Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников как одно из приоритетных направлений образования детей
Авторы: Родионова Людмила Анатольевна, Пазухина Светлана Вячеславовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 29.11.2017
Статья просмотрена: 4397 раз
Библиографическое описание:
Родионова, Л. А. Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников как одно из приоритетных направлений образования детей / Л. А. Родионова, С. В. Пазухина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13356/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматривается категория социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста согласно основным положениям ФГОС ДО, обоснована актуальность социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста, на основе анализа теоретических источников определены показатели социально-коммуникативного развития детей, отвечающие целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования.
Ключевые слова: дошкольное образование, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, социально-коммуникативное развитие, социализация, общение, игра
В современных условиях развития общества, перемен в социально-экономической сфере, культуре и образовании особую значимость приобретают вопросы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. На сегодняшний день дошкольное образование в России по праву признано начальным звеном в системе непрерывного общего образования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) большое внимание уделяется сохранению уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; делается акцент на развитии личности ребёнка, социализации, раскрытии его потенциальных возможностей и способностей [7]. В связи с этим основной спектр задач современных дошкольных образовательных организаций (далее ДОО) смещается на создание условий, при которых дети полноценно развиваются, осваивая этап дошкольного детства, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе.
Одним из приоритетных направлений образования детей старшего дошкольного возраста, которое отражает социальный заказ общества и семьи, согласно ФГОС ДО, является их социально-коммуникативное развитие, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности в ДОО [7].
Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях между людьми. Педагоги дошкольных образовательных организаций обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии детей, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми [3]. Проблема приобщения ребенка к социальному миру, формирования у него умения адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества на современном этапе развития общества остается одной из ведущих [2].
Особую актуальность вопросы социально-коммуникативного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром приобретают на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольном периоде детства, что, в свою очередь, возлагает на дошкольную образовательную организацию серьезную ответственность за воспитание и развитие необходимых личностных качеств у детей.
Теоретические и практические аспекты социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста рассмотрены в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов: А. Валлона, М. С. Кагана, А. Н. Леонтьева, И. Лингарта, Ж. Пиаже, C. JI. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. Проблемы коммуникативного развития дошкольников, его содержание и структура достаточно глубоко проработаны в концепции генезиса общения М. И. Лисиной и ее учениками-последователями − Л. Н. Галигузовой, Д. Б. Годовиковой, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, Е. О. Смирновой, Р. Б. Стеркиной и др.
Социально-коммуникативное развитие — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений [3]. Согласно ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие детей направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [7].
Наиболее полно показатели социально-коммуникативного развития старшего дошкольника раскрываются в игровой деятельности, которая в дошкольном возрасте является одной из важнейших форм социализации ребёнка. К данным показателям мы отнесли следующие: ребенок в совместной игре со сверстниками умеет найти для себя подходящую роль, в зависимости от игровой ситуации изменить ролевое поведение; способен организовывать различные игры на бытовые и сказочные сюжеты; адекватно принимает варианты сюжетных действий, предлагаемые сверстниками, способен развивать их и разворачивать сюжет; принимает и разыгрывает проблемные ситуации. Перечисленные показатели были нами выделены на основе анализа современной психолого-педагогической литературы [1].
Общение старшего дошкольника качественно меняется, об этом свидетельствуют следующие показатели: на основе усвоения норм и правил способен регулировать своё поведение, проявляя в случае необходимости волевые усилия; выражает свои чувства в приемлемой форме; понимает эмоциональное состояние сверстника, взрослого, способен сочувствовать, готов прийти на помощь; охотно участвует в коллективной деятельности (продуктивной, трудовой, познавательной и др.); переживает, если сверстники не принимают его в совместную игру; владеет основными коммуникативными навыками (приветствие, прощание, просьба, обращение и др.); способен в приемлемой форме сформулировать отказ, не обижая сверстника, найти способы и слова для примирения в случае разногласия, ссоры; знает своё имя, фамилию, возраст, домашний адрес, имена членов своей семьи, имени и отчества воспитателей и других педагогов; знает название своего города, страны. Данные показатели были выделены на основе анализа трудов М. И. Лисиной, Л. Н. Галигузовой, Е. О. Смирновой [6].
В старшем дошкольном возрасте активно развивается трудовая деятельность, в которой также можно наиболее четко отследить проявления показателей социально-коммуникативного развития дошкольников, среди которых можно выделить следующие: ребёнок испытывает удовольствие от процесса выполнения совместных трудовых действий; способен выполнять просьбы и поручения взрослого, доводить начатое дело до конца; в случае необходимости готов прийти на помощь сверстнику; в ходе игр и бесед демонстрирует знания о различных профессиях, их особенностях, орудиях труда. На важность выделения этих показателей указывают в своих работах Р. С. Буре, Г. Н. Година, Т. А. Маркова и др. [1].
Знания и умения в области основ безопасного поведения — непременное условие успешной социализации и социально-коммуникативного развития старшего дошкольника. О наличии этих знаний и умений свидетельствуют следующие показатели: ребёнок имеет представление о здоровом образе жизни (правильное питание, регулярные физические нагрузки, прогулки на свежем воздухе и др.); знает, как нужно одеваться в холодную и тёплую погоду, понимает, чем опасен неправильный выбор одежды; выполняет без напоминания правила безопасного поведения дома и в детском саду (не уходит без разрешения взрослых, не дотрагивается до опасных предметов и т. п.); соблюдает правила личной гигиены, также чистоту и порядок в детском саду и дома; осознаёт потенциальную опасность улицы, знает и выполняет правила поведения на дороге; знает правила поведения в общественном транспорте [1].
Таким образом, целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования в современных образовательных организациях является обеспечение высокого уровня социально-коммуникативного развития будущих первоклассников как предпосылки их успешной социализации и адаптации к обучению в школе [4]. Выделенные нами показатели социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста легли в основу разработки диагностической программы для проведения констатирующего этапа эксперимента.
Подводя итог, хочется отметить, что основная задача современной дошкольной образовательной организации состоит в том, чтобы из её стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но также обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качества, необходимые для социальной адаптации, в том числе к обучению школе.
Литература:
- Гладкова Ю. А. Мониторинг выполнения задач образовательной программы по социально-коммуникативному развитию // Ребёнок в детском саду. — 2015. — № 3. — С. 5–7.
- Мальгина Е. В. Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // URL:http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/18/razvitie-sotsialno-kommunikativnykh-navykov-u-detey-starshego (дата обращения 28.01.2016).
- Меджидова Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2016. — № 6. — С. 799–803.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 2-е изд., испр. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — С. 19–20.
- Пазухина С. В. Технология организации наблюдения при изучении психологических особенностей дошкольников // Детский сад от А до Я. — 2006. — № 3. — С. 83–99.
- Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Официальный сайт компании «Консультант Плюс»] // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/?Frame=1 129503 (дата обращения: 25.12.2016).
Ключевые слова
игра, социализация, дошкольное образование, общение, социально-коммуникативное развитие, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образованияПохожие статьи
Развитие личностных качеств дошкольников в условиях обеспечения реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
В статье авторы рассматривают проблемы личностного развития детей дошкольного возраста в свете реализации Стратегии воспитания в РФ на период до 2025 г. Рассмотрена сущностная характеристика личности как общее понятие и обусловлены особенности развит...
Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования
Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...
Организационно-педагогические условия развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде
Статья затрагивает актуальные в дошкольном образовании проблемы, связанные с физическим воспитанием подрастающего поколения. Авторы раскрывают некоторые позиции ФГОС ДО, касающиеся развития физической активности детей дошкольного возраста. Подробно р...
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
В статье проводится теоретический анализ понятий «творчество», «способности» и «творческие способности», выделяются ключевые аспекты их сущности. Установлено, что дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей...
Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...
Игры Марии Монтессори как средство сенсорного развития детей раннего возраста в условиях современного ДОУ
В статье описаны задачи сенсорного развития детей, игры Марии Монтессори, направленные на сенсорное развитие. Обращается внимание на необходимость взаимодействия с родителями воспитанников, консультаций и бесед по вопросам сенсорного развития ребенка...
Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста
В статье рассматривается духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Выявлена проблема отбора духовно-нравственных ценностей, являющихся первоосновами в процессе становления личности, и понятных детям, начиная с дошкольного...
Психолого-педагогическое обеспечение воспитательной работы с учащимися старших классов в контексте модернизации образования
В статье исследуется проблема психолого-педагогического обеспечения воспитательной работы со старшеклассниками на современном этапе развития образования. В ходе предложенного экспериментального исследования доказывается, что специально разработанная ...
Целостное развитие личности дошкольника через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Почемучка» в условиях дополнительного образования детей
В статье освещены вопросы реализация модели предшкольного образования в условиях и с учетом специфики дополнительного образования детей, усиления вариативной составляющей образования, полученного в дошкольном образовательном учреждении, способствующе...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении
В данной статье рассмотрены основные вопросы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, особенности их развития, обучения и социализации в среде здоровых сверстников. Рассматриваются способы соз...
Похожие статьи
Развитие личностных качеств дошкольников в условиях обеспечения реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
В статье авторы рассматривают проблемы личностного развития детей дошкольного возраста в свете реализации Стратегии воспитания в РФ на период до 2025 г. Рассмотрена сущностная характеристика личности как общее понятие и обусловлены особенности развит...
Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования
Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...
Организационно-педагогические условия развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде
Статья затрагивает актуальные в дошкольном образовании проблемы, связанные с физическим воспитанием подрастающего поколения. Авторы раскрывают некоторые позиции ФГОС ДО, касающиеся развития физической активности детей дошкольного возраста. Подробно р...
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
В статье проводится теоретический анализ понятий «творчество», «способности» и «творческие способности», выделяются ключевые аспекты их сущности. Установлено, что дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей...
Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...
Игры Марии Монтессори как средство сенсорного развития детей раннего возраста в условиях современного ДОУ
В статье описаны задачи сенсорного развития детей, игры Марии Монтессори, направленные на сенсорное развитие. Обращается внимание на необходимость взаимодействия с родителями воспитанников, консультаций и бесед по вопросам сенсорного развития ребенка...
Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста
В статье рассматривается духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Выявлена проблема отбора духовно-нравственных ценностей, являющихся первоосновами в процессе становления личности, и понятных детям, начиная с дошкольного...
Психолого-педагогическое обеспечение воспитательной работы с учащимися старших классов в контексте модернизации образования
В статье исследуется проблема психолого-педагогического обеспечения воспитательной работы со старшеклассниками на современном этапе развития образования. В ходе предложенного экспериментального исследования доказывается, что специально разработанная ...
Целостное развитие личности дошкольника через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Почемучка» в условиях дополнительного образования детей
В статье освещены вопросы реализация модели предшкольного образования в условиях и с учетом специфики дополнительного образования детей, усиления вариативной составляющей образования, полученного в дошкольном образовательном учреждении, способствующе...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении
В данной статье рассмотрены основные вопросы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, особенности их развития, обучения и социализации в среде здоровых сверстников. Рассматриваются способы соз...