Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста: способы реализации
Авторы: Адамова Патимат Абдулаевна, Винникова Виктория Валерьевна, Газарова Татьяна Александровна, Борохович Лемара Юсуфовна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (12) апрель 2017 г.
Дата публикации: 28.03.2017
Статья просмотрена: 5304 раза
Библиографическое описание:
Адамова, П. А. Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста: способы реализации / П. А. Адамова, В. В. Винникова, Т. А. Газарова, Л. Ю. Борохович. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 2 (12). — С. 21-24. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/56/2175/ (дата обращения: 16.12.2024).
Федеральный государственный образовательный стандарт впервые определяет один из самых важных векторов в развитии ребенка дошкольного возраста как «Социально-коммуникативное развитие». Данное направление упоминает о развитии личности, мотивации и способностей детей в разных видах деятельности.
Почему это важно? Развитие социального интеллекта у детей — это важный и необходимый этап в развитии личности ребенка, так как он определяет эффективность его социально-психологической адаптации к изменяющимся условиям жизни.
Впервые термин «социальный интеллект» упоминается в 1920 году в работе Э. Л. Торндайка. В ней ученый рассматривает трехкомпонентную модель интеллекта, включающую в себя следующие компоненты (рис. 1).
Рис. 1. Трехкомпонентная модель интеллекта Э. Л. Торндайка
Развитие социальной компетентности — важный и необходимый этап положительной социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Социальное развитие — это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые, и это понятно в силу психофизиологических, индивидуальных особенностей дошкольников. Это — особенности развития, восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности, усвоением норм поведения и взаимоотношений между сверстниками и взрослыми.
Успешное формирование социально значимых личностных качеств от того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте где он живет, что он чувствует в определенные моменты. Это, в свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей. Занимаясь различными видами деятельности, дошкольник учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т. е. становится социально компетентным.
Рассмотрением вопросов развития социального интеллекта у детей занимались многие ученые. Например, О. Б. Чеснокова рассматривает термин «социальный интеллект» применимо к детям дошкольного возраста не как врожденную способность, а как «возможность приобретения ребенком способности ориентироваться в человеческих отношениях, в ситуациях межличностного общения и формирования умения устанавливать причинно-следственные между действиями или отношениями индивидов в ходе становления социальной деятельности» [5].
В тоже время отмечается особая значимость для ребёнка детско-родительских отношений в сложный для него период начала школьного обучения. Важным условием становления социального интеллекта является первичная структура социализации — семья. Непосредственное влияние оказывают, слили семейного воспитания. Особая роль в становлении социального интеллекта принадлежит индивидуально-психологическим особенностям личности, таким как темперамент, любознательность.
Поскольку социальный интеллект обеспечивает познание в субъект — субъектных отношениях, то любознательность в свою очередь способствует продуктивности данного познания. Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей. Социальный интеллект является фактором социальной адаптации личности, а успешная адаптация ведет к снижению невротизации личности и к росту личностных достижений.
Социальный интеллект позволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, а так же является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия. Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста будет успешно происходить при следующих условиях: учет индивидуальных особенностей детей; учет полоролевых особенностей, создании разнообразной среды для проявления любознательности и мотивации к совместной деятельности в плоскостях «ребенок — взрослый», «ребенок — ребенок» (новые игровые пособия, игровые образовательные ситуации); разработанные педагогические технологии «Пять дорожек на встречу друг другу», «Солнечный круг».
Савенков В. А., характеризуя концепцию социального интеллекта, выделяет три группы, описывающие следующие критерии: когнитивные (познавательные), эмоциональные и поведенческие. Обратим внимание на их содержательную сторону, адаптируя их к особенностям дошкольного возраста (рис. 2).
Рис. 2. критерии развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
Для развития социального интеллекта детей дошкольного возраста в МАДОУ МО г. Краснодара «Центр — детский сад № 182» «Пять дорожек навстречу друг другу». Ниже приведена методика работы по этой технологии.
1 дорожка. Вхождение впроблемную ситуацию:
− кто такой родной человек?
− знаете ли вы своих родных (бабушек, дедушек, сестер, братьев)? Как их зовут? Чем они занимаются?
− почему родные иногда расстраиваются, бывают печальны? Что может их обидеть?
2 дорожка. Чтение иобсуждение рассказа В. Осеевой «Печенье»
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
− Дели по одному, — строго сказал Миша.
Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.
− Ровно? — спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки:
− Ровно... Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
− Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.
− Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой не начатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба...
− что сделали мальчики с печеньем?
− как нужно было разделить печенье?
− о ком мальчики думали, когда делили печенье?
− как себя чувствовал мама и бабушка? Было ли им обидно?
− какие качества проявили дети по отношению к своим родным?
3 дорожка. Разыгрывание игровых ситуации:
Представьте:
- Мама принесла апельсины. Как ты их поделишь между своими родными?
- Брат (сестричка) попросил (а) у тебя игрушку поиграть, а вернул (а) сломанную. Как ты поступишь?
4 дорожка. Психологический этюд «Вкусные конфеты»
У ребенка в руках воображаемый кулек с конфетами. Он протягивает кулек детям, дети берут конфету (одну или несколько, тогда у ребенка будет интересно узнать, кому остальные конфеты: себе или друзьям). Дети благодарят ребенка, демонстрируют эмоции (радости, равнодушия и т. д.).
5 дорожка. Составление правил отношения кдругим «Три полезных Я»
(«Я буду», «Я постараюсь», «Я обязательно»)
− «Я буду» проявлять внимание, заботу, сочувствие к своим родным и другим людям;
− «Я постараюсь» помогать в домашних делах;
− «Я обязательно» попрошу прощения.
Технология «Солнечный круг» включает в себя комплекс игр на развитие навыков социального взаимодействия между детьми, «Театр социализации» (театральные постановки, выполненные детьми), социальный макет «Мы с тобой справились!»
Игры на развитие навыков социального взаимодействия «Мост дружбы».
Цель: развитие эмпатии детей, преодоление нерешительности, скованности у застенчивых детей. Развитие положительного отношения к себе.
Ход игры: Педагог показывает детям мяч (клубок ниток, игрушку и т. д.) и говорит: «Ребята, это мост дружбы. Давайте попробуем удержать этот мост нашими лбами. При этом будем говорить друг другу что-нибудь приятное (например: ты — замечательный, ты — веселый, мы — дружим и радуемся)». Акцент ставится на развитие эмпатии детей друг другу.
«Люблю— не люблю».
Цель: развитие способности учитывать интересы и чувства других.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Педагог (ведущим может быть и ребенок) передает по часовой стрелке мяч и говорит: «Я не люблю, когда дети ссорятся». Следующий должен предложить свой вариант «Я не люблю…». Против часовой стрелки игра продолжается «Я люблю…».
«Магазин игрушек».
Цель: развитие социальных контактов, умений разрешать конфликты.
Ход игры: Дети делятся на две группы — «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой будет каждый из них, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: «Что это за игрушка?» Услышав вопрос, игрушки начинают двигаться, совершая характерные для нее действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Не догадавшийся, уходит без покупки.
Таким образом, согласно Л. С. Выготскому, основное в образовании дошкольников — это организация их собственного опыта, в данном случае, социально-коммуникативного. Учет особенностей в развитии общения детей друг с другом является значимым, так как позволяет педагогу организовать такое межличностное взаимодействие, которое позволит детям успешно адаптироваться в современном социокультурном пространстве.
Литература:
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. Под ред А. М. Матюшкина. М., 1965. С. 433–456.
- Микляева Н. В. Модель социального интеллекта у детей дошкольного возраста. // Детский сад от А до Я № 2/2016, С. 4–9.
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования с рекомендациями. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 96с.
- Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 336 с.
- Чеснокова О. Б. Возрастной подход к исследованию социального интеллекта у детей // Вопросы психологии, 2005. № 6. С. 35–45.