К вопросу о социально-коммуникативном развитии детей 6–7 лет в сюжетно-ролевой игре | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 20.02.2017

Статья просмотрена: 1350 раз

Библиографическое описание:

Скворцова, С. С. К вопросу о социально-коммуникативном развитии детей 6–7 лет в сюжетно-ролевой игре / С. С. Скворцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 477-480. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39669/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье раскрывается актуальность проблемы социально-коммуникативного развития детей 6–7 лет, определено содержание социально-коммуникативного развития, выделены условия социально-коммуникативного развития в сюжетно-ролевой игре.

Ключевые слова: детство, дошкольный возраст, игра, сюжетно-ролевая игра, социальное развитие, социально-коммуникативное развитие

Детство представляет собой уникальный период становления личности, в котором ярко выражена специфика возрастного развития, требующая особого психолого-педагогического сопровождения. Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, но и мир социальный, мир взаимоотношений. У многих современных детей проявляется открытость, самостоятельность, инициативность, стремление к независимому поведению.

Одной из важнейших задач, отражённых в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования» является развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, умений и навыков организации совместной деятельности.

В соответствии с этим на данном этапе большой интерес исследователей привлекает проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Несмотря на то, что многие дети стремятся к самостоятельности, инициативности, они коммуникабельны и открыты, значительная часть детей испытывает трудности в процессе взаимодействия. Они не имеют достаточно сформированной нравственной нормы, часто проявляют эгоистичность, капризы, избалованность, у них отмечаются трудности регуляции поведения. Многие исследователи указывают, что данные трудности во взаимодействии и общении обусловлены целым комплексом социально-психологических проблем.

Анализ состояния разработанности проблемы показывает, что, несмотря на многочисленные исследования социально-коммуникативных феноменов в образовательной среде, собственно изучение социально-коммуникативного развития старших дошкольников и выделение педагогических условий социально-коммуникативного развития практически не проводились. Исследованию подлежали феномены, близкие к социально-коммуникативному развитию дошкольников, а именно: «социально-психологическая готовность детей к школе» (О. А. Добрина, Т. Н. Нагаева и др.); социальная компетентность» (Н. И. Белоцерковец, О. Ф. Борисова); «коммуникативная компетентность» (Е. М. Алифанова и др.). Недостаточно рассмотрены на данный момент педагогические условия социально-коммуникативного развития детей в ведущей деятельности — игре. Раскроем содержание данного вопроса.

Понятие «социально-коммуникативное развитие отражает взаимосвязь двух составляющих: социального и коммуникативного развития ребёнка, которые необходимо раскрыть. Ш. Г. Алиева считает, что социальное развитие представляет собой процесс усвоения и дальнейшего развития социокультурного опыта, необходимого для включения в систему общественных отношений. Социокультурный опыт включает в себя социальные качества личности, коммуникативные качества личности, сформированность норм, ценностей и правил [1].

Социальное развитие дошкольника рассматривают как процесс социально-контролируемого вхождения ребёнка в социум, присвоение им социальных норм и культурных ценностей при непосредственном участии значимого взрослого.

В. С. Мухина указывает, что в процессе социального развития происходит самоизменение ребёнка, становление его социокультурного опыта. На современном этапе важнейшими задачами дошкольного образования является формирование социальных умений и навыков, позволяющих ребёнку ориентироваться в разнообразных ситуациях, адекватно реагировать в них, соблюдая общепринятые нормы и правила [7].

Часто социальное развитие рассматривают как процесс формирования у ребёнка умений взаимодействовать с окружающими людьми на основе сотрудничества и взаимопонимания, умение организовывать деятельность.

Процесс социального развития происходит под влиянием разных факторов: наследственности, семьи, собственной деятельности ребёнка, игры, самопознания и саморазвития. В процессе общественной жизни ребёнок понимает главный смысл социального развития и у него формируется самооценка, самовосприятие, самосознание.

Согласно ФГОС, основной целью социально-коммуникативного развития является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства [8].

Достижение данной цели должно осуществляться посредством решения следующих задач: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения, становление личностных качеств, способствующих общению, формирование положительного отношения к окружающему миру, навыков безопасного поведения в нем.

Педагогический процесс социально-коммуникативного развития направлен на формирование ценностей, ценностных отношений и ценностных ориентаций. Формирование ценностного аспекта социального и личностного развития должен быть представлен в целостности и последовательности взаимосвязанных этапов. Социально-коммуникативное развитие осуществляется через вхождение ребенка в мир ценностей и норм общества, с активной позиции субъекта социальных отношений, благодаря созданию специально организованной среды, в которой формируется механизм поведения каждого ребенка от наблюдения к переживанию — пониманию — оценке — выбору для себя установки и стратегии поведения.

Ключевым механизмом социально-коммуникативного развития личности ребенка дошкольного возраста является механизм развития поведения от наблюдения к переживанию — пониманию — оценке — выбору для себя установки.

В качестве важных организационно-педагогических условий, способствующих социально-коммуникативному развитию детей и формированию социально-коммуникативной компетентности, выделяют: создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания, обучение умению слушать и слышать, развитие умения выражать свои эмоции, используя вербальные и невербальные средства общения.

Одной из специфических особенностей дошкольного возраста является то, что социально-коммуникативное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок, общаясь со взрослыми и сверстниками, усваивает важные составляющие системы человеческих отношений, нормы и правила поведения, учится использовать данные формы во взаимодействии с детьми. В соответствии с этим, важнейшими задачами социально-коммуникативного развития, по мнению С. А. Козловой, являются формирование представлений у ребёнка о социальном мире и самом себе, воспитание социальных чувств, воспитание активной социальной позиции, формирование представлений о себе, об окружающих людях и рукотворном мире [3].

В связи с тем, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, одним из важнейших методов социально-коммуникативного развития выступает игровая деятельности и сюжетно-ролевая игра.

О. В. Зазульская считает, что в сюжетно-ролевой игре создаются благоприятные условия для развития межличностных взаимоотношений детей. Поскольку игра позволяет детям самостоятельно использовать разные формы общения, в игре имеющиеся у детей симпатии постепенно углубляются, перерастая во взаимную привязанность [2].

Движущей силой развития межличностных отношений в игре, по мнению М. И. Лисиной, является то, что в ней естественная потребность ребенка к общению сталкивается с неумением контактировать и согласовывать свои действия с действиями партнеров по общению. Возникает внутренняя борьба, конфликтность противоречий и в результате нее дети, для того, чтобы остаться равноправными членами игрового коллектива учатся уступать, отказываться от личных интересов и желаний ради общего интереса, что формирует основу для развития межличностных отношений. По мнению автора, чем инициативнее и самостоятельнее партнеры, тем быстрее возникает игра, тем ярче проявляется творчество детей, разнообразнее содержание игры, глубже представления детей и ярче отражены события и отношения персонажей [5].

Сюжетно-ролевая игра может предоставить те возможности, которые будут способствовать развитию межличностных отношений старших дошкольников через:

– развитие у них рефлексии собственных действий и поступков;

– развитие потребности в общении со сверстниками;

– развитие умения понимать свои и чужие переживания;

– развитие умения более адекватно оценивать себя и сверстника.

Сюжетно-ролевая игра имеет характер коллективной деятельности, что способствует тому, что в ходе ее организации дети учатся внимательно относиться к идеям, желаниям, замыслам сверстников. Через игровые отношения старших дошкольников происходит развитие их реальных отношений.

Речевое общение старших дошкольников в ходе организации сюжетно-ролевой игры и во время ее проигрывания является основой для возникновения и укрепления укреплению взаимопонимания и дружбы между детьми, одинакового отношения к тем или иным фактам и явлениям окружающей жизни.

Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко указывают, что в ходе:

– обговаривания содержания сюжетно-ролевой игры;

– распределения ролей;

– совместного выполнения игрушек, игровых атрибутов для сюжетно-ролевой игры;

– подчинения своего поведения и действия правилам игры;

– согласования своих действия с действиями партнеров по игре и т. д. у старших дошкольников формируются дружеские отношения [4,6].

Сюжетно-ролевая игра способствует зарождению между старшими дошкольниками новых форм отношений, так как для того, чтобы достичь результата игры, детям необходимо быть более общительными, проявлять большую инициативу и активность в отношениях. Так, например, старшие дошкольники договариваются о:

– замысле игры;

– рапределении ролей

– обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения.

Как указывает Р. Г. Церцвадзе, в ходе организации и проигрывания сюжетно-ролевых игр развиваются знания старших дошкольников об окружающем мире, расширяется их социальный опыт. Дети на примере проигрывания взрослых взаимоотношений понимают, что общение является необходимым для жизни людей. Это способствует формированию среди них более устойчивых и длительных межличностных отношений через возрастание желания как можно более точно воспроизвести в игре взаимоотношения взрослых. Старший дошкольник понимает, что ему нужны партнеры по общению, по взаимодействию, а значит, и, по межличностным отношениям. Сюжетно-ролевая игра выступает для старшего дошкольника как бы «тренажером» в формировании отношений с другими людьми [9].

Исполнение роли в сюжетно-ролевой игре обязывает старшего дошкольника следовать определенным игровым правилам, что, в свою очередь формирует умение брать на себя права по отношению к лицам, роли которых берут на себя другие участник игры. Роль сюжетной игры как раз и заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются этой ролью, и осуществлять права по отношению к остальным участникам игры.

В ходе организации и проигрывания сюжетно-ролевых игр старшие дошкольники не только расширяют свой социальный опыт, они также активно им обмениваются со своими сверстниками. Обмен опыта заключается в:

– перенимании друг у друга знаний;

– обращении за помощью к более сведущим сверстникам;

– обращении за помощью к взрослым.

Активный обмен опытом между сверстниками приводит к тому, что их сюжетно-ролевые игры становятся сложнее по содержанию и разнообразнее, что приводит к необходимости включения в них большего количества сверстников, а значит, и усложняются и отношения детей в игре, становится необходимым более точно соблюдать свою роль, согласовывать свои действия, соблюдать правила, чтобы игра не разрушилась. Длительная перспектива игры требует от ребят совместного обсуждения, распределения ролей с учетом интересов каждого участника, умения считаться с товарищем, приходить ему на помощь в нужную минуту. У играющих развивается чувство ответственности за общее дело. Таким образом, игровые и реальные взаимоотношения сливаются, становятся едиными. Детей объединяет в игре общая цель, общие интересы и переживания, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски.

Сюжетно-ролевая игра представляет собой естественные условия для развития ориентации в социальных отношениях. В игре ребенок усваивает различные комбинации соподчинения социальных ролей, так как он сталкивается с необходимостью применять на практике усвоенные нормы поведения и общения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы к конкретным ситуациям и использовать для выражения своих мыслей и чувств речь.

Роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста в целом, и в развитии взаимоотношений ребенка велика, но эффективность игры может быть снижена, если не осуществляется ее педагогическое руководство. Поэтому важное значение в рамках нашего исследования имеет рассмотрение подходов к организации педагогического руководства сюжетно-ролевыми играми в дошкольном возрасте.

Существует ряд подходов, раскрывающих особенности руководства сюжетно-ролевой игрой.Сам термин «руководство игрой» означает в педагогической литературе совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями.

Одним из современных подходов к руководству игрой относят подход Н. А. Коротковой,Н. Я. Михайленко. Сущность данного подхода заключается в поэтапной передаче детям усложняющихся игровых умений или способов построения игры в процессе совместной деятельности взрослого с детьми [4,6].

Данный подход базируется на следующих принципах:

  1. Принцип двухчастного характера игры, предполагающий сначала совместную игру педагога и ребенка, а затем самостоятельную игру ребенка.
  2. Принцип партнерской позиции взрослого в игре.

Таким образом, анализ литературы показывает, что социально-коммуникативное развитие детей 6–7 лет осуществляется, прежде всего, в условиях ведущего вида деятельности — игры. Условиями социально-коммуникативного развития в сюжетно-ролевой игре детей 6–7 лет выступают: расширение опыта взаимоотношений на основе использования разных сюжетов игр; организация педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой; целенаправленное формирование навыков взаимодействия у детей.

Литература:

  1. Алиева, Ш. Г. Cоциальное развитие дошкольников / Ш. Г. Алиева // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 711–715.
  2. Зазульская, О. В. Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками / О. В. Зазульская // Ребенок в детском саду. — 2006. — № 3. — С. 8–10.
  3. Козлова, С. А. Я — человек: Программа соц. развития ребенка.- М.: Школ. Пресса, 2013.- 44 с.
  4. Короткова, Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников / Н. А. Короткова // Ребёнок в детском саду, 2006. — № 2. — С. 84–87.
  5. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. — М.; Воронеж, 2007. — 281 с.
  6. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. — М., 2007. — 127 с.
  7. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина // Учебник для студ. вузов 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 2009. — 456 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Официальный сайт компании «Консультант Плюс»]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/?Frame=1 129503 (дата обращения: 25.10.2016).
  9. Церцвадзе, Р. Г. Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей старшего дошкольного возраста / Р. Г. Церцвадзе, В. В. Крылова // Молодой ученый. — 2016. — № 9.3. -С. 36–37.
Основные термины (генерируются автоматически): сюжетно-ролевая игра, социально-коммуникативное развитие, дошкольный возраст, игра, социальное развитие, отношение, ребенок, социально-коммуникативное развитие детей, педагогическое руководство, социокультурный опыт.


Похожие статьи

Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме социального развития детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр.

Системно-деятельностный подход как обоснование учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе

В статье дается представление о системно-деятельностном подходе как основе организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Автор устанавливает взаимосвязь между индивидуально-типологическими особенностями дошкольника и...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у дошкольников

В данной статье раскрывается сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у дошкольников. Рассматриваются сюжетно-ролевые игры соответствующие определенному гендеру ребенка. Обозначается актуальность воспитания культуры гендерны...

Роль чтения как одного из важнейших факторов в формировании духовно-нравственного воспитания учащихся 5–7-х классов

В статье рассматривается актуальный вопрос роли чтения как одного из важнейших факторов формирования духовно-нравственного воспитания учащихся 5–7 классов. Раскрываются методические основы организации работы с произведениями, имеющими духовно-нравств...

Диагностика уровня социализации детей дошкольного возраста

В статье идёт речь о проблеме взаимодействия детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. В данной статье сюжетно-ролевая игра рассматривается как фактор социализации детей среднего дошкольного возраста. В процессе эксперимент...

Коррекция наглядно-образного мышления детей 6–7 лет с ЗПР в образовательной области «художественно-эстетическое развитие»

В статье отражены результаты диагностики особенностей развития наглядно-образного мышления у детей 6–7 лет с ЗПР, раскрывается опыт практической работы дефектолога по его коррекции в образовательной области «художественно-эстетическое развитие».

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста

В данной статье рассматривается роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста. Раскрывается значение педагога в сюжетно-ролевой игре.

Формирование социальной компетентности младших школьников

Статья раскрывает возможности формирования социальной компетентности младших школьников. Раскрывается и характеризуется понятие «социальная компетентность», его компонентный и уровневый состав. Представлены способы формирования социальной компетентно...

Обоснование модели процесса целостной социализации-индивидуализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности

В статье раскрыта актуальность проблемы целостной социализации-индивидуализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности. Дано научное обоснование модели процесса целостной социализации-индивидуализации дошкольников. Автор раскрывает ...

Социально-педагогическая работа по формированию ценностных ориентаций у младших подростков

В статье раскрыта актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций у младших подростков, дано определение ценностных ориентаций, описаны особенности младшего подросткового возраста. В работе рассматриваются основные факторы, влияющие на стано...

Похожие статьи

Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме социального развития детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр.

Системно-деятельностный подход как обоснование учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе

В статье дается представление о системно-деятельностном подходе как основе организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Автор устанавливает взаимосвязь между индивидуально-типологическими особенностями дошкольника и...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у дошкольников

В данной статье раскрывается сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у дошкольников. Рассматриваются сюжетно-ролевые игры соответствующие определенному гендеру ребенка. Обозначается актуальность воспитания культуры гендерны...

Роль чтения как одного из важнейших факторов в формировании духовно-нравственного воспитания учащихся 5–7-х классов

В статье рассматривается актуальный вопрос роли чтения как одного из важнейших факторов формирования духовно-нравственного воспитания учащихся 5–7 классов. Раскрываются методические основы организации работы с произведениями, имеющими духовно-нравств...

Диагностика уровня социализации детей дошкольного возраста

В статье идёт речь о проблеме взаимодействия детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. В данной статье сюжетно-ролевая игра рассматривается как фактор социализации детей среднего дошкольного возраста. В процессе эксперимент...

Коррекция наглядно-образного мышления детей 6–7 лет с ЗПР в образовательной области «художественно-эстетическое развитие»

В статье отражены результаты диагностики особенностей развития наглядно-образного мышления у детей 6–7 лет с ЗПР, раскрывается опыт практической работы дефектолога по его коррекции в образовательной области «художественно-эстетическое развитие».

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста

В данной статье рассматривается роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста. Раскрывается значение педагога в сюжетно-ролевой игре.

Формирование социальной компетентности младших школьников

Статья раскрывает возможности формирования социальной компетентности младших школьников. Раскрывается и характеризуется понятие «социальная компетентность», его компонентный и уровневый состав. Представлены способы формирования социальной компетентно...

Обоснование модели процесса целостной социализации-индивидуализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности

В статье раскрыта актуальность проблемы целостной социализации-индивидуализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности. Дано научное обоснование модели процесса целостной социализации-индивидуализации дошкольников. Автор раскрывает ...

Социально-педагогическая работа по формированию ценностных ориентаций у младших подростков

В статье раскрыта актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций у младших подростков, дано определение ценностных ориентаций, описаны особенности младшего подросткового возраста. В работе рассматриваются основные факторы, влияющие на стано...

Задать вопрос