Полимодальные игры с использованием морской соли и светового стола в коррекционной работе с детьми с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.

Дата публикации: 20.01.2023

Статья просмотрена: 119 раз

Библиографическое описание:

Андрианова, К. В. Полимодальные игры с использованием морской соли и светового стола в коррекционной работе с детьми с ОВЗ / К. В. Андрианова, Д. В. Пригожева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 226-229. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99153/ (дата обращения: 19.10.2024).



Работая в группе для детей с задержкой психического развития, зная всю специфику нарушений, нам всегда приходится придумывать что-то новое, экспериментировать, чтобы поддерживать интерес к занятиям. Наряду с традиционными методами работы, мы используем и нетрадиционные материалы и оборудование. К ним можно отнести морскую соль и световой стол. Используя морскую соль на коррекционных занятиях, мы не только вносим разнообразие в виды детской деятельности, но и внедряем здоровьесберегающий компонент.

Морская соль — природный минерал, который обладает полезными антисептическими свойствами за счет содержания в ней различных минеральных веществ. Пары соли помогают устранить проблемы со стороны дыхательной системы, успокаивают нервную систему, а контактируя с кожей рук ребенка, кристаллы соли массируют ее, происходит дополнительное раздражение нервных окончаний, улучшается кровоток в мышцах, а значит, более успешно развивается мелкая моторика руки.

Перенос традиционных педагогических занятий на световой стол дает больший воспитательный и образовательный эффект, по сравнению со стандартными формами обучения:

– усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

– гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также речь и моторика.

– совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

– световой стол, соль и игровые атрибуты, способны «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

– снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния.

Творческие занятия на световом столе решают много задач, обретение нового сенсорного опыта, развитие мелкой моторики, внимания, образного и логического мышления и воображения.

Цель:

Речевое и психомоторное развитие детей, через использование игр и упражнений с применением морской соли и светового стола.

Задачи по образовательным областям:

Образовательная область «Познавательное развитие»

– Развивать сенсорные представления

– Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную (конструктивную) деятельность

– Формировать элементарные математические представления

– Развивать пространственную ориентировку

– Развивать психические процессы (память, внимание, мышление)

Образовательная область «Речевое развитие»

– Обогащать активный и пассивный словарь, развивать связную речь

– Развивать грамматический строй речи

– Развивать фонематические процессы

– Формировать звуко-слоговую структуру

– Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки

– Подготовка к обучению грамоте

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

– Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками

– Формировать бережное отношение к вещам и игрушкам

Образовательная область «Физическое развитие»

– Развивать мелкую моторику

– Развивать тактильные ощущения

– Укреплять мышечный тонус пальцев рук

– Способствовать профилактике органов дыхания

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

– Реализация творческой изобразительной деятельности

Оборудование и материалы:

– Сухая морская соль без ароматических добавок

– Пластиковые контейнеры с крышкой

– Световой стол

– Бумажные салфетки или полотенца

– Различные мелкие предметы (пуговицы, ракушки, камушки, крышки от пластиковых бутылок, детали от мелкого конструктора лего и т. д.)

– Дидактический материал

Правила безопасности:

– Информирование и письменное согласие родителей или законных представителей на проведение занятий

– Консультация с медработником по вопросам противопоказаний

– Разъяснение правил безопасности детям при играх с солью

– Проверка целостности кожных покровов рук непосредственно перед занятием

Предварительная работа:

Прежде, чем ребенок начнет самостоятельно выполнять упражнения в емкости с солью, упражнения показываются педагогом и сопровождаются словесной инструкцией. Дается возможность воспитаннику потрогать соль, показывается, что она сыпучая, рассматриваются с ребенком ее кристаллы, предлагается послушать рассказ о морской воде, т. е. организуется исследовательская деятельность. Это вызывает у детей дополнительный интерес к занятиям, обогащает словарный запас, знания и представления об окружающем мире.

Примеры игр по различным направлениям коррекционной работы

  1. Игры на световом столе, направленные на развитие мелкой моторики.

В первую очередь используем соль для самомассажа. Кристаллы соли массируют, происходит дополнительное раздражение нервных окончаний, улучшается кровоток в мышцах, а значит, более успешно развивается мелкая моторика руки.

Игра «Дорожки»

Задачи:

– Развитие мелкой моторики

– Развитие межполушарного взаимодействия

– Развитие переключения внимания

Ход игры: карточка — дорожка кладется на световой стол под контейнер с солью. Ребенку предлагается пальцем одной руки (или одновременно двумя руками) нарисовать дорожку.

Игра «Следопыт»

Задачи:

– Развитие мелкой моторики

– Развитие зрительного и слухового внимания

– Развитие произвольного внимания, переключения

Ход игры: ребенку предлагается выполнить движения, в зависимости от цвета светового стола и картинки.

  1. Игры, направленные на развитие сенсорных представлений

Игра «Цветные колючки»

Задачи:

– Обогащение сенсорного опыта

– Закреплять представления о цвете и оттенках цветов.

Ход игры: ребенку предлагается рассортировать предметы в зависимости от цвета, загоревшегося на световом столе.

Игра «Найди такую же фигуру»

Задачи:

– Развитие представлений о форме и цвете

– Развитие переключения внимания

Ход игры: для закрепления величины геометрических фигур предлагаем ребенку сначала обвести, а затем подобрать фигуры по размеру в соответствии с цветом на световом столе.

Таким же образом, закрепляются представления о различных геометрических фигурах. Ребенок сначала обводит и называет увиденные геометрические фигуры, а затем дифференцирует их по цвету.

  1. Игры на световом столе, направленные на развитие пространственной ориентировки.

Игра «Археолог»

Задачи:

– Развитие пространственной ориентировки

– Развитие мыслительных операций

– Развитие лексико-грамматического строя

Ход игры: предлагаем ребенку «откапать» с помощью кисточки предмет в заданном месте, назвать его местоположение, используя пространственные понятия, обобщить все предметы или выделить лишний предмет и объяснить свой выбор. С целью развития грамматического строя можно предложить детям поиграть с этими словами в «Большой-маленький», «1-много», «1–3–5» и др.

Игра «Слуховой диктант»

– Развитие мелкой моторики рук

– Развитие пространственной ориентировки

– Развитие внимания

Ход игры: ребенок по словесной инструкции педагога или по графическому образцу ходит пальцем по клеточкам в заданном направлении.

  1. Игры на световом столе, направленные на развитие фонематического слуха

Игра «Археолог»

Вариант 1

Задачи:

– Развитие фонематического слуха,

– Дифференциация звуков,

– Развитие звукопроизношения

Ход игры: ребенок «откапывает» предмет, называет его, определяет место звука в слове и ставит символ этого звука в соответствующее окошко.

Вариант 2

Задачи:

– Автоматизация поставленных звуков

Ход игры: даем ребенку задание «откапать» предметы, назвать их и, таким образом, автоматизируем нужный звук.

Вариант 3

Задачи:

– Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Ход игры: ребенку предлагается «откапать» предмет с помощью кисточки, назвать его, выделить 1-й звук в этом слове и рассортировать в стаканчик, обозначенный символом этого звука.

Во всех заданиях логопед контролирует правильность ответа ребенка с помощью цвета стола. Правильный ответ — зеленый свет, неправильный — красный.

  1. Игры на световом столе, направленные на формирование образа букв и цифр

Игра «Допиши элемент»

Задачи:

– Развитие зрительного внимания и памяти

– Развитие целостности восприятия

– Развитие умения соотносить зрительный образ буквы со звуком (зрительный образ цифры с количеством предметов)

Ход игры: ребенок обводит увиденный элемент цифры, дописывает недостающий элемент, называет получившуюся цифру, затем откапывает изображенные предметы и пересчитывает их, соотнося цифру с количеством предметов. Аналогично проводятся игры с буквами. После того, как ребенок дописал нужный элемент, откапывает картинку и называет слово, начинающееся на эту букву.

Правильность ответа проверяется с помощью света стола.

Игра «Телеграф»

– Развитие кинестетических ощущений

– Развитие умения самостоятельно писать буквы и цифры

– Профилактика оптической дисграфии

Ход игры: взрослый рисует на спине ребенка букву, ребенок воспроизводит ее на световом столе, определяет какой звук, гласный или согласный, обозначает эта буква, что подкрепляется цветом. Точно так же играем с цифрами и соотносим их с количеством пальцев или хлопков. Правильность выполнения проверяется с помощью цвета светового стола.

Вывод:

Использование необычного сочетания упражнений с солью и игр на световом столе — это несложный и доступный вид деятельности для ребенка. Одновременно, это очень интересный, увлекательный, несущий как оздоровительный эффект, так и различные возможности ее применения во всех областях образовательной деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): световой стол, ход игры, Развитие, ребенок, игра, мелкая моторика, образовательная область, задача, пространственная ориентировка, морская соль.


Похожие статьи

Методика использования пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся с ОВЗ

Использование квест-технологии в ДОУ при организации работы с детьми с ОВЗ

Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Формирование мелкой моторики у детей 3–4 лет с помощью разнообразных дидактических игр в ДОУ

Использование музыкально-ритмических упражнений, плясок с народными инструментами в работе с детьми с ОВЗ

Использование инновационных методов при формировании правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ средствами артикуляционной гимнастики

Использование «Сказочных лабиринтов игры» В. В. Воскобовича в коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ

Музыкально-ритмические занятия в системе воспитательских часов с детьми с ОВЗ

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Похожие статьи

Методика использования пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся с ОВЗ

Использование квест-технологии в ДОУ при организации работы с детьми с ОВЗ

Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Формирование мелкой моторики у детей 3–4 лет с помощью разнообразных дидактических игр в ДОУ

Использование музыкально-ритмических упражнений, плясок с народными инструментами в работе с детьми с ОВЗ

Использование инновационных методов при формировании правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ средствами артикуляционной гимнастики

Использование «Сказочных лабиринтов игры» В. В. Воскобовича в коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ

Музыкально-ритмические занятия в системе воспитательских часов с детьми с ОВЗ

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Задать вопрос