...
К вопросу о развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается значимость учета уровня двигательной активности старших дошкольников в обеспечении оптимизации двигательного режима в условиях дошкольного учреждения.
Развитие памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста путем совершенствования познавательных способов получения информации
В статье автором рассматривается вопрос развития памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста. Выявлены проблемы развития памяти и внимания старших дошкольников. Обоснована эффективность развития памяти и внимания детей старшего дошкольного ...
Поддержка самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
В статье рассматривается проблема развития самостоятельности детей в условиях дошкольной образовательной организации, описываются возрастные особенности формирования самостоятельности детей в возрасте 2–7 лет.
Повышение уровня социально-личностного развития дошкольника в условиях детской театральной студии
В статье рассмотрены особенности организации деятельности детской театральной студии в условиях дошкольной образовательной организации, а также организационно-педагогическое сопровождение социально-личностного развития детей дошкольного возраста.
Психологические подходы воспитания межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста
В статье определен перечень психологических условий, соблюдение которых существенно влияет на уровень межэтнической толерантности детей старшего дошкольного возраста. Доказана их эффективность на основе данных экспериментального исследования.
К проблеме формирования личности в юношеском возрасте
В статье проанализирована проблема формирования личности в юношеском возрасте. Представлены положительные и отрицательные стороны развития личности старшеклассника в зависимости от школьного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для...
Межличностные отношения дошкольников
В статье рассматривается тема межличностных отношений дошкольников, отмечается особое значение разновозрастных групп в формировании коммуникативных компетенций детей до семи лет. Приведены результаты исследования межличностных отношений в разновозрас...
Развитие социальных отношений у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников. Автор указывает на особенности этих детей в общении со сверстниками и взрослыми. Представлены основные направления и содержание воспитательно-образовательной раб...
Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду
В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.