Развитие социального интеллекта у детей подготовительной группы детского сада | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (458) март 2023 г.

Дата публикации: 14.03.2023

Статья просмотрена: 164 раза

Библиографическое описание:

Массарская, Ю. Р. Развитие социального интеллекта у детей подготовительной группы детского сада / Ю. Р. Массарская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 11 (458). — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/archive/458/100742/ (дата обращения: 18.11.2024).



Развитие социального интеллекта особую актуальность имеет для дошкольников в связи с тем, что развитие социального интеллекта было закреплено на государственном уровне, а именно в новых ФГОС дошкольного образования, под которым мы можем понимать «социально-коммуникативное развитие», которое «направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий…»

Ключевые слова: социальный интеллект, модели социального интеллекта, критерии социального интеллекта, старший дошкольник.

Понятию «социальный интеллект» изначально давалось множество трактовок, и впервые данному термину было уделено внимание в 1920 году Э. Торндайком, который использовал его для того, чтобы охарактеризовать одну из структурных составляющих «общего интеллекта». Ученым был в дополнение к абстрактному интеллекту, который представляет собой понимание и управление мыслями, и механическому, под которым понимается знание конкретных объектов, выделен социальный интеллект, представляющий собой понимание особенностей социальных ситуаций, возникающих в процессе непосредственного взаимодействия с людьми [1].

В рамках нашего исследования особое внимание следует уделить понятию «социальный интеллект», представленному Дж. Гилфордом. Автор понимает под социальным интеллектом систему, включающую в себя интеллектуальные способности, которые не имеют зависимости от общего интеллекта и в первую очередь обуславливаются познанием информации о поведенческих реакциях [2]. На основании этого Дж. Гилфорд определяет структуру социального интеллекта следующим образом: он включает в себя познание элементов и систем, характеризующих преобразования отношений, в также результаты поведения. Особое внимание автор акцентирует на том, что социальный интеллект начинает формироваться в детстве.

Наиболее полное описание модели социального интеллекта предоставлено в концепции, разработанной А. И. Савенковым. Автором было выделено три группы компонентов, представляющих собой структуру социального интеллекта:

а) первую группу представляют когнитивные компоненты, которые включают в себя социальные знания человека о людях, о специфике социальных правил и особенностях понимания людей, развитие у людей социальной памяти, социальной интуиции, сформированности навыков понимания настроений людей и мотивов совершаемых ими поступков;

б) во вторую группу отнесены эмоциональные компоненты, включающие в себя социальную выразительность, сформированность стремления сопереживать окружающих и умение осуществлять саморегуляцию собственного поведения;

в) в последнюю группу включены поведенческие компоненты, в которых выделяется социальное восприятие, сформированность навыков социального взаимодействия, а также уровень социальной адаптации человека.

Исследования, проведенные М. И. Лисиной, характеризуются тем, что у детей на этапе младенческого и раннего возраста происходит активное формирование представлений о том, как выстраиваются межличностные отношения. Именно этот процесс автор трактует в качестве социального интеллекта, развитие которого происходит в рамках ситуативно-личностного общения. Данное положение поддерживается Л. Ф. Обуховой, которая указывается, что формирование социального интеллекта и его активное проявление можно заметить уже на этапе доречевого развития ребенка [3].

Формирование социального интеллекта, наряду с общим интеллектом, начинается на этапе раннего детства, однако множество исследователей констатирует, что развитие социального интеллекта целесообразно проводить целенаправленно на протяжении всей жизни человека, в том числе и в процессе профессионального развития человека.

Дошкольное детство — благоприятный период для формирования социального интеллекта и социальной активности: у детей вырабатывается стойкая потребность в установлении социальных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. В числе важных предпосылок развития социальных способностей выступает и дошкольная группа, которая представляет собой первичную социально-психологическую общность, первое «детское общество», в котором складываются и развиваются общение и разнообразные виды деятельности. Дошкольная группа становится значимым компонентом личностной микросреды ребенка [4]. Старший дошкольник — это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Следовательно, приобретение навыков социального взаимодействия с окружающими и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

И. Ю. Исаева называет следующие критерии социального интеллекта дошкольника эмоционально-мотивационные, когнитивные и поведенческие. К эмоционально-мотивационным критериям относятся самооценка, уровень развития эмпатии, мотивация взаимодействия; к когнитивным — общие умственные способности, понимание себя и партнера по общению, сущности ситуации общения, прогнозирование развития ситуации и поведения партнеров по общению; к поведенческим — навыки конструктивного взаимодействия и способы моделирования поведения и воздействия на партнера с целью изменения его поведения [5].

Социальный интеллект развивается во всех образовательных областях и видах деятельности, в которые так или иначе вовлечены дети. Согласно ФГОС дошкольного образования, дошкольники в своей повседневной жизни занимаются следующими видами деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, самообслуживанием и элементарным бытовым трудом, конструированием из различных материалов, изобразительной, музыкальной, двигательной, чтением (восприятие художественной литературы и фольклора) [6].

Развитию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста способствуют следующие условия: благоприятные детско-родительские отношения в семье ребенка; разнообразная игровая среда и применение различных видов игр в ДОУ, проведение специальных занятий, направленных на развитие социальных и эмоционально-личностных качеств.

Таким образом процесс развития социального интеллекта на этапе дошкольного детства является очень важным этапом во всем личностном развитии ребенка, т. к. именно он в большей степени определяет то, насколько успешно он освоит социальные системы и в дальнейшем успешно в них функционировать, что, в свою очередь, определяет уровень социально-психологической адаптации ребенка к изменившимся условиям среды. Зарождение и развитие отношений с окружающими также происходит на этапе дошкольного детства, и опыт этих взаимоотношений определяет то, как именно будет развиваться личность ребенка далее, что указывает на необходимость создания благоприятных условий для развития у ребенка социального интеллекта.

Литература:

  1. Отюцкий Г. П. Социальный интеллект: объектный и субъектный подходы / Г. П. Отюцкий // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота. — 2016. — № 6 (68). — Ч. 1. — С. 144–146
  2. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / под. ред. А. А. Матюшкина. — М.: Прогресс, 1968. — С. 433–457.
  3. Лисина М. И. Общение со взрослыми детей первых семи лет жизни. Хрестоматия по возрастной психологии / М. И. Лисина. — М. Мысль, 1994. — 367с.
  4. Манина К. Е. Становление социального интеллекта в онтогенезе / К. Е. Манина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2015. — № 6–2. — С. 62–64
  5. Исаева И. Ю. Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта ребенка в период дошкольного детства: дис.... канд. пед. наук. — Ростов н/Д, 2011. — 196 с.
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Основные термины (генерируются автоматически): социальный интеллект, дошкольное детство, развитие, вид деятельности, дошкольная группа, дошкольное образование, общий интеллект, особое внимание, социальное взаимодействие, старший дошкольник.


Ключевые слова

социальный интеллект, старший дошкольник, модели социального интеллекта, критерии социального интеллекта

Похожие статьи

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...

Условия формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к воспитателю в дошкольной образовательной организации

Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на условие формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к воспитателю в дошкольной образовательной организации. Воспитатель является личностью, которая оказывает фундамент...

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр

В дошкольном развитии приоритетной задачей является укрепление и охрана психологического здоровья воспитанников. В данной статье мы поднимем вопрос социализации детей дошкольного возраста, так как на сегодняшний день это актуальная проблема. Дети в д...

Коррекция поведения дошкольника с учётом социальных потребностей и психологической комфортности

В настоящее время, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одной из целей является построение педагогом образовательного процесса с учетом индивидуальных способностей дошкольника, с учётом социальных...

Развитие представлений о социальной действительности у старших дошкольников

Уже в дошкольном возрасте обусловливают развитие социальной перцепции, интереса к жизни взрослых, положительного отношения к труду и его результатам. Вместе с тем, мы можем отметить трудности проникновения современных дошкольников в те области социал...

Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются вопросы развития самостоятельности детей дошкольного возраста. Авторы считают, что самым действенным фактором их развития является общение и игровая деятельность. Она, в свою очередь, должна быть мотивирована, иметь творчески...

Формирование нравственно-трудовых умений у старших дошкольников

Трудовое воспитание в ДОУ — важное средство всестороннего развития личности старшего дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.

Особенности формирования детского коллектива как фактора развития личности детей младшего школьного возраста

Детский коллектив — это группа детей, которые посещают одно учебное заведение или занимаются в одной дополнительной образовательной организации. Такой коллектив становится важным фактором развития личности детей младшего школьного возраста, так как о...

Похожие статьи

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...

Условия формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к воспитателю в дошкольной образовательной организации

Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на условие формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к воспитателю в дошкольной образовательной организации. Воспитатель является личностью, которая оказывает фундамент...

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр

В дошкольном развитии приоритетной задачей является укрепление и охрана психологического здоровья воспитанников. В данной статье мы поднимем вопрос социализации детей дошкольного возраста, так как на сегодняшний день это актуальная проблема. Дети в д...

Коррекция поведения дошкольника с учётом социальных потребностей и психологической комфортности

В настоящее время, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одной из целей является построение педагогом образовательного процесса с учетом индивидуальных способностей дошкольника, с учётом социальных...

Развитие представлений о социальной действительности у старших дошкольников

Уже в дошкольном возрасте обусловливают развитие социальной перцепции, интереса к жизни взрослых, положительного отношения к труду и его результатам. Вместе с тем, мы можем отметить трудности проникновения современных дошкольников в те области социал...

Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются вопросы развития самостоятельности детей дошкольного возраста. Авторы считают, что самым действенным фактором их развития является общение и игровая деятельность. Она, в свою очередь, должна быть мотивирована, иметь творчески...

Формирование нравственно-трудовых умений у старших дошкольников

Трудовое воспитание в ДОУ — важное средство всестороннего развития личности старшего дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.

Особенности формирования детского коллектива как фактора развития личности детей младшего школьного возраста

Детский коллектив — это группа детей, которые посещают одно учебное заведение или занимаются в одной дополнительной образовательной организации. Такой коллектив становится важным фактором развития личности детей младшего школьного возраста, так как о...

Задать вопрос