Большинство учащихся начальной школы начали беспокоиться о том, что причины допускаемых ими ошибок – невнимание. У детей, родителей возникают вопросы «Как бороться с невнимательностью?», «Какие существуют упражнения, способствующие развитию внимания?» и другие. Была разработана авторская игра, «Собери из частей целое» направленная на развитие внимания, причем не только младших школьников.
Ключевые слова: произвольное внимание, непроизвольное внимание, развитие внимания.
Актуальность исследования. Невнимательность младших школьников – одна из наиболее распространенных причин пониженной успеваемости. Ошибки по невнимательности совершают все ученики. И получать плохие отметки в данном случае вдвойне обидно.
Проблема исследования. Взрослые жалуются на невнимательность детей. Часто дети слышат от них: «Ты не справился, потому что был невнимателен!», «Ты рассеян, соберись!». Школьники часто страдают из-за невнимательности. Развивать внимание так же важно, как считать, читать, писать. Но как же стать внимательнее?
Гипотеза исследования: внимание можно эффективно развивать с помощью регулярно проведенных специальных упражнений и игр.
Объект исследования: внимание.
Предмет исследования: развитие внимания у младших школьников.
Цель исследования: создать авторскую игру, направленную на развитие внимания.
Чтобы добиться цели, поставили перед собой следующие задачи:
изучить литературу по теме исследования;
проанализировать успеваемость класса и выяснить причины совершения ошибок учениками;
по результатам анализа подобрать специальные упражнения и игры на развитие внимания и провести их с одноклассниками;
создать авторскую игру, способствующую развитию внимания детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использованы следующие методы исследования:
чтение литературы по теме исследования;
беседа с учителем, педагогом-психологом;
подбор упражнений и игр на развитие внимания;
обобщение и выводы.
Анализ успеваемости учеников 2-А класса. Формулирование причин получения неудовлетворительных оценок
Первый этап практической части исследования заключался в том, чтобы проанализировать успеваемость класса. В результате анализа сформулировать главные причины получения неудовлетворительных оценок.
Часто ученики класса совершают ошибки в заданиях, упражнениях, потому что они невнимательно читают то или иное задание, невнимательны и при выполнении самого задания.
Таким образом, очень часто мы получаем неудовлетворительные оценки из-за невнимательности.
Было решено подобрать задания и упражнения, которые нужно проделывать регулярно, для того, чтобы подтвердить или опровергнуть ранее сформулированную гипотезу.
Организация занятий
Целью второго этапа исследования явилось подбор специальных упражнений и игр на развитие внимания и проведения их с одноклассниками.
Развивать и тренировать внимание младших школьников следует в увлекательной игровой форме. Книг и пособий с заданиями, играми, упражнениями на развитие внимания достаточно много.
Были использованы следующие упражнения и игры: «Найди спрятавшийся предмет», «Не пропусти хлопок», «Найди отличия между картинками», «Запрещенная буква», «Кружок-хлопок» и другие, авторская игра «Собери из частей целое».
Авторская игра «Собери из частей целое», направленная на развитие внимания детей младшего школьного возраста
Изучив все теоретические аспекты, было решено создать авторскую игру, с помощью которой можно развивать внимание.
Игра заключается в следующем: треугольник формата А3 расчленен на несколько десятков маленьких фигур разных цветов (треугольники, квадраты, круги, овалы, кубы). За отведенное время разноцветным частя (геометрическим фигурам) нужно найти свое место, то есть поместить их в большой треугольник, собрав целостную фигуры – треугольник. Нужно заметить, что нужно частям нужно подобрать свое место не только по их формам, но и по цвету.
Сравнительный анализ результатов исследования
Цель следующего этапа исследования: проанализировать оценки, которые получают одноклассники после выполнения данных упражнений и игр.
Сопоставив полученные данные, сформулировали вывод: успеваемость класса качественно изменилась в лучшую сторону. Одноклассники стали совершать меньше ошибок из-за отсутствия внимания.
Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведенной целенаправленной работы по развитию внимания у младших школьников. Значит, внимание эффективно развивать с помощью регулярно проведённых специальных упражнений и игр.
Таким образом, сформулированная гипотеза доказана.
Полученные, в ходе первого этапа исследования результаты показали, что уровень развития внимания у младших школьников оказался средним, что еще раз подтвердило актуальность темы исследовательской работы. Согласно гипотезе исследования, регулярно нужно проводить с группой младших школьников занятия с использованием специальных упражнений и игр на развитие внимания. Результаты, полученные на третьем этапе исследования, подтвердили эффективность проведенной нами целенаправленной работы по развитию внимания у младших школьников.
Создана авторская игра «Собери из частей цело», направленная на развитие внимания младших школьников.
Литература:
- Большой Энциклопедический Словарь.
- Ильина А.Р. Внимание и память. – М.: АРКТИ, 2005.
- Осипова. А.А., Малашинская С.З. Коррекция внимания. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Тихомирова Н.О. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Холодова О. Юным умникам и умницам. – М.: РОСТ, 2014.