- В статье анализируются различные подходы к структуре социального интеллекта, рассматриваются возможности диагностики и развития социального интеллекта детей в дошкольных образовательных учреждениях.
-
- Основной целью социального воспитания детей дошкольного возраста мы рассматриваем становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к иным национальным, возрастным и гендерным ценностям; бережного, уважительного – к достойным истории и собственным этническим ценностям; гуманного и других.
- Становление этих отношений происходит на протяжении всей жизни человека, а особенно эффективно развивается в дошкольном возрасте. В соответствии с концепцией и «Программой социального развития детей дошкольного возраста» Л.В. Коломийченко, социальное развитие – процесс и результат качественных и количественных изменений, происходящих в человеке в процессе его приобщения к культурным ценностям под влиянием социальной культуры и становления его универсальных социальных способностей. В процессе социального развития происходит усвоение ребенком общественно заданных норм человеческого общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта [2].
- Цель нашей экспериментальной работы состоит в изучении особенностей социального развития и специфики социального воспитания в условиях замкнутого социального пространства. Среди многих проблем, с которыми мы столкнулись в процессе инновационной деятельности, с особой очевидностью обнаружилась проблема низкого уровня социального интеллекта (далее – СИ) детей дошкольного возраста. Это обусловлено ограниченностью социальных контактов, как детей, так и взрослых, отсутствием возможности выбора в общении. Круг партнеров детей по общению достаточно узок, часто ограничен пространством двора и детского сада – школы, хорошо, если этот опыт позитивен. Часто у детей складывается стереотипное мышление и поведение при межличностном общении. Расширяя рамки социальных контактов за пределами родного городка, они не владеют в полной мере коммуникативными навыками, не умеют предвидеть возможные последствия межличностного взаимодействия, часто действуют «по ситуации», по наитию. Все это создает препятствия для развития у детей способности к социальному прогнозированию.
- Феномен СИ является довольно мало изученным в современных психологических исследованиях (особенно отечественных) и достаточно дискуссионным с позиции определения его сущностных характеристик, структуры, функций в процессе личностного развития. Отсутствие однозначности в определениях интеллекта безусловно связано с многообразием его проявлений. Поэтому понятие «социальный интеллект» в психологии рассматривается с различных точек зрения.
- Термин «социальный интеллект» был
введен в психологию
Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. В 1937 году Г. Оллпорт связывал СИ со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, – особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания. - Способности СИ многие известные ученые раскрывали в структурах общего интеллекта. Г. Айзенк рассматривал взаимовключенность трех видов интеллекта: биологического, психометрического и социального. Социальный интеллект, согласно Г. Айзенку – это результат развития общего интеллекта под влиянием внешних социокультурных условий.
- Общеизвестно, что Дж. Гилфорд рассматривал СИ как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации.
- Часть авторов рассматривает социальный интеллект как проявляющийся через лидерство тип поведения. Наличие и отсутствие СИ рассматривается с помощью терминов адаптации к социальной межличностной среде. Если человек лидер и обладает высоким социальным интеллектом, то он подчиняет себе социальную среду и умеет сочетать свои цели и планы с планами других людей за счет глубокого понимания людей и умения воздействовать на их поведение, умеет видеть несколько вариантов решения в трудных межличностных ситуациях и главное, может самостоятельно намечать новые неординарные межличностные цели и знать варианты путей их достижения. В других работах социальный интеллект рассматривается как состоящий из двух составляющих: первое – декларативные знания – абстрактные социальные знания правил и обобщенные схемы прошлых событий; второе – процедурные знания – знания о социальных навыках для использования в конкретных социальных ситуациях [5].
- Ряд представителей различных подходов (Торндайк, Ж.Пиаже, Дж. Гилфорд), а также современные отечественных психологи – А.Бодалев, О.Чеснокова и др.) в основном признают самостоятельность статуса социального интеллекта и сходятся во мнении, что социальный интеллект можно рассматривать как когнитивный компонент социальной компетентности, умение адекватно и эффективно вести себя в межличностном общении, а также как составляющую социального познания. Основные функции СИ по мнению Н.А. Кудрявцевой, В.Н. Куницыной, М. Л. Кубышкиной состоят в следующем:
- обеспечение адекватности, адаптивности человека в меняющихся социально-экономических условиях;
- формирование программы и планов успешного взаимодействия в тактическом и стратегическом решении текущих задач;
- планирование межличностных отношений и прогнозирование их развития;
- обогащение социальной компетентности;
- саморазвитие, самопознание, самообучение [4, с.39].
- Генезис СИ обеспечивается индивидуальными задатками, способностями, свойствами, облегчающими выработку в личном опыте умений и навыков социальных действий и контактов [6, с.72]. Таким образом, отличительной характеристикой и признаком личности с высоким уровнем СИ является достаточная социальная компетентность во всех ее аспектах: мотивационная, рефлексивная, прогностическая, информационная и др.
- Особенно дискуссионной является проблема изучения социального интеллекта детей дошкольного возраста. Здесь поддерживаем точку зрения Исаевой И.Ю. и других авторов, что содержание развития СИ детей может быть представлено тремя блоками: «СИ как переживание», «СИ как понимание» и «СИ как поведение» [1].
- Поэтому учитывая специфику феномена СИ, мы анализируем его составляющие компоненты в трех сферах: сфере интеллектуального осознания (когнитивный аспект); в эмоциональной сфере; в поведенческой сфере.
- В контексте нашего исследования будем рассматривать социальный интеллект как интегративное личностное образование: определенный уровень информированности ребенка в разных видах социальной культуры, умение использовать имеющиеся знания в объяснении и аргументировании социального взаимодействия, способность понимать психическую активность людей (мысли, чувства, намерения) как причину их взаимообусловленного поведения в межличностной ситуации, а также способность прогнозировать последствия ситуации взаимодействия.
- Одна из наиболее сложных проблем, относящихся к сфере изучения социального интеллекта, связана с определением его показателей и методов диагностики.
- В соответствии с выделенными компонентами в процессе эксперимента осуществлялся подбор методик и техник, диагностирующих СИ. В психолого – педагогической практике пакет соответствующих диагностик невелик, особенно для дошкольного возраста. Поэтому мы брали за основу известные по технологии методики, но модифицированные и адаптированные к цели и задачам экспериментальной деятельности детских садов, реализующих «Программу социального развития детей» доктора педагогических наук Л.В.Коломийченко [3].
- В структуре и содержании диагностических методик предусмотрены все три составляющих компонента социального интеллекта.
- С целью изучения первого компонента СИ детей старших и подготовительных групп использованы: дидактические игры типа «лото», проблемные ситуации и др. Второй компонент социального интеллекта изучался при помощи этических бесед, методики неоконченных предложений и рассказов, моделирование проблемных ситуаций. При изучении третьего компонента мы использовали психологические этюды, обыгрывание бытовых ситуаций, арттерапию, куклотерапию, игры – драматизации. Ряд методов диагностики (беседы, проблемные ситуации, неоконченные рассказы) использовались при изучении всех компонентов социального интеллекта.
- Одним из приемов для формирования когнитивного аспекта социальной компетентности является работа с карточками, изображающими людей для определения настроения и социальных эмоций: «Кому из детей на картинке стыдно? Как ты думаешь?», «Кто из ребят говорит правду?» и др.
- Также интересной и результативной является методика по типу лото, основанная сюжетных картинок. К каждой ситуации идет по 3 – 4 возможные альтернативы завершения истории. Ребенку предоставляется возможность выбора стратегии поведения.
- Предварительный анализ полученных результатов служит основанием для отдельных пока еще неокончательных выводов:
- в структуре социального интеллекта у детей преобладает первый компонент, т.е. что, возможно, объясняется успешной реализацией программы социального воспитания детей;
- социальная информированность;
- более устойчивый и живой интерес у дошкольников вызывают вопросы, связанные с проекцией собственного поведения в конкретную социально-значимую ситуацию;
- проявления социального интеллекта имеют возрастную динамику: изменяется удельный вес в соотношении основных компонентов, с возрастом меняются ценностные ориентации в восприятии событий; дети младшего возраста в аргументации основных положений чаще аппелируют к личным переживаниям, среднего – к высказываниям взрослых, старшего – к культуротворчеству;
- детального изучения требует проблема выявления корелляционных связей и зависимостей между социальным интеллектом и уровнем общего интеллекта, речевого развития, проявление воображения, творчества, типа темперамента, поскольку по предварительным данным социальный интеллект предопределяется в большей мере не общим интеллектом, а креативными способностями детей.
- Для того чтобы развивать социальное познание и социальный интеллект детей, воспитатели и специалисты детских садов сами должны обладать достаточно высоким уровнем психологической и социальной компетентности. Необходима многоступенчатая система совершенствования психологических знаний педагогов, включающая различные семинары, тренинги, практикумы, деловые игры, консультации.
- Большое значение имеет организация целенаправленной работы по формированию психологической компетентности родителей. Одна из основных целей: осознание родителями необходимости становления социального интеллекта детей уже в старшем дошкольном возрасте.
- Для того чтобы развивать социальное познание и СИ детей, воспитатели и специалисты сада сами должны обладать достаточно высоким уровнем психологической и социальной компетентности. У нас сложилась своя многолетняя, многоступенчатая система совершенствования психологических знаний педагогов, включающая различные семинары, практикумы, деловые игры, консультации. С целью более детальной иллюстрации работы в этом направлении остановимся лишь на тренинговых программах, реализованных в условиях экспериментальной площадки: это тренинги партнерского взаимодействия; тренинг сензитивности (межличностной чувствительности). С целью развития и осознания социального опыта был проведен тренинг креативных способностей.
- Особый, практический интерес у воспитателей вызвал тренинг ассертивного (уверенного в себе) поведения. Его цель: осведомленность о правах личности; формирование умения различать неуверенность, уверенность и агрессивность в ситуации взаимодействия; обучение вербальным и невербальным навыкам уверенного поведения.
- Совместно с педагогами проводилась целенаправленная работа по формированию психологической компетентности родителей, которые признали необходимость развития у детей умения отличать правду от лжи; особенностей вербального и невербального общения, умения прогнозировать ситуацию.
- Таким образом, мы видим важность организации работы в детском саду по формированию социального интеллекта детей, предусматривающей решение следующих задач: учить ребенка ориентироваться в межличностной ситуации, развивать способности понимать свои и чужие психические состояния, оценивать взаимосвязанность своих действий и действий других людей, аргументировать и предвосхищать свое поведение.
- Литература:
- Исаева И.Ю. Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта ребенка в период дошкольного детства: Диссерт. канд. пед. наук, Ростов-на-Дону, 2011.
- Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста./Пермь, 2002.С.115.
- Коломийченко Л.В. Основные подходы к социальному воспитанию в культурологической парадигме образования/ Л.В. Коломийченко// Казанский педагогический журнал – 2008.-№ 5 (59).- С.104-110.
- Кубышкина М.Л. Мотив социального успеха//Теоретические и прикладные вопросы психологии (параметры личности). СПб. 1996 (вып.2,ч.2, С.39-45).
- Чеснокова О.Б. Изучение социального познания в детском возрасте//Познание, общество, поведение/ Под ред. Д. В. Ушакова. М.: ИП РАН, 1996. С.54-76.
- Шай У. Интеллектуальное развитие взрослых//Психологический журнал.- 1998- № 6. С.72-89.