Развитие социального интеллекта особую актуальность имеет для дошкольников в связи с тем, что развитие социального интеллекта было закреплено на государственном уровне, а именно в новых ФГОС дошкольного образования, под которым мы можем понимать «социально-коммуникативное развитие», которое «направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий…»
Ключевые слова: социальный интеллект, модели социального интеллекта, критерии социального интеллекта, старший дошкольник.
Понятию «социальный интеллект» изначально давалось множество трактовок, и впервые данному термину было уделено внимание в 1920 году Э. Торндайком, который использовал его для того, чтобы охарактеризовать одну из структурных составляющих «общего интеллекта». Ученым был в дополнение к абстрактному интеллекту, который представляет собой понимание и управление мыслями, и механическому, под которым понимается знание конкретных объектов, выделен социальный интеллект, представляющий собой понимание особенностей социальных ситуаций, возникающих в процессе непосредственного взаимодействия с людьми [1].
В рамках нашего исследования особое внимание следует уделить понятию «социальный интеллект», представленному Дж. Гилфордом. Автор понимает под социальным интеллектом систему, включающую в себя интеллектуальные способности, которые не имеют зависимости от общего интеллекта и в первую очередь обуславливаются познанием информации о поведенческих реакциях [2]. На основании этого Дж. Гилфорд определяет структуру социального интеллекта следующим образом: он включает в себя познание элементов и систем, характеризующих преобразования отношений, в также результаты поведения. Особое внимание автор акцентирует на том, что социальный интеллект начинает формироваться в детстве.
Наиболее полное описание модели социального интеллекта предоставлено в концепции, разработанной А. И. Савенковым. Автором было выделено три группы компонентов, представляющих собой структуру социального интеллекта:
а) первую группу представляют когнитивные компоненты, которые включают в себя социальные знания человека о людях, о специфике социальных правил и особенностях понимания людей, развитие у людей социальной памяти, социальной интуиции, сформированности навыков понимания настроений людей и мотивов совершаемых ими поступков;
б) во вторую группу отнесены эмоциональные компоненты, включающие в себя социальную выразительность, сформированность стремления сопереживать окружающих и умение осуществлять саморегуляцию собственного поведения;
в) в последнюю группу включены поведенческие компоненты, в которых выделяется социальное восприятие, сформированность навыков социального взаимодействия, а также уровень социальной адаптации человека.
Исследования, проведенные М. И. Лисиной, характеризуются тем, что у детей на этапе младенческого и раннего возраста происходит активное формирование представлений о том, как выстраиваются межличностные отношения. Именно этот процесс автор трактует в качестве социального интеллекта, развитие которого происходит в рамках ситуативно-личностного общения. Данное положение поддерживается Л. Ф. Обуховой, которая указывается, что формирование социального интеллекта и его активное проявление можно заметить уже на этапе доречевого развития ребенка [3].
Формирование социального интеллекта, наряду с общим интеллектом, начинается на этапе раннего детства, однако множество исследователей констатирует, что развитие социального интеллекта целесообразно проводить целенаправленно на протяжении всей жизни человека, в том числе и в процессе профессионального развития человека.
Дошкольное детство — благоприятный период для формирования социального интеллекта и социальной активности: у детей вырабатывается стойкая потребность в установлении социальных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. В числе важных предпосылок развития социальных способностей выступает и дошкольная группа, которая представляет собой первичную социально-психологическую общность, первое «детское общество», в котором складываются и развиваются общение и разнообразные виды деятельности. Дошкольная группа становится значимым компонентом личностной микросреды ребенка [4]. Старший дошкольник — это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Следовательно, приобретение навыков социального взаимодействия с окружающими и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.
И. Ю. Исаева называет следующие критерии социального интеллекта дошкольника эмоционально-мотивационные, когнитивные и поведенческие. К эмоционально-мотивационным критериям относятся самооценка, уровень развития эмпатии, мотивация взаимодействия; к когнитивным — общие умственные способности, понимание себя и партнера по общению, сущности ситуации общения, прогнозирование развития ситуации и поведения партнеров по общению; к поведенческим — навыки конструктивного взаимодействия и способы моделирования поведения и воздействия на партнера с целью изменения его поведения [5].
Социальный интеллект развивается во всех образовательных областях и видах деятельности, в которые так или иначе вовлечены дети. Согласно ФГОС дошкольного образования, дошкольники в своей повседневной жизни занимаются следующими видами деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, самообслуживанием и элементарным бытовым трудом, конструированием из различных материалов, изобразительной, музыкальной, двигательной, чтением (восприятие художественной литературы и фольклора) [6].
Развитию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста способствуют следующие условия: благоприятные детско-родительские отношения в семье ребенка; разнообразная игровая среда и применение различных видов игр в ДОУ, проведение специальных занятий, направленных на развитие социальных и эмоционально-личностных качеств.
Таким образом процесс развития социального интеллекта на этапе дошкольного детства является очень важным этапом во всем личностном развитии ребенка, т. к. именно он в большей степени определяет то, насколько успешно он освоит социальные системы и в дальнейшем успешно в них функционировать, что, в свою очередь, определяет уровень социально-психологической адаптации ребенка к изменившимся условиям среды. Зарождение и развитие отношений с окружающими также происходит на этапе дошкольного детства, и опыт этих взаимоотношений определяет то, как именно будет развиваться личность ребенка далее, что указывает на необходимость создания благоприятных условий для развития у ребенка социального интеллекта.
Литература:
- Отюцкий Г. П. Социальный интеллект: объектный и субъектный подходы / Г. П. Отюцкий // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота. — 2016. — № 6 (68). — Ч. 1. — С. 144–146
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / под. ред. А. А. Матюшкина. — М.: Прогресс, 1968. — С. 433–457.
- Лисина М. И. Общение со взрослыми детей первых семи лет жизни. Хрестоматия по возрастной психологии / М. И. Лисина. — М. Мысль, 1994. — 367с.
- Манина К. Е. Становление социального интеллекта в онтогенезе / К. Е. Манина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2015. — № 6–2. — С. 62–64
- Исаева И. Ю. Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта ребенка в период дошкольного детства: дис.... канд. пед. наук. — Ростов н/Д, 2011. — 196 с.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»