В статье представлены этапы коррекционно-логопедической работы по развитию речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития с использованием приемов нейрокоррекции.
Ключевые слова: дети раннего возраста, безречевые дети, задержка речевого развития, стимуляция речевой активности, приемы нейрокоррекции.
По данным ЮНЕСКО на 2020 год в России проживет 2 млн. детей с отклонениями в физическом и психологическом развитии. Немалую долю занимают дети с задержкой речевого развития. В Российской Федерации каждый четвертый ребенок имеет задержку речевого развития [7].
Е. В. Кириллова «к безречевым относит детей с различными задержками психоречевого развития, в том числе недифференцированными, имеющих ранний детский аутизм, интеллектуальную недостаточность, нарушения слуха, моторную и сенсорную алалию, анартрию» [2].
Коррекционно-развивающая работа в рамках развития речевой активности безречевых детей направлена на стимуляцию речевого развития ребёнка, на создание предпосылок формирования речевой деятельности и включает несколько этапов.
- Регуляция процессов возбуждения и торможения. Данный этап включает мозговые процессы запуска и остановки деятельности, переключений, отсроченных реакций, противопоставления отвлекающим факторам, рабочей памяти, самоконтроля, которые регулируются префронтальной корой (управляющим центром) в процессе активации функций подкорковых отделов [3]. На данном этапе ребенок учиться контролировать свое тело, а именно: включаться и останавливаться, замирать и долго ждать, помнить рабочие движения и их несложный порядок, отличать движение от нескольких таких же, прислушиваться к информации своего тела и минимально контролировать его.
Для регуляции данных процессов с своей работе используем:
- Танцы, посредством которых ребенок двигается до тех пор, пока играет музыка и наоборот начинает танцевать при ее включении.
- Стоп действия. В разных концах комнаты раскладываются предметы, например, ручка, фонарик, расчёска. Взрослый дает инструкцию в разной последовательности: «расчесывай, дуй, стучи и др».. Каждое действие выполняется 5–7 сек. до слова «стоп», потом переход к другому объекту.
- Соматогнозис. Сложная, высшая психическая функция, которая отвечает за восприятие собственного тела и ориентации в нем, которая включает кинестетическую, тактильную и проприоцептивную чувствительность, позволяет развивать ощущение баланса и общую координация. При работе по развитию пространственных представлений используем упражнения с приемами нейрокоррекции, предложенные С. Е. Большаковой [1, с.98].
- Выполнить ходьбу по прямой следующим способами:
на внешних ребрах стоп, ноги сближены, затем на расстоянии;
на внутренних ребрах стоп, ноги сближены, затем на расстоянии;
на пятках, на носках.
По мере выполнения ходьба усложняется посредством различных предметов и препятствий, например: коридор из двух веревок, лент (узкий или для каждой ноги отдельно); кегли или любые неустойчивые предметы для движения змейкой; линии из кубиков «один на один» для перешагивания прямым, затем приставным шагом.
- Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори». Ребенок должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо выполнить некоторое конкретное движение. Воспроизведение нарисованных на карточках движений — задача нетривиальная.
- Пальцевой праксис. По мнению С. Е. Большаковой причины трудностей мелкой моторики часто заключается в недостатке силы и координации. Это касается всех мышц кисти, важнейшие из которых отвечают за сгибание, отведение и притягивание к ладони большого пальца. Несформированность зрительно-моторной координации проявляется в неуспешной пальцевой и кистевой манипуляции предметом при вертикальном и горизонтальном прослеживании глазами. Это затрудняет процессы оперирования мелкими объектами, рисования, письма, владения пальцем по тексту [1, с. 124]. Для развития мелкой моторики используем игры:
- Собери ягодки (цветочки, конфетки, грибы и т.д). Перед ребенком кладутся 20–30 однотипных мелких предметов (ягодки, шашки, палочки, фигурки). Посередине стола ставятся коробка или банка. Нужно собирать предметы по одной в коробку, работая попеременно правой-левой рукой. Игра заканчивается, когда предметы на столе заканчиваются.
- «Снежки». Используется журнал с тонкими листами. Нужно отрывать от него по одной странице, работая двумя руками: одна держит журнал, другая ровно вырывает. Каждую страницу необходимо разорвать пополам по предварительно сделанной линии или сгибу. Далее каждый берет по половине, тщательно сминают в маленькие комки, работая всеми пальцами обеих рук. В конце готовые снежки по очереди бросаются в цель. На протяжении выполнения задания ребенок следит глазами за руками. Повторять упражнения 5–6 раз подряд.
- Совершенствование дыхательной системы. Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции [5]. Для формирования правильного речевого дыхания выполняем упражнения, предложенные А. В. Семенович, сначала лежа, сидя, потом стоя [6, с. 54].
Примеры упражнений:
- Ребенок ложится на спину, на живот ребенку кладется игрушка. Катаем игрушку на животе: малыш надувает живот как шарик (вдох через нос) и сдувает его (выдох через рот).
- Произносим любой гласный звук сначала громко, потом тихо.
V.Развитие когнитивной сферы: внимания, памяти, мышления. Реализация данного направления является неотъемлемой частью всего коррекционно-развивающего процесса.
На данном этапе используем упражнения: детское лото, несложные пазлы, разрезные картинки, игры на восприятие величины, цвета, формы, например, собери матрешку, пирамиды разной величины и формы.
- Слуховое восприятие. Цель данного этапа заключается в активизации слухового восприятия (умение слушать, прислушиваться, узнавать звучащий предмет различать характер звучания игрушек, «звучащих коробочек», а затем звуков родного языка (оппозиционных по ряду признаков: глухость/звонкость, твёрдость/мягкость, место образования, способ образования).
- Работа по запуску речи включает следующие направления:
1) Звукоподражание. Цель заключается в повторении ребенком звуков за педагогом. Каждому предмету присваивается звук, например:
– молоток забивает. Я стучу и ты стучи — тук-тук, тук-тук;
– чищу щеткой — х-х-х-х, а как чистишь ты?
– микрофон. Я пою — а-а-а-а, у-у-у-у.
2) Четкость произнесения гласных звуков отдельно и чередуя их. Для этого используем визуально-ритмические ряды, например синий-красный. Синий — красный или вилка (у) — ложка (а) — вилка (у) — ложка (а). Каждому предмету или цвету присваиваем звук или слог, ребенок повторяет за нами.
3) Работа со слогами ведется по аналогии с гласными. Открытые и закрытые слоги. Согласные звуки берем в соответствии с онтогенезом. Кидаем синий мячик и говорим — ПА, кидаем зеленый — ПО. Сбиваем красную кеглю, говорим — АБ, сбиваем синюю — АП и т. д. Сначала воспроизводим открытые слога и их цепочки, потом закрытые слои и их цепочки.
4) Проговаривание слов по классификации слоговой структуры согласно А. К. Марковой [4].
Предложенный алгоритм коррекционно-развивающей работы ведется поэтапно и в строгой последовательности. Каждый последующий этап должен быть реализован на основе усвоенного в полном объеме предыдущего этапа. Основным критерием для перехода на следующий этап стимулирования речевой активности безречевых детей является не временной, а содержательный, при котором огромное значение имеет качество овладения детьми необходимых знаний.
Литература:
- Большакова С. Е. Алалия. Работа на начальном этапе. Формирование навыков базового уровня. — М.: Грифон, 2019. — 256 с.
- Кириллова Е. В. Безречевые дети: особенности психолого-педагогической характеристики// Логопед. — 2012. — № 8. — С. 6–10.
- Лурия А. Р. Язык и мозг // Вопросы психологии. — 1974. — № 1. — С. 49–60.
- Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р. Е. Левиной. — Москва, 1961. — С. 59–70.
- Метляева Ю. В. Система логопедической работы по преодолению задержки речевого развития // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2019 г.). — СПбю: Свое издательство, 2019. — С. 40–42.
- Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учебное пособие. — М.: Генезис, 2007. — 474 с.
- Смелая О. В., Н. В. Гриднева. Развитие речевой активности у дошкольников с ТНР через использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя-логопеда // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 3 (30). — С. 24–26.